Педагогическая технология использования Блоков Дьенеша для развития логического мышления детей.
методическая разработка

Лямкина Анастасия Олеговна

варианты игр с блоками Дьенеша

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17.bloki_denesha.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология использования Блоков Дьенеша для развития логического мышления детей.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как
игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• Развития творческих способностей.
          Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах "Детство", "Развитие", "Радуга", "Истоки" и других.

Блоки Дьенеша – это универсальное множество, представленное соотношением 4 признаков:

  • Форма (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • Цвет (синий, красный, желтый);
  • Размер (большой, маленький);
  • Толщина (толстый, тонкий)

Исследования: М. Фидлер «Математика уже в детском саду»; Е.А. Носова разработала методику игровых упражнений и заданий для дошкольников «Логика и математика для дошкольников». Разработала показатели умений решать логические задачи:

  1. выделение значимого свойства
  2. удерживание
  3. обобщение группы по наличию/отсутствию признака
  4. называние

В.И. Логинова «Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста». 5 групп освоения игр с обручами.

З.А. Михайлова, И.А. Чеплашкина разрабатывали игры и упражнения на основе Блоков.

А.А. Столяр «Давайте поиграем». Изучение особенностей игр с 1, 2, 3 обручами.

Исследования Е.Н. Пановой, Б.Б. Финкельштейна.

Технология освоения «подводящих» умений решать логические задачи (Е.А. Носова):

1 этап. Развитие умений выделять и сравнивать свойства. Например, игра «Клады». Под каждый блок прячется какой-нибудь небольшой предмет, детям предлагается по описанию признаков блоков (например, большой синий тонкий квадрат) найти «клад».

2 этап. Развитие умений обобщать.

3 этап. Развитие логических операций.

4 этап. Игры с обручами (А.А. Столяр).

Блоки используются в разных возрастных группах. Варьируются признаки. Младшая группа – работа с Блоками по одному признаку. Например, выкладывание дорожки одного цвета; игры с одним обручем. В средней группе игры с одним и двумя пересекающимися и непересекающимися обручами. В старшей группе – с двумя, тремя обручами (пересекающиеся и непересекающиеся).

На начальных стадиях изучения сенсорных эталонов более эффективными являются абстрактные материалы (в них легче выделять, называть, понимать наличие/отсутствие свойства).

В процессе использования «жизненного материала» создается ситуация абстрагирования значимых свойств, ребенок комментирует появление свойств (используется в ситуации переноса умений). Это могут быть природные материалы (шишки, камни), игрушки. «Жизненный материал» так же используется в играх с обручами.

ВАРИАНТЫ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой синий круглый блок может стать прекрасным подарком блюдом для пирожных для Карлсона. Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр.
Пусть, например, мы решили поиграть в "
Садовников" и посадить красивые цветы на клумбах.
Каждый "садовник" выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка.
Возможно, клумба будет выглядеть так:
- большой красный круг,
- большой красный квадрат,
- большой красный прямоугольник.
А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме,
толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории....
Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).

УГОЩЕНИЕ ДЛЯ МЕДВЕЖАТ.
Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, блоки Дьенеша.
ЦЕЛЬ ИГРЫ:
• развитие умение сравнивать предметы по одному - четырем свойствам
• понимание слов: "разные", "одинаковые"
• подведение к пониманию отрицания свойств.
Описание игры:
В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно "превратить" в печенье. Конечно, блоки. Давайте угостим медвежат.
Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой.
Если в левой лапе у медвежонка круглое "печенье", в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В
дальнейшем условие игры : отличие печенья по двум признакам:
- цвету и форме,
- цвету и размеру,
- форме и размеру и т. д.
В работе с детьми старшего возраста возможно отличие "печенья" по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок "печенье" в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
ХУДОЖНИКИ.
Материал:
• "Эскизы картин" - листы большого цветного картона
• дополнительные детали из картона для составления композиции картины ;
• набор блоков
Цель игры:
• развитие умения анализировать форму предметов
• развитие умения сравнивать по их свойствам
• развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения композиции).
Описание игры:
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу
несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

В статье рассказывается об особенностях использования блоков Дьенеша для развития логического мышления детей в разных возрастных группах....

План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...

Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», который разработал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш для развития логического мышления у ...

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об...