Проблемы развития музыкальности
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Щербакова Нелли Николаевна

консультации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Проблемы развития музыкальности»

Музыкальные способности у детей проявляются по-разному. У одних – очень рано (уже на первом году жизни) и развиваются очень легко и быстро. У других детей – позднее (в четырёх – пятилетнем возрасте, в меньшей степени - позже) и развиваются труднее и медленнее.

Раннее проявление способностей не всегда свидетельствует об одарённости, так же, как и отсутствие проявления таковых в раннем возрасте не всегда является показателем их отсутствия.

Известно, что успеха порой добивается не тот, у кого способности выше, а тот, кто имеет силу воли, веру в себя и огромное трудолюбие. Часто задают вопрос: «Стоит ли развивать музыкальные способности ребёнка, если они не проявляются?» однозначно, стоит. Даже если ребёнок в будущем не будет профессиональным музыкантом (ведь это и необязательно), занятия музыкой помогут развить мышление ребёнка, интеллект, другие его способности.

Одной из распространённых проблем, в том числе и у одарённых детей, является недоразвитость музыкального слуха. Иногда встречается сильный звонкий голос, но ребёнок с трудом осваивает совсем не сложную по мелодической линии песню. Примером недоразвитости слуха может служить и то, как ребёнок на слух определяет высоту звука. На вопрос, какой звук выше – первый или второй, он отвечает правильно, или может отличить неправильное пение другого ребёнка, но сам не может воспроизвести мелодию даже в удобном для него диапазоне. Эта проблема легко поддаётся коррекции путём тренировок в дошкольном возрасте. У взрослого или даже у старшего школьника она часто неразрешима.

Для развития звуковысотного слуха рекомендуются следующие упражнения:

- «Гудок» - умение сливаться с голосом взрослого на длинной ноте.

- «Дразнилка» - повторение звуков с голоса педагога или инструмента на разные слоги в тонах доступного диапазона, постепенно расширяя диапазон звучания на тон или полтона вверх и вниз

- «Точка» - закончить последний (тонический звук) пропетой педагогом мелодии. Почувствовать устойчивость завершения

- «Капельки» - пение на слог «кап» одной ноты, повторяя её много раз (капли дождя). Нота должна быть удобной ребёнку по высоте. Затем необходимо на тон или полтона опускаться и подниматься. Подпевать взрослому, затем петь самостоятельно попевки в интервале -  полтона, тон, полтона, два тона. Например, «Я шагаю, я гуляю, никому я не мешаю, никого не замечаю. Ох!». На «Ох!» выдох сильный, полный сброс дыхания.

     

 

После совершенствования звуковысотной проблемы следует работать над проблемой развития мелодического слуха. Для коррекции подходят следующие упражнения:

1. Учить определять движение мелодии вверх и вниз

2. Использовать простейшие попевки для запоминания мелодии

3. Работать вначале над освоением попевки или песни без текста, на слоги с гласными («у», «ю», «я», «е», «и»), что укрепляет все виды памяти (слуховую, логическую, двигательную) и автоматизирует вокальную моторику

4. Отказаться от механических бесцельных повторов запоминания мелодии.

К одной из распространенных проблем музыкального воспитания дошкольников относится выработка певческого дыхания, которое является основой певческого звукообразования. Часто несформированный навык певческого дыхания является препятствием, тормозом в развитии певческого звучания голоса. И наоборот, освоив правильное дыхание при пении, ребёнок легче и с интересом занимается, результат занятий становится намного выше.

При постановке правильного певческого дыхания важно помнить, что процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха, и при пении особенно важен выдох, во время которого мы поём. Детей нужно учить с самого начала понять, как правильно дышать при пении.

Учимся вдыхать через нос – представим, что наш живот – это шарик, который нам необходимо надуть. На мгновение задерживаем дыхание, не выпускаем воздух, который вдохнули, фиксируем его мышцами живота и диафрагмы – создаём опору дыханию. Затем медленно через рот (на звук «пф») выпускаем воздух, который вдохнули («шарик нужно сдуть»), постепенно втягиваем живот («шарик уменьшается»).

          У некоторых дошкольников, в том числе и с хорошими голосовыми данными, встречается так называемая «зажатая нижняя челюсть». При пении она как бы неподвижна. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте откорректировать этот недостаток упражнениями, которые предполагают пение «на зевке» (с хорошо открытым ртом) на гласные («а», «о», «ы»), затем на эти же гласные в сочетании с согласными («м», «д», «г», «з»). После нескольких таких упражнений ребёнок успешно, как правило, справляется с заданием и легко решается проблема, которая с большим трудом поддаётся коррекции (а иногда и не поддаётся) у старших школьников.

          Если в системе дошкольного учреждения будет постоянно проводиться работа как с музыкально одарёнными детьми, так и с остальными, то результат обязательно будет положительным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

В статье обобщается научный материал, раскрывающий проблему развития музыкальности у воспитанников детского сада, обосновывается ее актуальность в работе с детьми старшего дошкольного возраста; ...

Консультация для родителей "Проблемы развития музыкальности"

Консультация для родителей "Проблемы развития музыкальности"...

Проблема развития музыкального восприятия у младших школьников.

Проблема музыкального восприятия является одной из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество материалов, затрагивающих ее (наблюдений, специальных ис...

Консультация «Проблема развития музыкальной одаренности в ДОУ»

Консультация «Проблема развития музыкальной одаренности в ДОУ»...

Проблемы развития музыкальности

Статья "Проблемы развития музыкальности"...