ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
статья (средняя группа)

Степанова Ольга Юрьевна

Аннотация. Статья посвящена развитию сюжетно-ролевой игры у детей 4-5 лет. В статье раскрываются понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры и особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей 4-5 лет. Автор описывает развитие сюжетно-ролевой игры у детей 4-5 лет  во всестороннем развитии детей. Выявлено, что развитие сюжетно-ролевой игры является основой для полноценного проживания ребенком своего детства, делает его осмысленной и закладывает фундамент уверенности в своих силах и успешности в будущем. Установлено, что игра связана со всеми сторонами воспитательно-образовательной деятельности детского сада и в нем отражаются приобретенные знания и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Степанова Ольга Юрьевна

ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена развитию сюжетно-ролевой игры у детей 4-5 лет. В статье раскрываются понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры и особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей 4-5 лет. Автор описывает развитие сюжетно-ролевой игры у детей 4-5 лет  во всестороннем развитии детей. Выявлено, что развитие сюжетно-ролевой игры является основой для полноценного проживания ребенком своего детства, делает его осмысленной и закладывает фундамент уверенности в своих силах и успешности в будущем. Установлено, что игра связана со всеми сторонами воспитательно-образовательной деятельности детского сада и в нем отражаются приобретенные знания и умения.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, дети дошкольного возраста, игра.

В настоящее время, при условии реализации ФГОС ДО, особое внимание уделяется непосредственно игровой деятельности в качестве ведущего в период дошкольного детства. При правильной организации игры создаются условия для развития интеллектуальных, личностных и физических качеств ребенка, стимулируется учебная деятельность, а также обеспечивается социальная успешность. В действующих ФГОС указ.ывается, что и.гровая деяте.льность способст.вует социа.льно-нормат.ивным возр.астным особе.нностям обес.печения.

Игра является переходным методом для развития ребенка (пункт 2.7). ФГОС ДО), через которое осуществляется содержание пяти образовательных областей: «Социально - ко.ммуникатив.ное развит.ие»; «Познавательное р.азвитие»; «Речевое раз.витие»; «Художественно - эстет.ическое раз.витие»; «Физическое». Игра явл.яется осно.вным видом детс.кой деятел.ьности, а т.акже формо.й организа.ции детско.го труда.Ко.нкретное со.держание и.гровой деяте.льности за.висит от возр.астных и и.ндивидуаль.ных особен.ностей дете.й, определ.яется задач.ами и целя.ми програм.мы, что отр.ажено в ст.андарте до.школьного обр.азования.

В сюжетно-ролевой игре ребе.нок овладе.вает основ.ными культур.ными способ.ами деятел.ьности, про.являет самосто.ятельность и и.нициативу. В сюжетно-ролевой игре ребено.к способен в.ыбирать себе в.ид професс.ии, участн.иков совмест.ной деятел.ьности, он а.ктивно вза.имодействует со с.верстникам.и и взросл.ыми, разви.вает навык.и и умение до.говариватьс.я, учитыват.ь интересы дру.гих людей, а.декватно про.являть сво.и чувства, а т.акже стрем.ится разре.шать конфл.икты.

Л. С. Выготский отмечает, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке [2].

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников - окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.

По мнению Л.С. Выготс.кого, «игра являетс.я источнико.м развития и соз.дает зону б.лижайшего р.азвития». На самом де.ле, именно через и.гровую деяте.льность и про.исходит раз.витие ребе.нка. В это.м отношени.и игра может б.ыть ведуще.й деятельност.ью, то ест.ь детермин.ирующей раз.витие дете.й[2].

Г.А. Урунтаева отмечает, что источником сюжетно-ролевых игр является окружающий мир во всем его многообразии. Сюжетно-ролевые игры органично включаются в разные виды организованной и самостоятельной деятельности детей и имеют важное значение в их развитии и воспитании [5].

Говоря о сюжетно-ролевой игре как о ведущем виде игровой деятельности, необходимо отметить ее значение в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

По мнению В.С. Мухиной, развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, совершенствуются мыслительные операции, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания [4].

Д.Б. Эльконин предложил р.ассматриват.ь в качест.ве ведущей де.ятельности ребе.нка сюжетно-ро.левую игру[6].

Как отличит.ь игровую де.ятельность:

- его непро.дуктивный х.арактер, е.го ориента.ция на сам и.гровой про.цесс, а не н.а высокие це.ли;

- воображае.мый план и.гры доминирует н.ад реальност.ью, поэтому и.гровые дейст.вия не реа.лизуются по ло.гике объект.ивных значе.ний вовлече.нных в игру пре.дметов, а по ло.гике игрово.го настрое.ния, которое мо.жно получит.ь в вымышле.нной ситуа.ции.

Сформированность игровой де.ятельности соз.дает необхо.димые психо.логические ус.ловия и бл.агоприятну.ю почву дл.я всесторо.ннего разв.ития ребен.ка. Всесторо.ннее воспит.ание детей с учетом и.х возрастн.ых особенностей требует с.истематиза.ции примен.яемой в пр.актике игр пр.актики уст.ановления с.вязей между р.азличными фор.мами самосто.ятельной и.гры и игро.вой деятел.ьности, проте.кающих в и.гровой фор.ме. Как из.вестно, любое де.йствие опре.деляется е.го мотивом, то ест.ь это дейст.вие направ.лено на: И.гра-это де.ятельность, котор.ая сама по себе д.вижет ею. Этот ребе.нок играет по то.му, что ему хочетс.я играть, а не д.ля получен.ия какого-то ко.нкретного резу.льтата, что т.ипично для б.ыта, труда и л.юбой друго.й плодотвор.ной работы.

Сюжетно-ролевая игра способст.вует тому, что ребе.нок оказыв.ается между к.артинками и р.азмышления.ми. Кроме то.го, выполн.яя любую ро.ль, ребено.к становитс.я на разные точ.ки зрения и н.ачинает ви.деть предмет с р.азных сторо.н, что способст.вует развит.ию важных, м.ыслительны.х способносте.й человека.

Многие опре.деления сюжетно-ролевой игры, упомянут.ые крупным.и учеными, по.казавшими ее не.исчерпаемост.ь, предста.вляют боль.шую ценност.ь для дошко.льного детст.ва: игра - н.аправляюща.я деятельност.ь, игра - сре.дство всесторо.ннего восп.итания; игр.а - средст.во подгото.вки к школе; и.гра - средст.во развити.я мысли... н.а данном эт.апе нашей де.ятельности, мо.жно сказат.ь, что игр.а занимает бо.льшое место в с.истеме физ.ического, нр.авственного, тру.дового и эстет.ического вос.питания до.школьников.

Сюжетно-ролевая игра являетс.я наиболее с.вободной, не.принуждённо.й, принося.щей максим.альное удо.вольствие де.ятельность.ю дошкольн.ика. В игре он де.лает только то, что хочет. Ребе.нок свобод.но выбирает с.южет игры, е.го действи.я с предмет.ами полност.ью свободн.ы от обычно.го «правильного» использов.ания. Ребе.нку нужны а.ктивные де.йствия, по.могающие по.высить его ж.изненный то.нус, удовлет.воряющие и.нтересы, со.циальные потреб.ности. Игр.ы очень ва.жны для здоро.вья ребенк.а, они дел.ают его по.лноценную ж.изнь осмыс.ленной, соз.дают увере.нность в с.воих силах. М.ы выяснили, что ро.ль игр в до.школьном возр.асте прохо.дит значите.льный путь в с.воем развит.ии. Содерж.ание игры н.а разных эт.апах дошко.льного возр.аста, с од.ним и тем же с.южетом, си.льно отлич.ается.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра связана со всеми сторонами воспитательно-образовательной деятельности детского сада. В нем отражаются знания и умения, приобретенные на занятиях, и закрепляются правила поведения, которым дети будут учиться по мере роста. Именно так трактуется роль игр в программе воспитания детей: «дошкольное образование игра является важнейшей самостоятельной работой ребенка, имеющей большое значение для физического и психического развития, формирования индивидуальности и формирования детского коллектива».

Список использованных источников

1. Венгер Л.А. Игра как вид деятельности/ Л.А. Венгер//Вопросы психологии [Электронный ресурс]. -2018, № 3. - С. 163-165. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/pеriodica/VP031978/VIv-163.htm- Дата доступа: 22.01.2018

2. Игра в жизни дошкольника: пособие для учреждений дошкольного образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред.Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Нац. Ин-т образования, 2018. – 184 с.

3. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. Пособие для воспитателей/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2018. - 96 с.

4. Мухина  В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М.: Академия, 2000. – 427с.

5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 336 с.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2019. - 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста

     В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески. У ребенк...

Доклад: "Особенности сюжетно - ролевой игры у детей дошкольного возраста"

Для детей дошкольного возраста одна из главных деятельностей  является сюжетно ­ролевая игра.  Играя, дети отражают окружающую их действительность; чем шире сферы действительности, с к...

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Р  Е Ф Е Р А Т "ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"Цель данной работы: изучить особенности принятия роли детьми младшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по теме "Особенности сюжетно-ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

методические рекомендации воспитателям и родителям по теме "Особенности сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста"...

Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением зрения

В статье описаны особенности сюжетно-ролевых игр у слабовидящих детей....

Особенности сюжетно-ролевой игры, режиссёрской игры, игры-драматизации. Их значение в жизни детей дошкольного возраста

Разновидности сюжетной игры, отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в развитие ребенка....

"Особенности сюжетно - ролевой игры для детей пятого года жизни"

Игра - ведущая деятельность дошкольников, в которой они используют роли взрослых, воспроизводя в воображаемыхситуациях их жизни, труде и отношения....