Нравственное воспитание дошкольников.
статья

Остапенко Юлия Александровна

Нравственное воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание дошкольников.

 Автор: Остапенко Юлия Александровна

ГБДОУ детский сад №4 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

В этой статье мне хотелось бы поговорить о том, как дошкольное образование непрерывно связано с развитием моральных ценностей у детей. Кто такие «дошколята»? Это будущее нашей страны, а мы все хотим, чтобы наше будущее было светлым. Мы хотим видеть свою страну развивающейся, с достойным поколением и здоровой нацией. Поэтому так важно уделять огромное внимание всестороннему развитию детей уже в раннем дошкольном возрасте. Первым воспитателем для своего ребенка является несомненно его родители. А дошкольное образовательное учреждение в свою очередь помогает родителям в воспитании и становлении личности их ребенка. Это огромный труд вырастить человека образованного, культурного, с правильными моральными устоями. Для этого воспитатели и родители должны объединить свои силы. Только тогда это даст положительный результат. Детский сад - это очень значимый этап для ребенка и родителя, именно там начинаются первое формирование социально-устойчивой личности. Именно там родителям могут оказать профессиональную помощь в отношении вопросов по поводу их ребенка.

К сожалению, бывает и такое, что родитель видит в воспитателе «недоброжелателя» и все потому, что их мнения по поводу воспитания не сходятся. Тогда мы всегда призываем родителя к разговору, к решению проблемы. Ведь мы все помним, как началась статья? Дошколята – это будущее нашей страны. Нашей. Воспитатели – это те, кто первыми начинают работу на самых задатках нашего будущего. Эти люди, справедливые, честные. Для настоящего воспитателя все дети равны. Отсюда и следует, что детский сад- это место, где дети впервые узнают, что такое равенство, то к чему мы так все стремимся не правда ли? Там дети учатся уступать, понимать, встречаются с первыми уроками, которые нам может преподнести социум и это хорошо, так ребенок научится решать трудности, так он будет готов к социальной среде. 

Не кажется ли вам, что в настоящее время упущен момент воспитания нравственных ценностей? Я думаю, что многие согласятся с моим мнением. Как быть и что с этим делать? Мы читаем детям сказки, мы говорим, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но почему же этого не хватает. Мы все равно снова и снова наблюдаем многочисленные ситуации безнравственности детей. Я не открою секрет, если скажу, что взрослые являются примером для наших детей. Мы - взрослые можем сколько угодно читать, говорить, объяснять, приводить в пример, но ребенок все равно будет делать так, как делает человек, который является для него авторитетом.

Воспитывайте ребенка не пятиминутным прочтением сказки или объяснением, делайте это осознанно, постоянно, вникая в мелкие детали. Будьте внимательны к детям. В последнее время мы можем наблюдать поколения обделенных людей вниманием. А ведь эти взрослые люди были маленькими детьми. Очень важно научить быть ребенка внимательным к людям, к окружающему миру. Наши души черствеют без этого. Оглянитесь вокруг, как стало много злости и ненависти. Мы обязаны быть внимательными друг другу, это один из аспектов достижения достойного общества нашей страны. Вспомните семьи русских классиков, великого А.С. Пушкина, какие семейные вечера устраивали его родители, чтение стихов, пение песен. Это же прекрасно! Это можно назвать традициями, что к сожалению, утеряно в наше время.

На занятии в детском саду спросив у детей про семейные традиции, ответило 2 человека. Почему так мало внимания уделяется этому? Это же такое прекрасное время, когда вся семья может собраться, поговорить, уделить друг другу внимание. Человек, имеющий семейные традиции помнит свои корни, чтит семейные ценности, уважителен к людям, а значит он будет достойным человеком в обществе, ведь все начинается и закладывается в семье. Не теряйте возможность создания семейных традиций и пускай небольших.  Напрасно считают, если водить ребенка по театрам, выставкам, кино, то этого будет достаточно для нравственного начала детей. Это однозначно хорошо, это одна из составляющих, но мало.

Самое главное, чему мы должны научить детей, это способность нести ответственность за свои поступки. Очень важное качество в воспитании, о котором так часто забывают, думая, что это нужно делать позже или вовсе, иногда, забывают о таком моменте. Поэтому мне хочется сказать родителям. Не спешите исправлять, то что сделал ребенок, не решайте все за него, не мешайте ему самому оступаться, падать, вставать. Просто будьте рядом, верьте в своего ребенка.

Расскажу пример из жизни. Бассейн. Дети плавают на специальных дощечках, есть дети, которые уже умеют плавать. Тут один мальчик, захотел попытать себя в умении плавать, и на небольшое мгновение отпустил дощечку, уточню, что все родители детей рядом, и поплыл. Крики на мальчика со стороны мамы: «Зачем? Ты что? Как ты мог? Вот когда научишься плавать с доской, потом будешь без доски?». В моей голове вопрос «Зачем? Зачем так нужно было кричать на мальчика, на минутку, будущего мужчину?» Знаете, он, кстати, довольно неплохо проплыл, но испугался маму. Что может следовать за этим, ребенок просто не захочет больше пробовать, будет бояться маму, а в возрасте, будет бояться осуждения со стороны. Как можно было решить ситуацию, если мама переживала за ребенка, сказав: «Сын остановись, ты огромный молодец, у тебя очень хорошо получилось, и ты попробуешь еще, но сначала закончи это упражнение с дощечкой, я просто переживаю за тебя, ты очень неожиданно поплыл, я испугалась».

Уважение - это следующий неотъемлемый и важный аспект нравственного воспитания. Если вы думаете, что это просто дети, а вы важный взрослый, вы ошибаетесь. Ребенок- это человек, только маленький, ребенку тоже нужно говорить своевременное «прости», а также спрашивать о его личных вещах, не входить в его личное пространство без его разрешения, не осуждать его, особенно прилюдно, как в случае с тем мальчиком. Ведь нам взрослым это не нравится. Ищите подход к ребенку, разговаривайте, станьте ему другом, а вершителем о и судьей его поступков. Поверьте, ребенок отплатит вам тем же и не только вам, отношение его к обществу будет таким - уважительным.

Обобщая все сказанное выше, мы можем сделать вывод, что внимание, уважение и способность нести ответственность за свои поступки являются основополагающими нравственного воспитания, из них же являются вытекающими такие качества как, доброта, отзывчивость, любовь к себе и окружающему миру, справедливость, трудолюбие. Задача детского сада состоит в том, чтобы заложить в маленьком ребенке задатки нравственных ценностей. Помните, вы, ребенок, воспитатели – это треугольник во главе которого стоит ребенок, стоит будущее нашей страны.

Закончу мудрыми слова одного выдающегося русского гения В.М. Бехтерева «Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего детства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...