Проблема развития музыкального восприятия у младших школьников.
статья

Проблема музыкального восприятия является одной из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество материалов, затрагивающих ее (наблюдений, специальных исследований), во многом еще не решена. Развивать музыкальное восприятие – это значит включить слушателя в процесс активного сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник-музыкант – композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблема развития музыкального восприятия у младших школьников.

Проблема музыкального восприятия является одной из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество материалов, затрагивающих ее (наблюдений, специальных исследований), во многом еще не решена. Развивать музыкальное восприятие – это значит включить слушателя в процесс активного сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник-музыкант – композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект воздействия.

В тоже время, отметим, что современная культурная реальность отличается невероятной множественностью разнообразной музыки, где за внимание слушателя соперничают разнообразные её жанры, стили и направления. Большое место в жизни подрастающего поколения занимает лёгкая музыка. Простая для восприятия, она приносит им радость и веселье, но, к сожалению, не развивает музыкальный вкус и не способствует формированию духовной культуры обучающихся.

Основной путь развития музыкального восприятия – это повышение тонкости звуковысотного слуха и его производных, а также расширение круга знаний слушателя о музыкальных стилях, жанрах. Однако на характер музыкального восприятия влияет не только наличие необходимых музыкальных способностей, но и принадлежность слушателя к конкретному социально-демографическому слою. Возраст, уровень образования, место жительства влияют не менее сильно, чем их наличие или отсутствие[26, с.72-74].

По наблюдениям многих авторов восприятие музыки детьми разного возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью, а качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в немузыкальной среде, у него зачастую формируется негативное отношение к серьезной музыке,  не вызывающей у них эмоционального отклика, т.к. школьник не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Кроме того, далеко не сразу молодой и неопытный слушатель может постичь всю глубину серьезного музыкального сочинения в полном объеме. Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей – слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий, которые организуются в системе общего и дополнительного образования. Однако, учитывая то, что детские музыкальные школы и школы искусств посещают лишь ограниченное количество обучающихся, считаем необходимым рассмотреть исследуемую нами проблему именно в общеобразовательных школах, где ребята получают массовое общее музыкальное образование, причем особое внимание уделяем начальному этапу обучения.

В психологической литературе отмечается, что учащиеся младших классов неусидчивы, в связи, с чем им противопоказана однообразная и монотонная деятельность. Учитывая это, на уроке музыки должна быть постоянно организована смена различных видов деятельности, для того чтобы не допускать быстро наступающего утомления, а вместе с тем и того состояния, которое определяется у детей словом «скучно».

У обучающихся этого возраста преобладает сенсомоторный характер музыкального восприятия и склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации с персонажами музыкальных произведений. У многих из них еще нет адекватного отклика на выразительность отдельных музыкальных элементов. По результатам исследований В.К. Белобородовой, дети 7—9 лет утвердительно отвечают на вопросы, любят ли они петь и слушать музыку. Эмоциональность музыкального восприятия проявляется у них наиболее ярко. Задания на выбор или самостоятельный подбор определений музыкального произведения выполняются большинством учащихся с наибольшим процентом верных ответов. Однако многие из них не могут назвать услышанные ими ранее или любимые произведения, спеть знакомую песню. Правильно определяя характер музыкального произведения, дети обычно не сопоставляют его со средствами выразительности [4, 105-107].

Формирование осознанного музыкального восприятия у младших школьников – сложный, неравномерно протекающий процесс, зависящий от возрастных особенностей. Для детей этого возраста характерно стремление к самовыражению в разнообразных формах: звуковых, зрительных, словесных, двигательных. У них преобладают зрительно-событийные впечатления над слуховыми. Они активно передают характер музыки в движениях, рисуют музыкальные образы. Кроме того, ребята способны к более дифференцированному слуховому восприятию музыки. При целенаправленной работе им доступно осознание выразительной роли звуковысотной линии мелодии, ритма, метра, лада и т.д. К девятилетнему возрасту, ребята приобретают опыт устных высказываний о музыке, но наблюдается недостаточно сформированный запас слов.

На необходимость развития разных сторон восприятия музыки неоднократно обращали внимание музыковеды-практики, непосредственно работавшие с детской аудиторией. Так Б.Л. Яворский отмечал, что в основе исследуемого процесса лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь», в связи, с чем рекомендовал стимулировать у детей творческий подход к освоению простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности. Важным условием развития умения мыслить, по его убеждению, является непосредственное эмоциональное восприятие, лишь после которого можно переходить к детальному разбору произведений.

Б.В. Асафьев определил сравнение каждого звучащего момента с предшествующим как характерную черту музыкального восприятия. Он резко выступал против трактовки восприятия только как «созерцательного акта». Современный музыковед М.П. Тараканов также считает, что следует привить детям элементарные навыки восприятия музыкальных структур, т.к. для слушателя, лишенного чувства восприятия формы, не ощущающего ее в данном сочинении, музыка не оканчивается, а прекращается. Вместе с тем Б.М. Теплов писал, что одна из труднейших педагогических задач при развитии восприятия музыки заключается в сохранении эмоционального отношения при всевозрастающей сознательности.

Развитие восприятия музыки у младших школьников является одной из основных задач музыкального воспитания. Стоит отметить, что термин «музыкальное восприятие» имеет два значения:

- более емкое, понимаемое как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей – хоровое пение, игра на музыкальных инструментах;

- более узкое, подразумевающее слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями.

При этом две стороны музыкального развития младших школьников – восприятие и собственное творчество – неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. В.И. Петрушин, обобщая данные экспериментальных исследований, предлагает следующий порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия: выявление главного настроения; определение средств музыкальной выразительности; рассмотрение особенностей развития художественного образа;  выявление главной идеи произведения; понимание позиции автора; нахождение в произведении собственного личностного смысла. Каждое из этих направлений работы связано с постановкой перед учащимися проблемных заданий [14,  с.175-181].

Существенный вклад в теорию и методику восприятия музыки внесла Н.Л. Гродзенская. Выявленная и обоснованная еюпоследовательность слушания музыки, включающая вступительное слово, собственно слушание, анализ произведения, повторное слушание, является актуальной и на сегодняшний день. Подготовка к восприятию музыкального произведения начинается со вступительного слова учителя, которое чаще всего короткое, может быть разнообразным по содержанию и определяется характером произведения, подготовкой детей и т.д. Однако опыт показывает, что затянутое, слишком длинное вступительное слово снижает напряженность внимания при слушании музыки.

Следующим этапом воспитания музыкального восприятия является умение ориентироваться в музыке, исходя из более обобщенных представлений – жанра, стиля, формы и т.д.

Многие годы своей жизни композитор Д.Б. Кабалевский посвятил музыкальному просвещению школьников, указав важную истину: ребята способны воспринимать, запоминать и даже воспроизводить достаточно сложную музыку при условии, если музыка эта ярка, образна и естественна в своем развитии. Если же нет в ней яркости, образности и естественности – даже самую простую музыку ребята никогда не воспримут, потому что не затронет она ни их сердец, ни их сознания.

Далее анализ произведения, который подготавливает почву для повторного восприятия произведения уже на более высоком – не только сознательном, но и эмоциональном – уровне. Анализируя с ребятами особенности музыкального произведения, следует задать им ряд вопросов и заданий, причем, правильно поставленные вопросы, воспитывают умение слушать, которые можно задавать до того, как дети прослушают музыку, и после. Предварительные вопросы делают восприятие более целенаправленным.

Предлагая вниманию ребят музыкальный материал для слушания, важно учитывать объем их слухового внимания. Способность к музыкальному восприятию у младших школьников последовательно развивается, проходя через определенные этапы, не имеющие четких границ, а выделяются лишь условно:

Первый этап (7-8 лет, 1-2 классы) характеризуется ярко эмоциональным, обобщенным и конкретно-образным. музыкальным восприятием. Обучающиеся легко воспринимают характер музыкального произведения, основные средства музыкальной выразительности, предпочитают жизнерадостную музыку, рассказывающую о знакомом мире детства, с яркими образами, простым и ясным языком и формой.

Второй этап (9-10 лет, 3-4 классы). Эмоциональность восприятия дополняется стремлением понять смысл музыки: о чем она, получить пояснения (название, сюжет, история создания). Детям этого возраста нравится музыка на героические темы, народная музыка.

Подводя итог раскрытию рассматриваемой нами проблемы, стоит отметить, что действительно развитие музыкального восприятия расширяет и укрепляет музыкальный опыт учащихся, активизирует их мышление. Важным условием развития умения мыслить является непосредственное эмоциональное восприятие, лишь после которого можно переходить к детальному разбору произведения.

Понимая  рассматриваемую проблему в таком широком плане, утверждаем о необходимости глубокого и внимательного вслушивания в звучащую музыку. Только тогда, когда музыка перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, будут прочувствованы и осознаны, выражены в исполнительской и творческой деятельности, приобретённые навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Такой подход будет способствовать и решению главной задачи музыкального воспитания - развитию восприятия, эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по музыкальному развитию Концепция развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки

АнотацияСатья посвещается музыкальных способностей у детей младшегодошкольного возраста . Автор раскрывает задачи , формы и методы развитие музыкальных способностей у детей....

Развитие мелкой моторики у младших школьников, как психолого-педагогическая проблема

Мелкая моторика имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьк...

Формирование музыкально - творческих способностей младших школьников посредством использования музыкально - игровой драматизации

Формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства, программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбира...

«Актуальность проблемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников со стёртой дизартрией»

Статья отражающая проблемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников со стёртой дизартрией...

Формирование фонематического восприятия у младших школьников

Формирование фонематического восприятия у младших школьников...

Методическая разработка «Восприятие как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Все знания и умения, всё то новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые ещё ум...