Самообразование "Пальчиковая Гимнастика"
методическая разработка

Мутина Мария Валентиновна

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mutina_m.v._samoobrazovanie.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

 

Мутина

Мария Валентиновна

Анализ внешней среды

-  Новые психолого-педагогические подходы к организации воспитания и обучения детей. 

   - Связь пальцевой моторики и речевой функции 

   - Развитие тонких движений пальцев рук 

Анализ внутренней среды 

  - Появление новых частных методик и технологий обучения детей:                                                                                         И.Кривенчук «Ладушки», Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика», К.Белая       «Первые шаги». 

  - Пальчиковая гимнастика не систематически применяется в педагогическом процессе 

                     Целесообразность пальчиковой гимнастики

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

                                          Цель:

Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей четвертого года жизни активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и упражнения на единых подходах и принципах. 
 
                                           
Задачи:

    -  1 этап Аналитический (Август –Сентябрь) 

 Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по развитию у детей речи, определение основных целей.

    -  II этап Организационный ентябрь-ноябрь )

Планирование и прогнозирование работы. Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию речи у детей. Создание развивающей среды 

    -  III этап Практический (сентябрь-май) 

Введение пальчиковых игр и упражнений во все виды учебной и бытовой деятельности, предусмотренные программой. Обогащение предметной развивающей среды. Педагогическое просвещение родителей о значении пальчиковой гимнастики для развития речи детей. 

  -   IV этап Итоговый, диагностический (май)

 Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий. 

                   

Модель реализации обучения

   

                             

                                       

                                                   

                                                   

   

 Схема  образовательной деятельности воспитателя с детьми


-Обыгрывание игру


 

Алгоритм ознакомления с пальчиковыми упражнениями 
 

Упражнение 
 
Постепенный показ 

Чёткое произношение 
 
Темп 
 
Расслабление 
 
Комплекс упражнений 
 
Домашнее задание

                    Методическое сопровождение проекта

  • Организация предметно-развивающей среды образовательного процесса и всех режимных моментов, связанных с применением пальчиковых  упражнений и игр. 
  • Разработка картотеки пальчиковых игр и упражнений. 
  • Разработка картотеки дидактических игр.
  • Конспекты занятий по использованию пальчиковых игр и упражнений. 
  • Сценарии и развлечения на основе пальчиковых игр и упражнений. 
  • Консультационный материал для родителей.

Модель предметно-развивающей среды

Игры с мозаикой, конструктором 

Волшебный пенёчек

застёжки 

Панно «Весёлая полянка» 
 

Игры с бусами, прищепками 

Предметно развивающая среда 

Уголок ряженья,  Умные шнурочки 

Чудо-дерево, пальчиковые упражнения и игры 
 
Весёлый карандаш 

 Ожидаемые результаты

Дети 

Сформированность игровых навыков с пальчиками 

Сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу 

Расширение диапазона игр дополнительным материалом: бус, крышек, камешков 

Познавательное, индивидуальное развитие. 

Родители 

Взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи 

Совершенствуют в домашних условиях  навыки  пальчиковых упражнений, применяемых  в детском саду.

Педагоги  

Компетентность в вопросе развития речи у детей и применение пальчиковых упражнений 

Повышение теоретического уровня и профессионализма 

Внедрение современных методов и технологий по развитию речи у детей 

Самореализация 

Обобщение и распространение опыта

Результаты

Дети станут общительнее, появится чистая, красивая речь, дети свободно будут играть в пальчиковые и дидактические игры, научатся рассказывать небольшие сказки, стихи по иллюстрациям.
 
У детей формируется устная речь, навыки речевого общения с окружающими

 Дети легко адаптируются в любом обществе (как сверстников, так и взрослых) 

Отсутствие проблем в учебной деятельности в школе 

Формируется нравственно-цельный, творчески мыслящий, инициативный человек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...