«Патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития посредством устного народного творчества»
материал

Мартынова Ольга Владимировна ( Изгаршева).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

       И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

       Ныне материальные ценности доминируют над  духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности   и патриотизме.

 

      Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития посредством устного народного творчества»

АКТУАЛЬНОСТЬ  


   В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

       И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

       Ныне материальные ценности доминируют над  духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности   и патриотизме.

 

      Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

       Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

       Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Вот поэтому сегодня, когда покачнулись очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь обращаемся к мудрости народной культуры, к её устному творчеству.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.

 ПРОБЛЕМА

Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?

В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в дошкольном возрасте.

 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников является устное народное творчество.

 

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов.

 

Малый фольклор (песенки, потешки, пестушки, прибаутки,заклички и т.д.) играет важную роль в воспитании детей с задержкой психического развития.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Работая с детьми задержкой психического развития, мы пришли к выводу, что фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания наших воспитанников, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить черты русского национального характера:  порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи:

  • знакомить детей с народным фольклором: колыбельные   песни, пестушки, потешки, игры-забавы, сказки и т.д..
  • развивать игровые, сенсорные, познавательные, музыкальные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
  • воспитывать доброту, терпение ,чувство привязанности, любви к своим близким.

 

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛЕРА

В работе с детьми мы  широко используем все виды народного фольклора: потешки, скороговорки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д.

В адаптационный период, или когда ребенок расстроен  используем потешки: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка – пригожий! ».

     На все случаи жизни применяем потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок… »; «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » и «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ».

     Для развития мелкой моторики используются такие игры как «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», «Моя семья» и др..

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам.

Так, процесс умывания сопровождаются такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…»

При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд… »

 Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».

При укладывании спать «Потягунючки, поростунющки! Роток-говорюнюшки, руки-хватунюшки, ноги-ходюнушки»; «Баю-баюшки…»

          СКАЗКИ

Один из видов фольклора, используемый в нашей работе – это СКАЗКА, ведь сказка это  – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке.

Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.

Дети очень любят и сами показывать сказки

В   нашей группе в основном мы  используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя».

 НАРОДНЫЕ ИГРЫ

В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.

 Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.

В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.

В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору».

Хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка»

 ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Решая задачу воспитания интереса  и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения. В фольклорных праздниках принимают участие все дети, меняется лишь долевое их участие в зависимости от возраста и развития ребенка.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Данное направление работы в полной мере возможно только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Чтобы найти родительский отклик, проводятся беседы, консультации. (ограничения, не можем собрать родителей на совместные праздники)

Пополнение и оформление книжного уголка по данной тематике (потешки, песенки,сказки и т.д.)

Родители изготовили пальчиковый театр. Сшили костюмы для уголка « Ряженых»

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

 Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с задержкой психического развития посредством фольклора.

p { margin-bottom: 0.21cm; } Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития, и индивидуальная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения начинается в старшей группе. Посл...

«Развитие речи и мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом»

Данный материал содержит опыт работы по развитию речи и мелкой моторики у воспитанников детского дома....

Консультация "Речевое развитие детей с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр".

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...

Нравственно-патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, а особенно детей с ЗПР,  становиться патриотиче...

Формирование патриотического воспитания у старших дошкольников через знакомство с устным народным творчеством и сказкой.

Из опыта работы педагога. Формирование патриотического воспитания  у старших дошкольников через знакомство с устным народным творчеством и сказкой....

Перспективное планирование по воспитанию культуры поведения у детей с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций

В современном обществе основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание в коллективе и через коллектив.Воспитание культуры поведения, как основной ча...

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей с задержкой психического развития

При организации педагогического процесса, направленного на воспитаниепатриотизма у детей с задержкой психического развития, очень важно учитывать особенности развития этих детей и помнить, что процесс...