Построение вариативного образовательного процесса с учетом зоны ближайшего развития
учебно-методический материал

Концепция зоны ближайшего развития была разработана советским психологом и социальным конструктивистом Львом Выготским. Она была определена как разница между фактическим уровнем развития, определяемым умением независимо решать проблемы, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zona_blizhayshego_razvitiya.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                     

                    Построение вариативного образовательного процесса

                              с учетом зоны ближайшего развития

                                                                               Выполнила Матис Н.Ю., воспитатель

                                               

                                                     Саяногорск, 2022

       Понятие  "Зона ближайшего развития" было введено Львом Семеновичем Выготским. Ребенок познает мир путем наблюдения, подражания и наконец, присвоения опыта. Происходит это через взаимодействие с другими людьми, взрослыми и детьми, общение с ними, совместную деятельность.

        Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого, или же недоступные вообще.

      Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня делал со взрослым, и именно благодаря тому, что это было "со взрослым".  Простыми словами, зона ближайшего развития - это то, что сегодня ребенок не может сделать сам, но охотно делает с помощью взрослого. Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

     Например: трехлетний ребенок может сам разорвать лист бумаги на кусочки или смять его в комок. И лишь в сотрудничестве с взрослым он из клочков бумаги может сделать аппликацию, из мятого комочка – бумажный шарик.

Или, дети научились скатывать пластилиновые шарики. Это освоенное умение. А взрослый предлагает им слепить из этих шариков снеговика. Один на ходу «поймает» идею — взрослый лишь намекнет: надо поставить шарик на шарик. Другому же ребенку нужно подробно объяснить, как верхний шар крепится к нижнему, сколько всего должно быть шаров. Наводящими вопросами помочь ребенку вспомнить, что носом снеговику служит морковка или сучок, что в руках он должен что-то держать и т.д.

     Или, ребенок сам может обуться, но вот шнурки - это сложное умение. Этот навык пока лежит в  зоне ближайшего развития. Также с  колготками, убедившись, что он надевает их самостоятельно, правильно определяя переднюю и заднюю часть, мы показываем, как вывернуть колготки, если они были сняты наизнанку. Поскольку ребенок умеет надевать колготки, то вскоре он освоит их выворачивание, которое пока находится в рамках ЗБР. Помощь взрослого сводится к многократной демонстрации процесса выворачивания и поощрению попыток самостоятельно вывернуть одежду.

     Навык держать карандаш и наносить линии на бумагу – это отработанный навык, привычное действие из ЗАР. Ребенок может сам брать карандаш и черкать им в альбоме. Рисование сюжетной картинки, например, солнышка с лучиками, требующее помощи взрослого, в ЗАР пока не входит. По примеру взрослого, по образцу  или ведя руку вслед за его рукой, ребенок может изобразить круг и лучики. Однако, сам он не в силах еще найти решение.

       Для организации процесса обучения, таким образом, необходимо учитывать не только уже отработанные навыки, но и потенциально возможные в ближайшее время, находящиеся пока что на пределе трудностей ребенка. Так решаются сразу две задачи: диагностическая – понимание того, что ребенок может, и педагогическая — понимание того, как научить ребенка большему на основе реальных знаний.

Например, при обучении детей составлению описательных рассказов по картине, в зависимости от умений детей, мы  используем разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, творческие задания. Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. На начальных ступенях обучения мы используем совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой педагогом фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ - повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).

Также очень хорошо использовать дидактические и развивающие игры:

Игра «С подзорной трубой»

Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия и описание.

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу», это лист бумаги свернутый в трубочку и называет только один объект. Например, мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом и описывает этот объект.

       Игра «Кто в кружочке живет?»

Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке и описать. Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект.

      Эти игры помогают повышать интерес детей к описательным рассказам путем подбора эмоционально значимых для детей объектов описания, а также формирует умение детей самостоятельно составлять рассказ, опираясь на личный опыт.

       Или, например: во время выполнения  графического диктанта со всей группой детей, некоторые ребята отстали, т.к. путают право и лево.  С этими детьми мы проводим индивидуальную работу в утренние часы (если они приходят рано) или во 2половине дня (в зависимости от того, как дети расходятся по домам) и  предлагаем им  индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их недостатки и трудности.

        У одного ребенка зона ближайшего развития  широкая, потому что взрослые  с ним много занимаются, а у другого узкая, так как ребенок  предоставлен самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее.

        Дети часто просят: «Давайте с вами поиграем», «Хотите, я вам что-то расскажу» «Давайте вместе это сделаем»,  «А можно я тоже буду...». И если у вас нет серьезных причин для отказа или отсрочки, то отвечайте ребенку всегда «Да!». Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Начните со слов: "Давай вместе". При этом:

- возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому

 - по мере освоения новых действий постепенно передайте их ему;

- не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.

           Например, совместно с  ребенком мы делали  поделку на выставку в детском саду. Он умеет приклеивать детали, может определять место элементов поделки, создавать сюжетную композицию. Эти умения состоят в его ЗАР. Но с ножницами ребенок обращается неуверенно и ему требуется моя помощь. С первого, второго, третьего раза вырезать деталь у ребенка не получается.  Но после экспериментов с несколькими заготовками он более-менее справился бы с задачей. Но я не хотела ждать, пока ребенок сам вырежет ножницами деталь и приклеит ее. К тому же, я знаю, что вырезанный элемент будет неправильной формы, с неровными краями и линиями разреза, поэтому я  сама вырезала нужный элемент, лишая ребенка возможности отработать навык из ЗБР. Желая, чтобы поделка выглядела аккуратно,  определила  место и приклеила все элементы поделки. Так я лишила возможности ребенка реализовать знакомый навык из ЗАР. Обычно, в таком случае,  ребенок теряет интерес к поделке, поскольку испытывает разочарование: он бесполезен. Особо впечатлительный ребенок может еще и потеряет интерес к освоению навыка владения ножницами. В данном случае сотрудничества нет, поскольку участие ребенка сведено к простому наблюдению без возможности участвовать.

        Таким образом, взрослых предоставляющих педагогическую помощь, подстерегает двойная опасность.

Опасность первая – слишком рано переложить свою часть на ребенка.

Вторая опасность – наоборот, слишком долгое и настойчивое  участие взрослого в совместном деле.

         Слишком долгое участие педагога в совместном деле не менее вредно, чем слишком короткое: мы лишаем ребенка самостоятельности.  Зона ближайшего развития должна постепенно, но непрерывно расширяться. Нужно  выработать для ребенка свой темп, и важно не форсировать его. 

                  Определение зоны ближайшего развития невозможно без тесного общения и сотрудничества с ребенком. Надо лишь пристально посмотреть на него – у каждого ребенка всегда есть то, от чего можно оттолкнуться. Это как раз и будет та область, где у него зона ближайшего развития наиболее обширна. Продолжая постепенно расширять ее, добавляя новые знания порой буквально по крупинкам, поощряя ребенка к собственным выводам, принятию собственных решений, уважительно относясь к его чувствам и потребностям,  в один прекрасный день мы поймем, что наш труд оказался не напрасным.   

         Если ребенок не справляется с предложенным заданием и никакая, даже самая серьезная помощь не может обеспечить выполнения задания, это означает, что материал находится вне зоны ближайшего развития этого ребенка. Если материал находится вне зоны ближайшего развития, то практически невозможно научить ребенка им пользоваться.  Как правило, именно этот материал довольно быстро забывается.

     В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Наблюдайте за  ребенком: что ему сейчас интересно? Что получается, в чем ему нужна поддержка, а что пока не дается совсем?

      Конечно, важнее не учить чему-то искусственно, а вместе жить, включать ребенка в свои занятия. Придумать  много общих дел (сажать цветы, играть в шахматы, пришивать пуговицу, писать письмо, чинить игрушки, читать книжки и т.д.)

      Но не забываем, что до 6-7 лет именно игра является ведущей деятельностью ребёнка. И в ней осваиваются новые навыки, ребенок учится общению и взаимодействию. Игра и полноценное творческое общение со взрослыми – это два главных мощнейших двигателя детского развития! Наша задача, в различных видах деятельности, постоянно создавать условия, ориентируемые на уровень  ближайшего развития. Например: обращать внимание на красоту природных явлений, рассказывать о них, знакомить с различными техниками изобразительного творчества, предлагать новые дидактические и развивающие игры.

      Таким образом, зона ближайшего развития  позволяет предсказать, что произойдет в развитии ребенка завтра, но это «завтра» внутренне связано с тем, что происходит с ним «сегодня» в процессе сотрудничества  со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА ВОСПИТАННИКОВ, ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ И РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа по внедрению ФГТ к основной общеобразовательной программе началась в нашем ОУ с пересмотра образовательной программы. В рамках этой работы была создана модель построения образовательного процес...

Презентация "Взрослый как зона ближайшего развития для ребенка"

Уровень актуального развития – это круг задач, которые ребенок в данном возрасте может решать самостоятельно.  помогут взрослые....

Круглый стол «Принципы построения и особенности планирования воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС»

Материал содержит практические рекомендаци по планированию воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС....

Презентация по психологии "Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития."

1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.3.Показать преимущества развивающего обучения...

Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"

В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...

«Повышение профессиональных компетенций педагогов в построении вариативного образовательного процесса» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск

Сегодня каждое ДОУ занято поиском возможностей создания условий для «позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе с...

Построение вариативного образовательного процесса с учетом зоны ближайшего развития

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии в...