Роль культурно – досуговой деятельности в эмоциональном развитии детей раннего возраста.
статья

Роль культурно – досуговой  деятельности

в эмоциональном развитии детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Роль культурно – досуговой  деятельности

в эмоциональном развитии детей раннего возраста.

Первые годы жизни… В этот возрастной период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.

Ранний возраст не только важный и ответственный этап развития человека. Это еще и трудный возраст для того, кто посвятил себя воспитанию маленьких детей.

К детям раннего возраста необходим особый подход, который должен отвечать их потребностям и возможностям и способствовать полноценному развитию.

Следовательно, в группе ребенку должны быть созданы условия для полноценного пребывания, что предполагает, с одной стороны, его разностороннее развитие, а с другой – эмоциональное благополучие в детском учреждении.  

В самом деле, для эмоционального благополучия, то есть, для того, чтобы ребенок был весел и счастлив, требуются забавы, развлечения, удовольствия, которые приносят ему радость здесь и сейчас.

Мне могут возразить: полноценное развитие требует серьезных занятий, систематического обучения, без них в будущем не проживешь. Противопоставление это мнимое, в особенности, когда речь идет о детях раннего возраста.

Маленький ребенок не может чувствовать себя свободным, активным, когда его обучают. Он не может стать источником, автором своей активности, своих фантазий, своих переживаний, своего выбора.

Поэтому такого рода «раннее развитие» не только не способствует, но и препятствует действительному развитию личности. Развитие происходит только тогда, когда ребенок сам, по собственному желанию, а значит, с интересом и удовольствием что-то делает. Поэтому эмоциональное благополучие и полноценное развитие не только не исключают, но и предполагают друг друга.

Из этого вытекает основная задача - развивать целостную личность ребенка: его активность, самостоятельность, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.

Главный принцип развития – принцип деятельности, в процессе которой формируется и мотивационная сфера ребенка (его интересы, желания что-то делать, участвовать в чем-то), и его практические возможности.

Если ребенок любит играть с игрушками, активно действует с предметами и общается со взрослыми, у него развиваются восприятие, речь, мелкая и крупная моторика, а главное, все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.

Ведущая роль педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность.

Лев Николаевич Толстой писал: «Счастливая, невозвратимая пора детства! Как нам не любить, не лелеять воспоминания о ней». К этим словам хочется добавить, чтобы эта пора была действительно счастливой, а воспоминания о ней светлыми, жизнь детей должна быть наполнена радостью, яркими красками, незабываемыми эмоционально-положительными впечатлениями, которые остаются в памяти на всю жизнь.

Особенно, как утверждают психологи, впечатления полученные ребенком в раннем возрасте, уходят глубоко в подсознание ребенка и играют большую роль в формировании его личности.

Поэтому, кому как не нам, педагогам, дана замечательная возможность наполнить жизнь ребенка радостью, положительными впечатлениями.

  Помогают нам осуществить эти задачи – проведение детских праздников, вечеров досугов и развлечений, которые вносят в детские сердца особые чувства и переживания.  Тематика проводимых культурно досуговых мероприятий с детьми раннего возраста должна быть разнообразной, но цель одна – доставить детям радость, удовольствие, вызвать эмоциональный отклик, желание быть активными участниками совместной творческой деятельности.

Для педагога, работающего с детьми раннего возраста первостепенным должно быть создание для малышей психологического комфорта. Способность вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм – забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким либо – движениям и умениям. В этом смысле именно культурно-досуговая деятельность помогает решать эту задачу, т.к. является по своей природе синтетическим видом деятельности, объединяющим музыку, движение, слово и как доказано сегодня наукой благотворно влияет именно на психоэмоциональное состояние малышей.

Досуговая деятельность с детьми раннего возраста нужно проводить в форме театрализованных представлений, используя жестово-образные, музыкально ритмические игры, игры-пляски, знакомые детям игрушки и персонажи. Такая форма проведения досуга является универсальным средством гармоничного развития ребенка и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развивающимся сюжетом, побуждает малышей принять активное участие в действие. Вместе с тем досуги решают и познавательные задачи.

  Все в жизни взрослого человека действительно начинается с детства. Пусть же это начало у всех детей будет радостным, здоровым и счастливым!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...

Эмоциональное развитие детей раннего возраста

В этой статье говориться об особенностях и значимости  развития эмоциональной сферы малышей....

Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."

Произведения русского  фольклора  начиная с колыбельных песенок, потешек  и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...

Консультация для родителей "Роль хореографии в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста"

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка. В детском дошкольном учреждении хоеография формирует творческие способности и развивает индивидуальность р...

Консультация для родителей"Роль хореографии в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста"

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место....

Роль игрушек Т.Н. Дороновой в психическом и эмоциональном развитии детей раннего возраста. Знакомство с богородской игрушкой «Медведица купает медвежонка»

- продолжать знакомить детей с богородской игрушкой и формировать интерес к ней, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с игрушкой;- способствовать пониманию содержания игрушки;- продо...

Консультация для родителей «Роль хореографии в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста»

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движ...