Конспект интегрированного открытого занятия в средней группе "Путешествие в подводный мир"
план-конспект занятия (средняя группа)

Кожемякина Лариса Николаевна

Конспект занятия по познавательному развитию  с логическими блоками Дьенеша для детей средей группы. Развитие логических способностей, эмоциональной сферы ребенка; закрепление представлений об окружающем мире, закрепление сенсорных эталонов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад № 2 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект интегрированного занятия

«Путешествие в подводный мир»

Воспитатель: Кожемякина Л.Н.

   

Цели: развитие логических способностей, эмоциональной сферы ребенка; закрепление представлений об окружающем мире, закрепление сенсорных эталонов.

Задачи:

  • Образовательные:
  • совершенствовать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве;
  • формировать умения декодировать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их символическим обозначениям.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей,
  • развивать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей);

Воспитательные:

  • Развивать эмоциональную сферу ребенка, воображение, позитивное отношение к миру;
  • Воспитывать любовь к природе родного края.
  • Воспитывать чувство сопереживания, желания помогать
  • Виды детской деятельности:
  • Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Планируемые результаты:

 Дети проявляют интерес и с удовольствием включаются в деятельность; эмоционально отзываются на игровую ситуацию, сопереживают и сочувствуют, получают удовольствие от результатов деятельности.

 На основе сенсорных эталонов дети осуществляют логические действия и операции.

Предварительная работа: беседы о жизни и развитии рыб, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различных рыб, рисование с помощью трафаретов, тонирование листов бумаги, разучивание стихотворений о рыбах. Просмотр слайдов, фильмов о жизни подводного мира, каналов «Анимал», «Живая природа».

Материалы и оборудование:

 Игрушка Золотая рыбка с тремя малышами (синий, красный и желтый); емкость(банка) с водой и грязным песком на дне; емкость с чистой водой и чистым песком на дне, окрашенной по внутренней стороне крышкой; опорные схемы с условными обозначениями ( один набор для воспитателя); схема постройки батискафа  по количеству детей;  «Волшебный мешочек» с комплектом блоков Дьенеша по количеству детей ( билеты) ; наборы с блоками Дьенеша на каждого ребенка, стульчики с изображением геометрических фигур, smart доска, обручи, магнитные удочки две штуки, блоки Дьенеша с прикрепленными магнитиками, блоки Дьенеша на липучках для работы на фланелеграфе, музыкальное сопровождение, видео сопровождение ( слайды , физминутка).

Ход занятия

Организационный момент      

Психогимнастика:

Я предлагаю вам взяться за руки и передать свое тепло друг другу, давайте построим большой круг дружбы:

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу.            

-Чувствуете? По кругу побежало тепло – это не простое тепло, а волшебное. И сегодня нас ждет невероятное путешествие. Для того чтобы узнать куда мы отправимся, давайте присядем на стульчики и отгадаем загадку:

- Обманывать не стану,

Я меньше океана,

Но я большое, всё же,

На океан похоже.

Могу спокойным быть,

Могу и заштормить.

Есть у меня всегда

Солёная вода.

(Море)    

(На экране появляется слайд с изображением моря и звучит запись «шум волн»)

-Ребята¸ давайте, закроем глаза и еще раз послушаем звуки моря (запись шума моря, постепенно стихающий) Мне кажется, что я что-то слышу…

(Звучит запись голоса золотой рыбки будто издалека) - Ребята……

Воспитатель находит золотую рыбку: (звучит запись голоса, в руках воспитателя игрушка рыбка)

-Здравствуйте, ребята!  Я –рыбка не простая! Я – Владычица морская! Недавно на море случился шторм вода стала очень мутной и мои рыбки-малыши потерялись. Я знаю, что вы точно сможете мне помочь их найти, потому что вы очень дружные, отважные и умные ребята.. Помогите мне, пожалуйста

Воспитатель:

- Ну, что, ребята? Поможем золотой рыбке? (Да)

Рыбка:

- Выполнив задание, вы найдете одного моего малыша. Чтобы найти всех нужно выполнить несколько заданий. Я не могу с вами отправиться, и буду ждать вас здесь. У меня есть частичка моря (воспитатель берет банку с водой, на дне которой песок) когда в нем вода чистая и прозрачная это значит, что с вами все в порядке, но если вода станет мутная (воспитатель взбалтывает воду в банке и вода мутнеет), значит вы что-то делаете неверно и в море опять может начаться шторм. Но я верю в вас и превращаю в настоящих моряков (надеваем гюйсы, звучит музыка «волшебство»). Удачи вам, ребята!

Воспитатель:

-Тогда отправляемся в путешествие!  Запомнили, что говорила рыбка- если мы что-то делаем неверно, то вода станет мутной. (Взбалтываю банку еще раз, вода мутнеет) Сможем мы тогда что-нибудь рассмотреть и помочь рыбкам? (Нет) Давайте вспомним, как правильно вести себя в путешествии:

 1-Не кричать;2-Не перебивать товарищей; 3 Не бегать,4- Не драться; 5- вести себя спокойно, вежливо; без спроса никуда не уходить, 6- очень внимательно слушать взрослых

- Ребята, на чем можно путешествовать по морю? (Ответы детей. Корабль, лодка, яхта, катер, подводная лодка и т. д.)

-Молодцы, ребята. Сегодня у нас не простая задача, мы отправляемся на поиски рыбок-малышей, деток нашей золотой рыбки в подводное путешествие и для этого нам нужен подводный транспорт. Какой подводный транспорта вы знаете? (Ответы) Молодцы,  А я хочу предложить вам исследовать морские глубины с помощью специального подводного исследовательского корабля. Посмотрите на экран (слайд батискаф).

-то батискаф –уменьшенная подводная лодка с окнами-иллюминаторами, которое используется для изучения подводного мира; в нём есть место для людей и необходимого оборудования; батискаф имеет несколько мощных прожекторов. Но он не сразу был таким. Интересно узнать, с чего все началось?  (Да!)

-Ребята, давайте встанем, закроем глаза и скажем волшебные слова:

«Чудеса нас всех здесь ждут. Раз, два, три, мы уже тут.»

-Вот мы с вами очутились в Синей бухте.

 (Подходим к столикам с изображением синей рыбки, на столе конверт с заданием, на экране заставка с изображением синей глади моря, на столе стоит емкость с водой, пустой прозрачный стакан, лист бумаги, одноразовые полотенца).

-Когда-то очень давно очень любознательный человек заметил, что перевернутая вверх дном бочка при опускании в воду не заполняется водой, а сохраняет воздух. Вот тогда водолазы и стали использовать такую конструкцию для того, чтобы подольше находиться в воде. (Воспитатель демонстрирует опыт с опусканием в воду перевернутой вверх дном банки/ стакана (на дне можно разместить смятый лист бумаги, так, чтобы он не выпадал при переворачивании банки) Данный опыт продемонстрирует, что лист остался сухим, т е вода не попала внутрь)

Так и появился первый подводный аппарат.  

Конечно, люди все больше усовершенствовали его и сейчас мы с вами имеем возможность воспользоваться таким изобретением, как батискаф. И наше первое задание: построить батискаф.  А помогут нам в этом уже известные вам блоки – блоки Дьенеша. Они уже ждут Вас. На столах лежат детали вашего сооружения и дана подсказка – схема. Какие свойства блоков вы знаете? (цвет, форма, размер, толщина). Обратите внимание, какие свойства использованы в схеме (форма и размер), а какие нет (на доске дана общая таблица- напоминание для вас)

Дети приступают к «постройке батискафа из блоков Дьенеша, воспитатель наблюдает и если есть необходимость то направляет действия ребенка по нужному руслу)

-Молодцы, ребята все справились отлично. А вот и первый малыш (достаю и показываю маленькую рыбку ).

- Перед тем, как отправиться на батискафе под воду, давайте немного разомнемся:  

Физминутка (музыкальная «А рыбы в море плавают вот так»)

-А теперь прошу взять билет и занять место в нашем большом батискафе (стульчики стоят в два ряда. На спинке каждого изображение фигуры блока Д.) Каждый из вас из берет свой «билетик» из этого волшебного мешочка и занимаете соответствующее место в батискафе. «Билет» кладем под стул.

Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Погружаемся. Музыка (звук погружения)  

        1-2-3 все поплывём! В мир подводный попадем. Сейчас начнутся чудеса, Нужно лишь смотреть во все глаза.

 - Вот мы оказались в подводном мире. Ребята, посмотрите, сколько самых разных красивых рыбок проплавает мимо нашего батискафа. (Дети рассматривают слайды с изображением различных рыб. Уточняется названия некоторых рыб, обращается внимание на форму тела рыб, их цвет, форму плавников и хвоста.) Узнаете ли вы каких-либо?  (Ответы детей). 

-Это наша с вами первая подводная остановка! (Слайд с изображением красного рифа). Мы прибыли на Красный риф. (Стол с изображением красной рыбки)

Вот и наше следующее задание (воспитатель берет конверт с заданием): здесь приглашение на волшебную рыбалку. Но сможем ли мы дышать под водой? Что для этого необходимо? ответы детей- акваланг, маска).

Правильно. Надеваем волшебные акваланги (слайд с изображением акваланга, воспитатель раздает бумажные маски). Выходим из батискафа !  (Дети встают со стульчиков и выходят из «батискафа»)

Включается звук моря и изображение разнообразных рыб)

 - Итак наша подводная рыбалка начинается. (Дети походят к столу на котором лежит обруч имитирующий емкость с водой, магнитные удочки . В воде плавают «рыбки» блоки Дьенеша с приклеенным магнитом)

 Игра «магнитная рыбалка.

Правила такие: Вы берете удочку, вылавливаете рыбку, отвечая на вопрос – Какую рыбу ты поймал? (Например: -Я поймала большую треугольную красную рыбку)

На подводной рыбалке побывали. Понравилось?

 -Ребята, смотрите, я поймала какую-то интересную рыбку. (Воспитатель достает су-джок мячик и показывает детям) На какую рыбку это похоже? (раздаю детям мячики для су-джок гимнастики)

(Рыба-шар)

Как весёлый колобок            ( катаем по ладони)

Рыба-шар по морю скок,        ( перебрасываем мяч с руки на руку)

Скок-да-скок, вдруг камбала, (распрямить пальчики)

Будто блин, к ней подплыла...(прокатываем вдоль ладони с прямыми пальцами)

Я про блин и колобок              ( скругляем пальчики , катаем колобок)

Сочинить стишок бы мог.

Непохожи? Ну, и что ж,           ( перебрасываем мяч с руки на руку)

"Их водой не разольешь!"

 Смотрите, нашелся еще один малыш нашей рыбки, забираем? (На дне корзины для мячиков находится еще одна рыбка.) Двигаемся дальше.( воспитатель берет конверт с заданиями)  В задании сказано, что нам нужно двигаться к Желтой лагуне.(Переходим к фланелеграфу, на котором расположено изображение желтой рыбки, в произвольном порядке различные геометрические фигуры из комплекта блоков Дьенеша на липучках и два пересекающихся обруча)

-Ну, вот мы и приплыли на самое дно моря в Желтую  лагуну            И сейчас нам самое время выполнить последнее задание золотой рыбки. Посмотрите, сколько разных рыбешек перед нами, видимо они тоже не могут найти свои домики. Предлагаю им помочь. Готовы? А для этого нам нужно сделать следующее:

-Перед вами два круга, скажите, что вы особенного замечаете в их расположении? (Дети отвечают, что круги пересекаются)

Совершенно верно. Это домики для рыбок и они подписаны-обозначены. Что значит эта схема? (Над левым обручем схема обозначающая, что сюда подходят все желтые блоки. Над правым обручем схема обозначающая домик для всех круглых и треугольных блоков. (Соответственно в месте пересечения/наложения обручей должны будут оказаться желтые круглые и треугольные элементы). Дети выполняют коллективное задание (снимают блоки с фланелеграфа и прикрепляют в соответствующий «домик»)

-Молодцы ребята! И с этим заданием вы успешно справились. Вот и еще один малыш. (Кладем еще одну рыбешку в банку для золотой рыбки) Мы нашли всех малышей – показываю содержимое банки, в которой три рыбки-малыша. Теперь мы можем возвращаться к золотой рыбке.  (воспитатель опять берет конверт с заданием) Так, здесь сказано, что вернуться мы можем сказав еще раз волшебные слова:

-«Чудеса нас всех здесь ждут. Раз, два, три, мы уже тут.»

Смотрите, мы оказались в группе нашего сада. Проходите, снимайте ваши акваланги и присаживайтесь на стульчики. Обратите внимание, волшебное море тихое и спокойное и теперь, даже если мы его немного взболтаем, то оно становится только красивее (помощник во время выполнения заданий подменяет банку на вторую с чистой водой, но на крышке с внутренней стороны с нанесенной голубой краской. При взбалтывании вода окрашивается в светло-голубой цвет) А вот и золотая рыбка. Отдаем ей малышей. Звучит запись:

-Спасибо вам, ребята!! Вы помогли мне найти моих малышей, справились со всеми заданиями. Я вам очень благодарна. И за это вам от меня награду.(звучит музыка волшебства)

Воспитатель показывает детям шкатулку, в которой ранее были рыбки, но  уже лежит сюрприз.( пока дети рассаживались на места и снимали маски , помощник произвел замену игрушечных рыбок в шкатулке на сюрприз для детей)

Ребята, что мы скажем рыбке? (спасибо и до свидания) ( воспитатель убирает емкость с рыбкой за ширму) Рефлексия: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Что вам запомнилось больше всего, что понравилось, какие места посещали…….

И напоследок: ( круг завершения)

А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного открытого занятия по математике средней группе «История веселого квадратика»

Ознакомление с геометрическими фигурами. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие воображения, мелкой моторики пальцев рук. Упражнять в счете до 5. Развивать слуховой анализатор. Формиров...

Конспект интегрированного открытого занятия по познавательному развитию в средней группе "ФРУКТОВЫЙ САД"

"ФРУКТОВЫЙ САД" Цели: - расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека;- обогащат...

Конспект интегрированного открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В окно повеяло весной»

Активизация познавательного интереса к жизни весеннего леса, обогащение представлений о растительном и животном мире....

Конспект итогового интегрированного открытого занятия в средней группе "Путешествие в лес"

Итоговое занятие включает в себя несколько областей. Это и ФЭМП, развитие речи, окружающий мир, художественно- эстетическое развитие. Занятие проводилось совместно с музыкальным руководителем и хореог...

Конспект интегрированного открытого занятия «Рукавичка» в средней группе

Конспект интегрированного открытого занятия в средней группе....

Конспект интегрированного открытого занятия в средней группе «Цветущее дерево» с использованием нетрадиционной техники рисования

Конспект интегрированного открытого занятия в средней группе «Цветущее дерево» с использованием нетрадиционной техники рисования...