РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
статья

Статья обращена к проблеме развития детской одарённости; подчёркивается актуальность обозначенной проблемы  и её значимость в области развития детской одарённости; рассматривается применение нетрадиционных методов рисования в процессе в художественно-творческой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_saithuzhina.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Саитхужина Ю.Н.

Студентка 402-096-5

        Научный руководитель: Галянт Ирина Геннадьевна

к.п.н., доцент, ФГБУ ВО ЮУрГГПУ, Челябинск, Россия

Аннотация:  статья обращена к проблеме развития детской одарённости; подчёркивается актуальность обозначенной проблемы  и её значимость в области развития детской одарённости; рассматривается применение нетрадиционных методов рисования в процессе в художественно-творческой деятельности.

Ключевые слова: одаренность, творческие способности, нетрадиционное рисование.

Saithuzhina Yu. N.

Scientific adviser: Galyant Irina Gennadevna

Annotation: the article addresses the problem of development of children's giftedness; emphasizes the relevance of this problem and its significance in the field of development of children's giftedness; considers the use of non-traditional methods of drawing in the process of artistic and creative activity.

Keywords: giftedness, creativity, non- traditional drawing.

Все чаще в современном мире педагог сталкивается с проявлением одаренности детей. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает  особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В науке понятие одаренность трактуется по-разному, но в целом все исследователи сходятся мнением, что одарённость имеет высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности.

  Дети с признаками одарённости являются уникальными в своем роде. Их особые способности, видение мира и потребности формируют необходимость поиска новых путей развития одаренных детей. Проблема одаренности является одной из актуальных проблем российской системы образования как на школьном, так и на дошкольном уровне. Одаренный ребенок, несмотря на бытующее мнение о его самостоятельности и независимости, особо остро реагирует на оценку его деятельности, более восприимчив к сенсорным стимулам и лучше воспринимает отношения и связи. Данный факт требует особой теоретической и практической подготовки педагогов.

В нашей стране выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Кедров, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров), общих и специальных способностей (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьев, К.В. Тарасова), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева, В.М. Русалов), генетическим предпосылкам индивидуальных различий (И.В. Равич-Щербо), разрабатываются дидактические принципы, учебные программы и факультативы для дифференцированного обучения.

Специальное значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном детстве и в начальной школе (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков); реализуемые в школе и вузе принципы проблемного обучения (А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), развивающего обучения (В.В. Давыдов) [1].

По словам И.Г. Галянт, возникает необходимость изменения концепции художественно-творческого воспитания. Совершенно очевидно, что принципы творческой педагогики, в которой педагог является посредником между воспитанником и миром культуры, миром жизни, не могут существовать в условиях авторитарной педагогики [2].

По собственным наблюдениям можно отметить, что одним из путей развития и социализации одаренных детей может является формирование и проявление творческих способностей, таких как художественные, декоративно-прикладные способности (чувство композиции, цвета, формы); музыкальные способности (мелодический и ритмический слух, чувство лада); театрально-речевые (поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Недостаточное внимание к данному вопросу может привести к духовному упадку и культурному обнищанию ребенка, а в последствии, и общества.

По мнению О.В. Боровик, творчество направлено на создание чего-то нового и оригинального. Его можно противопоставить разрушению, шаблонам, банальности, отсталости. Благодаря творчеству жизнь наполняется радостью, у человека пробуждается потребность в познании, активизируется работа мысли, человек погружается в атмосферу вечного поиска. Оно возвышает личность, обогащая его духовный мир, приближая к идеалу, к вечным грёзам о прекрасном [3].

Именно творческая одаренность является одной из самых неоднозначных проявлений способностей ребенка, так как само понятие искусство и творчество неоднозначно. Важным аспектом творческой одаренности является изобразительные способности, развитие которых позволит ребенку выразить ощущения мира и его восприятие. В дошкольном образовании существует ряд методик и приемов способствующих развитию данных способностей. 

Анализируя современные подходы к дошкольному образованию И.Г. Галянт отмечает, что использование только традиционных методов обучения неэффективно, необходимы современные образовательные технологии целостного развития ребёнка. При этом успешность педагогической деятельности будет зависеть от того, насколько органично осуществляется включение ребёнка в систему творческой деятельности и насколько формы, средства и методы этой деятельности являются адекватными творческим целям и задачам [2]. 

Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

        На наш взгляд одним из эффективных методов будут нетрaдиционные способы и техники рисования: пальцевая живопись, кляксографию, монотипия, рисование по мокрой бумаге, рисование свечой, нaбрызг,шаблонография, печатка и пр. Как считает Г.Н. Давыдова, нестaндaртное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.  А также они помогут педагогу всесторонне развивать личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и свое собственное «я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства. Такой  способ как, примакивания пальцев руки к  поверхности листа  бумаги разными  способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков позволяет детям органично почувствовать  изобразительный материал, его свойства: вязкость,  бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство [4].

Для того чтобы детские рисунки получились выразительными, зaнятия могут сопровождаться мелодичностью, обрaзной музыкой, которая позволяет детям расслабиться и насладиться ее легким звучанием. Многие занятия проходят в необычной обстановке за столaми, а иногда дети  рисуют на мольберте, на большом ватмане, расположенном на ковре, что позволяет одаренному ребенку развиваться не только творчески , но и психологически. Полезно использовать приём соотношения музыкальных звуков с определённым цветом, необходимо представить, что сочетание звуков – определенные пятна.  Можно нaрисовать музыку в виде свободного изображения линий,  пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри, соотносить цвет и музыку, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) [4].

Соглашаемся с мнением И.Г. Галянт, что понимание сущности и смысла музыкального воспитания детей заключается не в обучении игре на музыкальных инструментах и получении музыкальных знаний, а создании условий для общения с музыкой, творческих проявлений  ребёнка. Это ведет к развитию  эмоциональной отзывчивости, воображения и художественных дарований детей [5].

        Таким образом, резюмируя сказанное отметим, что развитие творческих способностей ребенка в процессе изобразительной деятельности является одной из актуальных задач художественно-творческого воспитания. Каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.

Список литературы:

  1. Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / А.М.Матюшкин.  М.: Академия, 2011. 191 с.
  2. Галянт И.Г.О проблемах художественно-творческой одарённости дошкольников / И.Г. Галянт // Дошкольное воспитание. – М., 2009.  №7, С. 31-38
  3. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О. В. Боровик – М.:Рон, 2000. – 112 с
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2. / Г.Н. Давыдова.  М.: Издательство «Скрипторий», 2007.  80 с.
  5. Галянт И.Г. Пути художественно-эстетического развития  детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС / И.Г. Галянт // Вестник ЧГПУ. – 2015. - №2. – С. 64-79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности

Данная работа посвящена проблеме детской одаренности в художественном творчестве. Для того, чтобы дети развивались творчески и проявляли себя в различных действиях, проникли в глубь природы я представ...

Развитие творчески одаренных детей средствами искусства

Дошкольный возраст яркая неповторимая страница в жизни ребенка. определяющий все дальнейшее развитие ребенка. Интенсивное развитие, большой потенциал развития личности, становление основ самосознания,...

Развитие одаренности детей с помощью дидактических игр по развитию речи (старший возраст).

Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное   значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться...

Информационный мини-проект Тема: «Развитие цифровой среды ДОУ – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечело...

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии одаренных детей и детей с ОВЗ.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка, его одаренности является окружающая среда, в образовательном учреждении это среда, в которой ребенок играет, развивается, отдыхает...