Рассматривание репродукции с картины А. Саврасова: "Грачи прилетели"
план-конспект занятия (старшая группа)

Манакова Ольга Павловна

 

Методическая разработка по программе: "Волшебные страницы" для детей старшего дошкольного возраста. Мероприятие направлено на приобщение детей к прекрасному миру живописи, развитие способностей восприятия произведений изобразительного искусства, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Методическая разработка может быть использована воспитателями ДОУ. 

 

Данное занятие разработано воспитателем Манаковой О.П. 

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatie_po_savrasovu_2.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

 Волшебные страницы.

Тема занятия: Рассматривание репродукции с картины  А. Саврасова «Грачи прилетели».                                                                               Возрастная группа: Старшая группа.                                                                                                        Воспитатель: Манакова Ольга Павловна                                                                                                    Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Вид занятия:

Формы образовательной деятельности: ……………………

Цель: Приобщение детей к прекрасному миру живописи, развитие способностей восприятия произведений изобразительного искусства.                                                                                                        Задачи: стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность, стремление самостоятельно рассуждать;                                                                                                                                      Научить детей внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства. Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе, развивать творческое воображение;                                                                                                                                                   воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту, развивать художественное восприятие произведений.

Планируемый результат: познакомить детей с художником-пейзажистом и его картиной: «Грачи прилетели»

Подготовительная работа:  чтение литературных произведений: стихотворений о временах года, заучивание стихотворений о весне, пение песен; рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников; прослушивание музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Времена года»; «Звуки природы»; наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий; рисование времен года; беседы о весне и ее периодах, ее признаках.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, экран, картинки с изображением …..

Этап занятияСтруктурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационно-мотивационный этап 

I. Введение в игровую ситуацию. Актуализация знаний.

1. Дети входят под музыку Э.Грига «Утро».

- Ребята, наступил новый день. Я вижу, что у вас замечательное настроение. Как хорошо, что сегодня мы собрались вместе.

- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

- А вы хотите узнать что-то новое сегодня?

Здравствуйте! Да!

- Послушайте стихотворение Алексея Плещеева «Уж тает снег…»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…                        

Весна.

 - О чем я прочла стихотворение?

О весне.

1.2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

- Ребята, нам пришло письмо от Матушки-природы. Послушайте, что она нам пишет.

Воспитатель читает: «Март – начало весны. Март- протальник!  В это время я стараюсь разбудить спящих животных, пригласить в гости птиц, которые улетели от нас осенью. В это время я стараюсь разбудить растения, чтобы они украсили леса и дали пищу животным, а также, чтобы они радовали человека. В этом году мне было сложно справиться с зимой. Весь март было холодно. Сейчас у меня еще нет ярких красок, чтобы украсить все вокруг и люди увидели, что весна уже пришла. Чтобы я окончательно разбудила весну, вам нужно выполнить мои задания». Ответить на вопросы.

Согласны!

- Ребята, вы согласны помочь Весне и выполнить все её задания?

Согласны! 

- Скажите ребята, появление каких птиц на Руси говорит о приходе весны. (Выставить картинку грача, включить крик грача )

Грачей,-говорят дети.

Задание 1.Назовите первый месяц весны. Какие вы знаете приметы весны (по схеме)                                                                                               Ребята, а вы знаете как называют март в народе? Его называют «Утром весны», «Протальником»                                                                   Уточнение ответов детей: -Солнце поднимается все выше и светит ярче. Небо синее или голубое, иногда бывает бело-голубым от солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают.                                                       На открытых местах появляются проталины, земля начинает дышать. Тает снег, образуются лужи. «Проталины».    

Вот мы выполнили первое задание Весны!

Март – первый весенний месяц.

Дети повторяют

«Протальником».

Задание 2. Вот и следующее задание. Ребята подойдите к столу, здесь лежат бумажные палитры.                                                                                                          — На них художники разводят краски. Вам необходимо выбрать и взять в руки и назвать по очереди те палитры с красками, которые подходят для изображения начала весны. Это палитры с серыми оттенками, молодцы).                                                                                      — Это самые любимые цвета начала весны.                                                        

Я выбрал бело-голубой цвет.                         - У меня серовато- коричневый тон, чёрный…..

- Почему не взяли палитру с желтой, зеленой краской? В каком месяце весны они встречаются? Какой сейчас месяц?                                                                                                                       -Правильно, ребята, Матушка-природа яркие цвета подарила Апрелю и Маю!                                                                                                                -Молодцы, справились со 2  заданием Матушки Весны!

В апреле зелёный цвет, вырастает травка, в мае цветут одуванчики.

2.

ОС-НОВ-НАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам

- Природа очень красива. Она во все времена года привлекала внимание художников-пейзажистов.   Что такое пейзаж?                                              Ребята, Матушка природа хочет вас познакомить с весенней природой на картине художника Алексея Кондратьевича Саврасова: «Грачи прилетели»                                                                                                                                    

- Вы хотите познакомиться с этой картиной?                                                                                            Тогда пройдемте в нашу мини галерею, где выставлены картины Саврасова я расскажу вам о ней.                                                                        — Вот мы и в художественной галерее. Галерея — это помещение в котором демонстрируются картины знаменитых художников.

 Рассаживайтесь поудобнее на стульчиках и слушайте внимательно.                                                                                - Во время беседы, какое главное правило мы должны помнить?                                                                           - На мои вопросы вы должны отвечать полными предложениями. Почему в галерее нужно вести себя очень тихо?

И так начнём!                                                                                           – художник Саврасов родился в Москве. Он очень любил русскую природу во все времена года.                                                                Алексей Кондратьевич был во многих странах и писал красивые пейзажи, но все же его любимой оставалась русская природа. Возвратившись на родину, он написал много картин, с весенними пейзажами. (показ репродукции картин Саврасова).                                                                    

-Перед вами картина А.Саврасова «Грачи прилетели». Рассмотрите ее. Пауза.

- Как вы думаете, какое время года художник изобразил на картине?  

-Давайте рассмотрим картину повнимательнее и полюбуемся ею. (повторное рассматривание, пауза)

В своей картине художник смог как никто другой увидеть и раскрыть душу родной природы. Он изобразил раннюю весну. Художник очень точно смог передать зарождающиеся перемены в природе, при смене времени года.                                       Небо в нежно-голубых облаках с пробивающимся лучиком света.                                                                    На первый взгляд это обычный зимний пейзаж, но при внимательном рассмотрении видно, что снег на переднем плане рыхлый, в проталинах вода.                                                              Три кривые берёзки тянутся друг к другу, сплетаясь кронами образуют уютный уголок для птиц.                                                                                        У берёзок на снегу много птичьих следов, следы собак может и лисы, прибегавшей поохотится на птиц.  Следы, оставленные человеком глубокие, так как снег подтаял о просел.                                                  О скором наступлении весны говорит стайка грачей. Которые первые возвращаются на Родину. Они суетятся, строят и ремонтируют старые гнёзда.                                                                                На снегу под берёзами хорошо видно грача. Он держит в клюве веточку для строительства гнезда. Посмотрите, он пригнулся к земле и готовится взлететь.                                                                                    На втором плане за забором возвышается колокольня старой церкви. Неяркий свет солнца окрасил её стены в розовые тона.                                                                                                                                - А дальше, до самого леса, раскинулись поля со следами не растаявшего снега.                                                                                   Этот скромный пейзаж наполнен прозрачным, звенящим от грачиного гомона воздухом. В воздухе пахнет весной.                                            Ребята, как вы думаете, какое настроение передал художник? (радостное – потеплело, прилетели птицы, грустное – уходит зима)

Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется - пейзаж.
 Да! -отвечают дети.                             

В галерее люди рассматривают картины, разговаривают шопотом.

Художник изобразил на картине весну, прилетевших из тёплых стран грачей.

Нстроение радостное –прилетели птицы!

2.1.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

1. Беседа.

А) Ребята, скажите, что такое Художественная галерея?

С каким художником -пейзажистом мы сегодня познакомились?

(Алексей Кондратьевич Саврасов)

-Как называется его картина? («Грачи прилетели»)                                                                                                                            

Б) - Расскажите о грачах.

- Что они делают?

- Почему грачи выбрали это место для гнезд?

- Какие деревья выбрали грачи?

- Ребята, есть ли на картине солнце?

- Расскажите мне о солнце.

- Что можно сказать о небе?

- Местами снег подтаял… Лужицы… Продолжите о снеге…

- Как бы вы назвали картину?

Галлерея - это помещение или здание, в котором демонстрируются картины знаменитых художников.          

Выслушиваются ответы детей.

2.2.

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы), практическое решение проблемной ситуации.

Ребята, когда я была маленькая, у нас была такая картина. Я долго смотрела на неё и мне так хотелось побывать в ней, войти в нее.     - А вы хотите войти в эту картину?                                                            - Подумайте, войти в эту картину удобнее с нижнего левого угла или с нижнего правого угла?     - Почему?                                                                                                                                                                                 А что на для этого нужно сделать?

-Правильно, нужно встать в круг, взяться за руки и сказать волшебные слова. Но только очень тихо: «Один, два, три в картину войди!»                                                                                                            

Ребята, мы немного устали сидеть, нам нужно немного размяться и поиграть в игру: «Волшебники». Она немного похожа на игру: «Море волнуется»  Вы согласны!

Вы должны выбрать на картине любой объект (предмет) и превратиться в него. Вы же волшебники!

- Необходимо сказать, что вы чувствуете.

Воспитатель: Я – веточка.  Мне не очень хочется лежать на мокром снегу.

- А теперь попробуйте вы…(А я птичка грач, я ищу что бы покушать! А я тоже грач, я весело летаю… Показывает движения)

Вот мы размялись и поиграли!

Ребята, нам пора возвращаться в группу. Берёмся за руки и говорим такие слова: «Три четыре пять возвращаюсь я опять!

Да! Хотим!

Чтобы не напугать грачей!                Сказать волшебные слова.

Да!

Ребята, говорят в кого они превратились и что им нравится делать.

3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний. 

   - Где мы сегодня побывали? Что мы делали?                                                - Вам понравилось занятие?                                                                                                 - Что понравилось и запомнилось больше всего?

- В чем затруднялись?

- Алексей Кондратьевич Саврасов, когда писал картину «Грачи прилетели», почувствовал всю великую красоту этого весеннего серого дня. Он увидел преображение жизни!

- Мне было очень приятно с вами общаться. Вы были активными собеседниками, помогали мне. Спасибо!

Галерея закрывается. Ждем еще в гости.

Выслушиваются ответы детей

7.

Рефлексия

   Ребята, Матушка природа очень рада что вы помогли окончательно разбудить весну, вы выполнили все её задания». Ответили на вопросы. Вам в подарок она оставляет эти палитры, чтобы вы во время рисования не забывали все весенние краски!

Ребята говорят спасибо за подарок.

                     

                               Физминутка: «Грачи»

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнёзда сели. (присели)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Обсуждение картины А.Саврасова "Грачи прилетели".

Методическая разработка по развитию речи с детьми подготовительной группы....

НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...

Конспект ООД развитие речи. Рассказывание по картине А. Саврасова "Грачи прилетели"

Конспект ООД  «Коммуникация». Старшая группа. Рассказывание по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».Составила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №...

Конспект ООД развитие речи. Рассказывание по картине А. Саврасова "Грачи прилетели"

Конспект ООД  «Коммуникация». Старшая группа. Рассказывание по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».Составила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №...

Конспект занятия по ознакомлению с картиной А. Саврасова "Грачи прилетели"

Конспект занятия по ознакомлению с картиной А. Саврасова "Грачи прилетели" в рамках программы «Художественные выразительные средства в картинах русских художников-классиков как дополнительный способ в...