Буква В
учебно-методический материал (средняя группа)

Браткова Юлия Фёдоровна

Конспект занятия для средней группы по обучению грамоте Буква В

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_18-19_v-f.docx150.13 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия № 18-19

«Буквы В-Ф»

Программное содержание: Познакомить дошкольников с буквами «В-Ф». Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Упражнять детей в различении слов, близких по звуковому составу (д/и «Хлопни в ладоши, если я ошибусь»). Развивать фонематический слух и мелкую моторику (используем горох и чечевицу).

Оборудование: ведро с водой, буква «В» из пластилина, пластилин, досточки для работы с пластилином.

Ход

1 часть

1. Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте, Светлана Васильевна!

Воспитатель: - Ребята, когда мы утром просыпаемся, что мы делаем? (Ответы детей)

Предлагаю вам сделать физкультурную минутку!

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!

Дети выполняют движения вместе с педагогом.

Воспитатель: - А сейчас я вам предлагаю положить ладошки на мою руку и совершить волшебство.

- Ребята отгадайте загадку, но закройте глазки, если мы её отгадаем в центре нашего круга произойдёт чудо и появится отгадка.

В колодец нырнуло

Оно с головой –

Наверх возвратилось

С холодной водой.

(Ведро)

Воспитатель: - Правильно это ведро, дети открывают глаза и видят ведро. Посмотрите, а ведро нам принесло немного воды. Давайте произнесём слова ведро и вода так, чтобы мы услышали первый звук.

Педагог и дети говорят: во-да, вед-ро.

- А сейчас давайте вместе чётко проговорим чистоговорку:

Ва – ва – ва в ведре вода.

Дети произносят чистоговорку, педагог показывает, что в ведре

с водой ещё спряталась буква «В» (из пластилина).

Воспитатель: - Это буква «В» и звук «В». Давайте вместе ещё раз произнесём звук «В».

Артикуляция звука «В»: нижняя Губа прижимается к верхним зубам, они вместе закрыли путь воздуху, не хотят его пропускать. Воздух проходит через них с трудом. Нижняя губа сердится и «гудит».

Дети и педагог произносят звук «В» - тихо, громко, отрывисто. 

Воспитатель: - А теперь давайте попробуем написать эту букву в воздухе. Сначала посмотрите, как это делаю я.

«В» - буква очень важная,

Воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

- А теперь повторяйте со мной вместе.

Все вместе рисуют букву «В» в воздухе и повторяют стихотворение.

«В» - буква очень важная,

Воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

Воспитатель: - А теперь давайте приступим к изготовлению фотографии буквы «В». Сегодня мы будем изготавливать её с помощью семян чечевицы и пластилина.

C:\Users\Света\Desktop\Азбука 4-5 лет\Картинки\БУКВЫ\03.jpg

Воспитатель: - Посмотрите какие нарядные у нас получились фотографии буквы «В». Молодцы, а теперь давайте немного поиграем.

Д/и «Где звенит колокольчик?»

Воспитатель: - Дети, сейчас мы с вами будем играть. Я буду звенеть колокольчиком около кого-нибудь из вас, а вы будете мне говорить, где звенел колокольчик: вверху, внизу, сзади или впереди. Давайте начнём.

Воспитатель звенит колокольчиком вверху над головой у ребёнка, а тот говорит: «Колокольчик звенит у меня над головой», затем сзади у другого и тот говорит: «У меня за спиной звенит колокольчик» и т. д.

Воспитатель: - Дети, что мы сегодня делали, чем занимались?

- Что понравилось больше всего?

- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Занятия № 18-19

2 часть

Организационный момент

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте, Светлана Васильевна!
Воспитатель: - Отгадайте, кто к нам сегодня пришёл. Он показывает фокусы в цирке. Кто это?

Дети: - Фокусник!
Воспитатель: - Правильно, к нам сегодня в гости пришёл фокусник Фома. Давайте с ним поздороваемся:

- Здравствуй, фокусник Фома!

Воспитатель: - Фома очень хочет с вами поиграть в игру «Это я».


Педагог произносит слова, а дети делают пальчиковое упражнение:

«Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ-топ.

Ох устали, вытрем лоб!

(Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.)

Воспитатель: - Как вы думаете, на какой звук начинается слово Фокусник? (на [Ф])
- Правильно, это любимый звук Фокусника.

Нижняя губа прижимается к верхним зубам. Они не хотят пропускать воздух, но воздух прорывается сквозь преграду и «фырчит». Это звук согласный, так как воздух встречает на своём пути преграду в виде нижней губы и верхних зубов.

Воспитатель: - Это буква «Ф» (педагог показывает изображение буквы Ф), а произносим мы звук «Ф». Давайте вместе произнесём звук «Ф».

Дети и педагог произносят звук «Ф» - тихо, громко, отрывисто. 

Воспитатель: - Молодцы! А хотите послушать сказку Фокусника Фомы.

Дети: - Да!

Сказка Фокусника Фомы
«Сказка про букву Ф»

Однажды буква «Ф» гуляла на поляне и увидела ежика. Она никогда раньше не видела подобных зверей, поэтому очень испугалась. Она зафырчала: «Ф-ф-ф», а потом еще громче: «Фыр-фыр-фыр». Ёжик свернулся клубочком и выставил иголки.

За всем происходящим с дерева наблюдал филин.

-Уфф, уфф, уфф - прокричал он с дерева букве «Ф», - Не бойся, это ёжик, он тебя не обидит.

Буква «Ф» перестала фырчать, а ёжик убрал свои иголки. Они стали бегать и играть вместе.

Воспитатель: - А теперь давайте попробуем написать эту букву в воздухе. Сначала посмотрите, как это делаю я.

Если маленькой чертой

Букву «О» перечеркнём,

Потеряем букву «О»,

Но букву «Ф» с тобой найдём!

- А теперь повторяйте со мной вместе.

Все вместе рисуют букву «Ф» в воздухе и повторяют стихотворение.

Если маленькой чертой

Букву «О» перечеркнём,

Потеряем букву «О»,

Но букву «Ф» с тобой найдём!

Воспитатель: - А теперь давайте приступим к изготовлению фотографии буквы «Ф». Сегодня мы будем изготавливать её с помощью семян гречки и пластилина. Но прежде, чем мы приступим к работе, сделаем зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика

Воспитатель: - Голову держать только прямо, двигаем только глазами, следим за игрушкой.

Педагог медленно, в течение одной минуты, перемещает игрушку слева – направо, вверх – вниз, по кругу.

Поморгаем часто – часто,

Ещё раз, и два, и три.

Глазки закрываем,

На столе мы отдыхаем.

Дети отдыхают, положив голову на сложенные на столе руки.

Воспитатель: - А теперь приступим к работе.

C:\Users\Света\Desktop\Азбука 4-5 лет\Картинки\БУКВЫ\022.jpg

Воспитатель: - Вы, молодцы, справились с заданием. Посмотрите какие необычные у нас получились фотографии буквы «Ф».

 

Итог занятия

Воспитатель:

- Кто пришёл к нам сегодня в гости?
- Какой первый звук в слове Фокусник и Фома?
- Во что с нами играл Фома?
- Понравилось ли вам играть с Фомой?
- Хотите ли вы, чтобы он ещё раз к вам пришёл?

- Спасибо, занятие окончено.

 

Зрительная гимнастика

Воспитатель: - Голову держать только прямо, двигаем только глазами, следим за игрушкой.

(Взрослый медленно, в течение одной минуты, перемещает игрушку слева – направо, вверх – вниз, по кругу)

Поморгаем часто – часто,

Ещё раз, и два, и три.

Глазки закрываем,

На столе мы отдыхаем.

(Дети отдыхают, положив голову на сложенные на столе руки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Знакомство с буквами. Гласные буквы.

Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет  "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать"     Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...