"Такие разные часы!"
план-конспект занятия (средняя группа)

Насретдинова Земфира Рамилевна

Конспект открытого занятия по позновательному развитию на тему "Такие разные часы!" в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_takie_raznye_chasy.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе на тему « Такие разные Часы!»

Цель: Познакомить с историей появления часов

Задачи: 1. Расширять и углублять представления детей об истории создания разных видов часов: солнечные, водяные,  песочные, огненные,  механические.

2. Развивать у детей познавательные и исследовательские способности.

3. Развивать и активизировать устную речь

4. Воспитывать способность и умение беречь время

5.Познакомить детей с циферблатом часов и двумя стрелками минутная и часовая.

ХОД:

Ребята, посмотрите сколько гостей к нам сегодня с вами пришло. Давайте с ними поздороваемся.

-Здравствуйте!

ВоспитательОтгадайте ка загадку:

Ног нет, а хожу.

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда работу начинать (Часы)

Ребята, а что же такое время? Как вы думаете?

(Ответы детей)

Время вертится, движется, оно невидимо, без цвета и запаха, его нельзя руками потрогать.

Например воздух - он тоже невидимый и мы его никак не захватим руками, так и время тоже.

А для чего людям нужны часы? (Чтобы знать время)

- Зачем нужно знать время?  (Чтобы все делать вовремя, чтобы не проспать в          детский сад, а родителям на работу  и т.д.)

Ребята, а вы как думаете, часы были всегда?

- Давайте предположим, что в давние времена не было часов. Тогда как же без них обходились люди, как они  определяли время?

- А если часы были и в давние времена, то как они выглядели?

- А хотите узнать об этом больше?

Какие часы были самыми первыми на земле

Раньше были тоже часы, но только живые!

Это были самые первые часы!

Как вы думаете что за живые часы раньше были? Вы их видели и очень хорошо все знаете, вспомните Какая птица утром кричит И всех будет?

Он в мундире ярком.

Шпоры для красы.

Днём он — забияка,

Поутру — часы.

Петух!

Живые часы красивые никогда не сбиваются со временем, Но их нельзя брать с собой в комнату домой, в городах этих часов нет. И у них иногда бывают оплошности то жёрдочки упадут всех разбудит, то лисы испугается и раньше времени закричит.

В дверь в окно стучать не будет,

а взойдёт и всех разбудит.

- Верно. Это солнце. Как же связано солнце с часами?

- Давным-давно когда часов ещё не было, люди определяли время по солнцу. Встало солнышко и людям пора вставать, да за работу браться. А если спряталось, то пора ложиться спать. Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Смотрел- смотрел человек, как тень по кругу бегает и придумал солнечные часы. Они были гениально простыми: Палка,  вкопали в землю, начертили круг вокруг палки и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные. Но пользоваться ими человек не всегда мог.

Солнце любят все на свете,

Нет другой такой красы

Солнце греет, солнце светит,

А еще оно-часы.

Удобными ли были эти часы? Почему нет? (Высказ.детей: в пасмурную погоду, когда не было солнца, они не работали. Эти часы легко могли сломать и затоптать.)

- Показ солнечных часов (картинка 1)

 Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день.

«А солнца нет-тогда беда,

Но справились с бедою

Решили время измерять

Не солнцем, а … (водою)

В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы? (Нет, воду нужно было постоянно доливать)

- Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло! »

Показ водных часов (Картинка 2)

Текла вода и годы шли,

Еще часы изобрели

Нехитрые, но точные

Назвали их …(песочные)

 Верно. Именно так их и назвали «песочные часы».

(Показ песочных часов)

Вот это часы песочные.

И  они достаточно точные!

В них песчинки текут - секунды бегут!

Как песчинки собрались, холмиком улеглись

В колбочку из стекла, так минутка истекла.

- Чем они были лучше водяных часов?

- А какие у них были недостатки?

- Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1минуту. Нужно каждую  минуту их переворачивать.

- А как вы думаете, 1 минута – это много или мало?

- Давайте проверим это.

- Я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту, пока сыплется песок.

(Игра «Молчанка»)

- Как вам показалось, молчали мы долго? (Кажется, что мы молчали очень долго). 

-А теперь давайте  ровно 1 минуту поиграем. Готовы?

 Физкульминутка

идут часы тик-так тик-так (ходьба на месте)

бегут часы тик-так тик-так (бег на месте)

ходят стрелочки по кругу (ходьба по кругу)

и хотят догнать друг друга (бег по кругу)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЧАСИКИ»

- Ой, ребятки, а минутка уже прошла. Долго длилась наша игра? (Нет. Все  закончилось очень быстро. Мы даже не успели доиграть)

- Как вы думаете, почему, когда мы занимались делом, время прошло быстро, а когда мы просто молчали, время тянулось долго?

- Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому, есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

- Как вы думаете, используют ли сейчас песочные часы?

- Да их можно встретить в больницах, в лабораториях.

 

Показ огненных часов

 - Людьми были придуманы даже огненные часы.

- На свечке начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло времени.

- Как вы думаете, почему люди перестали использовать, свечи как часы?

- Действительно, эти часы были не удобны и даже опасны. Если свеча упадёт, то может случиться пожар.

 Показ механических часов

Наконец, людьми был придуман часовой механизм.  

(Показ)

- И часы стали называться механическими. Это и есть наши современные часы, которые можно встретить у каждого из вас дома.

- Чем похожи все механические часы? (У них у всех есть стрелки, цифры…)

- Верно. У всех механических часов есть стрелки, цифры, циферблат и, конечно же, сам механизм.

- А это что-за часы? (Электронные)

- Чем они отличаются от механических? (Работают от батареек, у них нет стрелок)

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

Дидактические игры\

 (Игра)

- Часы, которые висят на стене, как будут называться? (настенные)

- Часы, которые стоят на полу, как будут называться? (напольные)

- Часы, которые стоят на столе, как будут называться? (настольные)

- Часы, которые носят в кармане, как будут называться? (карманные)

- Часы, которые носят на руке, как будут называться? (наручные)

- Часы на башне…(башенные

)

А кто из вас знает, где находятся самые главные часы нашей страны? ( В Москве. На Спасской башне Кремля.)

(Показ Кремлевских часов)

- Главные часы нашей страны – Кремлевские куранты. Каждый час раздается торжественный бой этих часов.

 «Найди отличия»

«Найди тень»

«Что лишнее»

Показ других видов часов

Посмотрите, какая богатая история у обычных часов.

- В начале  нашего исследования мы предположили, что часов в далекие времена не было. Подтвердились наши предположения? (Нет. Часы были.)

- Тогда у нас возник второй вопрос: как часы выглядели? Мы нашли ответ на этот вопрос? (Да.)

- Так какие часы были в прошлом? (Солнечные, водяные, огненные, песочные и потом появились механические)

- Для чего же людям нужны были часы?

- Действительно, много разных часов было придумано людьми еще в далекие времена. А все потому, что люди во все времена ценили время, учились не тратить его зря.

Всем большое спасибо за работу. И самое главное, я надеюсь, что наше время  не прошло даром.

Желаю вам дальнейших успехов и новых открытий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Такие разные часы или знакомство детей со временем" (краткое описание педагогического проекта)

В данной разработке представлены цели, задачи  работы с детьми по теме "Знакомство детей со временем", проблемы и причины выбора данной темы; а так же представлены мероприятия с детьми ...

Проект «Такие разные часы» (старшая группа)

Проект для детей старшего дошкольного возраста, продолжительностью 1 месяц. Главная цель проекта - дать детям представления о времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны...

Творческий проект "Такие разные часы".

Задачи нашего проэкта:познакомиться с историей возникновения часов,их разновидностями прошлом и настоящем.Мы выяснили:без часов никак не обойтись,они с нами по всюду.Как много они значат в нашей жизни...

Конспект НОД "Такие разные часы"

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»  в подготовительной к школе группе...

Беседы к проекту "Такие разные часы"

В материале собраны беседы на тему часы для дошкольников....

Такие разные часы!

Познакомить детей с историей часов;Развивать творческое воображение;Развивать способность замечать характерные; особенности предметов...

Методическая разработка "Такие разные часы"

Развитие временных отношений у детей подготовительной группы с целью использования времени рационально и точно....