Сообщение из опыта работы "Экспериментирование на разносе"
опыты и эксперименты

Шамова Наталья Викторовна

Сообщение из опыта работы

«Экспериментирование на разносе»

Подготовили:

Воспитатели

МБДОУ д/с № 26

Шамова Н.В.

 

 

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как внешние черты детского поведения. Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период происходит через чувства и ощущения. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является игра-экспериментирование. Игры-эксперименты - это игры на основе экспериментирования с предметами. Игры с крупами, макаронными изделиями и другими сыпучими продуктами развивают мелкую моторику, эффективно стимулирует работу мозга и умственное развитие ребенка. И наконец, это просто весело.

Работая по программе Вдохновение мы используем технологию  «Экспериментирование на разносе». Мы хотим поделиться опытом работы в рамках данной технологии.

 Внедрение технологии «Экспериментирование на разносе» проходило поэтапно.

1 этап: Знакомство с технологией. Нами была изучена литература по содержанию «Экспериментирования на разносе»:

  • Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования: А.Бостельман, М. Финк «Экспериментируем и играем на подносе: 40 идей для занятии с детьми в яслях и детском саду» под редакцией С.Н. Бондаревой.
  • Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования: А.Бостельман, М. Финк «33 блестящих идеи для детского сада: делаем игрушки своими руками» под редакцией С.Н. Бондаревой.

 Данная технология нас заинтересовала. Так как наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Чем больше в жизни ребёнка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.

Наша задача – поддержать познавательное отношение воспитанников к миру, помочь им познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир!

«Экспериментирования на разносе» помогут нам научить наших воспитанников:

  • показывать предметы, обладающие существенными признаками;
  • понимать сенсорные свойства предметов;
  • группировать предметы, контрастные по величине;
  • понимать и обозначать, словом наблюдаемые явления;
  • высказывать свои впечатления.

2 этап: Представление данной практики родителям группы.

Чтобы выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей, мы провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома».  Организовали родительское собрание на тему: «Развитие познавательной активности ребенка посредством экспериментирования», на котором мы рассказали родителям о роли экспериментирования для развития детей раннего возраста и предложили родителям поучаствовать в мастер-классе по проведению экспериментов на подносе. Так же мы рассказали родителям об экспериментировании дома:  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»,  «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне».

 Совместно с педагогом-психологом провели  консультации для родителей: «Экспериментируем дома»,  «Малыш – природный исследователь». Родители заинтересовались данным направлением развития детей. Совместным решением педагогов и родителей в результате проделанной работы стало -  создание мини- лаборатории для экспериментирования на подносе.

3 этап: Организация среды для реализации данной практики.

Родители  в совместном сотрудничестве с нами пополняли РППС материалами и оборудованием, предлагаемым учебно-методическим пособием (семена гороха, фасоли; камушки разного цвета, формы, размера; резиновые и пластмассовые игрушки; пластиковые контейнеры разных размеров и форм; пластиковые шприцы; воронки; трубочки для коктейля; воздушные шарики; ключи разного размера; ситечки разного размера, формы и многое другое тоесть все материалы необходимые для реализации данной технологии, вы их видите на слайде). Были продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал  расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от шести до десяти детей. Для подносов имеется отдельное место хранения, некоторые подносы воспитанники могут брать в течение дня самостоятельно, потому они стоят у нас на нижней полке. Есть подносы, которые мы используем строго под контролем воспитателя, они у нас расположены на верхней полке не в свободном доступе.  

4 этап: Организация безопасности детей во время экспериментирования и игр на подносе.

  • Экспериментируем только по подгруппам, чтобы взрослый мог видеть каждого ребенка.
  • Используем колокольчик и вырабатываем остановку всех действий по звонку колокольчика, если видим опасность для жизни и здоровья детей
  • После каждого эксперимента приучаем детей помогать убирать рабочего места.
  • Так же постепенно вводили элементарные правила: бери только нужные для работы материалы; с сыпучими материалами работай только на подносе; не пробуй материалы на вкус.

5 этап: Практическая часть.

В процессе экспериментирования совместно с детьми проводим опыты:

         1.Играем в прятки!- для этого эксперимента на подносе малышам нужны лишь жестяная банка без верхней крышки и вещи, которые могут туда более или менее легко поместиться Некоторые предметы могут сопровождать эту игру в прятки звуками. И когда ребенок бросает эти вещи в банку, они падают туда с шумом. Как раз то, что нужно нашим воспитаниками в этом возрасте. Так же можно прятать помпоны, бигуди , пробки, орехи при этом тренируя мелкую моторику.

2. Строим башню - на подносе для воспитанников мы располагаем предметы, которые можно поставить друг на друга. Это может быть уже готовая башенка или набор деталей конструктора, поскольку как раз во время сооружения башенок дети трудятся самостоятельно и особенно сосредоточенно. Наши малыши охотнее занимаются строительством именно на подносе, а не на полу, не отвлекаясь на других играющих рядом детей.

3.Собираем пирамидку- когда дети  нанизывают предметы с отверстиями на стержень, у них развивается понимание определенных связей между ними. Дети охотно собирают пирамидки даже из самых обычных предметов обихода. Например из картонных колечек отрезанных от рулонов, пластиковых колец, бусы с деревянными бусинами, деревянный диск с отверстием и т. д.

       4.Дождик из крупы- на подносе понадобится два сосуда. В одном из них_ сыпучий материал, второй- пустой. Так же как дети охотно переливают жидкость из одного стакана в другой, так же они увлеченно играют и с сыпучими материалами, и при этом нет никакой опасности, что они устроят настоящий потоп. Крупа перетекает из стакана в стакан достаточно медленно и при этом приятно шуршит. Можно использовать для этого кукурузную крупу, кус-кус, пшено.

5.Собираем ожерелье- в этом варианте игры у малышей должно получиться ожерелье. Порядок нанизывания деталей свободный, что гарантирует испытателю разный результат. В зависимости от уровня развития ребенка задание можно усложнять. Например, сначала предложить ему нанизать бусины с большими отверстиями на толстый шнур. А потом положить на поднос детали с более мелкими дырочками и нити потоньше. И конечно же можно предложить малышам сделать ожерелье из макарон разного вида.

6. Просто добавь воды- это простое занятие способствует развитию самостоятельности наших воспитанников: они прилежно тренируются наливать жидкости, наших воспитанников эта игра завораживает. Для этого необходимо подготовить маленький пластиковый кувшин с водой и пустой стакан. Жидкость можно окрасить из основных цветов. В результате таких экспериментов ребенок сев за обеденный стол не будет играть с жидкостями во время приема пищи. Кроме того, дети в процессе подобных игр быстрее овладевают этим навыком и управляют с жидкостями довольно уверенно.

7. Ищем предметы- чашка с манкой или песком скрывает немало сюрпризов. На подносе дети в чашке с манкой также могут обнаружить невидимые поначалу «сокровища». А искать их мы предлагаем детям при помощи ситечка. Сито можно использовать вместо лопатки, погрузить его в манку, затем потрясти, пока манка не высыпется, достать оставшиеся в нем предметы и переложить в миску. А чтобы интерес к игре не пропал , следует время от времени прятать в манке новые сокровища. Размер ситечка должен быть намного меньше, чем с сыпучим содержимым.

8. Блестящие бутылочки- внутри блестящих бутылочек дети находят чрезвычайно изменчивый мир, за которым им долго хочется наблюдать и в который им хотелось бы погрузиться. Дети поворачивают бутылочки в руке, при этом приводят содержимое в движение. Встряхивают содержимое бутылочки, чтобы взболтать блестки.При каждом движении блестки в бутылочке перемещаются, и дети с удовольствием следят за ними. Им очень интересно рассмотреть каждую из этих крошечных частиц. Камешек в бутылочке при встряхивании гремит, и частички особенно хорошо перемешиваются. Содержимое бутылочек, у нас разнообразное, мелкие камешки, ракушки, подкрашенная вода с блестками и т.д.

9. Погремушка из бутылки- каждое зернышко или горошина издает звук. Создавать эти звуки с помощью самодельной погремушки- бутылочки нравится всем детям без исключения! Тем более прозрачная бутылочка в отличие от погремушке позволяет ребенку наблюдать за зернами, бусинками которые при  тряске стремительно с треском и шумом разлетаются. Наполнять бутылки можете различными крупами- рис, чечевица, бусины , горох и т. д.

10. Путепровод из двух бутылок- вещи отправляются в путь туда и обратно: за этим процессом наши воспитанники наблюдают благодаря конструкции из двух бутылочек, которая напоминает собой конструкцию песочные часы. Малыши быстро выясняют, что на этот процесс можно влиять, если наклонять бутылочку то больше, то меньше. Их завораживает вид материала, перетекающего сверху в них от первой до последней частицы, хотя для этого требуется немало времени. Неважно, что в бутылочке- песок или вода, и то и другое найдет путь в низ, но по разному и с разной скоростью.

6 этап:

Мы представили вам свой опыт работы по использованию игр и экспериментов на подносе для детей раннего возраста. Для организации индивидуального образовательного процесса в яслях вам могут помочь самые обычные материалы и предметы, только их надо правильно скомпоновать и выложить детям для игры на пластиковых или деревянных подносах. Выполняя игровые задания у детей развивается мелкая моторика, глазомер, творческое мышление, дети экспериментируют и открывают для себя окружающий мир. И что важно, делают это с удовольствием и интересом.

Спасибо за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Экспериментирование на разносе»

Подготовили:

Воспитатели

МБДОУ д/с № 26

Шамова Н.В.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как внешние черты детского поведения. Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период происходит через чувства и ощущения. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является игра-экспериментирование. Игры-эксперименты - это игры на основе экспериментирования с предметами. Игры с крупами, макаронными изделиями и другими сыпучими продуктами развивают мелкую моторику, эффективно стимулирует работу мозга и умственное развитие ребенка. И наконец, это просто весело.

Работая по программе Вдохновение мы используем технологию  «Экспериментирование на разносе». Мы хотим поделиться опытом работы в рамках данной технологии.

 Внедрение технологии «Экспериментирование на разносе» проходило поэтапно.

1 этап: Знакомство с технологией. Нами была изучена литература по содержанию «Экспериментирования на разносе»:

  • Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования: А.Бостельман, М. Финк «Экспериментируем и играем на подносе: 40 идей для занятии с детьми в яслях и детском саду» под редакцией С.Н. Бондаревой.
  • Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования: А.Бостельман, М. Финк «33 блестящих идеи для детского сада: делаем игрушки своими руками» под редакцией С.Н. Бондаревой.

 Данная технология нас заинтересовала. Так как наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Чем больше в жизни ребёнка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.

Наша задача – поддержать познавательное отношение воспитанников к миру, помочь им познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир!

«Экспериментирования на разносе» помогут нам научить наших воспитанников:

  • показывать предметы, обладающие существенными признаками;
  • понимать сенсорные свойства предметов;
  • группировать предметы, контрастные по величине;
  • понимать и обозначать, словом наблюдаемые явления;
  • высказывать свои впечатления.

2 этап: Представление данной практики родителям группы. 

Чтобы выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей, мы провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома».  Организовали родительское собрание на тему: «Развитие познавательной активности ребенка посредством экспериментирования», на котором мы рассказали родителям о роли экспериментирования для развития детей раннего возраста и предложили родителям поучаствовать в мастер-классе по проведению экспериментов на подносе. Так же мы рассказали родителям об экспериментировании дома:  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»,  «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне».

 Совместно с педагогом-психологом провели  консультации для родителей: «Экспериментируем дома»,  «Малыш – природный исследователь». Родители заинтересовались данным направлением развития детей. Совместным решением педагогов и родителей в результате проделанной работы стало -  создание мини- лаборатории для экспериментирования на подносе.

3 этап: Организация среды для реализации данной практики. 

Родители  в совместном сотрудничестве с нами пополняли РППС материалами и оборудованием, предлагаемым учебно-методическим пособием (семена гороха, фасоли; камушки разного цвета, формы, размера; резиновые и пластмассовые игрушки; пластиковые контейнеры разных размеров и форм; пластиковые шприцы; воронки; трубочки для коктейля; воздушные шарики; ключи разного размера; ситечки разного размера, формы и многое другое тоесть все материалы необходимые для реализации данной технологии, вы их видите на слайде). Были продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал  расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от шести до десяти детей. Для подносов имеется отдельное место хранения, некоторые подносы воспитанники могут брать в течение дня самостоятельно, потому они стоят у нас на нижней полке. Есть подносы, которые мы используем строго под контролем воспитателя, они у нас расположены на верхней полке не в свободном доступе.  

4 этап: Организация безопасности детей во время экспериментирования и игр на подносе. 

  • Экспериментируем только по подгруппам, чтобы взрослый мог видеть каждого ребенка.
  • Используем колокольчик и вырабатываем остановку всех действий по звонку колокольчика, если видим опасность для жизни и здоровья детей
  • После каждого эксперимента приучаем детей помогать убирать рабочего места.
  • Так же постепенно вводили элементарные правила: бери только нужные для работы материалы; с сыпучими материалами работай только на подносе; не пробуй материалы на вкус.

5 этап: Практическая часть.

В процессе экспериментирования совместно с детьми проводим опыты:

         1.Играем в прятки!- для этого эксперимента на подносе малышам нужны лишь жестяная банка без верхней крышки и вещи, которые могут туда более или менее легко поместиться Некоторые предметы могут сопровождать эту игру в прятки звуками. И когда ребенок бросает эти вещи в банку, они падают туда с шумом. Как раз то, что нужно нашим воспитаниками в этом возрасте. Так же можно прятать помпоны, бигуди , пробки, орехи при этом тренируя мелкую моторику.

2. Строим башню - на подносе для воспитанников мы располагаем предметы, которые можно поставить друг на друга. Это может быть уже готовая башенка или набор деталей конструктора, поскольку как раз во время сооружения башенок дети трудятся самостоятельно и особенно сосредоточенно. Наши малыши охотнее занимаются строительством именно на подносе, а не на полу, не отвлекаясь на других играющих рядом детей.

3.Собираем пирамидку- когда дети  нанизывают предметы с отверстиями на стержень, у них развивается понимание определенных связей между ними. Дети охотно собирают пирамидки даже из самых обычных предметов обихода. Например из картонных колечек отрезанных от рулонов, пластиковых колец, бусы с деревянными бусинами, деревянный диск с отверстием и т. д.

       4.Дождик из крупы- на подносе понадобится два сосуда. В одном из них_ сыпучий материал, второй- пустой. Так же как дети охотно переливают жидкость из одного стакана в другой, так же они увлеченно играют и с сыпучими материалами, и при этом нет никакой опасности, что они устроят настоящий потоп. Крупа перетекает из стакана в стакан достаточно медленно и при этом приятно шуршит. Можно использовать для этого кукурузную крупу, кус-кус, пшено.

5.Собираем ожерелье- в этом варианте игры у малышей должно получиться ожерелье. Порядок нанизывания деталей свободный, что гарантирует испытателю разный результат. В зависимости от уровня развития ребенка задание можно усложнять. Например, сначала предложить ему нанизать бусины с большими отверстиями на толстый шнур. А потом положить на поднос детали с более мелкими дырочками и нити потоньше. И конечно же можно предложить малышам сделать ожерелье из макарон разного вида.

6. Просто добавь воды- это простое занятие способствует развитию самостоятельности наших воспитанников: они прилежно тренируются наливать жидкости, наших воспитанников эта игра завораживает. Для этого необходимо подготовить маленький пластиковый кувшин с водой и пустой стакан. Жидкость можно окрасить из основных цветов. В результате таких экспериментов ребенок сев за обеденный стол не будет играть с жидкостями во время приема пищи. Кроме того, дети в процессе подобных игр быстрее овладевают этим навыком и управляют с жидкостями довольно уверенно.

7. Ищем предметы- чашка с манкой или песком скрывает немало сюрпризов. На подносе дети в чашке с манкой также могут обнаружить невидимые поначалу «сокровища». А искать их мы предлагаем детям при помощи ситечка. Сито можно использовать вместо лопатки, погрузить его в манку, затем потрясти, пока манка не высыпется, достать оставшиеся в нем предметы и переложить в миску. А чтобы интерес к игре не пропал , следует время от времени прятать в манке новые сокровища. Размер ситечка должен быть намного меньше, чем с сыпучим содержимым.

8. Блестящие бутылочки- внутри блестящих бутылочек дети находят чрезвычайно изменчивый мир, за которым им долго хочется наблюдать и в который им хотелось бы погрузиться. Дети поворачивают бутылочки в руке, при этом приводят содержимое в движение. Встряхивают содержимое бутылочки, чтобы взболтать блестки.При каждом движении блестки в бутылочке перемещаются, и дети с удовольствием следят за ними. Им очень интересно рассмотреть каждую из этих крошечных частиц. Камешек в бутылочке при встряхивании гремит, и частички особенно хорошо перемешиваются. Содержимое бутылочек, у нас разнообразное, мелкие камешки, ракушки, подкрашенная вода с блестками и т.д.

9. Погремушка из бутылки- каждое зернышко или горошина издает звук. Создавать эти звуки с помощью самодельной погремушки- бутылочки нравится всем детям без исключения! Тем более прозрачная бутылочка в отличие от погремушке позволяет ребенку наблюдать за зернами, бусинками которые при  тряске стремительно с треском и шумом разлетаются. Наполнять бутылки можете различными крупами- рис, чечевица, бусины , горох и т. д.

10. Путепровод из двух бутылок- вещи отправляются в путь туда и обратно: за этим процессом наши воспитанники наблюдают благодаря конструкции из двух бутылочек, которая напоминает собой конструкцию песочные часы. Малыши быстро выясняют, что на этот процесс можно влиять, если наклонять бутылочку то больше, то меньше. Их завораживает вид материала, перетекающего сверху в них от первой до последней частицы, хотя для этого требуется немало времени. Неважно, что в бутылочке- песок или вода, и то и другое найдет путь в низ, но по разному и с разной скоростью.

6 этап: 

Мы представили вам свой опыт работы по использованию игр и экспериментов на подносе для детей раннего возраста. Для организации индивидуального образовательного процесса в яслях вам могут помочь самые обычные материалы и предметы, только их надо правильно скомпоновать и выложить детям для игры на пластиковых или деревянных подносах. Выполняя игровые задания у детей развивается мелкая моторика, глазомер, творческое мышление, дети экспериментируют и открывают для себя окружающий мир. И что важно, делают это с удовольствием и интересом.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы

Сообщение из опыта работы «Игры по развитию сенсорики в группе раннего возраста»   Сенсорное воспитание ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления р...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ПОДГОТОВКА К ОСЕННЕМУ ПРАЗДНИКУ С ЧЕСТЬ ТРУЖЕННИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

Сообщение из опыта работы о подготовке к фольклорному осеннему празднику в четь труженников села Подольского района\. Материал интересен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ....

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...