Статья "Эффективная речевая коммуникация"
статья

      Необходимо помнить, что одним из важных условий, обеспечивающих результативность деятельности педагога, является эффективная коммуникация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_effektivnaya_rechevaya_kommunikatsiya.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Струкова Елена Александровна

                                                        воспитатель  

                                                        МБДОУ д/с 68    

                                                        г. Белгород

                      Эффективная  речевая коммуникация

Способность человека к эффективному общению возникает при условии, что он осознает свои сильные и слабые стороны. Особенно значимы для педагога такие качества в общении, как открытость и искренность, социальная адаптированность и способность самостоятельно решать свои проблемы.

Педагоги обмениваются друг с другом опытом, знаниями, наблюдениями, выводами и составляют некую универсальную модель эффективной коммуникации, определив профессиональную позицию педагога в общении с детьми в виде схемы, таблицы, рисунка и т.д.

I этап.  Обсуждение проблемы в микро группах.

- Диагностика задачи. Каждый участник формулирует, что лично для него означает «эффективная педагогическая коммуникация», чем она обусловлено.        - Диагностика ситуации. Участники оценивают свою реальную профессиональную и личную ситуацию.

II этап. Защита  составленных моделей в групповой дискуссии.

III этап. Анализ предложенных микро группами материалов. Составление оптимальной модели эффективной коммуникации.

На основе схем, созданных участниками игры, данных психологических исследований делаются выводы о том, как улучшить общение с окружающими (это могут быть дети, коллеги, окружающие, родные и т.д.).

Многочисленные психологические исследования позволяют выделить факторы, обеспечивающие эффективность общения.

Важно осознавать:

- какие это факторы (особенно при профессиональном общении);

- что педагог представляет собой как личность;

- какие средства использует;

- кто является партнером по общению.

       Анализируя подходы к характеристике «эффективной речевой коммуникации», можно выделить следующие основные направления:

      1) способность

- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;

- дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике;

- принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты;

- справляться с разнообразием мнений и конфликтов;

- вести переговоры;

- сотрудничать и работать в команде;

- достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов;

      2) компетенции в общении:

- устном и письменном при создании монолога и диалога;

- при порождении и восприятии текста;

- знание и соблюдение этикета, традиций;

- эффективное общение, решение коммуникативных задач;

- уровни воздействия на собеседника;

      3) умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;

4) владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения;

5) способность и готовность вступать в различного рода контакты: невербальные и вербальные, устные и письменные.

      Необходимо помнить, что одним из важных условий, обеспечивающих результативность деятельности педагога, является эффективная коммуникация. Наладив эмоциональный контакт, продолжаем придерживаться перечисленных выше приемов и этического кодекса педагога, включающего в себя такие принципы:

- демонстрируй уважение;

- не вовлекай и не вовлекайся в конфликт;

- не руководствуйся эмоциями.

         Соблюдение этих принципов способствует эффективной коммуникации, органично отражает позиции сформированной коммуникативной компетентности, в состав которой входят и владение приемами профессионального общения, и умение работать в группе, строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, относясь с уважением к точке зрения другого.

         Таким образом, общение как социальный вид деятельности требует владения всеми его компонентами, которые обеспечивают эффективную коммуникацию.

Список литературы

  1. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». «ЭКСМО»,2001. – 320 с.
  2. Деловые коммуникации / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: Юрайт, 2017. – 528с.
  3. Системный подход в исследовании организационных коммуникаций / В.А. Егоричев, П.И. Малярчук, Н.К. Семенова // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 686 – 688.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
  5. Конушкина, А.О. Современные коммуникации: организационный подход / А.О. Конушкина, А.В. Федорова // Инновационная наука. – 2015. – № 3. – С.247–252.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалогическое общение в образовательной области "Коммуникация" детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются условия для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии....

Реализация образовательной области "Коммуникация" в контексте технологии блочно-тематического планирования

Материал был подготовлен для выступления на августовской конференции по теме "ФГТ"...

Перспективно – тематическое планирование "Коммуникация"

Материал подобран в соответствии с лексическими темами....

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область "Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...