Технологические подходы к разработке конспекта коррекционно-развивающего занятия (рекомендации для начинающих педагогов-психологов)
учебно-методический материал

Хорохорина Юлия Николаевна

Материал поможет начинающим педагогам - психологам, воспитателям и другим специалистам методически грамотно составить конспект занятия с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horohorina_yu.n.docx45.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологические подходы к разработке конспекта коррекционно-развивающего занятия

 (рекомендации для начинающих педагогов-психологов)

Хорохорина Ю.Н.

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка»

г. Тамбов

         Для понимания содержания материала обратимся  к ключевым понятиям: развитие, коррекция, коррекция развития.

Что понимается под развитием в педагогике? Развитие в педагогике - это количественное и качественное изменение личности от одной возрастной ступени к другой. Что такое коррекция? Коррекция это полное или частичное исправление или смягчение недостатков развития ребенка. Коррекция недостатков развития может осуществляться на специально организованных занятиях, преимущественно индивидуально. Психологическая коррекция - один из видов психологической помощи направленной на исправление особенностей развития с использованием специальных средств воздействия. Кроме того, эта деятельность направлена на формирование у человека психологических качеств, необходимых для его социализации и адаптации к условиям социума. Коррекционно-развивающий процесс может полностью сливаться с учебно-воспитательным процессом при условии четкой постановки и реализации коррекционной цели и задач.

Основные направления коррекционно-развивающей работы, которые наиболее часто встречаются в практике педагога-психолога ДОУ: а) оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, наличие хронических и текущих соматических заболеваний ослабляет нервную систему ребенка. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий, ведение рационального режима дня, создание оптимального режима дня и т.д.;

б) развитие и коррекция сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии данных функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей;

в) развитие и коррекция познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и используемой в практике педагогов и психологов;

д) развитие и коррекция эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений – традиционное направление работы педагога - психолога. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

е) содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации;

ж) формирование видов деятельности, свойственных возрастным этапам развития: игровой, продуктивной деятельности, учебной, общения. Особенно следует выделить специальную работу с дошкольниками по формированию учебной деятельности (готовности к школьному обучению) у тех, кто испытывает трудности. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое сопровождение, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от мотивов до конкретных операций, умений и навыков.

Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекционно-развивающих занятий, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия «зона ближайшего развития»[3]. Алгоритм организации коррекционной работы представлен в таблице:

1

выявление проблемы и определение предмета психологической коррекции;

2

разработка программы или комплекса коррекционных (коррекционно-развивающих) занятий;

3

реализация программы или системы занятий; диагностика (не реже одного раза в три месяца) с целью выявления результатов проведённой работы (оценка эффективности, выявление факторов, препятствующих достижению желаемых результатов);

4

разработка рекомендаций для воспитателей и других специалистов по конкретизации содержания индивидуальной программы или маршрута для каждого ребёнка в соответствии с динамикой его развития.

Как основная организационная форма коррекционно-развивающее занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения: ставится педагогическая цель, определяются педагогические задачи, отбирается содержание, выбираются методы, средства обучения, формы и методы контроля уровня освоения материала. Содержание занятия вытекает из содержания основной образовательной программы дошкольного образования, программы воспитания, перспективного плана групповых занятий с детьми. Учитывается уровень развития детей, входящих в группу. Далее переходим к формулированию цели и задач занятия: образовательных (обучающих), коррекционно-развивающих и воспитательных[7]. Конструктор формулирования задач представлен в таблице:

Задачи

Ключевые слова при формулировке задач

Образовательные

Учить, формировать, способствовать, знакомить, обобщить, расширять  представления.

 

Конкретизация: выполнять основные виды операций; понимать признаки и понятия, определять причинно-следственные связи, закономерности  и т. п.

Коррекционно-развивающие

корректировать, развивать, уточнять, формировать обогащать, систематизировать, стимулировать.

 

Конкретизация: словарный запас детей, способность анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;

сенсорную сферу (глазомер, ориентировка в пространстве, точность, различение формы и цвета);

двигательную сферу (мелкую моторику рук, сноровку, соразмерность движений);

познавательные способности (виды памяти, внимания)   познавательный интерес и активность;

 самостоятельность;

специальные и творческие способности.  

Воспитательные  

 способствовать формированию нравственных, эстетических, трудовых, патриотических и др. качеств личности (уважение к труду и работающему человеку, любовь к природе родного края, традициям русского народа, и т. д.);

воспитывать общечеловеческие ценности (чувство меры, тактичность и др.);

 способствовать формированию коммуникативных способностей (доброты, взаимопомощи, великодушия).

 В процессе разработки конспекта необходимо предусмотреть и отразить основные дидактические компоненты (аспекты) коррекционно-развивающего занятия[1,5,6].

п/п

Компоненты (аспекты) занятия:

Составляющие компонента

1.

Целостность целеполагания

 наличие обучающих, коррекционных, развивающих и воспитательных задач;  чёткость постановки задач.

2

Содержательность занятия

 соответствие темы календарно-тематическому плану; логика построения занятия;  соответствие содержания форме занятия;  оптимальность объёма учебного материала

3

Методический аспект

 готовность помещения, рабочего места;

 наличие и качество наглядного материала; наличие и качество технических средств обучения;

 разнообразие методов и приёмов коррекции, развития.

4

Управленческий аспект

 дифференциация заданий;

 индивидуализация заданий.

5

Коммуникативный аспект

 взаимоотношение «педагог- ребёнок», «ребёнок – ребёнок».

6

Организационный аспект

наличие микро этапов занятия;

 логичность завершения каждого этапа.

7

Аналитико-синтетический аспект

 включённость детей в самоанализ и совместный анализ занятия;  результативность занятия.

 Как педагогическая система коррекционно-развивающее занятие отличается целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности педагога-психолога и детей, что обеспечивает усвоение содержания и управление познавательной деятельностью. Этапы занятия, его структура конструируется, исходя из направления коррекционной работы и поставленной дидактической цели. Движение к реализации цели, как прогнозируемому результату, обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу.

 Структура конспекта коррекционно-развивающего занятия:

1раздел - дидактическое обоснование  отражает информацию о цели, задачах занятия, средствах достижения цели.

2 раздел - ход занятия, в котором отражается структура, последовательность содержания, логика выстраивания коррекционно-развивающего материала.

Основные части занятия:

1.Организационная (вводно-мотивационная) часть может включать: сообщение темы, плана работы, ритуал приветствия, разминку, рефлексию прошлого занятия при необходимости. Цель - установление и поддержание эмоционально-положительного контакта, создание установки на позитивную деятельность. Длительность организационной части занятия 2-5 минут.

Рекомендации по введению в тему занятия. Для успешного вхождения в тему необходимо заинтересовать, завладеть вниманием детей. Можно использовать следующие приёмы: сюрпризный момент (письмо с проблемными заданиями, закадровый голос, введение гостя-персонажа); перевоплощение педагога в какого-то героя, который просит детей решить проблему; использование модели 3-х вопросов –  что мы знаем  о….? Откуда мы это знаем? Что бы мы хотели еще узнать?

2. Основная (операционно-исполнительная) часть предусматривает реализацию содержания занятия (выполнение заданий, игр, упражнений). Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего или психокоррекционного комплекса. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Учитывая возрастные особенности детей- дошкольников, следует чередовать виды заданий: от подвижного упражнения к статичному, от интеллектуального содержания к релаксационным упражнениям, от простых заданий к более сложным.

3.Заключительная (оценочно-рефлексивная) часть представляет собой подведение итогов, оценивание деятельности детей, разнообразные формы рефлексии, релаксации. Рефлексия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо, было плохо и почему), и смысловом, почему это важно, зачем мы это делали? Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и педагогу.  Длительность оценочно- рефлексивной части 2-5 минут.

Таким образом, при составлении и оформлении конспекта занятия следует помнить, что от его методической грамотности будет зависеть качество работы с детьми. Кроме того, конспект необходимо продумать так, чтобы, взяв его в руки, самый неопытный педагог сразу имел бы представление, какого вида и типа это занятие, в какой форме оно построено, какие методические приемы будут использованы, где можно проводить занятие, какой материал будет использован, какая должна быть предварительная работа.

Список использованных источников

  1. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по анализу учебного занятия. М., 1999.
  2. Лизинский В.М. Кому нужны открытые уроки // Завуч.2006
  3. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога - 100, 2002
  4. .Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2010.
  5. Фомин А.А.Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65
  6. Хорохорина Ю. Н.Технологические подходы к разработке конспекта занятия «Введение в образовательную программу»//Методист - № 7.-2016.
  7. file:///C:/Users/user/Desktop/Новая%20папка%20(2)/metodicheskie_rekomendacii_dlja_pedagogov_po_sosta.pdf;  https://superinf.ru/view_article.php?id=303

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект группового  развивающего занятия «Ответы для Незнайки» (с дифференциацией заданий по уровню сложности) для детей 6-7 лет, имеющих  высокий уровень познавательного развития

Составитель – Хорохорина Ю. Н., педагог – психолог МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка» города Тамбова

Дидактическое обоснование занятия.

Тип занятия – закрепление знаний в рамках образовательных областей «Познание», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель – активизировать познавательную деятельность детей (активность, любознательность)

Задачи: обучающие - закрепить знания детей в рамках ФЭМП: состав числа из двух меньших в пределах 10; в рамках ОСОМ: активизировать речь, умение обосновывать и  «доказывать» ответы на вопросы.  

Развивающие в рамках СКД – развивать: способность (умение) сотрудничества со сверстниками (выслушивать точку зрения, соглашаться или бесконфликтно  опровергнуть); умение договариваться при выполнении задания в «паре», «подгруппе»;

развивать познавательные процессы (зрительную, слуховую и тактильную память, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);

развивать компоненты творчества (оригинальность, «не шаблонность» мышления,  воображение, фантазию).

Воспитательные - формировать эмоционально-волевые процессы (выдержку, произвольность поведения, самоконтроль, адекватную самооценку).

Методы и приёмы обучения: словесные пояснения, указания, косвенные и проблемные вопросы); наглядные (демонстрация схем, таблиц); практические (выполнение заданий, тренировочных упражнений).

Материалы и оборудование:3 конверта разного цвета с заданиями, один чистый конверт, указатели на столы с цифрами 5 и 7, карточки для решения примеров, карта для фиксации результатов, сигнальные карты для капитанов.

Примечание: в конспекте даётся набор заданий для каждого конверта. Однако, в рамках одного занятия используется не более 4-5 заданий, между которыми даётся динамическая пауза.

Ход занятия

Части и содержание занятия

Организационно-методические указания

1.Организационная часть

До начала занятия

До начала занятия на столах стоят указатели с  цифрами 5 и 7. Детям предварительно даются карточки с примерами на сложение и вычитание в пределах 5; 7. Дети решают примеры и занимают места соответственно ответу (либо за столом  с цифрой 5, либо 7) и, таким образом делятся на 2 подгруппы (по 5 человек). Предлагаю детям по направлению движения часовой стрелки (слева направо) поменяться карточками и проверить правильно ли они заняли место за столом.

Молодцы все правильно нашли своё место

Введение в сюжет

Пришла утром, а на столе лежат конверты. Посмотрите они разного цвета. Что за сюрприз? Давайте заглянем в конверт. А вот письмо. Ребята! Я вас долго ждал и не дождался. Мне сказали, что вы знаете ответы на разные вопросы. Оставляю вам конверты с вопросами, ответы на которые я не смог найти. Помогите мне и пришлите ответы по адресу: (ребята, на конверте указан адрес, на который мы должны  отправить письмо) Цветочный город, ул. Колокольчиков. Кому же мы будем отправлять письмо? Как вы думаете, кто проживает в Цветочном городе, на улице Колокольчиков? (Незнайка)

Выбор капитанов  команд

Чтобы не ошибиться и дать правильные ответы на вопросы Незнайки, предлагаю работать командой (дружно, вместе). У нас 2 команды «Великолепная 5» и «Великолепная 7».

В каждой команде нужен капитан. Как думаете, кто такой капитан? (Ответы детей, обобщение педагога). А, какие качества должен  иметь капитан команды, чтобы  мог правильно руководить командой? Каким  должен быть капитан? (смелый, отважный, ответственный, внимательный, наблюдательный, решительный). Подумайте, посоветуйтесь  и скажите, кто может возглавить вашу команду? «Великолепная 5», кто ваш капитан? А, кого выбрала капитаном «Великолепная 7»?  Вручаю капитанам сигнальные карты.

объяснение правил работы в команде

Внимание, капитаны!! Вы должны выслушивать ответы своей команды и принимать решение, какой ответ правильный. Как только ответ готов, вы поднимаете сигнал и говорите ответ.

Вы совещались и выбирали капитанов команд, а я заглянула в конверты. В конвертах разные по сложности вопросы. В конверте зелёного цвета самые лёгкие, жёлтого цвета сложнее, а  самые сложные вопросы в конверте  красном. Можно брать вопросы из любого конверта, но, если не сможем ответить получим 0 баллов, а, если ответим – получим 5 баллов.

 (на доске карта учёта результатов ответа)

Капитаны посоветуйтесь с командой и скажите, из какого конверта возьмете вопрос?

2. Основная часть

Работа с вопросами и заданиями из конвертов

Примерные задания в конвертах:

Зелёный конверт

Загадки:

Кто четыре раза в году переодевается?

Не птица, а из яйца родится?

Блиц – турнир (хоровые ответы)

1.Детёныш овцы…

2. Тот, кто сражается с врагом…

3. Загородный дом для летнего отдыха…

4.Надпись на письме, посылке, которая указывает, куда и кому посылают это письмо или посылку…

5. Чем забивают гвоздь…

6. Москва, Тамбов, Воронеж …

7. Днём светло, а ночью?

8. Небо -  голубое, а трава?

9. Груши, яблоки, апельсины…

10. Тройка, пятёрка, восьмёрка...

11. А.Б, В.Г.Д и т.д.

12. Футбол, хоккей, гимнастика…

13 Отличительный знак страны, который изображают на монетах, флагах?

Жёлтый конверт

«Как мы это понимаем

Читаю предложение и нам надо объяснить, что это значит? Какой смысл? Как это понимать?

Семеро одного не ждут.

Чувствовать себя не в своей тарелке.

Свалился, как снег на голову.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Старый друг – лучше новых двух.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

«Картинка заблудилась»

Детям предлагаются логические таблицы для решения

«Найди ошибку»

Детям предлагаются предложения, которые  имеют смысловые ошибки. Верно ли утверждение?

Если деревья сильно раскачать, то поднимется ветер

Пчела- это маленькая птица.

Зимой холодно, все медведи спят в своих норах.

Лиса в своём дупле вывела лисят.

Красный конверт

«Читай спиной» (дермалексия).

Дети отгадывают букву, слово или картинку, «нарисованную» на спине.

«Буквоед»

Отгадать букву (на картинке), у которой  отсутствуют отдельные элементы.

«Хитрая задача»

На столе стояли 3 стакана с вишней. Папа съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось на столе?

Если у стола отпилить один угол, сколько углов останется?

 Заключительная часть

Время нашей встречи истекло. Давайте вместе посмотрим и посчитаем, на сколько вопросов Незнайки мы дали правильный ответ? Какой вопрос, был самый трудный? Какое задание показалось самым интересным?

Я беру наши ответы, вкладываю в конверт, закрываю.

Что я должна написать на конверте, чтобы письмо дошло до Незнайки? (адрес) Какой адрес у Незнайки? Кто запомнил?

Рефлексия

Давайте оценим, как  мы справились с вопросами Незнайки. Вот лестница нашей активности. Кто считает, что он бы самым активным и находил правильные ответы на вопросы, ставит свою цифру на верхнюю ступеньку.

 Кому активности или смелости не хватило, ставят свою цифру на среднюю (вторую ступеньку).

На третью ступеньку ставят свои цифры те, кто считает, что им было трудно найти правильные ответы на вопросы Незнайки. Дети ставят (по командам) цифры на лестницу активности.

В конвертах у нас ещё остались вопросы Незнайки, на которые мы постараемся ответить на следующем занятии. Спасибо всем за активность, Спасибо за то, что не испугались трудных заданий. Вам, капитаны, большое спасибо. Вы очень хорошо справились со своей ролью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Конспекты коррекционных развивающих занятий с детьми младенческого и раннего возраста".

В конспектах представлены варианты интегрированных индивидуальных занятий  с малышами в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования....

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка. Конспект коррекционно развивающего занятия "Обезьянки"

В дошкольном возрасте активно развивается мышление, воображение. В данном конспекте предложены игры и упражнения для развития детей....

Методическая разработка. Конспект коррекционно развивающего занятия "Консультация педагогов Одарённость"

Индивидуальный подход к детям является основой их успешного развития. Одарённые дети требуют особых условий обучения и воспитания....

Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Перелётные птицы"

Формирование умений и навыков пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения....

Анализ коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ педагога- психолога за 2020-2021 учебный год

Анализ  коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗпедагога- психолога   за 2020-2021 учебный год...