Проектная работа Тема: «Организация сюжетно ролевой игры детей дошкольного возраста в младшей группе»
проект (младшая группа)

Абсатарова Ляйсан Анисовна

Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Интересные игры создают бодрое настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Учеными было отмечено, что даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, если он лишен увлекательной игры.

Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимают игры, которые создаются самими детьми, – их  называют творческими или сюжетно-ролевыми. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.  В сюжетно-ролевой игре  у детей развивается умение общаться со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. Лишившись игры, ребенок не приобретает независимости, осознанности, ответственности, внутренней свободы. У большинства не развиты воображение, творческая инициатива, самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_organizatsiya_syuzhetno-_rolevoy_igry-2018g.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Институт развития образования Республики Башкортостан

Кафедра дошкольного и предшкольного образования

Проектная работа

Тема: «Организация сюжетно ролевой игры детей

дошкольного возраста в младшей группе»

                                                             Разработчик проекта: Абсатарова Л.А.

                                                                    Руководитель проекта: Валитова Л.Р.

г.Туймазы, 2018 год

Цель проекта: организация сюжетно-ролевой игры  детей дошкольного возраста в младшей группе.

Задачи: 

1. Образовательная: учить выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.

2. Развивающая: развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел.

3. Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения.

Вид проекта: познавательный, игровой.

Участники: дети младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Сроки реализации: один календарный месяц.

Предполагаемый результат:

• Формирование  навыков самостоятельной организации игры, общения в процессе игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;

• Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;
• Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.

Актуальность проблемы. 

Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Интересные игры создают бодрое настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Учеными было отмечено, что даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, если он лишен увлекательной игры.

Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимают игры, которые создаются самими детьми, – их  называют творческими или сюжетно-ролевыми. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.  В сюжетно-ролевой игре  у детей развивается умение общаться со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. Лишившись игры, ребенок не приобретает независимости, осознанности, ответственности, внутренней свободы. У большинства не развиты воображение, творческая инициатива, самостоятельность.

Этапы проекта.

Данный проект состоит из трех этапов:

  • Подготовительный (подготовка атрибутов)
  • Основной (организация и проведение сюжетно – ролевых игр)
  • Заключительный

Описание содержания проекта.

 Приблизительная тематика сюжетно-ролевых игр  детей младшего возраста.

1. Семья.

2. Игры с машинами.

3. Игры со строительным материалом.

4. Магазин.

5. Парикмахерская.

6. Пароход.

7. Детский сад.

8. Автобус.

9. Доктор.

 

Примерный объем знаний по отдельным темам сюжетно-ролевых игр.

Возрастная группа

Название и содержание игры

СЕМЬЯ

Младшая

«СЕМЬЯ» /дочки-матери/ Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку; стирает, гладит бельё, убирает в комнате. Мама  идет с дочкой в парикмахерскую, наряжает ёлку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходят гости. Папа шофёр. Работает на грузовой машине или такси. Дочка простыла и заболела, мама повела её к врачу. Празднуют день рождения. Катаются на автобусе. Мама гуляет с дочкой, катает её на качелях, наблюдает за рыбками в аквариуме, катаются на такси.

ИГРЫ С МАШИНАМИ

Младшая

«ШОФЕР» / автобус, трамвай, троллейбус – правила уличного движения/. Ведёт машину осторожно, чтобы не наехать на людей. На машинах возят кукол. Машины заправляют бензином, ведут на стройку. Папа – шофёр, работает на грузовой машине, наливает бензин в машину, моет её, ставит в гараж. Такси возит людей. Шофёр вежлив, осторожен, аккуратно возит людей.

ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЕМ

Младшая

Строить дом, заборчик, гараж для машин, башню, пароход. Строить из кирпичиков, досок, призм; надстраивать кирпичики в стоячем положении, плашмя. В доме будут жить куклы. Его украшают к празднику.

МАГАЗИН

Младшая

В магазине работает продавец, продает овощи, молоко, конфеты, фрукты. Продукты взвешивают на весах. Продавец вежлив с покупателями.

ПАРИКМАХЕРСКАЯ

Младшая

Мастер расчесывает волосы, стрижет. В парикмахерской мамы с дочками, а папы с сыночками. Мастер вежлив с клиентами. Он  бреет, причесывает, освежает одеколоном, предлагает посмотреть в зеркало. Парикмахерская для зверей – причесывает, стрижет.

ПОЛИКЛИНИКА – БОЛЬНИЦА – СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Младшая

Врач принимает больных, спрашивает, что болит, прослушивает  и назначает лечение. Врач внимательный, вежливый. В поликлинике работает врач и мед.сестра. Врач слушает больного, назначает лечение. М.сестра ставит градусник, делает укол, перевязки. Они заботятся о больных

ДЕТСКИЙ САД

Младшая

Дети в детском саду занимаются гимнастикой. Воспитатели занимаются с детьми на физкультурных и музыкальных занятиях, показывают кукольный театр.

ПАРАХОД

Младшая

Строят пароход, прогулка по Волге. Мамы с дочками катаются. Капитан отдает команды. Штурвальный ведет пароход. На остановках идут в магазин, парикмахерскую, к врачу.

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр  для детей младшего возраста.

Цель игры.

Методы управления игровой деятельностью.

Семья

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре.

Формировать ценные нравственные чувства  (гуманности, любви, сочувствие и др.)

1.Кукольный театр и сюжетно-дидактические игры на темы: «Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом», «У куклы елка», «Купание куклы»,  « Мама с дочкой гуляет».

2.Игры воспитателя с детьми (для пассивных детей).

3.Внесение игрушек (кукол в легко снимающейся одежде, посуду, кровать с постельными принадлежностями) и их обыгрывание.

Детский сад

Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Развивать интерес к игре. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре.

Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых

1.Кукольный театр и сюжетно-дидактические  игры на темы: «Куклы на прогулке», «Оденем куклу на прогулку», «Куклы на музыкальном занятии», «У кукол праздник».

2.Внесение игрушек и игровых материалов (кукол в разной одежде, посуду чайную и столовую, пианино).

Магазин

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера.

Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Ознакомить детей с деятельностью продавца.

Воспитывать уважение к профессии продавца и клиента. Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре.

1.Кукольный театр и сюжетно-дидактические игры н темы: «Магазин овощи», «Магазин Фрукты», «Лото».

2.Внесение игрушек и материалов: (конфет, фруктов, овощей, весы, халаты).

3.Выполнение роли продавца воспитателем в игре с пассивными детьми.

Строители

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера.

Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Ознакомить детей с деятельностью строителя.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре.

1.Сюжетно-дидактическая игра на тему: «Построим ограду для курочек» и т.д.

2.Сюрпризные постройки, обыгрывание их с детьми (особенно с пассивными).

3.Внесение строительного материала и игрушек для обыгрывания построек.

4.Поощрение игр со строительным материалом.

Машины

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера.

Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре. Закреплять знания детей о труде водителя и кондуктора.

 

1.Сюжетно-дидактические игры: «Куклы поехали кататься на автобусе», «Шофера везут на стройку строительный материал».

2.Кукольный театр: «Папа шофер».

3.Внесение игрушек: грузовые автомобили, автобусы, трамваи.

4.Игры воспитателя с детьми (кондуктор в автобусе).

Парикмахерская

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера.

Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре. Раскрыть смысл деятельности парикмахера.

1.Сюжетно-дидактическая игра: «Мама с дочкой пришли в парикмахерскую».

2.Кукольный театр: « Как мишка и зайка  ходили в парикмахерскую».

3.Внесение игровых материалов (зеркало, ножницы, расческа, халатик).

4.В играх с пассивными детьми воспитатель берет на себя роль парикмахера.

Поликлиника – Аптека – Больница

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера.

Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре. Раскрыть смысл деятельности медицинского персонала.

1.Сюжетно-дидактическая игра «Врач», «Доктор».

2.Кукольный театр «Мама с дочкой пришли к врачу».

3.Внесение игровых материалов: градусник, бинты, фонендоскоп.

4.В играх с пассивными детьми воспитатель берет на себя роль врача.

Пароход

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера.

Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре.

1.Сюжетно-дидактическая игра: «Прогулка на пароходе».

2.Кукольный театр: «Как мишка с зайкой катались на пароходе».

3.Внесение игрушек и материалов (строительный материал, флажки, штурвал).

4.Совместное с воспитателем строительство корабля, воспитатель в игре с пассивными детьми берет на себя роль капитана.

Наиболее эффективные методы руководства сюжетно-ролевыми играми детей младшего возраста.

1. Показ способа действия с игрушкой через кукольный  и настольный театры.

2. Показ способа действия с игрушкой через сюжетно-дидактическую игру.

3. Показ и обучение приемам строительства.

4. Внесение и обыгрывание игрушек и игровых материалов.

5. Игры воспитателя с детьми.

6. Просмотр диафильмов.

7. Наблюдение за трудом взрослых.

8. Совет воспитателя.

9. Рассказ воспитателя

10.Беседы до игры (вычленение ролей, уточнение правил, способа общения).

11. Чтение художественной литературы

12. Поощрение.

13.Управление детскими объединениями.

 План работы с родителями

1. Консультация: «Игры с ребенком младшего дошкольного возраста в жизни вашей семьи»

2. Консультация: «Игры на кухне»

3. Консультация: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»

4. Помощь родителей в изготовлении атрибутов для организации и проведения сюжетно-ролевых игр

Педагогические рекомендации.

  • Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
  • Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно- ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
  • Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
  • В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
  • Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
  • Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Рекомендации для родителей

  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не беспорядочно накапливать.
  • Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские постройки и конструкции. За неимением места для длительной демонстрации «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами, зарисовывайте его постройку и т.п.) – и только после этого убирайте игрушки для хранения.
  • Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте известные вам детские игры.
  • Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывайте о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.
  • Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с поэтапностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусственно ее ускорять.
  • Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т.п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивайте как проявление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт. 7.Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.
  • Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью примите ее.
  • В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка, уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я буду лисой – доброй или злой?»). Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности – не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»). Всегда соглашайтесь со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество. По окончании игры выразите ребенку удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней. Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница)! Как тебе удается все это самому (самой) придумать?»).
  • Сопереживайте чувствам детей в играх – умейте увидеть смешное в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им грустным, и т.д.
  • Привлекайте внимание ребенка к педагогически ценным и эстетичным играм и игрушкам.

Заключение.

В заключении можно сказать, игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей навыков общения и  взаимодействия с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения.

Но умение играть не возникает путём автоматического переноса в игру, усвоенного в повседневной жизни. Необходимо приобщать детей к игре. Полноценная в воспитательном отношении игра развивается под влиянием среды и определённым руководством со стороны взрослых. Важно помнить, что игра - это самостоятельная деятельность детей и неосторожным вмешательством, неправильным руководством можно нарушить эту самостоятельность, притормозить активность играющих. Не нужно давать ребёнку готовых решений вопроса, возникающего в игре, не нужно фантазировать за него.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

 Список литературы:

1        Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т. М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007.

2        Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р.Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Академия, 1998.

3        Дошкольная педагогика: учебное пособие: в 2 ч. / В.И. Логинова, П. Г. Саморукова [и др.]; под ред. В.И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.

4        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.

5        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.

6         Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1966.

7         Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я.Михайленко. – м., 1987.

8        Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.. 1978.

Приложения

Консультация для родителей:

«Игра с ребёнком в жизни вашей семьи»

Цель: привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребёнка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

      Игра - многогранное понятие, поэтому существует большое разнообразие классификаций игр. Из всего этого многообразия я приведу лишь одну классификацию.

  • Игры с правилами.
  • Ролевые игры.
  • Творческие игры.

    А  сейчас я расскажу о некоторых играх и покажу, чему они могут научить. Ведь каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то.

      Используйте в играх с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи.

      Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.

      Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребёнком. Например, готовя, предложите поиграть в игры «Большой - маленький», «Какого цвета», «Придумай слово»; сосчитать предметы на кухне, придумать задачу и т.д.

       Научитесь играть в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора.

       Прививайте детям любовь к игровым развлечениям - кроссвордам, головоломкам, шарадам, ребусам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку.

       Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными.

      Начинайте играть в самые простые игры, постепенно усложняйте игровые задания и, не спеша, переходите к более трудным. Не разучивайте сразу очень много игр, ведь ребёнок должен «наиграться», ребёнок младшего дошкольного возраста любит повторять. Приучайте ребёнка хранить игрушки и игровые предметы аккуратно, в специально отведённом для них месте.

     Одна из важных задач родителей - научить ребёнка проигрывать. Известно, что некоторые дети не переносят проигрышей: плачут, устраивают сцены, отказываются играть. Не стоит в таких случаях жалеть ребёнка, идти у него на поводу, стараться нарочно проиграть. Ведь игра - это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнование, соперничество и возможные проигрыши.

     Ваша игра с ребёнком готовит его к жизни. Через игру он может понять, что, во-первых, его не всегда ждёт успех; во-вторых, что для успеха надо работать, думать и много знать; в-третьих, проигрыш ещё не конец света. Если ваш ребёнок особенно чувствительный, то поговорите с ним заранее. Отметьте, что каждый из нас будет время от времени проигрывать, и тогда каждый может поделиться своими огорчениями, а другой может ему посочувствовать.

Консультация для родителей:

«Игры на кухне»

Уважаемые мамы!  Часто   у вас возникает вопрос – когда заниматься с ребенком?   Ведь работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени .

Предлагаем вам некоторые игры и упражнения, которые вы легко сможете провести с ребенком на кухне, не отрываясь от домашних дел. 

Игры на развитие мелкой моторики рук.

Играем с крупами. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно использовать тарелки разных цветов. Насыпайте, например,  фасоль и  считайте, в какой тарелке больше, в какой меньше. Посадите разных животных возле каждой тарелки, причем подберите  их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками.

      Смешайте несколько круп – поиграйте в  игру «Помоги Золушке» – отберите одну крупу от другой.

     Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.

 

Макаронные изделия – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок, и пусть ребенок нанизывает макароны на него. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

 

Играем с крышками.  Игры с крышками очень полезны  для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, бутылочки разного размера. Снимите с них крышки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышку.

 

 Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким детям лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

 

Играем с кастрюлями.  Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте ребенку крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть ребенок перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.

 

Волшебная скорлупа.  Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые  ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

 

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом.  Поделки из него хранятся долго, ими  даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!

 

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышки от бутылок. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

 

Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.

 

Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.

 

Игры на обогащение словаря ребенка.

 

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.

 

«Угощаю»

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.  Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку,  затем Вы ему, и так до тех пор,  пока все не съедите.   Можно поиграть в сладкие,  кислые,  соленые,  горькие слова.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу,  а ребенок заканчивает ее:

 Ворона каркает,  а воробей  . . .

Сова летает,  а заяц . . .

У коровы теленок,  а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

 

  «Чудесный мешочек».   Э та игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)

Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.

Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.

 

 «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное — платье, яблоко, знамя, …

 

Игры на развитие грамматического строя

 

«Приготовим сок»

Из яблок сок (яблочный).  Из груш,  из слив,  моркови,  лимона,  апельсина? И наоборот:  апельсиновый сок из чего?

 

«Упрямые слова».   Расскажите ребенку,  что есть на свете «упрямые» слова,  которые никогда не изменяются  (кофе,  платье,  какао,  кино,  пианино,  метро). 

«Я надеваю пальто.  На вешалке висит пальто.  Я гуляю в пальто.  Сегодня тепло,  и все надели пальто и т. п.».   Задавайте вопросы ребенку и следите,  чтобы он не изменил слова в предложениях – ответах.

 

«Один  и  много».  Взрослый  называет  один  предмет – а  ребенок  много.

Перечислять   можно  разные  предметы, в  зависимости  от  того, где Вы  сейчас  находитесь: на  кухне  или  в  детской  комнате.

 Например:

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол -  столы;

Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;

 

«Чего  не  стало?»  Взрослый  выкладывает  перед    ребенком  несколько  различных предметов  ( 4 – 7). Затем  просит  ребенка запомнить  все  предметы  и  отвернуться, а  сам  в  это  время  убирает один  любой  предмет. Ребенку  предлагается  посмотреть  внимательно и  назвать,  чего  не  стало. Обязательно  нужно  обращать  внимание  на окончания  в  словах.

 

 «Я  внимательный».   Будем  называть  предметы  (дома  или  на  улице), которые  видим, а еще  обязательно  укажем – какие  они. Например: Вот  стол. Он деревянный. Вот  кошка – она  пушистая. Вот окно – оно  большое. Вот забор – он  красный. Вот  солнце – оно  желтое.

 

Слушаем звуки.   Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай, что стучит» с малышом.

 

Консультация для родителей:

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании
детей дошкольного возраста.

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр.

Для того чтобы отобразить в игре, какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми.

Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?

Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей.

Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.

Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство  в выполнении игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона и т. п. При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда наделяют игрушку - заместитель ролью («Давай это будет папа, а это дочка»). Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.

Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка, ножницы, лопатка, веник и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском саду), на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно, влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.

Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Игра развивает и радует ребенка, делает его Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр.

Для того чтобы отобразить в игре, какиелибо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми.

Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?

Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей.

Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.

Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю - удобство в выполнении игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона и т. п. При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда наделяют игрушку - заместитель ролью («Давай это будет папа, а это дочка»). Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.

Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка, ножницы, лопатка, веник и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском саду), на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно, влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.

Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка - верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сюжетно-ролевой игры с детьми 2 младшей группы

Тема самообразования «Организация сюжетно-ролевой игры  с детьми 2 младшей группы» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многи...

Организация сюжетно-ролевой игры "Больница" во второй младшей группе

Организация сюжетно-ролевой игры "Больница" во второй младшей группе...

Организация сюжетно-ролевой игры воспитателем во 2 младшей группе

Игра занимает в жизни ребенка дошкольника  одно из ведущих  мест. В первые семь лет ребенок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться за э...

Организация сюжетно-ролевой игры "Строительство" во второй младшей группе

Организация сюжетно-ролевая игра:«Строительство»«Маша у своего друга медведя в гостях»Возрастная группа: 2 младшаяПрограммное содержание: — закреплять умение брать на себ...

Проект организации сюжетно-ролевой игры «Ферма» во второй младшей группе

В современных условиях проблемма экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, фор...

Модель для организации сюжетно-ролевой игры "Семья" детей в младшей группе ДОУ на месяц

В данной методической разработке я предлагаю модель для организации игровой деятельности детей младшей группы. Детям младшеговозраста бывает трудно адаптироваться к условиям  детского сада. Порой...

Сообщение "Организация сюжетно-ролевой игры "Магазин" во второй младшей группе (из опыта работы)

Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конф...