Обсуждение картины А.Саврасова "Грачи прилетели".
методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Орехова Алла Анатольевна

Методическая разработка по развитию речи с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savrasov.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию речи с детьми подготовительной группы №10.

Воспитатель: Орехова Алла Анатольевна

Тема: Обсуждение картины А.Саврасова "Грачи прилетели".

Цель: Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Задачи: 

  1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать;
  2. Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;
  3. Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Развивающая среда: картина А.Саврасова "Грачи прилетели".

Ход занятия (дети стоят рядом с воспитателем):

Воспитатель:

"Ребятки, угадайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить? А узнаете вы это когда отгадаете мои загадки:

1. Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

2. Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой - улей - пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет? Кто знает?

Когда это бывает? (Весной)

Воспитатель: "Правильно, это весна! А сейчас я вас познакомлю со стихотворением А.Плещеева "Весна".

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Воспитатель (дети садятся на стульчики полукругом):

"После долгой зимы просыпается под тёплыми солнечными лучами земля. Снег тает, и появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах тёплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими берёзами разносится радостный гомон".

"Ребята, посмотрите, как чудесно об этом рассказал художник А.К.Савраснов в своей картине "Грачи прилетели". (Показ картины)

"Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?"

Ответ детей с реального занятия:

"Он увидел, как на ветке прилетели грачи, как они радуются, что вернулись обратно домой в свои старые гнёзда".

Воспитатель: "Расскажите о грачах. Что они делают?"

Ответ детей:

-строят новые гнёзда и ставят заплатки на старые;

- грач нашёл веточку у дерева и держит её в клюве;

- грачи радостно шумят и рассказывают друг другу новости;

- рассказывают о путешествии;

- строят гнезда, чтобы отложить яички и растить птенцов, а потом будут учить их летать;

Воспитатель:

"Ребята, а как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место?"

Ответ детей:

-они здесь родились;

-здесь красиво и тихо;

-это окраина села, видно несколько домов и белокаменную церковь;

-вдалеке лес, видна равнина.

Воспитатель:

"Какие деревья выбрали грачи?"

Ответы детей:

-старую берёзу, корявую.

Воспитатель:

"Почему?"

Ответы детей:

-она толстая;

-на ней много веток;

-гнездо не упадёт;

-когда листики распустятся, не будет видно гнезда.

Воспитатель:

"Ребята, посмотрите, а есть ли на картине солнце?"

Ответ детей:

-ДА!

Воспитатель:

"А как вы догадались?"

Ответы детей:

-солнце скрылось за облаками;

-оно не яркое, ленивое;

-облака нежно желтого цвета;

-на снегу видны тени от берёз;

-на улице тепло, снег тает под тёплыми лучами солнца;

-солнце то выглядывает, то опять прячется за облаками.

Воспитатель:

"Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно - весеннее небо?"

Ответы детей:

-покрыто голубовато-серыми тучами;

-низкое, грустное, холодное;

-лучи солнца освещают облака.

Воспитатель:

"Какие облака?"

Ответы детей:

-голубовато-серые;

-пушистые;

-задумчивые;

-прозрачные;

-немного хмурые.

Воспитатель:
"Ребята, каким вы видите снег?"

Ответы детей:

-потемневший;

-рыхлый;

-серый;

-холодный;

-мокрый;

-печальный;

-талый.

Воспитатель:

"Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?"

Ответы детей:

-холодно;

-радостно;

-чувствуется свежесть весны;

-хочется увидеть солнышко;

-печаль по уходящей зиме.

Воспитатель:

"Ребята, вам понравилась картина "Грачи прилетели?"

Ответ детей:

-ДА!

Воспитатель:

"Кто желает сочинить рассказ по этой картине? Надо рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о берёзах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, голосом передавая все интонации своего настроения" (дети по желанию рассказывают по картине, придумывают название своим рассказам)

"Ребята, сегодня утром я открывала окно, и к нам заглядывала весна. Она просила вам передать сюрприз". (Дети открывают сюрприз и с радостью рассматривают подарки весны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

организация деятельности педагога по обучению рассказыванию детей по картине Саврасова а.К. "Грачи прилетели"

В оснв основу методической разработки положена система И.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс «Картина без запинки». На каждом этапе решаются определённые задачи, которые преследуют конечную цель: научить дет...

Конспект НОД на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели».

Сезонное занятие на тему весны с использованием нагляднсти....

Организованно-образовательный вид деятельности в подготовительной группе по образовательной области «ПОЗНАНИЕ» на тему: Картина А. К Саврасова «Грачи прилетели»

- Познакомить с творчеством А. К. Саврасова;- раскрыть сюжет картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;- способствовать становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желание п...

НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Составление рассказа по картине Саврасова "Грачи прилетели".

Конспект поможет воспитателям организовать работу со старшими дошкольниками по составлению рассказа по картинам русских художников....

Технологическая карта занятия «Что мы видим на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»»? / «Составляем рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»»

Технологическая карта занятия Образовательная(ые) область(и): речевое развитиеТема занятия: «Что мы видим на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»»? / «Составляе...