Статья "Комплексное применение музыкальных программ в деятельности музыкального руководителя детского дошкольного образовательного учреждения"
статья

Размазина Татьяна Евгеньевна

Проанализируем собственный музыкально-педагогический опыт... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kopleksnyypodhod_razmazinad-sno73.doc54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комплексное применение музыкальных программ

в деятельности музыкального руководителя

детского дошкольного образовательного учреждения

Размазина Т.Е.,

музыкальный руководитель МАДОУ д/с №73

        Музыкальное воспитание является одним из основных направлений развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Благодаря уникальным особенностям музыки, музыкальное воспитание способствует не только  становлению эмоциональной сферы, но и познавательной, нравственной. А самое важное, оно влияет на формирование творческой личности ребенка.

        Деятельность педагога-музыканта в детском саду непосредственно направлена на формирование основ музыкальной и общей культуры ребенка. И для достижения поставленной цели и задач педагог использует различные программы, методы и средства, которые применяет в работе с ребенком в традиционных видах музыкальной деятельности. Многие педагоги в своей педагогической деятельности выбирают узкое направление в развитии музыкальных способностей детей. Кто-то больше обращает внимание на вокальную работу с детьми, кто-то в основу своих музыкальных занятий ставит  двигательную активность ребенка. В последние годы этому способствует большое количество узконаправленных программ.

        Проанализируем собственный музыкально-педагогический опыт. В течение нескольких лет нашей педагогической деятельности мы опирались на базовую «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой в разделе музыкального воспитания. На занятиях использовали методы, принципы и идеи некоторых  программ, концепций и методических пособий. Например, таких как программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, концепцию К.Орфа по элементарному музицированию, методические пособия «Народный календарь и дети», «Живое наследие» разработанные С.А.Черноскутовой.

        Самым сложным видом деятельности в музыкальном развитии ребенка является восприятие музыки. Именно в процессе музыкального восприятия происходит формирование музыкального мышления ребенка, понимание им образа через различение музыкально-выразительных средств. Музыкальные интонации помогают услышать настроения и чувства, выраженные в музыкальном произведении.          

        В нашей педагогической деятельности программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой являлась основным обучающим материалом в составлении бесед по слушанию музыки. Ведь от умело проведенной беседы зависит, сможет ли педагог привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. Например: «Плакса», «Злюка», «Резвушка» Д.Б.Кабалевский. Цель: Рассказать детям о том, что музыка может передавать не только настроения, но и черты характера человека. Ход беседы: Вы знаете, что музыка может выражать разные настроения человека, его переживания, чувства: нежность, веселье, грусть, тревогу. Вы слушали пьесы, в которых композитор уже в названии определяет настроения, выраженные в музыке. Кто помнит, как они называются? Дети: «Весело-грустно» Л.Бетховен, «Ласковая просьба» Г.Свиридова. Педагог: Музыка может передавать очень похоже и черты характера человека.  У композитора Д.Кабалевского есть пьесы «Плакса», «Злюка» и «Резвушка». Что такое плакса, вы, конечно, знаете. Сколько есть плаксивых, капризных девчонок, да и мальчишки, особенно если они еще маленькие, иногда добиваются своего слезами. Их тоже называют плаксами. Послушайте, как плаксу изобразила музыка. (Исполняет пьесу). Какие горькие слезы проливает плакса, даже взвизгивает иногда! (Исполняет 9-12-й такты). А Какого ребенка мы называем злюкой? Дети: Который злиться, дерется. Педагог: Да, к сожалению, бывают такие дети-злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не жалеют. (Исполняет пьесу).Какая колючая и некрасивая музыка. Третья пьеса, которую я вам сыграю, называется «Резвушка». Резвушкой называют девочку-непоседу, попрыгунью, ей так трудно сидеть на одном месте. Слово резвушка происходит от слово резвая — то есть быстрая, живая, игривая. Вот и пьеса «Резвушка» - подвижная, живая, веселая, шаловливая. Все бы этой девочке веселиться, прыгать и бегать! (Исполняет пьесу). Вот как похоже может музыка передавать черты характера, портрет человека: плаксы, злюки или резвушки. (Исполняет пьесы повторно).

        Использование метода элементарного музицирования, основоположником которого является Карл Орф — немецкий композитор и педагог, помогли нам  эффективно проводить некоторые виды музыкальной деятельности на музыкальных занятиях: игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения и пение. Составление оркестровых партий для группового исполнительства по принципам  элементарного музицирования способствует формированию элементарных навыков игры без специальной длительной подготовки, не только на инструментах фабричного производства, но и самодельных. Совмещение слова и движения помогает более эффективному разучиванию и исполнению музыкально-ритмических движений и танцев.  Применение звучащих жестов в распевках и песнях способствует развитию не только чувства ритма, но активизации внимания детей в этом виде деятельности. Например: «Андрей-воробей» русская народная попевка обр. Е.Тиличеевой, в первый раз педагог поет дети слушают. Повторить попевку сначало прохлапывая сильные доли, затем четвертные и весь ритмический рисунок. На втором занятии добавить шлепки и пропевать ее по принципу «вопрос-ответ», например: Анд-рей — педагог (хлопки), во-ро-бей — дети (шлепки) и т.д.

        Знакомство детей с традициями народной культуры происходит на музыкальных занятиях через игры, песни, танцы, обряды. Методические пособия, разработанные  С.А. Черноскутовой «Народный календарь и дети», «Живое наследие» помогают сделать это знакомство интересным и более приближенным к народным традициям. Для организации праздников «Масленицы», «Сороки», «Капустные вечерки», «Посиделки», «Колядки» опираемся на основные традиции, существовавшие в их изначальном проведении. Продолжая это направление в своей педагогической деятельности, мы составили и провели праздник «День Святого Валентина» в фольклорном стиле «Друга нет, не мил белый свет». Родители после просмотра праздника заполняли анкеты, ответив на вопрос: «Как влияет фольклор на развитие личности ребенка?». Анкеты показали, что 100% родителей согласны о положительном влиянии фольклора на развитие личности ребенка. На вопрос  «Играли ли вы в народные игры в детстве?» 75% ответили «Да», но на вопрос «Играете ли вы в народные игры с ребенком?» положительно ответили только 40% опрошенных. По результатам анкет была подготовлена и проведена беседа на тему: «Влияние фольклора на развитие личности ребенка».

        Родители наравне с педагогами являются нашими союзниками в развитии музыкальных способностей детей. Начиная с младших групп, они участвуют в репетициях по разучиванию музыкального репертуара для проведения праздников в форме «вместе с ребенком», исполняют различные роли и принимают активное участие в изготовление костюмов и атрибутов. Изготовление стендов — это одна из форм работы с родителями, которая помогает знакомить их с интеграцией работы музыкального руководителя на музыкальных занятиях, одним из ярких примеров этой формы работы в нашей педагогической деятельности является стенд: «Развитие речи на музыкальных занятиях». Благодаря этому родители узнают, что все виды музыкальной деятельности имеют непосредственное влияние на развитие речи ребенка. Пение и музыкальная игра, слушание музыки расширяют и уточняют круг знаний и представлений детей. Распевки способствуют развитию мышц речевого аппарата и выразительности речи. При использовании на музыкальных занятиях музыкально-ритмических движений, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для профилактики и успешного исправления речевых нарушений.

        Сотрудничество с воспитателями просматривается не только в организации основных праздников, проходящих в течение года, но и  в участии воспитателей в различных образовательных проектах. Взаимодействие с педагогом Попковой Е.В. младшей группы в развлечении «Игрушки из книжки» в рамках образовательного проекта «Маленькие человечки», позволило интегрировать музыку, слово и движение в игровой деятельности ребенка. В содержание развлечения входили стихи из сборника А.Барто «Игрушки». Которые обыгрывались в различных видах музыкальной деятельности: мяч использовали в музыкальной игре, для изображения бега лошадки играли на ложках и деревянных палочках, с медведем станцевали танец и исполнили песню для зайчика.

        Совместно с воспитателем старшей группы Емельяновой Л.С. была проведена работа по использованию схем при изучении нового материала по развитию голоса и слуха, что положительно влияет на развитие мыслительной деятельности старших дошкольников. Эти приемы так же использовались в совместном развлечении «В поисках сокровищ». С помощью схемы детьми подготовительной группы прошло изучение состава симфонического оркестра при активном участии воспитателя группы.  На протяжении двух лет проводилась работа с воспитателями по теме «Организация музыкального уголка в группе». Нами была составлена модель предметно-развивающей среды для младшего и старшего дошкольного возраста по разделу «Музыкальное воспитание» и проведены ряд семинаров с педагогами по изготовлению дидактических игр и шумовых инструментов, которыми можно оснастить музыкальные уголки в группе.

        Для эффективного планирования музыкально-педагогической деятельности нами была разработана новая форма планирования воспитательно-образовательной работы музыкального руководителя, где детально составлены:

  • задания и методики проверки музыкального развития детей в разных возрастных группах детского сада;
  • задачи по возрастам и видам деятельности;
  • таблицы для репертуара и календарного планирования;
  • таблицы диагностики и индивидуальной работы с детьми, взаимодополняющих друг друга.

        На протяжении нескольких лет ознакомления с новыми программами и технологиями, созданными на современном этапе дошкольного образования. Наш выбор остановился на программе «Ладушки» Каплуновой И.М., Новоскольцевой И.А., так как эта программа направлена на всестороннее музыкальное воспитание и образование дошкольников без  углубления в какой-либо раздел. Она помогает:

  • Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
  • Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей);
  • Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;
  • Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
  • Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни);
  • Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

        Музыкальное занятие по этой программе имеет четкое построение. Раздел «музыкально-ритмические движения» помогает детям осваивать не только общеразвивающие движения, но и предусматривает разучивание танцевальных движений, которые в дальнейшем используются в танцах и индивидуальном исполнении. Благодаря этому желающих в исполнении танцевальных движений для самостоятельного показа среди детей стало больше.

        Хотелось бы отметить, что за два года работы по этой программе дети стали ритмично прохлопывать, проговаривать, проигрывать на музыкальных инструментах ритмические рисунки. Некоторые умеют их составлять. Этому способствует новый раздел «Работа над развитием чувства ритма. Музицирование». Введенная в структуру занятия пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепить мышцы пальцев и ладоней. При этом разучивание забавных стишков, прибауток развивают детскую память и речь. Для лучшего восприятия произведения по слушанию музыки предлагаются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, небольшие сюжеты. За каждый месяц дети знакомятся с двумя новыми произведениями и в конце вспоминают произведения за прошедший месяц. Это способствует лучшему запоминанию произведения на слух и узнаванию его по вступлению и мелодии через некоторое время. Особенность в этом виде деятельности состоит в том, что после прослушивания нового произведения ребенок свои впечатления выражает в рисунке. Для запоминания текста песен, кроме хорового пения используются пение по подгруппам, соло, цепочкой. Это помогает текст песен не заучивать, а запоминать при пропевании песен разными способами. В каждом занятии обязательно пропевается песня по желанию детей, выученная ранее, что помогает накапливать песенный багаж  детей. Основная цель плясок, игр, хороводов состоит в том, чтобы дать детям возможность подвигаться под музыкальное сопровождение и пение взрослых. Дети только подпевают, так как для них достаточно трудно двигаться и петь одновременно. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы.

        Из выше изложенного следует, что на данном этапе программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. Комбинируя различные технологии в своей педагогической деятельности, используя из них лучшие моменты и методы, работа с детьми проходит более эффективно и творчески. Благодаря этому взаимодействию дети развиваются быстрее и с удовольствием ходят на музыкальные занятия, что способствует комплексному развитию детей в музыкальной деятельности.

Размазина Татьяна Евгеньевна

МДОУ д/с №73

музыкальный руководитель

89224724944


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка музыкального праздника "Город Петра" в дошкольном образовательном учреждении, подготовительная группа

Методическая разработка создана на основе выполнения целей и задач познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития. Праздник "Город Петра" был проведён по данной мето...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию ...

Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами коррекционного дошкольного образовательного учреждения

Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несм...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении. Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах,...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении

Консультация для педагогов Музыкальная предметно-развивающая среда   в дошкольном образовательном учреждении....

Консультация для педагогов "Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении".

Консультация для педагогов "Музыкальная предметно-развивающая среда  в дошкольном образовательном учреждении"....