Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в вопросах эстетического развития дошкольников.
статья

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в вопросах эстетического развития дошкольников.

Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении ребёнок получает через детские игры различной направленности, сотрудничество, диалог с детьми и взрослыми. Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Если смотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры напрямую связаны с задачами музыкального образования: воображение, фантазия, умение контролировать свои движения, выражать эмоции и желания,  творческие способности, экспериментирование со звуками. Основной подход к реализации стандартов – системно – деятельностный. Должна работать система, где интеграция различных видов деятельности определяется чёткой целью и работает на одновременное выполнение нескольких педагогических задач, при этом находясь в рамках игровой деятельности.

Музыкальное воспитание в детском саду всегда было построено на интеграции, так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия. Через занятия музыкальной деятельностью можно влиять  на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии. Музыка работает на укрепление и сохранение  физического и психического здоровья, влияет на эмоциональную сферу  и эстетическое развитие человека. Поэтому очень важно найти способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Существуют традиционные способы взаимодействия – это непосредственно на музыкальном занятии и на утренниках и развлечениях. Если говорить о музыкальном занятии, то у воспитателя должна быть основная цель – оказывать помощь детям  в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности,  наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своих воспитанников! Для чего? Для того, чтобы при необходимости доработать с ребёнком то, что у него не получилось. Это ёщё один принцип работы по стандарту – мы обязаны создать для всех детей ситуацию УСПЕШНОСТИ! Это  дополнительная индивидуальная работа музыканта, воспитателя и родителя вне музыкального занятия.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют воспитатель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и музыкальный руководитель , имеющий общую музыкальную подготовку. Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте. Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям усвоить программный репертуар. Воспитатель активно участвует во всех видах музыкальной деятельности: исполняет вместе с детьми песне и хороводы, помогает детям, испытывающим затруднения в выполнении музыкально-ритмических движений ,активизирует детей, углубляет музыкальные впечатления детей, путем использования музыкальных произведений в режимных моментах.

Закрепляет  музыкальный  репертуар  с детьми в  группе. Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Более пассивная роль отводится им при слушании музыки, обучении пению, т.е. в таких видах деятельности, где требуется специальное музыкальное образование. Часто воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать, полагая, что за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Музыкальные занятия могут начинаться в группе, где происходит что-то интересное для детей. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий: 

  • приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;
  • продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;
  • во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Какие же способы работы можно предложить воспитателям в течение дня?

Первое – в группе должны быть музыкальный и театральный уголки. К ним существуют определённые требования: музыкальный уголок должен быть доступен ребёнку, оснащён музыкальным центром для воспроизведения аудиоматериала, набором музыкальных инструментов, соответствующих возрасту, причём он должен наполняться нетрадиционными инструментами (бутылочками, «шуршалками», «гремелками», желательно изготовленными самими детьми совместно с родителями), небольшая ширма. Хорошо, если уголок для занятий театральной деятельностью находится рядом с музыкальным. Это создаёт условия для интеграции двух видов искусств, что вполне естественно. Театральная деятельность  сочетает в себе развитие речи, творчество, музыку, танцы, умение выразить голосом эмоции, передать образ, ребёнок играет роль, он раскрепощается, потому что именно играет.  Рассказывание, пересказывание, драматизацию можно сделать намного полезнее и интереснее для ребёнка, если соединить рассказывание сказки с   музыкой. Озвучьте это традиционными и нетрадиционными музыкальными инструментами, звучащими предметами быта и сразу будет выполнено огромное количество педагогических задач, в том числе и эксперементирование со звуками.  Игра детей в музыкально – театральной зоне должна быть внимательно отслежена воспитателем. Нужно побуждать детей к  осмысленным действиям  в данной зоне. Можно помочь детям организоваться для сюжетно – ролевых игр: «Оркестр», «Концерт», «Репетиция», и т.д. Дети проявляют творчество, одни играют роль артистов, режиссёров, музыкантов, другие – роль зрителей. Поручите ребёнку, который лучше знает песенку или играет на инструментах, провести репетицию перед концертом, и дети с удовольствием в этом поучаствуют, при этом, они используют полученные умения и навыки, а заодно и помогут другим детям повторить или лучше освоить песни, танцы и игру на инструментах.  Таким  образом,  успешное  и  планомерное  взаимодействие муз.  руководителя  и  воспитателя в  осуществлении  задач  музыкально-художественного  воспитания, позволяет сформировать  умения  и  навыки в  полной  мере,  развить  соответствующие  возрасту  интегративные  качества  каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем по духовно- нравственному воспитанию дошкольников

Доклад (из опыта работы)  "Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем по духовно- нравственному воспитанию дошкольников"...

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в духовно-нравственном воспитание дошкольников.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в духовно-нравственнном воспитание дошкольника....

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».

Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства....

Консультация для воспитателей:"Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста. "

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя – один из важных факторов в обучении и воспитании детей, от которого зависит успешность процесса не только музыкального, но ...