Методическая разработка
презентация урока для интерактивной доски (младшая группа)

Сырчина Вера Язен- Юриковна

Методическая разработка по теме «Театрализованная деятельность в детском саду»

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Сырчина В.Я-Ю

Воспитатель ДОУ №93

 

 

 

 

 

Цели и задачи

Повышение педагогического мастерства воспитателей со стажем работы ,более трех лет.

·         Показ и обсуждение оформления «театральных уголков» в других детских садах.

·         Показ и обсуждение способов изготовления кукол, масок и других атрибутов для театрализованных представлений.

·         Обмен педагогическими и творческими наработками по организации театрализованной деятельности в саду и в каждой группе.

·         Обсуждение и внесение в план работы дополнительных мероприятий и событий по детскому саду и конкретно в группах, приобщающих детей к литературной и музыкальной культуре, способствующих развитию детского творчества.

 

 

Игра для ребенка – ведущий вид деятельности.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ осмысления, восприятия знаний, чувств, впечатлений и эмоций. Игры бывают разные. Мы сегодня говорим о театрализованной деятельности, театрализованной игре, цель которой - развитие  художественно-творческих способностей дошкольников.

 Театрализация – это в первую очередь оживление предметов, звуков, часто невозможное без импровизации.

            Театрализованная  игра является эффективным средством социализации дошкольника, во время театрализованной игры происходит осмысление ребенком нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется  развитие.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ:

·         развитие разносторонних представлений о действительности. Сценические  образы-образы обобщенные и каждый конкретный образ всегда  несет ребенку большую информацию о жизни окружающего общества, людях, социальный опыт. Дети становятся

·         участниками разных событий в жизни людей, животных, растений,

познают разные виды театра, профессии людей, создающих

спектакль

·         развитие памяти,  умения планировать свои действия для достижения результатов

·         наблюдение за явлениями природы, поведением животных для передачи символическими средствами в игре-драматизации

 

РЕЧЕВОЕ:

 

·         приобщение к высокохудожественной литературе

·         пополнение словарного запаса, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов

·         осваивается выразительность речи (громкость, интонации, тембр)

·         совершенствование диалогов и монологов

·         обучение импровизации

 

ЭСТЕТИЧЕСКО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ:

 

·         развитие воображения

·         дети знакомятся с чувствами, настроениями героев

·         дети учатся внешне их выражать (т.е. осваивают способы их внешнего выражения)

·         осознают причины того или иного настроения

·         формируется уважительное отношение к друг другу

·         в игре дети учатся преодолевать стеснительность, замкнутость, неуверенность в себе

·         в игре легче и быстрее происходит адаптация ребенка в коллективе

 

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

 

·         развитие движений, согласование действий и сопровождающей их речи

 

            Таким образом, театрализованные игры являются средством самовыражения и самореализации ребенка. Цель воспитателя – помочь в этом детям.

 

            Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизация и режиссерская.

 

            Драматизация: ребенок сам исполняет роль в качестве артиста, самостоятельно

создает образ.

            Режиссерская: артистами являются игрушки и их заместители. Ребенок в такой

игре – сценарист и режиссер.  Озвучивает и управляет артистами.

 

            Театрализованная игра, прежде всего режиссерская, является более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом. Он «ведет» объемного или плоскостного персонажа, создает сцены, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой – игрушкой.

 

Кукольный театр – одна из великих моделей человека и человечества. Кукольный театр более долговечен в отличие от драматического, где играют люди. Куклы способны жить столетиями. Любая музейная кукла, ведомая рукой кукловода, способна жить и сыграть перед нами ту самую комедию, которой восхищались еще средневековые зрители.

 

            Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием  театров,  используемых в детском саду.    Итак:

 

·         настольный театр игрушек

·         настольный театр картинок

·         напольные куклы

·         куклы-марионетки

·         верховые куклы (с театральной ширмой). Основу кукол составляет деревянный стержень- гапит

·         пальчиковый театр на руке

·         театр с перчаточными куклами

·         театр на фланелеграфе

·         теневой театр

  

Игры- драматизация:

·         театр «живой» куклы

·         куклы с «живой»  рукой

·          куклы-люди (надевается костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью).

 

            Куклы могут все или почти все. Куклы должны быть разными, стимулирующими детское творчество: игровое, песенное, танцевальное.

 

Кукольный театр в  1  младшей  группе

 

Могут и должны быть небольшие спектакли, используя для этого различные виды театров:

·         театр картинок (фланелеграф)

·         театр с перчаточными куклами

·         театр теней

·         театр пальчиковый

            С моей точки зрения, самый простой. Делаются на бумажном или матерчатом чехольчике по размеру пальца, рисуется лицо или мордочка. «Театр» может быть вязаным – из клубков, куклы  из варежек. Куклы  « играют» под  веселые стихи и потешки. Самая

известная: «Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…Это наш малыш. Зовут его (… называют имя ребенка).

            К концу 1ой младшей группы у детей появляется определенный опыт, они пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Необходимо развивать и поддерживать это стремление.

 

Кукольный театр во  2  младшей  группе

 

К кукольным театрам, с которыми дети познакомились в 1 младшей группе добавляется «театр на столе». Кроме кукол это могут быть объемные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты, вылепленные из глины, на палочке и даже ложки.

            Для малышей это веселая, интересная игра. Уже в 1 младшей группе дети могут изображать каких-либо персонажей – зайчиков, белочек, воробушков и т.д.  Дети 2 младшей группы – один из самых благодатных возрастов. Они активнее двухлеток и менее стеснительны, чем дети средней группы. Они очень эмоциональны.

Именно с этим возрастом начинается полноценная работа по театрализованной деятельности – драматизации. В драматизации делают  в с е:  говорят, поют, танцуют. Дети обыгрывают сюжеты потешек, прибауток, небольших стихов, учатся передавать мимикой, жестами, движениями знакомые игровые образы. Большое внимание уделяется выразительности речи.

            Работа начинается с этюдов. В общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой эти этюды называются «образными упражнениями». Их разучивание можно организовать разными методами. Например, двигательные этюды в каждом квартале, - времени года – включают подражание (имитацию) движений персонажей сказок или других героев, соответствующих моментам времени года:

·         1 квартал – листочки, птички, ветер, капельки дождя, курочки, козлята…..

·         2 квартал – зайчики, снежинки, елочки, мишки, белки…

·         3 квартал – собачки, котята, куклы, ручеек, цветочки…

            Детей младших групп важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью проводятся игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Ты цыпленок, я – утенок» и  т.п.,  по стихам А. Барто «Игрушки», В. Жуковского «Котик и козлик».

            Дети быстрее, эмоциональнее, легче учатся умению перевоплощаться, если этюды или образные упражнения сопровождаются музыкой.  Значение музыки трудно переоценить. К любому стишку, считалочке, потешке  можно и желательно подобрать музыкальное сопровождение. 

            Эти этюды в будущем послужат основой для полноценной постановки сказок.

             В младших группах это сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят». Но надо отметить, что дети более старшего возраста  также с удовольствием играют в спектаклях по этим сказкам.

            В работе с детьми по театрализации сказок, стихов, песенок, сценок фантазии воспитателя практически не ограничены.

            От начала 1  до конца 2 младших групп растут умения детей не просто быть доброжелательным «зрителем», хлопать в ладоши и благодарить артистов, но и непосредственно самим принимать участие в постановках. В театрах «на столе» - это умение правильно держать и вести куклу.

 

Театр в средней группе

 

           Театр  в    средней    группе  к вышеперечисленным добавляется театр с верховыми куклами и театральной ширмой. Основу кукол составляет деревянный стержень – гапит.

            В средней группе учим детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму 2-4 действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например, «представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С активными детьми целесообразно драматизировать сказки, где достаточное количество действий. С малоактивными детьми разыгрываются произведения, где действий и персонажей немного.

            Детям среднего возраста для театрализованных представлений предлагаются сказки «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка», «Пых», «Гуси-лебеди», «Бычок – смоляной бочок» и т.д. и следующие этюды-драматизации: «Барабанщик», муз. А. Красева;  «Танец

осенних листочков», муз. А.Филиппенко, сл. Е.Макшанцевой; «Сапожки скачут по дорожке», сл.Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко; «Считалка», «Катилось яблоко» муз. В. Агафонникова и другие. (См. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.  Вераксы

стр. 164).

            У детей 4-5 лет формируется так называемая третья группа умений. Она предполагает взаимодействие с другими участниками игры – исполнение привлекательных ролей по очереди,  поиск компромиссов в игре, решение спорных вопросов без ссор.

 

Театр в  старших  группах

 

Добавляется театр кукол – марионеток и куклы с «живой» рукой. «Живую куклу» можно сделать самостоятельно: основой является платок в виде треугольника. Один угол крепится к голове куклы, два других угла – резинками к запястьям ребенка. Для того, чтобы зафиксировать голову куклы, к ней присоединяют тесемки, которые завязываются на шее кукловода. Также для представлений продолжает использоваться теневой, пальчиковый, настольный, кукольный театр.

            В старших группах дети продолжают совершенствовать исполнительские умения. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, короткие выразительные диалоги, простота и образность языка – все это способствует для проведения игр-драматизаций на основе сказок, стихов, песен и других литературных произведений (см. Программам «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, стр. 182, 204, 232, 256).

            В старшей и подготовительной группах возможно и более того, рекомендовано проведение концертов, тематических праздников и развлечений, различных конкурсов и викторин.

            Такие игры и представления сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, так как в них требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения. Если малыши воспроизводят отдельные сюжеты, то  старшие дошкольники – сказку целиком.  У детей подготовительной группы игра-драматизация становится спектаклем, где они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре.

В режиссерской игре дети сами заставляют персонажей действовать и сами их озвучивают. Это  требует от ребенка умения обдумывать слова и контролировать свое поведение. Формируется (четвертая-пятая) группа умений, позволяющая ребенку подбирать атрибуты для представления, включаться в процесс изготовления недостающих, определять место для игры, вариативно использовать элементы костюмов, подразумевает умение решать конфликтные ситуации в процессе игры, умение договариваться.

Любой материал, предлагаемый для инсценировки, должен быть  «разбит» на ролевые диалоги, не в ущерб основной идее, состоять из понятных недлинных фраз. Продолжительность спектакля в зависимости от возраста 10-20 минут. Слишком короткий

кукольный спектакль может «обрастать» в сценарии живыми, образными вступлением и заключением, к которых могут появляться в качестве ведущих персонажи-артисты (Осень, Зима, Снегурочка, Оле-Лукойе и т.д.). Могут включаться игры, хороводы, пение песен, чтение стихов, слушание музыкального отрывка.

В методической литературе обращается внимание на существование  так называемых «порогов восприятия». Что это значит? Если содержание спектакля не соприкасается с опытом ребенка, оно как бы проходит мимо его сознания, не задевает его. Содержание спектакля в определенной мере должно опираться на опыт детей, соотноситься с их стремлениями, интересами и духовными потребностями. Таким образом, ключ к пониманию спектакля лежит в личном опыте ребенка. Для ребенка понять какое-то явление – значит раскрыть для себя его сущность, его основной смысл.

«Пороги восприятия» детьми театрализованных игр, сценок, спектаклей связаны прежде всего с психологическими особенностями развития детей. Психологические особенности обусловлены возрастными ступенями развития дошкольников. Однако «возрастные» границы подвижны: иногда они сдвигаются в зависимости от обстоятельств и уровня развития ребенка. При выборе сценария для постановки спектакля воспитатель не должен ориентироваться только на элементарную доступность  восприятия и  жизненный опыт детей. Чтобы смысл спектакля был понят детьми, ему должна предшествовать подготовительная работа,  вызывающая необходимые ассоциации, создающая предпосылки для активного восприятия спектакля и участия  в нем, определенный, радостный настрой.

 

 

Список используемой литературы:

§  Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»  под  редакцией Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой, М., Мозаика-Синтез, 2012  г.

§  Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в  детском саду под редакцией Н.А.Ветлугиной, М., Просвещение, 1989 г.

§  Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность  дошкольников», СПб , Питер, 2009 г.

§  А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», М., Просвещение, 1999 г.

§  Н.Д. Сорокина «Сценарии  театральных кукольных занятий», М., Дрофа, 2009 г.

Л.Б. Дерягин «Играем  сказку», СПб, Детство-Пресс, 2010 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы по театрализованной деятельности в детском саду Подготовила воспитатель Сырчина Вера- Язен Юриковна Г. Санкт -Петербург

Слайд 2

« Театрализация – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играя, а играя, познаёт мир » О.П. Радынова . Актуальность В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ней ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. А так же способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный : художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием памяти, воображения, инициативности, речи; развитием коммуникативных качеств; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру. Актуальность реализации данной работы позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи, сделать жизнь и речь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Слайд 3

Р азвитие творческого потенциала и личности ребенка через театрализованную деятельность. ЦЕЛЬ

Слайд 4

СИСТЕМА Развитие артистических способностей детей через театральную деятельность 1.Последовательное знакомство детей с различными видами театра. 2.Поэтапное освоение детьми различных видов творчества. 3.Совершенствование артистических навыков детей посредством переживания и воплощения образа в сказках. 1.Инсценировка песен. 2.Театральные этюды. 3.Развлечения. 4.Фольклорные праздники. 5.Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления. 1.Создание театрального коллектива. 2.Изготовление декораций, ширмы. 3.Приобретение кукол для театра. 4.Организация оркестра. 1.Индивидуальные беседы с родителями. 2.Консультации для воспитателей. 3.Сотрудничество с городским театром. 1.Работа с программой Н.Ф.Сорокиной , Л.Г.Миланович «Театр - творчество –дети». 2.Поиск высокохудожественных музыкальных произведений для аранжировки театральных представлений. 3.Изучение русских народных игр. Диагностика развития артистических способностей детей.

Слайд 5

Модель: развитие творческой активности дошкольников (программа Н.Ф.Сорокиной и Л.Г.Миланович «Театр – творчество – дети») РЕБЕНОК Знакомство с основами актерского мастерства Знакомство с основами драматизации Знакомство С основами кукольного театра и кукловождения Самостоятельная театрализованная деятельность Праздники, развлечения импровизация Роль костюмов, декораций, предметного окружения Поиск выразительных средств Игровые движения Работа над моторикой руки и ее движение на ширме Интонация, характер, куклы Игровые движения Выразительное чтение Мимика Выразительность движений Постановка спектаклей Игры- драматизаци и Рассказывание сказок

Слайд 6

ФОРМЫ работы с детьми Игры – драматизации по сказкам Изготовление атрибутов к сказкам Использование этюдов по сказочной тематике Использование элементов сказкотерапии НОД По ОО «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие »

Слайд 7

Формы взаимодействия с родителями Круглые столы, мастер-классы «Примеры работ со сказкой» Информационный стенд «В сказке сила» Показ НОД «Сказка в дверь стучится» Конкурсы, выставки «Шаги в сказочном мире» Ежеквартальный журнал «Сказка- эффективное средство развитие ребенка» Развлечения «Сказочные приключения» Книжки-малышки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...