«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через музыку».
статья

Агибалова Татьяна Владимировна

Семинар – практикум для музыкальных руководителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_muzyke.docx25.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для музыкальных руководителей «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через музыку».

Цель: актуализировать знания педагогов о музыке как средстве приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  1. Познакомить с нормативно - правовой базой по теме .
  2. Систематизировать знания музыкальных руководителей о формах и методах музыкального обучения и воспитания по приобщению к истокам русской народной культуры.
  3. Нацелить  педагогов на  учет   специфики фольклора при организации работы с воспитанниками.

Ход практикума:

Уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего моего выступления: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной  культуры через музыку».

Вопрос к коллегам:

- Что же относится к русской культуре? (фольклор, традиции, обряды, промыслы, ремесла и др.)

Русская народная  культура -  это духовные и материальные ценности, созданные русским народом, т. е. передаваемые от поколения  к  поколению  этнопедагогические,  семейно-бытовые  и обрядовые  традиции.  Это  источник  великой  народной  мудрости  и накопленного  многовекового  опыта.

Сегодня происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых более соответствующих требованиям времени путей массового музыкального образования и воспитания. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Слайд1: «Без памяти – исторической, нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа, как исторической личности» (Г.Н. Волков)

 На данный момент существует множество документов   государственной поддержки  народных традиций.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.  Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.

Слайд2 ФГОС ДО

Задачи…

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и  принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества

Основные принципы дошкольного образования….

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Слайд3: Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года

Раздел 2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций.

Гражданское воспитание.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе традиционных ценностей.

Приобщение детей к культурному наследию.

 Музыка является средством  приобщения дошкольников  к истокам русской народной культуры.

Вопрос коллегам:

- Какая музыка нужна нашим детям, какую музыку мы можем положить в основу   планирования, а затем репертуара для решения данной задачи? (прежде всего фольклор)

Музыкальный фольклор – народное музыкальное (преимущественно песенное) инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа, бытует, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям.

Вопрос к коллегам :

- Почему при выборе материала для решения задачи, которую мы сегодня рассматриваем,  приоритет отдадим  музыкальному фольклору?

Детский фольклор близок и понятен нашим детям (есть движение, текст, простейшие интонации, которые дети могут спеть); по сути это есть формы музыкального музицирования на основе музыкального фольклора; репертуар, построенный на фольклоре красив и увлекателен; музыкальный фольклор как часть народной культуры является незаменимым источником нравственно - патриотического воспитания детей; освоение вариативности, характерной для воспроизведения фольклорного материала, дает каждому ребенку возможность разностороннего творческого развития; музыкальный фольклор синкретичен (в нем  неразрывно связаны музыка, пение, движение и  игра на  народных инструментах).

Давайте вспомним жанры музыкального фольклора.

Викторина «Жанры музыкального фольклора».

Победителем викторины становится участник, который набрал наибольшее количество баллов.

1.    Календарный фольклор.

1 вопрос:   небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы (закличка).

2 вопрос:  это вид устного обрядового фольклора, который связан с традиционными обрядами и обычаями (календарные песни)

3 вопрос: в детском фольклоре так называются небольшие стихотворные обращения к растениям, птицам, животным (приговорки)

2. Потешный фольклор.

 1   вопрос:    как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельная)

2 вопрос: короткие стихотворные приговорки, которыми сопровождается тактильный контакт с младенцем в первые месяцы его жизни; стихотворный напев матерей, которые нянчат, холят ребенка (пестушки)

3    вопрос: приговорки, сопровождающие развитие и рост ребёнка. Они сопутствуют играм с ножками, ручками и пальчиками малыша (потешки)

4     вопрос: короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Полагают, что они перешли к детям из взрослой среды и выросли именно из прозвищ и кличек (дразнилки).

3.  Игровой фольклор.

1 вопрос: есть мнение, что слово происходит от греческого chorobateo- ступаю в хоре (хоровод)

2 вопрос: данный вид фольклора долго  не признавали в качестве художественного жанра (частушка).

Музыкальный фольклор – это совокупность жанров народного творчества.

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Объединяя различные жанры, музыкальный фольклор становится для ребёнка уроком истории, ознакомлением с краеведением, родной речь.

        Одним из условий эффективного приобщения к традиционной культуре является ознакомление детей с региональными народными традициями. Следует знакомить детей с подлинными формами фольклора и  включать произведения нашего региона:  приглашать  профессиональных исполнителей, использовать аудио и видеозаписи, предметы быта, этнографические костюмы.

Вопрос к коллегам:

- В каких видах   музыкальной деятельности мы можем использовать фольклорный материал?

Слайд6:

Аспекты музыкального фольклора:

- слушание народной музыки;

- пение народных песен;

- народная хореография (танцы, хороводы)

 - музыкально – фольклорные игры;

 - игра на народных музыкальных инструментах

К подбору музыкального  материала для приобщения детей к русской народной культуре  к  музыке предъявляются общие требования:

- художественность произведения (принцип: детям - только лучшее!);

- доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей;

- соответствие программным целям и задачам.

Специфика фольклора определяет особенности методики приобщения к нему детей. Основу методики задает идея традиционности: жизнь в русле народной традиции с ее обрядностью, ритуальностью.

         Вопрос к коллегам:

Поделитесь своим опытом проведения фольклорных праздников в детском саду.

Вопрос к слушателям:

- Как часто мы должны использовать фольклор в педагогическом репертуаре? (простое его использование сегодня, завтра, через месяц, включение его время от времени в вашу педагогическую практику само по себе является самым лучшим патриотическим воспитанием). (Пример)

При приобщении к  народной культуре ставится задача не разучивания определенного количества произведений, а создание атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, становясь частью жизни ребенка.

Эффективность педагогического процесса приобщения дошкольников к  традиционной народной культуре предполагает сотворчество детей и взрослых в условиях «проживания фольклора».

Методика приобщения может выстраиваться не только с использованием такой формы как доминантные, комплексные или интегрированные музыкально - фольклорные занятия, но и с помощью других форм работы.  Это  семейные встречи – посиделки, толоки, чаепития,  на которых родителям  можно показать особенности вокально-инструментального музицирования и народного игрового творчества.

Литература:

1. Бударина, Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., Маркеева О.А.Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.

2. Катышева,  И.Б., Комбарова Г.Н, Николаева,  С.Р. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009.

3. Князева,  О.Л., Маханева, М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.

4. Радынова, О.П.Народные колыбельные песни: слушаем и поем. Учеб. пособие к программе «Музыкальные шедевра».  М.,  2001.

5. Тихонова,  М.В., Смирнова,  Н.С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через подвижные игры"

Методические рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре через народные подвижные игры....

семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через элементарное музицирование»

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры должно быть многогранным. Дети должны в полной мере знать: малые формы фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.). Уже до...

Сценарий итогового мероприятия с детьми старшей группы по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через фольклор"

Сценарий музыкального спектакля по мотивам русской народной сказки "Репка"смотреть видео -  http://nsportal.ru/user/419941/video...

Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"

Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...

НОД "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через подвижные игры"

НОД "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через подвижные игры" в средней группе ДОУ....

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)

Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель,  р...