Специфика коррекционно-развивающей образовательной среды, отвечающей особым образовательным потребностям детей с ЗПР, требованиям безопасности и охраны здоровья
статья

Организация жизнедеятельности детей с ЗПР во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22_spetsifika_razviv_sredy.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Специфика коррекционно-развивающей образовательной среды, отвечающей особым образовательным потребностям детей с ЗПР, требованиям безопасности и охраны здоровья

Организация жизнедеятельности детей с ЗПР во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности развития детей.

Развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Основные функции развивающей среды: информационная, стимулирующая, развивающая. Дидактическая среда должна быть системной (отвечать определенному возрасту ребенка и содержанию деятельности) и безопасной.

Предметно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается "как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности" (С.Л. Новоселова).

Предметно-развивающая среда специализированного учреждения для детей с ЗПР имеет коррекционную направленность. В этом случае мы говорим о коррекционно-развивающей среде, отличающейся от предметно-развивающей тем, что она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с ЗПР. Коррекционно-развивающая среда - это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ЗПР на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности, кроме того коррекционно-развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством.

Основные задачи коррекционно-развивающей среды:

1.     Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом;

2.     Ориентация на зону актуального и ближайшего развития;

3.     Социальная компенсация дефекта;

4.     Коррекция и  преодоление отклонений в поведении

Условия организации коррекционно-развивающей среды:

1.    Учёт индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

2.     Эмоциональная насыщенность среды;

3.     Учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности;

4.     Интеграция разных по содержанию видов деятельности;

Кроме вышеперечисленных моментов в построении коррекционно-развивающей среды следует учитывать психолого-педагогические аспекты:        

Психолого-педагогические аспекты построения коррекционно-развивающей среды:

1.     Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками;

2.     Развитие ребенка в коррекционно-развивающей среде должно способствовать формированию и развитию физических функций, сенсорных навыков, накоплению жизненного опыта и т.д.;

3.     Коррекционно-развивающая среда должна научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться, самостоятельно организовывать свою деятельность;

4.     Коррекционно-развивающая среда должна выполнить образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную и коррекционную функции.

Принципы построения дидактической среды:

•принцип дистанции позиции при взаимодействии

 •принцип активности

•принцип стабильности динамичности

•принцип комплексирования и гибкого зонирования

 •принцип эмоциогенности среды

 •принцип открытости и закрытости;

 •принцип учёта половых и возрастных различий детей

Психолого-педагогические требования к игрушкам:

 • игрушка должна быть безопасна для здоровья ребёнка (прочность, вес, отсутствие запахов, безопасный размер, безопасное покрытие, гигиеничность, безопасный звук, наполнитель). На  упаковках могут присутствовать важные знаки по сертификации и возрасту 0-3;

 • игрушка должна быть доброй, не должна пугать ребёнка, должна заботиться о психическом здоровье малыша;

• игрушка должна прививать вкус, доставлять эстетическое удовольствие;

• игрушка полифункциональн

При выборе игрушек рекомендуется обращать внимание на знаки экспертиз (Например, spiel gut или Детские психологи рекомендуют)

Типичные ошибки при организации предметной среды:

•недостаточно эффективно использует участок в педагогическом процессе •одновозрастных групп организуется по принципу закрытой системы

•не в полной мере используется принцип трансформируемости помещений, что зачастую провоцирует на учебно-дисциплинарные формы работы с детьми

 •характер размещения игрового, физкультурного и другого оборудования в помещениях детского сада

•отсутствие зон самостоятельного экспериментирования

 •отсутствие уголков уединения

 •качество игрушек и оборудования не  соответствует необходимым психолого-педагогическим требованиям

•комплект игрушек и игр остаётся стабильным в течение всего учебного года

 •отсутствие предметов-заместителей

Более подробно ознакомиться с тем, как стоит формировать дидактическую среду можно ознакомиться в следующих трудах:

Петровский В.А., Кларина Л. М., СмывинаЛ. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.-М.,1993

Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка.-М.: Лепта, 2006 -542с.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие/Е.О. Смирнова,Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова и др. -2-е изд. –М.:ООО «Русское слово-учебник»,2008.-112с.

Организация игровой среды в обучении и воспитании детей раннего возраста с интеллектуальными нарушениями: Методическое пособие для родителей по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ различных нозологических групп // Е.И Камелькова., Е.А.Кремнева, О.Н. Липатова, Д.М. Мартышевская, Л.В. Пронина, Тарновская П.А. 2022.

Материалы взяты частично из лекций Прониной Ларисы Васильевны:

  1. “Проектирование дидактической среды в дошкольном специальном и инклюзивном образовании” chrome-

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.

П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ХРУСТАЛИКИ ДОБРА»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ«ХРУСТАЛИКИ ДОБРА»...

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

Индивидуальный план профессионального развития учителя-логопеда Точилкиной О.И. «Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности с использованием современных педагогических технологий, в частности, ИКТ».

Индивидуальный план профессионального развития  учителя-логопеда Точилкиной О.И. «Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности с использо...