КАРТОТЕКА ТАНЦЕВАЛЬНО- ЭКСПРЕССИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ для детей старшего дошкольного
материал

Латышева Ольга Александровна

КАРТОТЕКА ТАНЦЕВАЛЬНО- ЭКСПРЕССИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsevalno-ekspressivnye_uprazhneniya.pptx149.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАРТОТЕКА ТАНЦЕВАЛЬНО- ЭКСПРЕССИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Слайд 2

Упражнение «Танцуем сидя» Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять напряжение. Музыка: любая ритмичная, темп средний. Дети садятся на стулья, расположенные полукругом. Ведущий сидит в центре зала и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку: — «смотрим по сторонам» (упражнение для головы); — «удивляемся» (упражнение для плеч); — «ловим комара» (хлопок под коленом); — «притаптываем землю» (притопы) и т. д. Игра проводится обычно в начале занятия.

Слайд 3

Упражнение « Трансформер » Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве. Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм. Ведущий дает команды: — построиться в колонну, шеренгу, диагональ; — сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга; — сделать два круга - круг в круге; — встать по парам, тройкам и т. д. Таким образом, группа «трансформируется», принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени (например, на счет до пяти; до десяти ).

Слайд 4

Упражнение «Цепочка» Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействия в группе. Музыка: любая ритмичная (можно «диско»), темп умеренно-средний. Дети становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, накрест; за руки, под руки и т. д. При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту — ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.

Слайд 5

Упражнение «Ищем друга» Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт: развить чувство быстрой реакции. Музыка: любая ритмичная, темп средний. Дети двигаются танцевальной ходьбой по площадке хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается — каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз ).

Слайд 6

Упражнение «Стоп-кадр» Цель: снять внутренний зажим, помочь самоосознанию и самопониманию , а также высвобождению чувств. Музыка: веселая зажигательная (возможны разные стили, где прослеживается ярко выраженный ритм), темп быстрый Дети располагаются по всему залу в хаотичном порядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают: 1-й вариант — в разных позах, представляя собой скульптуру: 2-й вариант — с улыбкой на лице. Ведущий делает комментарий; после повторного сигнала все продолжают двигаться (повторяется 5-8 раз). Игру можно провести как «конкурс скульптур» и «конкурс улыбок». .

Слайд 7

Упражнение «Энергичная парочка» Цель: стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания, развить танцевально-экспрессивный репертуар. Музыка: разные стили и жанры с чередованием быстрого и медленного темпа (например, народные национальные мелодии). Пары импровизируют, находясь в разном сцеплении: — держась правыми руками; — взявшись под руку; — положив руки друг другу на плечи (на талию); — взявшись двумя руками - лицом друг к другу (спиной друг к другу). При смене сцепления делается пауза и меняется музыка.

Слайд 8

Упражнение «Крылья» Цель: снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений. Музыка: спокойная, медленная. На первом этапе д ети « отзеркаливают » ведущего, который имитирует движения крыльями (двумя, одним, с поворотом и т. д.). На втором этапе д ети делятся на две «стаи», которые по очереди импровизируют на площадке, взаимодействуя между собой. Пока одни танцуют — другие наблюдают, и наоборот.

Слайд 9

Упражнение «Веселый поход» Цель: дать возможность экспериментировать с движением для осознания своего танцевально-экспрессивного стереотипа, а также ощутить себя в роли ведущего и ведомого. Музыка: любая танцевальная, темп быстрый. Дети строятся колонной и двигаются змейкой. Стоящий во главе колонны показывает при этом какое-то движение, остальные повторяют. Затем первый уходит в конец колонны и его место занимает следующий участник. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает во главе колонны. Каждый участник должен стараться не повторяться в движениях, придумывать свой вариант. Если при этом возникают затруднения, ведущий приходит на помощь .

Слайд 10

Упражнение «Танцует всё» Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять мышечные зажимы, создать настрой на работу. Музыка: любая ритмичная, темп средний. Дети стоят или сидят, располагаясь полукругом. Ведущий дает задание: «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т. д. — участники импровизируют. По команде «танцуют все» — в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза). Ведущий может сочетать объяснение с показом .

Слайд 11

Упражнение «Хоровод-знакомство» Цель: развить чувства сплоченности, сопричастности, принадлежности; побудить к вступлению в межличностные отношения. Музыка: русские мелодии в инструментальной обработке (например, хороводы ансамбля «Березка»), темп медленный. Реквизит: платочек. Дети образуют круг и, взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идет в обратном направлении внутри круга, останавливается напротив любого из участников (в этот момент круг тоже прекращает движение), делает глубокий русский поклон и передает платок. После ответного поклона меняется с ним местами. Игра может продолжаться, пока все не побывают в роли ведущего .

Слайд 12

Упражнение «Все дело в шляпе» Цель: стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождение в межличностный контакт, расширить танцевально-экспрессивный репертуар. Музыка: разные стили и жанры, темп умеренный. Реквизит: шляпа. Дети разбиваются на пары и импровизируют. Ведущий в шляпе ходит по залу, останавливается возле любой пары, надевает шляпу на голову одному из участников и меняется с ним местами. Игра повторяется, пока каждый не побывает в шляпе .

Слайд 13

Упражнение «Реверансы» Цель: помочь ориентации в пространстве, дать возможность экспериментировать с движением, осознать свою особенность самовыражения, развить умение импровизировать. Музыка: менуэт, вальс или другая, темп умеренный. В игре воссоздается атмосфера бала. 1-й вариант. Дети медленным, степенным шагом двигаются по площадке в хаотичном порядке, приветствуя при этом кивком головы каждого, идущего навстречу. Музыкальная пауза — сигнал к тому, что нужно сделать реверанс (повторяется 5-7 раз). 2-й вариант. Дети выстраиваются в ряд. Король (королева, эту роль может исполнять ведущий) проходит вдоль участников, каждый из которых в знак приветствия поочередно замирает в реверансе, и становится в конце ряда. Игра повторяется, пока все не побывают в роли короля .

Слайд 14

Упражнение «Разрешите пригласить» Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт, дать возможность экспериментировать с движением, ощутить себя в роли ведущего и ведомого. Музыка: разные стили и жанры (например: чарльстон, рок-н-ролл или народные мелодии), темп быстрый. Все становятся в круг. Ведущий приглашает любого из участников и танцует с ним в паре, показывая движения, которые « отзеркаливает » партнер. По сигналу «музыкальная пауза» пара разделяется и приглашает новых участников. Теперь на площадке две пары, и так, пока все не включатся в танцевальный процесс. При этом каждый приглашенный « отзеркаливает » движения того, кто его пригласил.

Слайд 15

Упражнение «Соло с гитарой» Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку. Музыка: темп быстрый. Реквизит: в качестве гитары можно использовать ракетку от бадминтона. Все становятся в круг и двигаются в ритм музыки. Ведущий с гитарой в руках выходит в центр круга и исполняет соло, выражая в танце свои чувства, затем передает гитару любому участнику. Далее каждый ребёнок проделывает то же самое, при этом он может по желанию вступить во взаимодействие с кем-либо из группы. Каждый сольный танец в конце награждается аплодисментами .

Слайд 16

Упражнение «Прогулка» Цель: осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения, развить экспрессивный репертуар. Музыка: разные стили и жанры (например, инструментальная ритмичная музыка, вальс). Реквизит: зонтик, цветок, газета, веер, сумочка, шляпа. Ведущий предлагает совершить «прогулку», импровизируя с каким-либо предметом. Показывает траекторию движения (например, сделать круг по площадке или дойти до стоящего вдалеке стула, обойти его и вернуться обратно). Ведущий просит проявить фантазию и постараться, чтобы каждая последующая «прогулка» была не похожа на предыдущие. Игра проходит в форме эстафеты: все строятся в колонну по одному, эстафетной палочкой служит предмет, с которым работают участники .

Слайд 17

Упражнение «Штиль-шторм» Цель: развить взаимопонимание и взаимодействие в группе, анализировать отношения. Музыка: инструментальная со звуками моря, ветра и т. д.; чередование контрастных темпов и динамических оттенков. Ведущий просит детей включить свое воображение и говорит, что их группа представляет собой единое целое — море, а каждый из них — волна. 1-й вариант. Все становятся в круг и берутся за руки. По команде «штиль» все участники медленно и спокойно покачиваются, изображая руками еле заметные волны. По команде «шторм» амплитуда движения рук увеличивается, участники покачиваются более динамично. «Смена погоды» происходит 5-7 раз. 2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но участники строятся в две или три линии.

Слайд 18

Упражнение «Знакомство» Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт. Музыка: любая ритмичная, энергичная (например, полька или диско). Темп умеренно-быстрый. Все образуют два круга — внешний и внутренний. Каждый круг движется танцевальной ходьбой в разном направлении. Музыка прерывается — движение прекращается, стоящие напротив партнеры здороваются рукопожатием. Повторяется 7-10 раз .

Слайд 19

Упражнение «Паруса» Цель: восстановить дыхание, снизить эмоциональное возбуждение, помочь ориентации в пространстве и развить умение чувствовать себя частью единого целого. Музыка: спокойная, инструментальная. Темп медленный. Это упражнение на напряжение и расслабление. Группа строится в форме клина, изображая парусный корабль. 1-й этап. По команде ведущего «поднять паруса» все поднимают руки в стороны, слегка отводя их назад, и замирают, стоя на полупальцах . 2-й этап. По команде «спустить паруса» — опускают руки, приседая вниз. 3-й этап. По команде «попутный ветер» — группа двигается вперед, сохраняя форму клина корабля. 4-й этап. По команде «полный штиль» все останавливаются. Повторить 3-4 раза.

Слайд 20

Упражнение «Сосульки» Цель: снять напряжение, восстановить дыхание, снизить эмоциональное возбуждение. Музыка: спокойная медитативная, темп медленный. Это упражнение на напряжение и расслабление. Дети располагаются на площадке в хаотичном порядке, изображая сосульки. Исходное положение: стойка смирно. 1-й этап: «Весна — сосульки тают». Ведущий, исполняющий роль солнышка, поочередно подает сигнал (взглядом, жестом или прикосновением) любому из участников, который начинает медленно «таять», опускаясь в положение лежа. И так, пока все «сосульки» не растают. 2-й этап: «Зима — сосульки замерзают». Участники одновременно очень медленно встают и принимают исходное положение — стойку смирно. Игра повторяется 3-4 раза. Проводится обычно после активных упражнений .

Слайд 21

Упражнение «Концерт-экспромт» Цель: стимулировать творческое самовыражение, развить умение импровизировать, повысить самооценку. Музыка: различные стили и жанры разного темпа и характера (продолжительность каждого сольного номера 40-50 секунд). Реквизит: тросточка, цветок, шляпа, шарф, веер, боа. дудочка, бубен, газета, кукла, зонтик, зеркальце и др. Все сидят на стульях, расположенных полукругом. В коробке (на столе, на вешалке), стоящей вне поля зрения (как бы «за кулисами»), лежат различные элементы костюмов и реквизит. Дети по очереди выбирают что-либо из предложенных вещей и исполняют сольный номер экспромтом. Ведущий делает комментарий, поощряя проявление фантазии. Каждый танцор получает в награду аплодисменты.

Слайд 22

Упражнение «Невесомость» Цель: помочь ориентации в пространстве, исследовать возможность самопонимания и самоосознания в предлагаемых обстоятельствах, развить групповое взаимопонимание и взаимодействие. Музыка: спокойная, «космическая», темп медленный. 1-й вариант: Дети хаотично располагаются на площадке и медленно («заторможено») перемещаются, изображая состояние невесомости. При этом в свободной импровизации вступают во взаимодействие друг с другом. 2-й вариант: Дети располагаются по кругу и изображают игру в волейбол в невесомости, посылая друг другу импульсы взглядом и медленными жестами во время «передачи мяча». Ведущий становится равноправным участником игры и собственным примером побуждает д етей использовать весь спектр движений игры в волейбол .

Слайд 23

Упражнение «Вокруг света» Цель: развить групповое взаимодействие, актуализировать отношения, расширить экспрессивный репертуар. Музыка: национальные мелодии разных стран в современной обработке, в заключение «путешествия» — русский хоровод. Дети образуют круг и двигаются против часовой стрелки — «путешествуют вокруг света». При этом национальные мелодии разных стран и континентов сменяют одна другую. Дети должны стараться быстро подстроиться под новый ритм, взаимодействуя друг с другом, в том числе используя движения в сцеплении (держась за руки, под руки, руки на плечи — при боковом движении; положив руки на пояс, на плечи впереди стоящему — при движении друг за другом), но не нарушая при этом траектории движения по кругу. Ведущий, находясь со всеми в кругу, может подсказывать базовые движения, а также делать комментарий по ходу игры .

Слайд 24

Упражнение «Холодно-жарко» Цель: снять внутренний зажим, помочь ориентации в пространстве, развить взаимопонимание и взаимодействие в группе, актуализировать отношения. Музыка: контрастная — чередование разных по ритму и темпу. Это упражнение на напряжение и расслабление . Дети располагаются на площадке в хаотичном порядке. По команде ведущего: — «холодно» — Дети, изображая дрожь в теле, плотно прижимаются друг к другу, концентрируясь в одной точке зала: — «жарко» — все хаотично перемещаются по площадке в свободной импровизации «млея от жары». Ведущий делает комментарий, красноречиво описывая состояние погоды. Упражнение повторяется 5-6 раз .

Слайд 25

Упражнение «Шапка-невидимка» Цель: исследовать возможность ориентации в пространстве, развить танцевально-экспрессивный репертуар, стимулировать творческое самовыражение. Музыка: спокойная инструментальная (например, композиции оркестра П. Мориа ).темп медленный или умеренный. (В данной игре «шапка-невидимка» действует наоборот: тот. кто ее надевает, ничего вокруг не видит.) Все становятся в круг. Один из д етей выходит в центр, надевает «шапку-невидимку», закрывает глаза и импровизирует в пространстве, руководствуясь своими внутренними ощущениями. Остальные наблюдают. Во время музыкальной паузы солист открывает глаза и тому, с кем первым встретится взглядом, передает «шапку-невидимку», меняясь с ним местами. Следующий участник повторяет все сначала, аутентично двигаясь на площадке. Игра может продолжаться, пока все не побывают в кругу.

Слайд 26

Упражнение «Торт-мороженое» Цель: снять внутренний зажим, снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, развить взаимопонимание и умение чувствовать себя частью единого целого. Музыка: спокойная медитативная, темп медленный. Дети образуют круг или два круга (один в другом), берутся за руки и поднимают их вверх или вперед, представляя собой торт. На первом этапе «торт-мороженое» тает: с началом музыки участники расслабляются и медленно томно опускаются на пол в лежачее положение, не разрывая при этом рук. На втором этапе происходит обратный процесс — «торт-мороженое» замораживается: участники также медленно, как на предыдущем этапе, поднимаются, не разрывая рук. и принимают исходное положение. Игра повторяется 3-4 раза. Проводится обычно после активных упражнений .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцевально-экспрессивный тренинг для детей старшего дошкольного возраста

Танцевально-экспрессивный тренинг для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека релаксирующих и коммуникативных упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Практически в каждой группе любого детского сада есть дети, которых зачисляют в ранг "трудных". К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревжные и замкнутые. Такие ребята нуждатся в особ...

Картотека релаксирующих и коммуникативных упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Используя в работе упражнения, игры на релаксаци, на развитие коммуникации у детей, пришла к выводу, что такие игры решают разные задачи. Решила составить картотеку для удобства, в зависимсти от того,...

Картотека речевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи...

Картотека пантомимических упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Пантомимические упражнения, используемые при работе с детьми старшего дошкольного возраста...

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

В статье представлены содержание и результаты диагностики состояния навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и минимальными дизар...

"Использование мнемотехники в развитии экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Начну с притчи. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было тру...