Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей
статья

Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать и проявлять фантазию в мире опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_statya.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Ползикова Анна Алексеевна,

воспитатель

Экспериментирование как средство развития познавательной

активности детей

Аннотация: Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать и проявлять фантазию в мире опытов.

Ключевые слова: опыты и эксперименты, детское экспериментирование, экспериментирование.

Среди возможных средств развития  исследовательской  активности детей  дошкольного  возраста  особое  внимания  заслуживает – детское экспериментирование.

Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать и проявлять фантазию в мире опытов. Детям  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте ведущим методом является игра и дети через игру, ещё не понимая  этого, делают свои первые эксперименты с живой и не живой природой, тем самым познавая окружающий мир.

В детском саду опыты и эксперименты проходят, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, также можно использовать на прогулке, как часть наблюдения за объектами живой и неживой природы.

В процессе экспериментирования ребенку-дошкольнику необходимо ответить на следующие вопросы:

- Как я это делаю?

- Почему я это делаю именно так, а не иначе?

- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Мудрый совет В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».

В любом возрасте дошкольников, роль воспитателя остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

Основная задача воспитателя – это поддерживать и развить у детей интерес к экспериментированию, открытиям и создавать условия для этого. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали что - то новое в своих исследованиях и экспериментах, но и делали небольшие свои открытия. Воспитателям важно и нужно создать условия для продуктивной, интересной деятельности дошкольников:

1. Ставить задачи;

2.Усложнять постепенно задачу;

3. Организовать условия для самостоятельной и учебной деятельности.

В результате организации детского экспериментирования:

1. У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к исследовательской деятельности.

2. Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

3. Появляется умение выдвигать свои гипотезы и подтверждать или опровергать сои  предположения и делать правильные выводы.

4. Развиваются качества личности: познавательная активность и целеустремленность.

Список использованной литературы.

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом.

2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. /

Управление ДОУ, N 4, 2004

3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

План по самообразованию на тему: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста"

Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу "Детское экспериментирование"...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Развития познавательной деятельности детей с недостатком слуха  в процессе экспериментирования....

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Выступление на тему : «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...