Проект по социально-коммуникативному развитию детей среднего возраста "Мир профессий"
проект (средняя группа)

Задорожная Юлия Николаевна
Проект по социально-коммуникативному развитию детей среднего возраста "Мир профессий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мир профессий"30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №657 дошкольное отделение

ПРОЕКТ

  «Мир профессий»

по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых

 для детей средней группы (4 – 5 лет)

Составил:

Воспитатель Задорожная Ю.Н.

        

г. Москва 2022г.

Пояснительная записка

к проекту

«Мир профессий»

(по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых

 для детей средней группы (4 – 5 лет))

Актуальность[a]

Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду, приобщению детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитию интереса к миру труда и профессиям взрослых.

Ранняя профориентация дошкольников включает в себя элементарные знания детей о профессиях взрослых, о заводах, фабриках, о видах орудий труда, о сельском хозяйстве. Эти знания играют важную роль в процессе социализации ребенка, они дают понять дошкольнику, как устроено общество, какие задачи оно выполняет, и какие задачи выполняет каждый человек. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям.

Цель

 - Познакомить детей с разнообразием профессий, орудий труда, продукт производства и важности труда в любой профессиональной деятельности.

 - Формировать у детей первичные представления о мире профессий через взаимодействие с семьей и социумом.

Задачи:

-       Расширять навыки самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников

          обогащать представления детей о профессиях родителей;

-      дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий;

    показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей;

- формировать представление о видах производственного труда (строительство, производство одежды, предметов быта, продуктов питания) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

-       обогащать словарный запас; развивать коммуникативные навыки;

-       создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.

        - формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь.

Предполагаемые целевые ориентиры

      - ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать род занятий;

       - обладает установкой положительного отношения к различным видам труда;

     -   обладает начальными знаниями о себе, социальном мире;

     -   ребенок способен к принятию собственных решений.   

 -   знает название и назначение разных профессий;

 -   понимает значения слова «профессия» - это дело, работа, основной род занятий, материал производства, продукт производства.

 -   понимает значение труда людей разных профессий;

-    ценит результаты труда людей разных профессий;

-    самостоятельно организовывает сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.

Категория обучающихся

Настоящий проект предназначен для работы с детьми в

возрасте 4-5 лет, в течение года.

Режим занятий

 2 раза в месяц, продолжительность занятия 20 минут.

Содержательная часть программы

    Проект «Мир профессий», предназначен для среднего                                дошкольного возраста. Основной формой работы стали «погружение в профессию», знакомство с профессиями родителей.

    В основе работы лежит системно-деятельный подход. Это позволит обеспечить социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребенка.

    Как метод использована беседа о профессиях. Дети усваивают понятия «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии), «инструменты труда» (чем работает человек), «трудовые действия» (что делает человек), «результат труда» (что получилось), «общественная польза труда» (кому это нужно). Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображением инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, дидактическими играми, видеороликами, песнями, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

    Полученные представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. В процессе изучения профессий сюжетно-ролевые игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком усваиваются.

Тематическое планирование занятий

Месяц

Тема (Профессия)

Цель занятия

Содержание занятия

Кол-во занятий

Сентябрь

Профессия «Воспитатель»

Обогащение знаний детей о работе воспитателя, воспитание интереса и уважения к их труду.

Беседа: «Мой самый лучший друг- воспитатель», чтение стихов про воспитателей, рассматривание иллюстраций

1

Профессия «Парикмахер»

Знакомство с профессией парикмахер, инструментами, видами причесок.

Беседа «Профессия парикмахер», рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения «Парикмахер» (Н. Кнушевицкая), аппликация «Прически для куклы»

1

Октябрь

Профессия «Учитель»

Знакомство детей с профессией учителя; развитие познавательного интереса.

Беседа «Профессия учитель», чтение стихотворения «Учитель» (Н. Кнушевицкая), рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевая игра «Школа»

1

Профессия «Почтальон»

Знакомство с   трудом работников почты, запоминание своего домашнего адреса.

Беседа «Профессия почтальон», чтение С. Маршак «Почта», аппликация «Почтовая посылка», с/р игра «Почта»

1

Ноябрь

Профессия «Водитель, Шофер»

Знакомство с профессией «Водитель», виды транспорта: служебный, частный, общественный.

Беседа «Труд водителя», Чтение Отрывка из произведения Н. Носова “Как Незнайка катался на газированном автомобиле”, чтение стихотворения «Шофер» (Н. Кнушевицкая)

1

Профессия «Полицейский»

Знакомство с профессией полицейского и ее роли в общественной жизни.

Беседа «Наша служба и опасна, и трудна», чтение С.Михалков «Дядя Степа»

1

Декабрь

Профессия «Врач»

Знакомство с профессиями врача и медицинской сестры, воспитание уважительного отношения к этой профессии, развитие у детей наблюдательности; пополнение словаря детей медицинской терминологией.

Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач»

чтение стихотворения «Врач» (Н. Кнушевицкая), с/р игра «Доктор»

1

Профессия «Строитель»

Обогащение знаний детей о различных профессиях людей, уточнение и систематизация знаний детей о строительных профессиях, знакомство с обобщающим понятием – строитель.

Беседа ««Знакомство детей со строительными профессиями», рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения «Строитель» (Н. Кнушевицкая), игра с конструктором «Построим дом»

1

Январь

Профессия «Повар»

Обогащение представлений воспитанников о профессии повара, ее значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах и продуктах, необходимых для работы.

Беседа «Что нужно повару для работы», экскурсия на пищеблок, чтение стихотворения «Повар» (Н. Кнушевицкая)

1

Профессия «Швея»

Знакомство с профессией швеи; представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии.

Беседа «Профессия – швея», чтение рассказа Н. Носова «Заплатка», аппликация «Платье для куклы»

1

Февраль

Профессия «Пилот»

Знакомство детей с профессией пилот, вызывать чувство гордости за смелость и выносливость людей данной профессии.

Беседа «В синем небе самолет, управляет им пилот», рассматривание иллюстраций по теме «Самолеты». Оригами из бумаги «Самолетики»

1

«Военные профессии»

Обогащение представлений детей о разных военных профессиях, вызывать чувство гордости за свою страну и людей, которые ее защищают.

Беседа «Профессия – родину защищать», чтение стихов про военных

1

Март

Профессия «Продавец»

Закрепление представлений воспитанников о профессии продавец, ее значимости, предметах и продуктах, которые продаются в разных магазинах.

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр», чтение стихотворения Н.Кнушевицкая «Продавец»

1

Профессия «Актер»

Знакомство детей с искусством театра и кино; предоставление возможности попробовать себя в роли актера, почувствовать значимость этой профессии.

Беседа «Знакомство с театральными профессиями», Рассматривание иллюстраций, разыгрывание сценки.

1

Апрель

Профессия «Космонавт»

Знакомство детей с профессией космонавт, расширение представлений об окружающем мире.

Беседа «Если очень захотеть, можно в космос полететь», рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения «Космонавт» (Н. Кнушевицкая)

1

Профессия «Пожарный»

Расширение представлений детей о труде пожарных, вызывать гордость за смелость и выносливость людей данной профессии.

Беседа «Важная профессия - пожарный», Рассматривание иллюстраций: изображение тушения пожара, пожарные тренируются, ремонтируют технику, приводят в порядок обмундирование, пожарная машина, пожарный рукав, выдвижная лестница, одежда пожарного, противогаз, чтение стихотворения «Пожарный» (Л.Громова)

1

Май

Профессия «Ветеринар»

Знакомство детей с новой профессией – ветеринар; вызывать эмоциональный отклик у детей, гордость за людей разных профессий.

Беседа «Ветеринар», чтение худ.лит. К. Чуковский «Доктор Айболит», стихотворения «Ветеринар» (Н. Кнушевицкая)

1

Профессия «Библиотекарь»

Знакомство детей с трудом взрослых; расширять и закреплять представления детей о профессии библиотекарь.

Беседа «Профессия библиотекарь»

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», чтение стихотворения «Библиотекарь» (Н. Кнушевицкая)

1

Итого:

18 занятий

Диагностика

Оценивается по трехбалльной системе, после каждой освоенной профессии:

1 балл - знает название, но не понимает значение;

2 балла - знает название, инструменты и спецодежду, плохо понимает значение профессии;

3 балла - знает и полностью понимает результат труда и значение профессии.

Фамилия имя ребенка

Понимание профессии

Рабочие инструменты

Спецодежда

 Результат труда

Значение профессии

Литература

1.        Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.- М.: Сфера, 2005 – 64 с.

2.        Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

3.   Шорыгина Т.А . Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

4.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3е изд., исправ.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.

5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.

6. Ссылка на интернет-ресурс https://allforchildren.ru/poetry/index_prof.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социально – личностному развитию детей среднего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» Автор проекта: Файзуллина Н.П.Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействиячленов семьи и социальных партнеров...

Проект по социально - личностному развитию детей среднего дошкольного возраста "Игры наших бабушек"

В проекте "Игры наших бабушек" подобраны подвижные игры народов среднего Поволжья: мордовские народные игры, татарские, чувашские и русские народные игры....

Статья "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста"

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы. Представляю вашему вниманию свои материа...

Кружок социально-коммуникативной направленности для детей среднего дошкольного возраста «Светофорчик»

Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города несомненна. Психофизиологические и возрастные особенности детей делают их беззащитными перед опасность...

Развитие социально - коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе игровой деятельности

Развитие социально - коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе игровой деятельностиСвоё сообщение я бы хотела начать со слов  Антуан де Сент-Экзюпери «Единственная настоящая роско...

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста»

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном...