Адаптированная дополнительная образовательная программа "Живой уголок"
рабочая программа

Морозова Яна Константиновна

Адаптированная дополнительная образовательная программа "Живой уголок" разработана для одной группы детей с ОВЗ с нарушениями речи (ТНР) в возрасте от 5 до 7 лет.

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей на АДОП естественнонаучной направленности, материально-технические условия для реализации которых имеются на базе нашего учреждения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adop_zhivoy_ugolok_tsdt.odt42.17 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества Сормовского района"

Принята на заседании

педагогического совета

от "__" _____ 202_ г.

протокол № _

Утверждаю

Директор МБУ ДО

«ЦДТ Сормовского района»

_____________ И.В.Папилина

"___"_____ 20__г.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности

«Живой уголок»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год (144 часа)

Автор-составитель:

Морозова Яна Константиновна,

педагог дополнительного образования

г. Нижний Новгород, 2022 г.

  1. Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Живой уголок» разработана с целью реализации на создаваемых новых местах дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Адаптивная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Живой уголок» естественнонаучной направленности стартового уровня разработана в соответствии с нормативно-правовыми требованиями развития дополнительного образования детей и в соответствии с:

  • Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  • Распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р (ред. от 30 марта 2018 г.) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучение, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г № 816 об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
  • Положение о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества Сормовского района»;
  • Устав учреждения.

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны   детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей  на адаптированные дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, материально-технические условия для реализации которых имеются на базе МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района» в объединении «Живой уголок».

К отличительным особенностям программы можно отнести большое количество практических занятий, которые включают в себя постоянный контакт с обитателями объединения. Это способствует формированию у учащихся реалистичного представления о животных, расширяет кругозор, развивает логическое мышление и умение искать межпредметные связи.

Программа имеет естественнонаучную направленность.

Уровень освоения: стартовый

Адресат программы. Программа предусмотрена для одной группы детей с ОВЗ с нарушениями речи (ТНР) в возрасте от 5 до 7 лет.

Цель: создание условий для социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством общения и взаимодействия с животными объединения «Живой уголок».

Задачи:

Предметные

  • Обучить основным правилам поведения и нахождения в данном объединении;
  • Формировать навыки правильного обращения с животными объединения;
  • Предоставлять учащимся возможность ухаживать за животными в объединении;
  • Знакомить учащихся со строением и жизнью животных, птиц, рептилий, рыб;
  •  Способствовать развитию интереса детей к дальнейшему изучению приёмов выращивания, содержания и ухода за обитателями объединения.

Личностные

  • Развивать в детях познавательный интерес к природе и ее изучению;
  • Развивать в ребенке внимательность, наблюдательность;
  • Развивать понимание ответственности за своих питомцев;
  • Развивать интерес к познанию окружающего животного мира;
  • Развивать творческие и эмоциональные качества у детей посредством общения с различными видами ручных животных.

Метапредметные

  • Воспитывать у детей личную ответственность за каждое существо и собственные действия;
  • Формировать способность к выполнению самостоятельных поручений;
  • Формировать потребность в бережном отношении к животным и окружающей среде;
  • Формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и живым существам.

 Срок реализации программы: рассчитан на 1 год.

Объем программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 144 учебных часов.

Наполняемость группы: 7 человек.

Режим занятий- 2 раза в неделю по 2 часа (25 мин.)

Формы организации занятий:

Программа предполагает обучение в очно-заочном формате, в случае необходимости изменения форм обучения, занятия могут проводиться в дистанционном формате с применением компьютерных технологий. Для дистанционных онлайн-занятий учащемуся необходимо иметь персональный компьютер с выходом в Интернет.

В процессе обучения используются различные формы организации дистанционных занятий: чат – занятия (с использованием мессенджеров), веб – занятия (дистанционные уроки), рассылка ссылок на учебно-методические материалы.

В процессе реализации программы будут использованы следующие формы обучения: групповая

Прогнозируемые результаты.

Предметные

Обучающиеся будут знать:

  • основные правила поведения и нахождения в данном объединении;
  • правильное обращения с животными объединения;
  • строение и жизнь животных, птиц, рептилий, рыб;

Личностные

у учащихся будут развиты:

  •  познавательный интерес к природе и ее изучению;
  •  внимательность, наблюдательность;
  •  понимание ответственности за своих питомцев;
  •  интерес к познанию окружающего животного мира;
  •  творческие и эмоциональные качества у детей посредствам общения с различными видами ручных животных.

Метапредметные

у учащихся будут сформированы:

  •  личная ответственность за каждое существо и собственные действия;
  •  способность к выполнению самостоятельных поручений;
  •  потребность в бережном отношении к животным и окружающей среде;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  •  бережное отношение к природе и живым существам;

Способы определения результативности: текущий контроль (наблюдение)

 Формы подведения итогов реализации программы: промежуточная аттестация: открытое занятие

2. Учебный план

Количество часов

Промежуточная аттестация и аттестация по завершении реализации программы

Теория

Практика

Всего

72

72

144

Конец учебного года

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

Открытое занятие

1.

«Знакомство с объединением «Живой уголок»

12

6

6

2.

«Пушистые друзья»

64

        32

32

3.

«Пернатые друзья»

24

12

12

4.

«Наши друзья - черепашки»

8

4

4

5.

«Кто носит домик на спине?»

8

4

4

6.

«Подводный мир»

28

14

14

Итого:

144

72

72

3. Содержание программы

Раздел № 1. Знакомство с объединением «Живой уголок».

Тема № 1. Вводное занятие.

Адаптация ребят к новому виду занятий, возможно совместное пребывание ребят с родителями первые два занятия и с психологом ЦДТ.

Тема № 2. Вводное занятие.

Теория: На вводном занятии проводится инструктаж по технике безопасности, знакомство с учебной программой: сообщается учащимся краткие сведения о содержании программы, основные задачи. Знакомство с кабинетом, знакомство с обитателями кабинета. Знакомство учащихся в коллективе.

Практика: Обзорная экскурсия по коллекции животных и их кормление.

Тема № 3. Вводное занятие.

Теория: Игровое занятие для выяснения уровня знаний учащихся. Домашние животные. Основные термины. Виды прирученных домашних животных. Особенность образа жизни домашних животных.

Практика: Кормление животных объединения.

Раздел № 2.  «Пушистые друзья».

Тема № 1. Джунгарский хомячок.

Теория: Особенности строения. Содержание и уход, кормление, рацион питания. Закрепление материала.  

Практика: Рисуем хомячка. Кормление животных объединения. Лепка джунгарского хомячка.

Тема № 2. Сирийский хомячок.

Теория: Особенности строения. Содержание и уход, кормление, рацион питания. Закрепление материала.  

Практика: Наблюдение за хомячком, кормление животных объединения. Мультфильм про хомячка, кормление животных объединения.

Тема № 3. Иглистая мышь – Акомис.

Теория: «Что за чудо-зверёк?» Особенности строения. Особенности поведения. Содержание и уход, кормление, рацион питания.

Практика:Кормление животных объединения.

Тема № 4. Морские свинки.

Теория: Знакомство с морскими свинками объединения. Породы морских свинок. Особенности строения. Содержание и уход, кормление, рацион питания.

Практика: Кормление животных объединения.

Тема № 5. Декоративные кролики.

Теория: Знакомство с кроликами. Особенности строения.Содержание и уход, кормление, рацион питания.

Практика: Кормление животных объединения. Раскрашиваем картинку- кролик.

Тема № 6. Забавные шиншиллы.

Теория: Знакомство с шиншиллами. Особенности строения. Содержание и уход, кормление, рацион питания.

Практика: Адаптационное занятие в клетке с шиншиллами.  Кормление животных объединения.

Тема № 7. Наш друг- Кошка.

Теория: Породы кошек. Роль в жизни человека. Особенности поведения. Содержание и уход, рацион питания

Практика: Видеофильм про кошек. Кормление животных объединения.

Тема № 8. Собаки - верные друзья человека.

Теория: Породы собак. Роль в жизни человека. Особенности поведения. Содержание и уход, рацион питания

Практика: Видеофильм «Эти забавные животные». Кормление животных объединения.

Раздел № 3.  «Пернатые друзья».

Тема № 1.Волнистый попугай.

Теория: Разновидности комнатных птиц. Особенности строения, поведения. Содержание и уход, кормление, рацион питания.

Практика: Кормление птиц и зверей объединения.

Тема № 2. Попугай Какарик.

Теория: Разновидности комнатных птиц. Особенности строения, поведения. Содержание и уход, кормление, рацион питания.

Практика: Кормление птиц и зверей объединения.

Тема № 3. Коноплянка – родственник щеглов.

Теория: Разновидности комнатных птиц. Особенности строения, поведения. Содержание и уход, кормление, рацион питания.

Практика: Кормление птиц и зверей объединения. Рисунок-фантазия «Моя птичка».

Раздел № 4.  «Наши друзья - черепашки».

Тема № 1. Сухопутные черепахи и Красноухие черепахи.

Теория: Виды черепах. Содержание и уход. Особенности строения.

Практика: Кормление черепах и других животных объединения. Лепка «Черепашка Тортила».

Раздел № 5.  «Кто носит домик на спине?».

Тема № 1. Улитки Ахатины.

Теория: Знакомство с гигантскими улитками. Особенности строения. Содержание и уход, кормление, рацион питания.

Практика: Раскрашиваем картинку- улитка Тильда.  Кормление улиток и других животных объединения.

Раздел № 6.  «Подводный мир».

Тема № 1.  Аквариумные рыбки.

Теория: Многообразие аквариумных рыб. Рыбки Гуппи. Рыбки -Тернеция цветная. Рыбки Скалярии. Рыбки Цихлиды. Креветки аквариумные. Особенности строения. Содержание и уход, кормление, рацион питания.

Практика: Наблюдение за рыбками. Наблюдение за креветками. Просмотр видеоролика о них. Кормление животных объединения. Закрепление материала, коллективная работа - поделка «Рыбки в аквариуме».

№ занятия

Сроки

месяц

Тема занятия

Тип/форма занятия

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Форма контроля

Раздел № 1. «Знакомство с объединением «Живой уголок».

1.

Тема: Вводное занятие.

12

Беседа.

Знакомство.

Наблюдение

Раздел № 2.  «Пушистые друзья».

2.

Тема: Джунгарский хомячок.

8

Беседа.

Практическое занятие.

Наблюдение

3.

Тема: Сирийский хомячок.

8

Беседа.

Практическое занятие.

4.

Тема: Иглистая мышь – Акомис.

8

Беседа.

Практическое занятие

5.

Тема: Морские свинки.

8

Беседа.

Практическое занятие.

6.

Тема: Декоративные кролики.

8

Беседа. Практическое занятие.

7.

Тема: Забавные шиншиллы.

8

Беседа.

Практическое занятие.

8.

Тема: Наш друг – кошка.

8

Беседа.

Практическое занятие.

9.

Тема: Собаки – верные друзья человека

8

Беседа.

Практическое занятие.

Раздел № 3.  «Пернатые друзья».

10.

Тема: Волнистый попугай

8

Беседа.

Практическое занятие.

Наблюдение

11.

Тема: Попугай Какарик.

8

Беседа.

Практическое занятие.

12.

Тема: Коноплянка – родственник щеглов.

8

Беседа.

Практическое занятие.

Раздел № 4.  «Наши друзья - черепашки».

13.

Тема: Сухопутные черепахи и  Красноухие черепахи.

8

Беседа.

Практическое занятие.

Наблюдение

Раздел № 5.  «Кто носит домик на спине?».

14.

Тема: Улитки Ахатины.

8

Беседа.

Практическое занятие.

Наблюдение

Раздел № 6.  «Подводный мир».

15.

Тема: Аквариумные рыбки.

28

Беседа.

Практическое занятие.

Наблюдение

Открытое занятие

 

Комплекс организационно-педагогических условий

4.Календарный учебный график

к программе «Живой уголок» на 2022 - 2023 учебный год

Дата         начала

обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятий

01.09.2022

31.05.2022

36

144

2 раза в неделю по 2 часа (40-45 мин.)

5. Формы контроля, аттестации

С целью определения результативности обучения по программе применяются следующие виды контроля согласно локальному акту Учреждения:

- текущий контроль: после изучения одной или нескольких тем - наблюдение.

- промежуточная аттестация – по окончании обучения по программе проводится в виде открытого занятия.

6. Оценочный материал

Оценка результатов освоения программы проводится по трем уровням усвоения материала: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень.

Не может назвать животных объединения. Не может взаимодействовать с коллективом. Не проявляет интереса к какой-либо работе. Ходит на занятие без интереса.

Средний уровень.

Ребёнок активно включается в деятельность коллектива, но частично воспринимает учебный материал. Не точно выполняет задания. Неуверенно подходит к какой-либо работе с животными. Проявляет интерес к общению с животными и бережному уходу за ними.

Высокий уровень.

Может самостоятельно выполнять поручение педагога, но под его присмотром. Степень овладения знаниями о животных объедения (знает всех животных кружка и как их зовут) на высоком уровне. Проявляет бережное отношение к животным. Знает, где содержатся животные и чем их можно кормить. Проявляет большой интерес к работе в коллективе, с интересом занимается, уверенно выполняет задание педагога.

7. Методическое обеспечение

раздела

Название раздела

Формы

занятий

Дидактический
материал, техническое
оснащение занятий

Приемы и методы

организации учебно-

воспитательного процесса

Формы

подведения

итогов

1.

Раздел №1.

«Знакомство с объединением «Живой уголок»

Лекции.

Беседы.

Практическая работа. Аппликации. Кроссворды. Видеофильм.

Зарисовки.

игры КВН.

Экскурсия. Коллективная работа.

Проектор, плакаты, лекционный материал, презентации, видеоролики. Разработка игр: «Да или нет». «Кто сказал мяу?». «Собери пазлы и найди собаку». «Узнай насекомое», «Узнай птицу», «Узнай животное», «Распредели животных по группам». Игра «Кто больше».  Заготовки изделий, клей, ножницы, цветная бумага, картон, схемы фигур, условные обозначения.

Словесный наглядный, контроль и оценка, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративные.

Открытое занятие

2.

Раздел №2.

«Пушистые друзья»

Лекции.

Беседы.

Практическая работа. Рисунок «Зимний пейзаж».

Аппликации. Кроссворд. Видеофильм.

Зарисовки. Коллективная работа.

Проектор, плакаты, лекционный материал, презентации, видеоролики. Разработка игр: «Спит -не спит», «Круглый год», «Земля и Солнце», «день-ночь», «Узнай праздник», «Назови соседа».

 Словесный наглядный, контроль и оценка, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративные.

3.

Раздел №3.

«Пернатые друзья».

Беседы.

Практическая работа.

Зарисовки: «Моя птичка».

Проектор, плакаты, презентации, видеоролики.

Словесный наглядный, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративные.

4.

Раздел №4.

«Наши друзья - черепашки»

Лекции.

Беседы.

Практическая работа.

Аппликации. Таблица «Полезные ископаемые». Кроссворд. Видеофильм.

Зарисовки. Коллективная работа. Работа с картой. Работа в парах. Загадки. Опыты. Работа с лупой и микроскопом: “годовые кольца” на панцире черепахи.

Проектор, плакаты, лекционный материал, презентации, видеоролики. Разработка игр: «Доскажи словечко», «Узнай меня», «Море волнуется», Игра «Своя игра». Игра «Узнай по описанию». Таблицы, схемы.

Словесный наглядный, контроль и оценка, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративные.

5.

Раздел №5.

«Кто носит домик на спине?»

Лекции.

Беседы.

Практическая работа.

Аппликации. Кроссворды. Видеофильм.

Зарисовки. Коллективная работа. Экскурсия. Викторины. Схема. Опыты.

Проектор, плакаты, лекционный материал, презентации, видеоролики. Разработка игр: «Верно-неверно», «Что я за зверь», «Да-нет», «Узнай меня», «Узнай растение», «Подумай, отгадай». Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».

Словесный наглядный, контроль и оценка, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративные.

6.

Раздел №6.

«Подводный мир».

Беседы.

Практическая работа.

Коллективная работа «Рыбки в аквариуме».

Проектор, плакаты, презентации, видеоролики.

Словесный наглядный, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративные.

Педагог использует методы обучения

Для реализации программы используются следующие приемы и методы учебно-воспитательного процесса

Методы и формы обучения  

1) объяснительно-иллюстративные:

- словесные: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с книгой, метод примера.

- наглядные: использование растений, экспонатов, животных, схем, плакатов, рисунков, макетов.

2) инструктивно-репродуктивные:

- практические: изготовление поделок, выполнение рисунков; экскурсии на природу, викторины, составление макетов и т.д.

Методы стимулирования и мотивации:  

- эмоциональные (поощрение и порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью);

- познавательные (опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций);

-  волевые (предъявление учебных и организационных требований, информирование о результатах обучения, самооценка, прогнозирование будущей деятельности);

- социальные (развитие желания быть полезным, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы, устойчивый интерес к данному виду деятельности).

Применяемые педагогические технологии:

1.Личностно-ориентированное обучение

2.Технология индивидуального обучения

3. Проблемное обучение

4.Игровые технологии.

 5.Технологии развивающего обучения

Условия реализации программы

8. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения «Живой уголок», без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы и курсы профессиональной переподготовки по работе с детьми ОВЗ.

9.Материально-техническое обеспечение программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  • наличие учебного кабинета со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов;
  • для непосредственного общения детей с природой необходим живой уголок, организованный в соответствии требованиям СанПин;
  • наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи, и др. материалы);
  • инструменты и принадлежности для практических и лабораторных работ (лупы, микроскопы, бинокли, лабораторная посуда и др);
  • раздаточный материал для творческой работы обучающихся (листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин и др.);
  • аквариумы разных типов, террариумы, клетки, искусственные гнездовья, компрессоры, фильтры для аквариума, обогреватели, кормушки для рыб и птиц, сачки;
  • для ухода за животными: тазы, щетки, совки, терки, мисочки, разделочные доски, ножи;
  • для ухода за черепахой: кормушка, обогрев, грунт, емкость для купания и кормления;
  • для ухода за рыбками: кормушка, очистители, терморегулятор, резиновая трубка для слива воды из аквариума, скребок, горшки с растениями;
  • для ухода за растениями: лопатки, стеки, ложки, ножницы, перчатки, фартуки, лейки, удобрения, дренаж, земляные смеси;
  • наборы различных семян овощных и комнатных культур, луковицы;
  • для практических заданий: природный материал, канцтовары;

Необходимое оборудование:

  • мебель;
  • шкафы;
  • планшеты для размещения работ;
  • доска;
  • компьютер;
  • мультимедийное оборудование;
  • наглядные пособия;
  • коллекции «Насекомые», «Гербарий»;
  • дидактический материал по темам программы;
  • видеоматериалы;
  • аудиоматериалы;
  • мультимедийные презентации;
  • клетки;
  • вольеры;
  • аквариумы;
  • террариумы;
  • канцелярские товары;
  • приборы (микроскоп)

Информационно-методическая продукция:

  • учебные видеофильмы и аудиоматериалы (CD);
  • методические пособия по экологии, биологии, зоологии (CD);

Иллюстративный материал:

  • фотографии и репродукции о животных и растениях, альбомы по теме занятий.

Средства обучения, которые планируется получить в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» в части создания новых мест дополнительного образования детей:

Лабораторный стол

Стол учительский

Кресло для преподавателя

Стол ученический лабораторный

Шкаф для приборов лабораторный

Шкаф для коллекций и дидактических материалов

Ноутбук

Многофункциональное устройство

Компьютер с монитором

Звуковые колонки

Флэш-накопитель Интерактивная панель 75"

Информационное обеспечение

10. Список литературы

Нормативно-правовая документация

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 16.12.2021). – Текст : электронный.  
  2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».  
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».  
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».  
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».  
  6. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
  7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  8. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”.
  9. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).  
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".  
  11. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
  12. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
  13. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 ноября 2021 г. № АБ-1898/06 «О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
  14. Методические         рекомендации         по         разработке         (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
  15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  16. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
  17. Устав и нормативно-локальные акты МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района».

Литература для педагога:

Методические рекомендации по нормативному регулированию в   субъектах Российской Федерации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью/Е.В. Кулакова, Е.И. Адамян, Е.Б. Колосова, Г.А. Ястребова; отв. за вып. М.А. Симонова – Москва: РУДН, 2019.-56 с.

  1. Аквариумные, наземные и древесные земноводные. /М.: «Компания Дельта М», 2016.
  2. Бергхоф П.К. Мелкие домашние животные. Болезни и лечение. /Перев.с нем. М.: «Аквариум ЛТД», 2021.
  3. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: методические рекомендации/ под ред. А.Ю. Шеманова. М. 2016.
  4. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Педагогические технологии коррекции недостатков природоведческой лексики учащихся с нарушениями интеллектуального развития // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Глава в монографии. М.: Спутник, 2016. - С. 170–192.
  5. Остапенко В.А. Птицы в вашем доме. / М.: «Арнадия», 2016
  6. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. М., 2000.
  7. Шукер К. Удивительные способности животных. /М.: «Мир книги», 2016.

Литература для учащихся и родителей:

  1. Детская энциклопедия. «Мир леса». М.: Махаон, 2016
  2. Детская энциклопедия. «Мир моря». М.: Махаон, 2016
  3. Пресноводные черепахи. М.: ООО «Аквариум -Принт», 2016
  4. Морские свинки. М.:«Аквариум -Принт»,2018
  5. Детская энциклопедия. М.: ООО «Росмэн- Издат»,2020
  6. Энциклопедия «Животный мир». М.: «Росмэн», 2018
  7. Наблюдаем птиц. М.: «АСТ-ПРЕСС», 2020

Интернет-ресурсы:

http://www.nhm.ac.uk - в игре можно самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя.

http://zerkalenok.ru -  раздел экологических советов

http://school-collection.edu.ru/collection- газета «Биология» и сайт для учителей «Я иду на урок биологии»

http://college.ru/biology - в помощь учителю биологии: образовательный сайт ИЕСЭН НГПУ

http://fns.nspu.ru/resurs/nat - внешкольная экология. Программа «Школьная экологическая инициатива»

http://www.eco.nw.ru -вся биология: научно - образовательный   портал

http://www.sbio.info  

http://wwwdarwin.museum.ru - Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия

http://www.zensh.ru Зеленый шлюз: путеводитель по экологическим ресурсам

http://zelenyshluz.narod.ru - Зооклуб: мегаэнциклопедия о животных

http://med.claw.ru  -Мир животных: электронные версии книг

http://animal.geoman.ru -Московская городская станция юных натуралистов

http://www.paleo.ru/museum -Популярная энциклопедия «Флора и фауна»

http://www.macroevolution.narod.ru  - Проект Ecocom: всѐ об экологии

http://www.herba.msu.ru - Forest.ru: все о российских лесах

http://www. orest.ru  

http://birds.krasu.ru- Растения: электронные версии книг

http://plant.geoman.ru -редкие и исчезающие животные России и зарубежья

http://www.aseko.ru Сохраняем и изучаем водоемы: экологический проект

http://biom.narod.ru Федеральный детский эколого-биологический центр

http://www.biodiversity.ru Центр экологического образования МГДД(Ю)Т

http://moseco.narod.ru Экологическое образование детей и изучение природы России. Экологический центр «Экосистема».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная программа «Дом, в котором живет Уважение» по воспитанию у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений

     Готовность ребенка к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, сост...

Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"

Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (с изменениями и дополнениями)

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (далее &ndash...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС ДО и «Примерной адаптированной основной образовательной программой дл

Цель мониторинга: определить степень освоение ребенком общеобразовательной программы, составленной на основе адаптированной основной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошк...

Адаптированная дополнительная образовательная программа по развитию дошкольников с ОВЗ средствами LEGO- конструирования

 Адаптированная дополнительная образовательная программа  по развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами LEGO-конструирования в руппе комбинированной напра...

Адаптированная дополнительная образовательная программа познавательно-творческой направленности кружковой деятельности

Адаптированная дополнительная образовательная  программа познавательно-творческой направленности кружковой деятельности  «Русские народные сказки»...

Дополнительная адаптированная общеразвивающая образовательная программа художественной направленности: «ВОЛШЕБНЫЕ КАПЛИ ЭБРУ» (базовый уровень) для детей с ЗПР 6–7 лет.

Практика работы с детьми с особенностями в развитии показывает, что только ранее вмешательство и грамотно выстроенная работа с такими детьми позволяет добиться наилучшего результата в адаптации...