Маршрутная игра для старшей группы ТЕМА: «Кем быть?».
план-конспект занятия (старшая группа)

Косоногова Марина Александровна

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых дает возможность реально представить взаимозависимость людей в социуме.

Отражение труда взрослых в сюжетно-ролевых играх показывает значимость этой сферы познания для детей.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.

Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности.

Поэтому и возникла идея создания данного игры. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_professionalna_karera.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Починковский детский сад №3

 

 

 Маршрутная игра для старшей группы

 ТЕМА: «Кем быть?». 

 

   

                                                        Работу выполнила: воспитатель

                                                     I квалификационной категории

Косоногова Марина Александровна

 

 

с. Починки

Актуальность

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых дает возможность реально представить взаимозависимость людей в социуме.

Отражение труда взрослых в сюжетно-ролевых играх показывает значимость этой сферы познания для детей.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.

Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности.

Поэтому и возникла идея создания данного игры. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Маршрутная игра  в старшей группе « Кем быть?»

Цель:  Расширять представления о различных профессиях. Формировать уважительное отношение к трудовой деятельности взрослых.

Задачи:

Обучающие:

  •  расширять и уточнять знания представления детей о труде разных профессий;
  •  учить детей определять названия профессий по определённому действию, совершаемому человеком;

Развивающие:

  •  развивать связную речь, мелкую моторику;
  •  развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение обобщать, делать выводы;
  • развивать умение выслушать друг друга;

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к людям разных профессий, их деятельности и её результатам;
  • воспитывать желание помогать взрослым;

 Материалы и оборудование. «Трудовые книжки» (блокноты). Презентации «Кем быть?», «Профессия водитель». Орудия труда плотника. Пустые коробки. Фломастеры – штампы. Маршрутные листы. Картинки по теме.

 Предварительная работа. Проведение бесед, экскурсии и дидактических игр по теме. Чтение художественной литературы, пословиц и поговорок о труде. Рассматривание альбомов с предметными картинками. Инсценировка стихотворения «Подумайте, что было бы…»

Область применения: дошкольное образование

Формы и методы реализации:

Чтение художественной литературы;

подбор наглядного материала;

дидактические настольные игры;

разработка наглядной информации для детей  

создание условий для проведения мероприятий;

Участники:  дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатель группы.

Ожидаемые результаты:

  •  сформированность у детей представлений о мире профессий;
  •  сформированность ранних профориентационных склонностей;
  •  Перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность;

Ход игры

Под аудиозапись ритмичной музыки дети входят в музыкальный зал.

Воспитатель. Здравствуйте, дети!  Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир профессий. У каждого взрослого человека есть трудовая книжка. Что это за документ? (Предположение детей.)

Трудовая  книжка содержит информацию о трудовой деятельности её владельца на протяжении всей жизни. Когда вы окончите школу, колледж или институт и получите профессию, то пойдёте на работу и у вас  появится настоящая трудовая книжка. Но вы пока дошкольники. И сегодня в эти в трудовые книжки. (показывает блокноты, оформленные, как трудовая книжка) мы будем заносить данные о профессиях, с которыми познакомимся. Согласны? (Да.) Итак, начнём.

Первый ребёнок.

 Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки.

Будут Родине нужны.

Второй ребёнок.

Но пока мы подрастём.

Мы в профессии играем.

Третий ребёнок.

 Очень много мы читали.

Узнавали, выбирали.

На экскурсии ходили.

Много мест мы посетили.

Четвёртый ребёнок.

И решили: соберёмся.

И все вместе разберёмся –

Чья профессия важней,

Интересней и нужней.

Воспитатель.  Какие профессии вы знаете? Кем мечтаете стать? (Ответы детей.) профессия – это деятельность, которую люди выбирают себе на всю жизнь.

Предлагаю вам поиграть и угадать, представителям каких профессий принадлежат эти предметы.

(На экране демонстрируется презентация «Кем быть?), на слайдах которой изображены инструменты и оборудование, необходимые для разных профессий. Дети называют профессии: учитель, врач, повар, артист цирка, почтальон, спортсмен, художник, артист, кондиционер ,аквалангист, программист, пожарный, пилот, стоматолог, ветеринар, космонавт, сварщик.)

Воспитатель. Вот сколько профессий существует на свете! Как вы думаете, какая из них самая важная? (Предположения детей.)

Представим, что произойдёт, если никто ничего не будет делать. Об этом нам расскажут герои стихотворения Льва Куклина.

Первый ребёнок.

Подумайте, что было бы.

Когда б сказал портной:

Второй ребёнок.

Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!

Первый ребёнок.

И  всё б портные в городе

За ним ушли б домой,

Ходили б люди голые

По улице зимой.

Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

Третий ребёнок.

Рвать зубы мне не хочется,

Не буду, хоть плачь!

Первый ребёнок.

Больным врачебной помощи

Не стало б никакой.

А ты б сидел и мучился

С подвязанной щекой.

Подумайте, что было бы,

Когда сказал шофёр:

Четвёртый ребёнок.

Возить людей не хочется!

Первый ребёнок.

И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы.

Засыпало снежком.

Рабочие на фабрики

Ходили бы пешком.

Сказал учитель в школе бы:

Пятый ребёнок.

Мне в нынешнем году

Учить детей не хочется.

Я в школу не приду!

Первый ребёнок.

Тетради и учебники

Валялись бы пыли.

А вы бы неучёными.

До старости росли.

Второй ребёнок.

Подумайте, какая бы

Случилась вдруг беда!

Третий ребёнок.

Но только так не сделает

Никто и никогда.

Четвёртый ребёнок.

Машинисты и ткачи.

Трактористы и врачи.

Первый ребёнок.

Лесорубы и шахтёры.

Повара и кузнецы.

Водолазы и певцы –

Дети. (Вместе).

Все профессии нужны.

Все профессии важны!

Воспитатель. Сегодня мы посмотрим презентацию Починковского  сельскохозяйственного техникума,   где студенты обучаются разным профессиям. Хотите узнать, какие профессии  можно получить в техникуме? (Да.)

(На  экране демонстрируются слайды. Воспитатель рассказывает о профессиях, которые осваивают учащиеся (механик, слесарь, сварщик, электрик, водитель, продавец.)

Воспитатель. Запомните, ребята: чтобы получить профессию и стать мастером своего дела, надо многому научиться. А знаете ли вы, люди каких профессий работают в нашем детском саду? (Ответы детей.) давайте познакомимся с некоторыми из них. Для этого вы должны разделиться на пять групп. Каждая группа получит маршрутный лист, где будут указаны этапы путешествия. На каждом этапе вы встретите настоящих профессионалов и попробуйте выполнить из задания.

(Дети распределяются на подгруппы, получают маршрутные листы и трудовые книжки.  Подгруппы в разной последовательности проходят по этапам маршрута и встречаются с сотрудниками детского сада.)

Первый этап «Мастерская плотника».

Плотник.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Сергей Алексеевич. Вы знаете, кем я работаю? (Плотником.)

Как у каждого плотника, у меня есть специальные инструменты – помощники. Скажите, как называются эти инструменты и для чего они нужны.

(Дети  называют инструменты и высказывают предположения об их назначении. При затруднении плотник дополняет и уточняет их высказывания.)

Плотник. Как вы думаете, что главное моей работе? (Точность, смекалка, мастерство, трудолюбие, умение.) Посмотрите, что мне сегодня принесли. (Показывает разобранный детский стул.) Поможете  мне отремонтировать стул? (Да.) Плотник вместе с детьми собирают стул.

Плотник. Молодцы, вы хорошо потрудились и помогли мне. Готовьте трудовые книжки, я поставлю в них отметку о том, что вы познакомились с профессией плотника.

Второй этап. «Гараж водителя».

Воспитатель. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о какой профессии пойдёт речь.

Умело он ведёт машину –

Ведь за рулём не первый год!

Слегка шуршат тугие шины.

Он нас по городу везёт.

(Водитель.)

Чем занимается водитель, который приезжает в наш детский сад? ( Он привозит продукты, мебель, продукты, игрушки.)  Какую машину он водит? (Грузовую.) Какие виды транспорта вы знаете? (Легковой, грузовой, пассажирский, транспорт специального назначения.) Для чего они предназначены? (Ответы детей.) Что изображено на картинке? (Заправочная станция.) для чего существуют заправочные станции, гаражи? (Ответы детей.)

(На экране демонстрируется презентация « Профессия водитель».)

Воспитатель. Что должны знать и водитель, и пассажир, и пешеход? (Правила дорожного движения.) А для чего  водителю знать правила дорожного движения? Скажите, где водителю разрешено ездить на машине. Почему нельзя ездить по тротуару? (Ответы детей.)

Какие знаки дорожного движения изображены на картинке? Что они означают? (Ответы детей.)

Посмотрите на картинку и скажите, какое правило дорожного движения нарушил водитель. (Водитель не пристёгнут ремнём безопасности.)

Правильно ли осуществляется перевозка детей в машине, изображённой на картинке? (Ответы детей.)

Для того чтобы стать водителем, надо получить водительское удостоверение. Но перед этим необходимо пройти медицинский осмотр. ( На экране слайд с изображением таблицы для обследования остроты зрения.)

К какому врачу мы попали на приём? ( К окулисту.) закройте рукой правый глаз и назовите буквы, на которые я буду указывать.

(Дети поочерёдно называют буквы. На которые указывает воспитатель.)

Воспитатель. Молодцы, зрение у вас хорошее. Проверим координацию движений. Вытяните руки вперёд, закройте глаза и дотроньтесь до носа указательным пальцем правой, а затем левой руки. (Дети выполняют задание.)

Проводиться игра « Водители»

Если на экране слайд с изображением красного сигнала светофора – дети стоят, зелёного сигнала -  «едут» (бегут по групповой комнате.)

Воспитатель. Молодцы, вы освоили основы работы водителя. Я готова  поставить всем отличные отметки в трудовые книжки.

Третий этап. « Кабинет кастелянши и прачечная».

Воспитатель.  Какие инструменты и технические устройства вы видите?  (Стиральная машина. Гладильная доска, Утюг. Сушилка. Шкаф  с бельём.) кому и для чего  они нужны? (Предположения детей.) Это прачечная. Здесь работает прачка. Она стирает и гладит бельё, которым пользуетесь вы и сотрудники детского сада. Что это за бельё и для чего оно предназначено? ( Это  наволочка. Её надевают на подушку. Простыню стелют на матрац. Фартук носит повар, а халат – медсестра.)

В этом кабинете работает кастелянша. Чем занимается представитель этой профессии? (Предположения детей.)  кастелянша следит, чтобы постельное бельё, полотенца, халаты, которые надевают сотрудники детского сада, всегда были в хорошем состоянии.  Она подшивает шторы, шьёт костюмы для персонажей, приходящих на наши праздники, помогают воспитателям делать пособия из ткани. (Показывает иллюстрации.)

Ребята, посмотрите на картинки. Что на них изображено?  ( На картинках нарисовано, как кастелянша шьёт костюм.) Постарайтесь расставить картинки по порядку. Подумайте, с чего начинается процесс изготовления костюма и чем завершается. Расскажите, что у вас получилось.

(Дети последовательно раскладывают сюжетные картинки, составляют по ним рассказ.)

Четвёртый этап. «Кладовая».

(Дети входят в кладовую, их встречает кладовщик.)

Кладовщик.  Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Владимировна, Как вы думаете, кем Я работаю?(Предположения детей.)

Вы находитесь на складе продуктов. За чем в детском саду нужен такой склад?  (Ответы детей.)

Все продукты аккуратно разложены по коробкам, которые расставлены на полках. Что произойдёт, если на складе не будет порядка?

(Будет трудно что – нибудь найти.)

Посмотрите, как много новых коробок мне привезли. Их надо разложить по полкам. Вы поможете мне навести порядок?  (Да,)Разделимся на две команды и проверим, какая команда быстрее и аккуратнее расставить коробки в два ряда.

(Дети распределяются на две команды, сортируют коробки по цвету и расставляют их в соответствии с цифровой маркировкой. По итогам соревнования воспитатель заносит в трудовые книжки отметки.)

Пятый этап. « Кабинет заведующей и старшего воспитателя».

Старший воспитатель. Здравствуйте, меня зовут Елена Ивановна, я старший воспитатель, а комната, в которой мы находимся, называется методический кабинет. В моём кабинете много книг и различных пособий. Здесь воспитатели готовятся к занятиям что ещё интересного вы видите? ( Ответы детей.)

А сейчас мы пойдём  в кабинет к заведующему детским садом. Кто знает, где он находится? (Ответы детей.) Как  вы думаете, для чего необходима такая должность – заведующий?  Что делает заведующий? Какими качествами должен обладать человек этой профессии? (Ответы детей,)

У заведующего есть печать детского сада. Для чего она нужна? (Предположения детей.) Когда человек устраивается на работу в детский сад, заведующий делает соответствующую запись в его трудовой книжке и ставит печать. Давайте свои трудовые книжки. Заведующий поставит в них отметки.

(Заведующий ставит отметки в трудовых книжках. Затем дети возвращаются в зал)

Воспитатель.  Ребята, с какими профессиями вы сегодня познакомились? Какая профессия вам понравилась больше всего? Почему? Как вы думаете, какая профессия в детском саду самая важная? (Ответы детей.)

 В  ваших трудовых книжках есть запись о профессиях, представители которых не работают в детском саду. Назовите их.  ( Дети называют.)  с этими профессиями вы познакомитесь, когда пойдёте на экскурсию в Починковский сельскохозяйственный техникум. Спасибо за внимание. До новых встреч!

Выводы:

В ходе реализации игры я пришла к выводу, что подобные  игры, продуктивная деятельность объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями. У детей появляется интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повышается мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Практическая значимость игры состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог. В ходе игры «Кем быть?» дети группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях.

Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать как об известных им уже профессиях, так и других мало знакомых профессиях, правильно говорить названия этих профессий.  

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в игру заинтересованных взрослых: педагогов, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями.

 

Список используемой литературы.

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой.

2.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

3.ШорыгинаТ.А. Беседы о профессиях. М., 2014

4.Обучающие картинки «Профессии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по закреплению лексической темы "Прилет птиц" на основе маршрутной игры с использованием мнемотехники в старшей группе для детей с ЗПР.

Конспект занятия "Прилет птиц" по закреплению лексического темы в старшей группе ЗПР ( с использованием  мнемотехники).Расширение и обогащение словаря по теме;развитие зрительного и слухового вос...

Маршрутная игра "В гости к Зимушке-Зиме".

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе. Игра помогает детям развивать умения анализировать, выявлять существенные признаки объектов неживой природы на примере льда, расширяет пр...

Конспект маршрутной игры «Путешествие с гномом Экономом»

Цели: Развитие социально-экономической компетенции дошкольника через интеграцию экономических знаний...

Маршрутная игра оздоровительной направленности с детьми старшей группы "В гости к Снежному человеку"

конспект интегрированного НОД по физической культуре  + родной язык (ханты) с детьми старшей группы...

Конспект маршрутной игры с использование развивающих игр В.Воскобовича по теме: «Путешествие на планету Знаний» (старший дошкольный возраст)

Педагоги все время находятся в поиске новых форм работы с родителями. В конспекте представлена форма организации совместного детско - родительского мероприятия на основе конструирования. В данной рабо...

Сценарий образовательной ситуации по теме «Маршрутная игра «Математика в сказке» (для детей старшей группы)

Цель:1)Сформировать представление о числе и цифре 9, умение считать до девяти и обратно, соотносить цифру 9 с количеством;2)Развивать математические представления: геометрические фигуры, сравнение пре...

Досуг для детей старшего дошкольного возраста. Маршрутная игра «По следам снежного человека»

Игра для всестороннего развития детей (с учетом всех направлений развития: физического, социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического)....