«Формирование самостоятельности у детей»
консультация

Боярская Олеся Александровна

Консультация для родителей о формировании самостоятельности у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме: «Формирование самостоятельности у детей»

Наверняка все родители желают видеть своего ребенка успешным в будущем: в учебе, на производстве. «Кирпички развития» создаются не сразу, они появляются, еще в раннем возрасте. От совместных усилий при содействии педагогов, родителей и детей.

Успешность ребенка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребенком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого. Чтобы помочь ребенку приобрести перечисленные ранние навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность, управление действий.

1. Речь как регулятор поведения.

В 3-4 года язык взрослого является регулирующим. Чтобы ребенок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть четкими, конкретными и не продолжительны -ми по содержанию. По словесной инструкции ребенок еще не может делать сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий к другим.

2. В познавательной сфере посредством активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног, ребенок не может длительно подчинять свое внимание и поведение правилам предложенных взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у ребенка познавательный интерес к длительным видам деятельности, требующим наблюдательности, усидчивости.  Формируйте у ребенка интерес к объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать внимание ребенка на изменениях, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате. При длительной умственной, физической нагрузке ребенок утомляем. Помните, по программным задачам, в воспитании и обучении у детей 2 младшей группы занятия длятся до 10 минут (когда ребенок проявляет особый интерес к какой-либо деятельности, то можно исходить от его желания).

Первые 5 минут ребенок может быть внимательнее. Следующие 7-8 минут ребенок начинает отвлекаться, он не может долго сохранять неподвижную позу и слушать вас. Если вы хотите продолжать общие занятия, разрешите ребенку переключить внимание. Дайте ему расслабиться, снять напряжение на 2 – 3 минуты на подвижные действия. Это может быть зарядка, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем ребенок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы, игры. Ребенок 3 – 4 лет особенно требует, чтобы его внимание и восприятие активизировали, направляли и стимулировали.

3. В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей. В 2,2 – 3 года ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребенок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребенку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, которой он может справиться сам. (Пример: культурно – гигиенические навыки). Чтобы ребенок стремился быть самостоятельным, выполнив действия, которые ему по силам:

- слушать взрослого;

- выполнять простые просьбы, поручения;

- умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами; поощряйте похвалой, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует от ребенка, помните, что ему не так-то легко это сделать и сориентироваться. Он стремится овладевать правилами (но не всегда), переносит требования в разные ситуации.

• Не следует переживать и настойчиво требовать от ребенка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические интересы.

• Поставленную цель задачи или поручения ребенок может подменить на свою (соответствует возрасту). Пример: родители попросили ребенка нарисовать забор, а он нарисовал траву, дождик.

• Выполнение действий ребенка в определенных видах деятельности (пример: умение слушать рассказ, познавать что-то новое, культурно-гигиенические навыки, желание заниматься творчеством, конструировать из кубиков сооружения, лепить из пластилина):

- от личной заинтересованности;

- от умений, сформировавшихся с помощью взрослых; -от умений взрослого заинтересовать ребенка в определенной деятельности с помощью игровых приемов, методов поощрения, похвалы.

• Игра и игровые приемы являются лучшей стимуляцией для формирования

самостоятельности, управлением действий.

В подвижных играх учите ребенка несложным движениям по образцу. Показывайте и учите ребенка взаимодействовать с предметами конструкторами, разборными игрушками. При этом обратите внимание, как ребенок относится к трудностям, если у него что-то не выходит. Если ребенок быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью (нужно разобраться в чем дело) ребенок по возрасту устает, или плохо себя чувствует, возможно ли ему тяжела эта деятельность и нужно не раз ребенку показать и обучить в определенной деятельности; знания, которые даются могут быть не по возрасту; у ребенка отсутствует упорство, настойчивость, а это важное качество при обучении; - ребенок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (ребенок возможно стремится быть самостоятельным, но виду малых знаний, навыков ему тяжелая деятельность, учите словесному ребенку обращаться за вашей помощью);

• Помните, именно в этом возрасте взрослый- образец для подражания. Ребенок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребенка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребенок мог повторять за вами.

 4. Воспитывайте культурно-гигиенические навыки

• Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой после прогулки.

• Помогайте и направляйте ребенка к привычке быть аккуратным. При приеме пищи, при одевании, снятии одежды и складывании ее в определенное место.

• Приучайте ребенка пользоваться индивидуальными предметами (носок, салфетки, полотенце, расческу) и складывать их в должное место. От того как развиваются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение работать развивает характер и целеустремленность, стремление доводить поставленную цель до конца. Все это создает благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему"Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет

Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности детей при подготовке к школе....

Педагогическая технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги

В работе раскрыт понятийный аппарат исследования, показана его практическая значимость, новизна. Описана технология поэтапного обучения старших дошкольников технике оригами, которая была апробирована ...

«Педагогические условия формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста в ДОУ».

Актуальность выбранной нами темы на наш взгляд заключается в том, что  ранний и дошкольный возраст являются сензитивными периодами для развития самостоятельности, а неправильное педагогическое со...

Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельностиОпытно-экспериментальная работа велась на базе детского сада № 341 г. Волгоград...

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме «Формирование самостоятельности у детей»

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме«Формирование самостоятельности у детей»...

«Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте при взаимодействии педагогов, родит...

Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе

Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности у детей при подготовке к школе...