НОД с детьми в старшей разновозрастной группе "Русский быт"
план-конспект занятия (старшая группа)

Глебова Ольга Сергеевна

формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ruskiy_byt.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Русский быт» в старшей разновозрастной группе

Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи: 

Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта ( печь, лавка, прялка, рушник, сундук). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.

Развивающие: социально – коммуникативные умения с помощью народных игр.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма,  любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа  и  его традициям.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Материалы для работы с тестом.

Атрибуты к народным играм: платочки красного и желтого цвета. Баранки.

Ход занятия

Ребята, давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С оврага на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.

Клубочек катится – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу. Звучит музыка « А в доме горит огонёк». Дети входят. Воспитатель встречает детей.

Воспитатель:

Ой, вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

В избу проходите.

Ребята, каждый день люди при встречи, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова  «здравие», «здоровье», т.е. мы желаем  человеку быть здоровым не болеть.

Это пожелание доброе или злое? (ответы детей)

Доброе, поэтому слово «здравствуйте надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку с кем здороваешься.

Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далёком прошлом, а вы хотите посмотреть как жили люди «давным – давно», когда ещё не было вашим пап, мам и даже ваших бабушек и дедушек?

Я приглашаю вас к себе в гости.

(дети проходят)

Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом построенный из древа).

Проходите в горницу.

Посмотрите, в моей горнице (так раньше называли комнату, всё деревянное: стол, лавки, посуда)

Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев ещё не было.  Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где  спали , сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили « Без печи и изба не изба». Печь – это сердце дома. Она служила источником тепла и света. Даже загадка о ней есть: «Чего из избы не вытащишь

 Складывали печь из кирпичей обмазывали глиной, а клал печь печник.

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же в печи! Печка  - это деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб и пироги.

А может и нам баранки испечь?

Да вот печь надо разжечь,

Тесто надо замесить

Да баранки надо накрутить.

Будьте добре, подсобите,

В моём деле помогите.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно!

Эх гори, гори ясно!

Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.

Что – то народ не весел

Низко голову повесил

Знаю  я, нужна игра-

Распотешиться пора.

Я предлагаю немного поиграть.

(игра «Гори, гори ясно». Описание: Участники становятся в круг, держа в руках  красные и жёлтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперёд, взмахи в верх, вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки вниз)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх  помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

(обратить внимание на огонь в печи)

Подойдите к столу гости дорогие,

Посмотрите здесь чаши какие,

Да не простые,

Все деревянные, расписные.

Ребята, посмотрите, что стоит на столе. Это посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. Туесок – это небольшая берестяная коробка.  

Делали его, как вы думаете, из какого дерева? (Берёзы)

В них хранили продукты. Бочонок в нём хранили квас.

А вот различные чаши: для молока, для мёда. Всё это называется  «кухонная утварь» (воспитатель показывает посуду, дети смотрят, берут в руки)

В ней готовили еду. Ложки тоже были деревянные. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, даже в гости ходили со своей деревянной ложкой.  На Руси сложили поговорку: « Запасливый гость без ложки не ходит». Ложками не только ели на них ещё можно было играть (дети пробуют играть на ложках)

Ну что ж, печь мы затопили

Да тесто не замесили,

С тестом  разберёмся

Да за бараночки возьмёмся.

А что для теста нам понадобится?

 дети перечисляют продукты: яйца, мука, вода, соль,  дрожжи. Воспитатель показывает перечисляемые продукты  детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником

Все продукты мы приготовили. Теперь надо замесить тесто.

Пальчиковая гимнастика «  Месим тесто»

Тесто мнём, мнём, мнём (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмём, жмём, жмём (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечём (выполняем движения, как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим всё прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Ребята, для того, чтобы сделать баранки, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

(дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь)

Молодцы! Красивые баранки у нас получились, а пока они пекутся присаживайтесь на лавки.

Ребята, посмотрите какая не обычная дорожка.

Вот такие половицы,

Ткали наши мастерицы,

А станок им помогал,

Тяжёлый труд им облегчал.

(дети рассматривают дорожку)

А теперь отгадайте загадку:

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берёт,

 Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдаёт (прялка)

Зимними долгими вечерами  хозяйка пряла на ней нитки, а из ниток вязали или ткали полотно, шили одежду.

Где хозяйки хранили одежду? (в сундуке) (рассматриваем сундук)

Давайте в него заглянем (воспитатель достаёт: шкатулку, плетёную корзину, лапти, рушник, веретено) (рассматриваем, обсуждаем)

Посмотрите, какая красивая одежда? Скажите как она называется? ( рубаха , сарафан, кокошник)

(рассматриваем одежду)

А гладили одежду утюгом, который раньше грели на печи. Он был очень тяжёлый.

А теперь отгадайте загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает. (самовар)

А к чаю подавали баранки, давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?

Здесь был нужен другой помощник, и я сейчас про него загадку загадаю:

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам потом в угол идёт. (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячии горшки или чугунки со щами у вкусной кашей.

А мы достанем с вами тарелку с нашими баранками.

(воспитатель достаёт из печи настоящие баранки и раздаёт детям)

Вот они , с пылу с жару из печи, все румяны, горячи.

Итог:

Понравилось вам у меня в гостях?

Как называется дом, в котором я живу? ( изба)

Как называется комната, в которой я вас принимала? (горница)

Что было самым главным в избе? (печь)

Хвалю и благодарю детей за хорошую работу и желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими, сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учится хранить домашний очаг, расти добрыми хозяюшками. Всего вам доброго.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летняя оздоровительная работа с детьми старшей разновозрастной группы.

Тематическое планирование летней оздоровительной работы....

Мини проект "Новогоднее украшения" с детьми старшей разновозрастной группы.

Новый Год – праздник особенный, душевный. Поделки на Новый год для детей становятся как нельзя более актуальными, ведь с помощью них можно не только воссоздать атмосферу этого замечательного...

Беседа с детьми в старшей разновозрастной группе посвященный Дню Победы.

Рассказать детям о Дне Победы, развивать чувство любви к Родине, гордости за нее. Формировать устойчивый интерес к истории нашего народа....