Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
статья

Вертячих Светлана Борисовна

Вопрос развития мелкой моторики детей сегодня актуален как никогда. Многие родители в наше время сталкиваются с такой проблемой, как «слабые пальчики» у ребёнка. Это обусловлено реалиями повседневной жизни. Чаще всего на детской одежде нет пуговиц, а ботиночки застёгиваются на липучку, а не зашнуровываются. С одной стороны это облегчает жизнь детям, да и взрослым. А с другой малыши лишены естественной ежедневной тренировки пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_rannego_vozrasta.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Вопрос развития мелкой моторики детей сегодня актуален как никогда. Многие родители в наше время сталкиваются с такой проблемой, как «слабые пальчики» у ребёнка. Это обусловлено реалиями повседневной жизни. Чаще всего на детской одежде нет пуговиц, а ботиночки застёгиваются на липучку, а не зашнуровываются. С одной стороны это облегчает жизнь детям, да и взрослым. А с другой малыши лишены естественной ежедневной тренировки пальцев рук.

 Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной,

мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в

выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В

применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин

ловкость.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, нанизывание бусин на шнурок, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Значение мелкой моторики.

Важность работы над мелкой моторикой детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Развивая мелкую моторику ребёнка, вы развиваете не только его пальцы.

1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей

готовности ребенка к обучению в школе.

3. Стимуляция мелких движений  активизирует речевой и моторный центры головного мозга, которые расположены рядом друг с другом. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

4. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Когда начинать?

Уровень развития мелких произвольных движений – один из показателей интеллектуальной деятельности ребенка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его

пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно

руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук

возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое

развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев

отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все

основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как

артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную

область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего

формирования речи.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая

неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает

благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на

психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная

тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по

мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в

японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего

возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая

гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой

головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять

простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о

развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

 Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобока,

показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют

руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками,

матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего",

когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать

целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

 Виды игр для развития мелкой моторики:

  1.  игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
  2. рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
  3. застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
  4. Игры-шнуровки. Задача – пришнуровать яблоко к колючкам на спинке у симпатичного ёжика. Купите несколько игр: пару раз выполнив задание, детки с меньшей охотой шнуруют игрушку через неделю;.
  5. Игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких движений пальчиками.
  6.  Занимаемся лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет.
  7.  Играем в Золушку. Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
  8. Конструктор. Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало).
  9. Делаем бусы! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – весьма сложное занятие для малыша, поэтому начинайте с самых простых вариантов.
  10. Картины из пластилина и круп. Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
  11. Подбираем крышки к банкам. Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
  12. Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость.
  13. Рвем бумажки. Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются вредные краски.
  14. Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных (безопасных) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).
  15. Музыкальные инструменты для малышей с кнопками и клавишами.
  16. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Основные правила для родителей:

  • Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности тренировок.
  • Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей рук и пальцев.
  • Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.
  • Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его физического развития.
  • Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно, маме придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков, выполнять сами движение, правильно их совершать.
  • Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным.
  • Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание самостоятельно придумать новые упражнения.
  • Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте хвалить свое чадо за успехи.
  • Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется ждать и потом убирать за ребенком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.Мелкая моторика являе...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

В статье говорится о необходимости уделять особое внимание развитию мелкой ручной моторики у детей раннего возраста....

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста и ее значение для развития речи.

Из опыта работы с детьми раннего возраста особенно заметно несовершенство мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации, что тормозит у детей развитие речи, формирование графомоторных на...

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...