«Взаимодействие воспитателей, детей и родителей по организации театрализованных игр старших дошкольников».
методическая разработка

Для конструктивного взаимодействия с родителями необходимо привлекать инициативных родителей в театрализованные представления для детей, потому что пример близких и родных людей - главный фактор взросления малышей - играет колоссальную роль в становлении и развитии ребёнка, в воспитании духовно здоровой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_opyta.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Взаимодействие воспитателей, детей и родителей по организации театрализованных игр старших дошкольников».

Семья - поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал.

(Е.А. Мухачёва)

« Театр - это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

 И нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

Идет развитие духовного мира детей...»

(Б.М. Теплов)

Для конструктивного взаимодействия с родителями необходимо привлекать инициативных родителей в театрализованные представления для детей, потому что пример близких и родных людей - главный фактор взросления малышей - играет колоссальную роль в становлении и развитии ребёнка, в воспитании духовно здоровой личности.

Актуальность опыта:

 В условиях перехода на ФГОС один из основных принципов дошкольного образования отражен в Стандарте: « Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка».

В соответствии с планом действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования в целях повышения качества дошкольного образования одной из главных задач нашего ДОУ является сотрудничество с семьей.

Детские годы - самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых - родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 По опыту работы можно сказать, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, с другой стороны сами воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду  причин. Некоторые педагоги считают, что с современными родителями работать сложно, т.к. те или все «знают»  или им безразличны вопросы воспитания и подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, другие и хотели бы установить контакт, но не знают, как его осуществить.

Преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контакта с детьми. Поэтому, сотрудничая с родителями, мы стремимся к позиции поддержки, учитываем эмоционально - личностные особенности как ребенка, так и его близких, придумывая способы вовлечения родителей в воспитательный процесс, предоставляя им право свободно, по своему усмотрению знакомиться с жизнью детского сада в разных видах деятельности, в том числе и в игре.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Взаимоотношения педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если педагоги являются советчиками, размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях.

Ведущая педагогическая идея моего опыта:

Создание условий для конструктивного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в единое образовательное пространство посредством театрализованной деятельности.

Почему именно театрализованная деятельность? Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения : учить – играя». Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом  Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальным: «  Мы играем не потому, что мы дети, а само наше детство нам дано для того, чтобы мы играли».  

Диапазон опыта.

Диапазон работы по теме довольно широк. Он предполагает использование театрализованной деятельности -  как средства вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ по различным направлениям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», « Физическое развитие».

Условия применения опыта:

Этот опыт может быть реализован в дошкольных образовательных учреждениях различного типа и вида для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Для его реализации важно:

  • соответствие социального запроса родителей;
  • не требует дополнительных затрат к материально-технической базе МБДОУ;

Теоретическая база

Различные аспекты театрализованной деятельности детей являются предметом целого ряда научных исследований. Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах В.И. Ашикова, В.М. Букатова, Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, О.А. Лапиной, В.И. Логиновой, Л.В. Макаренко, Л.А. Никольского, Т.Г. Пени, Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др. Возможности обучения театральной деятельности в развитии различных сторон личности ребёнка раскрыты в исследованиях Л.А. Тарасовой (социальные отношения), И.Г. Андреевой (творческая активность), Д.А. Стрелкова, М.А. Бабаканова, Е.А. Медведевой, В.И. Козловского (творческие интересы), Г.Ф. Похмелкиной (гуманистическая направленность), Е.М. Котиковой (нравственно-эстетическое воспитание).

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым. Прежде всего потому, что в основе его лежит игра, которая, в свою очередь, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Этот постулат детской психологии известен всем. Выготский  Л.C. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития».

Театральная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания . Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Совместные участия детей и взрослых в театрализованных действиях дарят участникам процесса теплоту дружественного общения, уважение друг к другу, сплочение в успешном достижении цели. Получая положительный эмоциональный заряд, ребенок открывается навстречу добру и красоте. Этому способствуют совместные со взрослыми переживания, исполнительская деятельность, общее веселье, доброжелательность отношений.

Новизна опыта определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». В ДОУ помимо традиционных форм взаимодействия с родителями используются инновационные - театрализованные представления,  подготовленные силами родителей и детей. Они направлены на признание приоритета семейного воспитания. Основной акцент сделан на взаимодействие «дети - родители».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала«Воспитатель ДОУ»).

  1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. - 2004. - №4. - с. 23-35.
  2. Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. - М., 2005.
  3. Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т.Н.Дороновои и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  4. Зверева О Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л.
  5. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное

воспитание и развитие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.Анализ педагогической литературы, изучение о...

Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Цель исследования: выявление эффективных форм и методов организации театрализованной деятельности, способствующих формированию эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста....

«Воспитание патриотизма и любви к малой родине в дошкольном образовательном учреждении посредством взаимодействия воспитателя, детей и родителей»

Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею.     Очень важн...

Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по                         ...

«Современные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей в организации культурно-досуговой деятельности дошкольников»

laquo;Современные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей в организации культурно-досуговой деятельности дошкольников»...

Организация взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями по развитию математических представлений у дошкольников старшей группы.

Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника &nda...

Организация взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями по развитию математических представлений у дошкольников старшей группы.

Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника &nda...