Творческий проект для старшей разновозрастной гуппы по теме «Зачем быть вежливым человеком?»
проект (старшая группа)

Шевцова Наталья Петровна

Творческий проект

для старшей разновозрастной гуппы по теме

«Зачем быть вежливым человеком?»

 

 

 

Подготовила:

воспитатель

Шевцова Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г

 

Творческий проект для старшей разновозрастной гуппы по теме «Зачем быть вежливым человеком?»

Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети, воспитатель и родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Возраст детей: дети 5-6 лет.
Актуальность проекта: данный проект направлен на формирование культуры речи детей, всестороннему и коммуникативному развитию детей; на желание и стремление быть вежливым и добрым человеком.
Цель проекта: расширить знания детей о необходимости применения вежливых слов в своей речи; способствовать формированию нравственного воспитания.
Задачи проекта:
- пополнение словарного запаса слов;
- развитие познавательного интереса;
- закрепление знаний правил общения;
- способствование умения делать выводы, анализировать спорные ситуации;
- ознакомление с литературными произведениями о правилах хорошего тона.
Ожидаемый результат: дети должны понять, что применение вежливых и добрых слов и поступков будут иметь больший эффект в общении с людьми, чем плохие слова и поступки.
Этапы реализации проекта:
1.Этап. Подготовительный.
- подборка методического и наглядно-дидактического материала,
- подбор художественной литературы для анализа,
- подбор необходимых атрибутов для инсценировки игры-драматизации,
- проведение консультаций с родителями.
2.Этап. Реализация проекта (основной этап).
- ознакомление с предлагаемой художественной литературой по теме,
- проведение бесед по теме проекта,
- разработка рекомендаций и памяток для родителей,
- рассмотрение картин и беседы по их содержанию,
- обыгрывание сюжетно-ролевых игр.
3.Этап. Заключительный этап: просмотр презентации и обыгрывание игры-драматизации.

Введение
Сейчас в нашем мире иногда сталкиваешься с грубостью и невоспитанностью людей. И поэтому задумываешься и решаешь, что необходимо повышать культуру общения и речи, начиная с дошкольного возраста. Цель моего проекта – это показать и доказать детям, а также их родителям (через спорные ситуации и художественную литературу), что вежливость и хорошие манеры необходимы для того, чтобы стать достойным и успешным человеком в этом мире. По окончании моего проекта, дети должны понять и ощутить силу волшебных слов и добрых поступков, а родители еще раз вспомнят о необходимости в наше время быть вежливым и станут еще большим примером для своих деток.

План реализации проекта совместно с детьми.
Социально-коммуникативное и познавательное развитие.
1. Беседа-введение по теме: «Что такое вежливость?» и «Что такое волшебное слово?» (Приложение 1)
2. Обсуждение по картинкам из серии «Уроки вежливости» по темам: «Приятного аппетита» и «После вкусного обеда».
3. Обсуждение пословиц и поговорок о вежливости. (Приложение 2)
4. Обсуждение по картинкам из серии «Уроки вежливости» по теме: «В автобусе»
5. Рассматривание альбома по теме: «Мое поведение»
6. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин». (Приложение 3)
7. С/р «У меня зазвонил телефон». (Приложение 4)
Речевое развитие
1. Чтение рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово». (Приложение 5)
2. Чтение и обсуждение рассказа Валентины Осеевой «Сыновья» (Приложение 5)
3. Дидактические игры: «Волшебные очки», «Назови друга ласково», «Волшебный цветок» (Приложение 6)



Художественно-эстетическое и физическое развитие
1.Подвижные игры: «Догони, волшебное слово назови», «Найди и назови».
2. Рисование на тему: «Мой добрый поступок»

План реализации проекта совместно с родителями.
- Создание рекомендации для родителей по теме: «Как помочь своему ребенку стать вежливым?»
- Ознакомление родителей с памяткой правил вежливого поведения.
- Консультации для родителей по теме: «Роль этикета в воспитании детей» (Приложение 7)

Итоговое мероприятие.
- Просмотр презентации по теме: «В мире вежливых слов»
- Игра-драматизация «Угощения». Цель: закрепление формирования навыков правильного поведения за столом и общения с гостями. (Приложение 8)
- Чтение стихов о вежливости и доброте. (Приложение 9)

 

 

                                                                                                       Приложение 1

  1. Определение с детьми важности данного проекта через беседу-введение по теме: «Что такое вежливость?» и «Что такое волшебное слово?» Цель: рассказать детям о том, что такое вежливость, вежливые слова. Учить говорить друг другу вежливые слова. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.
    2. Обсуждение по картинкам из серии «Уроки вежливости» по темам: «Приятного аппетита» и «После вкусного обеда». Цель: дать детям представление о правилах поведения за столом. Формирование навыков соблюдения правил и личной гигиены.
    3. Обсуждение пословиц и поговорок о вежливости. Цель: Учить детей выражать свои чувства добрыми словами, формирование навыков вежливого общения.
    4. Обсуждение по картинкам из серии «Уроки вежливости» по теме: «В автобусе» Цель: закрепление правил поведения в общественном транспорте.
    5. Чтение рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово». Цель: показать детям, что необходимо быть вежливым.
    6. Чтение и обсуждение рассказа Валентины Осеевой «Сыновья». Цель: дать детям понять о желании и необходимости делать добрые поступки не только по отношению к близким людям, но и к окружающим людям.
    7. Дидактические игры: «Похвали друга», «Хорошо или плохо», «Назови друга ласково», «Вежливо или не вежливо» Цель: дать детям понять, какие поступки хорошие, а какие плохие; вызывать желание разговаривать друг с другом дружелюбно, делать комплименты друг другу.
    8. Сюжетно-ролевые игры: «Если в магазине очередь». Цель: дать представление детям о правилах поведения в таком общественном месте, как магазин.
    «У меня зазвонил телефон». Цель: научить вежливо, разговаривать по телефону; расширить социальный опыт детей; развивать диалогическое общение.

 

 

 

 

 

Приложение 2

Пословицы и поговорки о вежливости и хороших манерах

Красивые манеры и хорошее поведение пригодятся всегда. А пословицы и поговорки о вежливости и хороших манерах покажут детям, как правильно себя вести.

Как сытый поросенок от корыта бежит (не сказав спасибо).

Спроси громом — ответят ливнем.

Скромность всякому к лицу.

Кто аккуратен, тот и людям приятен.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Благодари того, кто оказывает тебе благодеяние

Грубиян от грубости и пострадает.

Ржет ровно кобыла на овес.

Где больше двух, там говорят вслух.

Не спеши хватать: оботри руки.

Не пригоже есть лежа. Сидя не крестятся.

Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!

Не стыдно молчать, когда нечего сказать.

Кстати промолчать, что большое слово сказать.

Больше дела, меньше слов.

Блюди хлеб на обед и слово на ответ.

Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе.

Говори, да не заговаривайся.

Не спрашивают, так не сплясывай.

Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Умей сказать — умей и смолчать.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Напои, накорми, а после расспроси.

Держи язык на верёвочке.

На чужой роток не накинешь платок.

В просьбе поклон не в потерю.

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

В чужом доме не указывают.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят

Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь.

Говорит день до вечера, а послушать нечего.

Говорит, словно реченька журчит.

Пословицы и поговорки о вежливости

Пословицы о вежливости - это еще одна важная тема.  Правила вежливым изучают с самого детского сада. Общаться с вежливым человеком гораздо приятнее. Это вызывает положительные эмоции.

 

От вежливых слов язык не отсохнет

От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет

Голь мудрена, нужда вежлива

Доброе слово  -  глоток воздуха

Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит

Доброе дело крепко

На доброе дело ума не станет, а на худое станет

Доброе дело говорится смело

Про доброе дело говори смело

Голь мудрена, нужда вежлива:на улице трясется, а в избу нейдет

Доброе дело и в воде не тает (или:не тонет)

Доброе дело одно одного лучше, худое - одно одного хуже

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит

За фальшивое уважение не жди почтения

Доброе дело и в воде не тонет

Какова заслуга, таково и уважение

Доброе дело без награды не остается

Доброе дело само себя хвалит

И доброе слово не уймет злого

Доброе слово и кошке приятно

В гостях прелюбезный, а дома как молот железный

Доброе дело - правду говорить смел

Доброе дело на век (или: на два века: на этот и на тот)

Доброе дело скрытности не любит.

За доброе дело жди похвалы смело

Доброе слово железные ворота отопрет

Доброе дело питает и душу, и тело

Доброе слово сказать - посошок в руку дать

Всякий человек любит уважение

Уважение человека в его руках

Доброе слово в жемчугах ходит, а злое слово пуще стрелы разит. Доброе слово для доброго дела

Доброе слово кого не достанет

Смерть лучше бесчестья

Доброе дело доброму не вредит

Доброе слово человеку  -  что дождь в засуху

Доброе слово окрыляет

Вежливость ничего не стоит, но приносит много

Пожито, попито - надо и честь знать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Задачи:

Образовательные: учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер-пассажир; продавец-покупатель); приучать детей к вежливости, употреблять постоянно слова«спасибо»«пожалуйста»«здравствуйте»; обогащать игровой опыт детей посредствам объединения отдельных действий в единую сюжетную роль;

Развивающие: развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками взаимосвязанные действия;

Воспитательные: на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Активизация словаря: магазин, продавец, покупатель, шофер, пассажир, подарок.

Предварительная работа:

Беседа: о магазине, о профессии продавец, шофер, о правиле поведения за столом, в магазине, в автобусе, кем работают их родители.

Рассматривание картин, иллюстраций о работе продавца, сюжетных картинок на тему «В магазине» Дидактические игры: «Кто, что делает? «Чудесный мешочек»«Что лишнее?»«Транспорт»«Что можно приготовить?»«Парные картинки».

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-Цокотуха, В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Б. Заходер «Шофер», Ч. Янгарский «В магазине игрушек», С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке».

Материалы и оборудование:

Мебель: полки и прилавки; одежда: фартуки и шапочки; атрибуты: касса, деньги, чеки, ценники, руль, фуражка для водителя; пакеты для покупателей, тарелки для денег, одежда для уборщицы, тележка с ведром и совком.

Организационный момент:

Воспитатель. Дети, я очень рада видеть сегодня вас в детском саду, у меня в груди живет тепло, протяните свои ладони я подарю вам его, чтобы у вас на лице появились улыбки.

Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Появляется Н.А. с письмом.

Ребята, это письмо-приглашение. (Воспитатель читает письмо.)

У Вовы день рождение. И он приглашает нас отметить его день рождение у нас в группе. Как его можно поздравить?

В. Где можно купить подарок? (в магазине)

В. Ребята, а в магазине нужно все подарки скупать, все подряд? (покупать только то, что нужно)

В. Сейчас есть такие магазины, где все продается: и продукты, и игрушки, и игрушки, одежда.

Вы в такие магазины ходите с родителями? Не помните, как называется такой магазин?

В. А давайте вспомним правила поведения в магазине.  А приходя в магазин, как нужно разговаривать? (здравствуйте, будьте добры, приходите еще, спасибо за покупку)

В: Теперь предлагаю вам, поехать в магазин и купить подарок для Вовы.

На чем мы поедем? (на такси, на машине, на автобусе)

Воспитатель. Нас много и мы с вами поедем на автобусе. (Воспитатель напоминает правила поведения в общественном транспорте и приглашает детей в автобус. Дети выбирают «водителя»«Водитель» занимает свое место, мальчики пропускают девочек. (Звучит фонограмма «Автобус»)

В: Мы в автобус дружно сели.

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал.

И автобус побежал. Дети выходят из автобуса, идут в магазин.

(4 стола, где расположены покупки: отдел книг, отдел сладостей, отдел игрушек, отдел одежды. Отдельный стол, на котором расположена касса, «Тарелка» для денег, пакеты для покупателей, рядом с кассой находятся корзинки)

Подходим к магазину.

В. Скажите, кто работает в магазине? (продавец, кассир)

Какую работу выполняет продавец?  (Показываю иллюстрацию «продавцов»)

Продавец приходит до его открытия. Зачем же продавцу нужно приходить на работу раньше? (чтобы успеть расставить товар на свои места. Продавцы – это те люди, которые помогают выбрать покупку, консультируют, советуют какой товар лучше приобрести, рассказывают о скидках).

Продавец встречает покупателей с улыбкой, он рад помочь. Именно у приветливого продавца хочется что – то купить. Очень важно, чтобы продавец был аккуратно одет и причесан.

Продавец знает свой товар. Помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память.

Как только покупатель выбрал товар. Продавец провожает его на кассу. За кассой сидит кассир.

Кто же такой кассир? (Показываю иллюстрацию «кассира») Кассир тоже продавец, но он не ходит по залу. Его место за кассой, он «пробивает» чек и берет с покупателей деньги за товар. Кассир – это очень ответственная должность, нельзя отвлекаться на разговоры с посторонними людьми, знакомыми, если он отвлечется, то может неправильно дать сдачи, также кассир выдает чек покупателю.

А кто еще бывает в магазине? (без покупателей наш магазин не сможет работать)

Что входит в обязанности покупателей?

Покупатели с сумочками идут в магазин, внимательно осматривают товар в отделах, культурно встают в очередь, вежливо разговаривают с продавцом, оплачивают товар в кассе и не забывают благодарить за покупку.

Прежде чем начать играть в игру, давайте выберем продавца, который будет консультировать, и кассира.

Для этого мы используем «Чудесный мешочек», в нем лежат фрукты и овощи. Если вы выбрали овощ, то вы покупатель, а если фрукт, то сотрудник магазина. (2 фрукта, 8 овощей)

Сотрудники магазина займите места.

Обратите внимание, что рядом с кассой стоят корзинки и тележки. Для чего они нужны?

А все остальные ребята будут покупателями.

А что нужно, чтоб вам продали товар в магазине?  (Деньги). Давайте возьмем деньги, которые у нас в кошельках (которые мы сделали  своими руками) и отправимся за подарками.

Ждем открытия магазина. Вывешиваем табло «Открыто».

Ну, вот мы с вами доехали до магазина.

(Детей встречает продавец)

Динь-Динь - Динь.  Или включаю фонограмму

Открываем магазин

Заходите, заходите

Покупайте, что хотите

Встаньте в очередь скорей

Не толкай своих друзей.

(Воспитатель напоминает, как встать в очередь, что нужно описать товар который они хотят купить, и что за купленный товар нужно заплатить деньги.)

Или В.: Уважаемые покупатели! Вас приветствует магазин «хороший», в нашем магазине вы можете приобрести сладости, одежду, книги, игрушки.

Добро пожаловать в магазин! (дети заходят в магазин, ходят по магазину, выбирают подарок).

(беру кубики плоские, спрашиваю на что похоже? А похоже на печень, просто нет печень, но печенье ведь это тоже сладость? Мы все будем думать, что это печенье).

Воспитатель тоже вступает в игру, становится покупателем. Воспитатель нечаянно просыпает рис или любую другую крупу.

Ребята, а что делать? Кто, в таких случаях убирает в магазинах? (Уборщица). Какие обязанности у уборщицы магазина?

Проводит уборку всех помещения, лестниц. Очищает от грязи и пыли всю мебель, полки, стеллажи и батареи. Моет пол, стены, лестницы, окна, двери. Выбрасывает весь мусор из  контейнеров.

Кто у нас будет уборщиком? Одеваем форму, даю тележку с ведром, совком.

Покупатель интересуется, где находится тот или иной отдел в магазине. Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара.

В. Мне нужно купить 1 кг  конфет. Покажите, пожалуйста, какие у вас конфеты. Мне нравятся вот эти. А как узнать, что здесь 1 кг конфет?  Как в таких ситуациях поступают в магазинах? Показываю иллюстрацию весов, которые используют в магазинах. (Взвешивают на весах). Вношу весы.

Во время игры, воспитатель интересуется  «Во что играете?», напоминает что должен в данный момент «Кассир», «Продавец», «Покупатель».

В. Уважаемые покупатели!  Магазин закрывается на обед, а наш автобус отправляется обратно в детский сад. (Дети садятся в автобус).

Итог игры: Ребята, где сейчас были?

Что продают в магазине?

Для чего мы ездили?

Марина, что ты купила в подарок?

В. Ну вот теперь у нас есть подарки для Вовы, и мы сможем его поздравить.

А вам понравилась играть?

Как работал продавец? Кассир?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Сюжетно – ролевая игра «У меня зазвонил телефон»

Цель:

  • Познакомить детей, что телефон это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаем о здоровье, договариваемся о времени и месте встречи.
  •  Познакомить с правилами общения по телефону.
  • Обогатить словарь детей по данной теме.

 Ход занятия.

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнайте, о чем мы будем разговаривать.

Подается голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там...(Телефон)

       Поможет прочному запоминанию правил телефонного разговора, а так же расширит детские представления о возможности общения, чтение, обсуждение и инсценировка ранее прочитанной сказки К. Чуковского «Телефон».

Игра «Разговор по телефону».

         Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает :

         - Как вы думаете, зачем нужен телефон?

         - Представьте себе, что корова решила позвонить своей подруге и рассказать о том, как она провела каникулы.

      Дети делятся на пары, уточняется настроение коров, в руки берутся воображаемые трубки. Пары  играют по очереди. Уточнение — коровы только мычат.

Далее воспитатель предлагает детям разыграть ситуации.

  1. Костя позвонил Юре, чтобы пригласит его на день рождения. Трубку взяла его мама.
  2. Катя звонит Марине. Ей хочется поделиться радостью — ей купили новую куклу! Трубку взяла мама. Она сказала, что Марина занята делами. Как поступит Катя?
  3. Юля осталась одна дома. Ей скучно, она решила позвонить своей подружке из соседнего подъезда и позвать к ней. Трубку взяла мама.
  4. Женя позвонила к маме на работу. Трубку взяла её сотрудница. Что скажет девочка?
  5. Ответьте по телефону человеку, который ошибся и неправильно набрал номер.

 

 

 

Приложение 5

Рассказ Валентины Осеевой «Сыновья»

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький
старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А
третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут
женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

 

Рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на
песке.
— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.— Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал
хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой,
тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт.
Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку
залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берёт тебя брат?
— А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза
тому, с кем говоришь. Помни— тихим голосом, глядя прямо в глаза…
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась павликовой щеки. Он
прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал
домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней.
Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с
досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в
глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо
пробормотала:
— Какую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по
комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном
слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню.
Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками
повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый
лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» —
повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и
прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке,
Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.
— Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу,
взъерошил ему волосы:
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! «Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка
была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

«Игры на формирование дружеских отношений»

 

Цели: Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности;

Развитие дружеских отношений;

Формирование бережного и позитивного отношения к друг другу;

Повышение самооценки детей.        

«Волшебные очки»

Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали».

Ход игры: Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

 

«Назови друга ласково»

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу. После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.

 

«Волшебный цветок»

  Ход игры:  Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.

 

 

 

 

 

Приложение 7

Роль этикета в воспитании детей.

Консультация для родителей.

Уважаемые мамы и папы! Хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком,  уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе? Тогда с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных. Так как же обучать детей дошкольного возраста правилам этикета?

Что такое этикет?

Это порядок поведения, выработанный обществом для успешного и приятного общения людей. Соблюдение норм этикета способствует установлению приятных отношений, успеху в делах, проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, каких поведенческих и речевых манер придерживаемся.

С чего следует начинать обучение  ребенка?

Желательно с себя. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель: замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

Обучение правилам семейного этикета.

Как Вы думаете, надо ли уважать супруга, ребенка, родителей? Надо ли проявлять участие к ним и помогать им? Можно ли быть счастливым в семье, в которой никто ни о ком не заботится? Для большинства взрослых ответы ясны, но с ребенком об этом следует говорить, разъяснять ему правила поведения в кругу близких и самим их придерживаться. Поговорите с ребенком о том, что такое семья, для чего нужны мама, папа, он сам; что ему следует делать, чтобы семья была счастливой; почему дома желательно быть опрятным и приятным в общении; какие добрые слова следует говорить своим близким и т.д.

Используя любую возможность, чтобы сказать малышу что-то доброе, родители не только подтверждают свои чувства, что для него важно, но и учат видеть в других людях хорошие качества. Дети много улыбаются, испытывая счастье от сознания того, что они живут, рядом есть мама и папа, все их любят. Пусть Ваш ребенок копит положительные эмоции, видит в окружающем хорошее. Тот, кто в детстве получил заряд доброты, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.

Наряду с уверенностью, что его всегда любят, что бы ни случилось, внушайте маленькому человеку чувство ответственности за свои поступки. Помогая осознавать свои поступки, Вы научите ребенка налаживать мир со взрослыми: искренне произнести слова извинения, сделать что-нибудь приятное для того, кого он обидел.

Правила семейного этикета, которые должен освоить дошкольник:

  • дома  надо следить за своим внешним видом,
  • проявлять к близким внимание,
  • быть добрым, заботливым и вежливым,
  • делать близким подарки и приятные сюрпризы,
  • стараться не ссориться с родными.

Правила гостевого этикета, которые может усвоить дошкольник, отмечая день рождения с друзьями:

  • готовиться к приему гостей следует тщательно и заранее,
  • порядок и чистота в доме, красивый и нарядный вид хозяев, угощение, развлечение, сувениры – все свидетельствует о том, что гостей ждали и хотели порадовать,
  • во время праздника нельзя капризничать, показывать недовольство подарками, т.к. это портит всем настроение,
  • хозяева должны уступать гостям, создавать радостное настроение, говорить вежливо, не забывать о словах признательности,
  • тот, к кому пришли гости, имеет важные обязанности: он встречает и провожает, угощает и развлекает гостей, следит за порядком, создает хорошее настроение,
  • расставаясь с гостями, благодарит за чудесно проведенное время,
  • после праздника, когда все гости разошлись, все домочадцы дружно и быстро наводят порядок в доме.

Правила гостевого этикета, которые желательно знать дошкольнику, идущему в гости:

  • без приглашения в гости не ходят,
  • получив приглашение, готовят подарок и цветы, продумывают костюм и обувь,
  • в гостях нельзя делать то, что может испортить праздник,
  • уходя, необходимо поблагодарить хозяев дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Игра-драматизация «Угощения».

Цель: закрепление формирования навыков правильного поведения за столом и общения с гостями.
 

Д/и «Кормление куклы»

 Цель:

 -научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки;

 -вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.

 

 

 

Сюжетно - отобразительная игра «Встреча подружек куклы, угощение их чаем»

 Цель:

 -знакомить детей с предметами посуды: учить называть их, узнавать по слову, использовать по назначению;

 -учить сервировать стол к чаепитию;

 -воспитывать желание заботиться о кукле.

 

 

                                      • Д/и «Накормим куклу кашей»

 Цель: рассматривание тарелки, столовой ложки, салфеток. Обучение культурно -гигиеническим навыкам.

 

 

 

«Мы готовимся к обеду»

 Цель:

 -знакомство с названиями предметов столовой посуды, приборов, их формой, цветом;

 -учить правильно и красиво накрывать на стол;

 -учить кукол культуре поведения за столом.

 

 

 

«Угостим Катю обедом»

 Цель:

 -сервировка стола для обеда куклы Кати;

 -сравнение глубокой и мелкой тарелок; знакомство с названиями приборов и их

назначением: ложка столовая и чайная, вилка, нож.

«У куклы Кати день рождения». (Накрываем стол для обеда и кормим кукол.)

 Цель: обобщение знаний о предметах столовой посуды и продуктах питания, активизация словаря, связной речи.

Д/и «Обед для трех медведей». («Три медведя готовят обед»)

 Цель: уточнение понятий «маленький» - «большой» - «очень большой» применительно к предметам кухонной посуды.

  «Четвертый лишний» (классификация посуды по назначению, использованию.)

 Д/и «Катин огород»

 «Подарок зайке»

 «Что выросло на огороде».

 Цель:

 -рассматривание овощей; познакомить с названиями некоторых овощей;

 -учить узнавать их по названию и самостоятельно называть;

-активизировать словарь, развивать связную речь (умение выражать мысль в форме 3 - 4-словного предложения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Стихи для детей о доброте, добре и вежливости

 

Придумано кем — то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро!

 — Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым 

Пусть доброе утро длится до вечера!

НО, а мы послушаем стихотворения о доброте.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто.

Направь шагиТропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

И. Романов

***

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

 

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

***

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу

Не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

А. Дементьев

***

Баллада о Добре и зле

Однажды с добром встретилось зло,

Встречался со злом кто, тому не везло.

С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,

Умен, остроумен и просто удачлив.

И думало зло, что добру точно так же,

Ходить по Земле унижаться и даже

Не делать добра никогда никому,

Но тут вдруг добро прошептало ему:

«Ведь знаешь, что я не такое как ты,

Я жду веселья, а ты ждешь беды.

Я процветаю от детского смеха,

А бить, убивать, это разве потеха?

Откуда взялось ты вообще на Земле?»

А зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,

Наплевать, что с другими случится,

Я буду от горя людей веселиться,

Я буду молиться, чтоб кого-то убили,

Потом посижу, посмеюсь на могиле.

А так, как нас больше — я буду плеваться

На всех, кто захочет с тобою остаться!»

Добро от такого шатнулось немного:

«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,

Просить у него чьей-то смерти, ведь Он

Творец этой жизни – Примите Поклон».

«А мне наплевать на Него не боюсь я,

Его добрых чар, потому что мне грустно,

Когда кто-то делает только добро.

Пойду я» — «Иди, но запомни одно –

Нас больше и этим все решено!!!»

***

Добрым быть совсем не просто, 

Не зависит доброта от роста. 

Не зависит доброта от цвета, 

Доброта не пряник, не конфета. 

Если доброта, как солнце, светит, 

Радуются взрослые и дети.

*** 

И если кому-то поможет

Ты счастлив, что день 

Не напрасно был прожит, 

Что годы живешь ты не зря! 

***

Не стой в стороне равнодушно, 

Когда у кого-то беда. 

Рвануться на выручку нужно 

В любую минуту, всегда. 

*** 

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны. 

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны. 

***

В доме добрыми делами занята

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

От этой доброты приживаются цветы,

Зайцы, ежики, птенцы.

Я тебе отвечу прямо — 

Это Мама, моя мама!

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живём на земле.

А. Лесных

***

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час

Когда они другим необходимы.

***

— Добрый день! — тебе сказали,

— Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

 

Нам желают «Доброго пути!» 

— Будет легче ехать и идти.

— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,

— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

 

За что мы говорим «спасибо»? 

За всё, что делают для нас. 

И мы припомнить не смогли бы, 

Кому сказали, сколько раз.

 

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»? 

Повторяем его поминутно, 

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» 

Нам становится неуютно.

 

Слова чудеснейшие эти 

Услышать каждый очень рад, 

Добреют взрослые и дети 

И улыбнуться вам спешат.

***

Доброе слово лечит, злое калечит.

Торопись на доброе дело, худое само приспеет.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Доброта без разума пуста.

Добрые слова дороже богатства.

За доброго человека сто рук.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, тому бог отплатит.

В ком добра нет, в том и правды мало.

За добрые дела добром платят.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости. 

***

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М. Лисянский

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по основам безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе на тему: «Здоровым быть — здорово»

Конспект открытого  занятия  по основам безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группена тему: «Здоровым быть — здорово»...

Краткосрочный творческий проект в старшей разновозрастной группе детского сада "Незабудка" "Осенние фантизии"

В дошкольном детстве ребенок обладает огромным багажом возможностей, задача взрослых - помочь раскрыть ему эти возможности....

Педагогический проект в старшей разновозрастной группе по теме: «Наши Защитники Отечества»

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, и что вызывает отклик в его душе.  Хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенны...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: Зачем быть вежливым?

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе  Тема: Зачем быть вежливым?...

Творческий проект для старшей разновозрастной гуппы по теме «Зачем быть вежливым человеком?»

Цель: расширить знания детей о необходимости применения вежливых слов в своей речи; способствовать формированию нравственного воспитания....

Творческий проект для старшей разновозрастной гуппы по теме «Зачем быть вежливым человеком?»

Аллакский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189»  Творческий проектдля старшей разновозрастной гуппы по теме«Зачем быть вежливым человеком?»   По...

Творческий проект в старшей разновозрастной группе «Новый год у ворот»

Новый год — это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и...