Проект «Сказка ложь, да в ней намек» (ознакомление детей дошкольного возраста с правами ребенка через призму сказок)
проект (старшая, подготовительная группа)

Порохова Эльвира Геннадьевна

Проект разработан в рамках тематического инновационного проекта «Моя семья - моя защита» (региональный уровень, сроки проекта 2017 – 2020 г.г.)

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Классный час   «Сказка ложь, да в ней намек»

 по правовому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках реализации регионального тематического инновационного проекта «Моя семья – моя защита»

Разработчик: учитель – логопед МКДОУ д/с «Рябинка» г. Тайшета

Детская аудитория:         воспитанники подготовительной группы МКДОУ д/с «Рябинка» , учащиеся 1 класса МКОУ «СОШ №85» г. Тайшета         

Цель: - реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в вопросах правового воспитания детей.

Задачи:

1. Совершенствовать систему взаимодействия педагогов ДОУ и учителей, ориентированной на объединение усилий в вопросах защиты прав детей и правового воспитания;

2. Актуализировать и закрепить знания  детей  с основными правами, изложенными в Конвенции о правах ребенка через доступные формы (сказки);

3. На примере сказок и сказочных героев помочь детям осознать, что  «сказка – ложь, да в ней намек», учить анализировать сюжеты известных сказок, соотносить с правами ребенка из Конвенции;

4. Формировать представления о ценности человеческой личности, ценности жизни и здоровья,  способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Оформление и оборудование:  мультимедийная установка, ноутбук, карточки с заданиями, маски для героев, разрезные картинка по сказкам; выставка «Наши имена»

Предварительная работа: чтение сказок: «Золотой ключик или приключение Буратино», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», « Снегурочка», «Золушка»; инсценировка по сказкам  «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»; подготовка детьми дома информации о значении своего имени, изготовление рисунка к выставке «Наши имена»

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Организационный.

Взрослый читает стихотворение;

Лишь появиться ребенок и  дышать начнет едва.
У него уже с пеленок веские права.
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий, мирный сон
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать.
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем - то новым,
И любить и быть любим,
Он на свете не один

Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах ребенка. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.   Она была принята на генеральной Ассамблее ООН 20 ноября 1989 года. В том же году ее подписала наша страна.

- Ребята, а кто из вас запомнил, сколько  стран подписали это важный документ? А какая страна не подписала? Все страны, которые подписали этот важный документ, должны соблюдать все то,  что прописано в Конвенции, а все дети должны знать свои права. Конвенция прав ребенка – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня остановимся на основных правах ребенка.

Дети дают ответ, что эта книга «Конвенция»

Рассматривают слайд 1

Дети дают ответы на вопросы взрослого (61 страна подписала Конвенцию; Америка не вошла в этот список)

Актуализация знаний о Конвенции, ее значении.

Основной этап

Работа с основными правами ребенка:

1.право на жизнь

2 право на имя  

3.Право на образование

Если внимательно слушать и читать сказки, то можно найти  в них отражение человеческих прав. Путешествуя по сказкам, можно узнать  всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права.. Вы согласны путешествовать со мной?

 Звучит музыка “В гостях у сказки” Тогда отправляемся. Внимание на экран.2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка” - Вы узнали эту сказку?  А что произошло с ней в сказке? Права каких героев сказки нарушены и кем? А какое право нарушил волк?

Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

Вам нужно выбрать  на доске значок пиктограммы, которым можно обозначить право ребенка на жизнь, и прикрепит его на доску?

Учитель зачитывает отрывок из сказки:... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...”

- Ребята, что это за сказка? Какое право раскрыто в этом отрывке из сказки?  А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена? У вас всех очень красивые имена.  Вам было дано задание  - поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? Посмотрите на выставку работ  «Наши имена». Имя принесло Буратино и его отцу Карло счастье? Почему?

Какую пиктограмму выберем на доске для этого права?

А какое еще право  Буратино было раскрыто в этой сказке?

 Что сделал  папа Карло, чтобы отправить Буратино в школу? Каким значком мы обозначим это право? (книга, учебник)

Выберите нужную пиктограмму.

Ребята, а где вы получаете образование?

 Дети дают ответ: Это сказка “Красная Шапочка”

Дети: волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки; право на жизнь

Дети должны выбрать значок «Сердце». После правильного выбора загорается экран (слайд 3) с изображением сердечка.

По отрывку называют сказку «Сказка о золотом ключике или приключения Буратино» (слайд 4)

Дают ответ, что в этом сюжете раскрыто право на имя.

Дети размышляют о том, зачем нам нужны имена

Дети рассказывают о том, что они узнали о значении своих имен, почему их так назвали. Внимание детей нацелено на выставку работ «Наши имена». Размышление детей.

Выбирают пиктограмму «Круг с надписью ИМЯ»; в ответ на экране загорается правильный слайд 5

Думают и приходят к выводу: право на образование

Ученик (воспитанник) выбирает значок и помещает на доску и загорается на экране слайд 6 . Ответы детей: в школе, в детском саду, посещение кружков, музыкальной и художественной школ

Вызывание эмоционального отклика у детей на  предстоящую работу

Закрепление изученных знаний по правам ребенка, узнавание сюжетов сказок и их героев.

Нацеливание внимания детей на выставку работ «Наши имена», представление детьми подготовленного домашнего задания о происхождении своего имени.

Актуализация знаний о том, что образование не только в школе и в саду, но есть и дополнительное образование

Динамическая музыкальная пауза

Под фонограмму проводит взрослый подвижную игру «Как живешь?»

Дети двигаются под музыку, повторяют упражнения за взрослым

Снятие усталости, отработка ритма и синхронности движений и слов.

4. Право на неприкосновенность жилища

5. Право на дом, семью, не разлучаться со своими родителями

6. Право на защиту от подневольного труда, рабства

Ребята, а к нам спешат гости. На экране картина к сказке (слайд 7)

Воспитанники детского сада приготовили сценку. Заяц: Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала. Лиса: А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.Заяц: Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).Лиса: Я в лесу хозяйка, на все имею право! Ведущий: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему?Выберите, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища

- Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.

Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.

Ведущий:  А сейчас я предлагаю вам послушать загадку? Птицы страшные летали, братца милого украли. Ничего с ним не случится,
Выручит его сестрица.

- О какой сказке идет речь в загадке?  

На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди” (слайд 9). Посмотрите на иллюстрацию,  как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки?  Какое право детей было нарушено в этой сказке? А кто его нарушил?  Найдите нам значок пиктограммы, которым мы обозначим  право ребенка не разлучаться с родителями

Взрослый представляет  детей для Инсценировки по  сказке “Маша и медведь”

Маша: Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста. Учитель: А что случилось? Медведь: Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все. Маша: Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест. Учитель: Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет. Ребята, найдите  значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии

Дети дают ответ, что это «Заюшкина избушка»

Ответы детей: Каждый имеет право на неприкосновенность жилища

Выбирают значок пиктограммы «Домик» (слайд 8 на экране в ответ загорается)

Дети отгадывают сказку «Гуси – лебеди»

Ответы детей на вопросы взрослого

Выбор нужной пиктограммы (ребенок и родители в замкнутом круге)

В ответ загорается слайд 10.

В инсценировке участвуют учащиеся 1 класса

Дети дают ответы по этой ситуации, аргументируют выбор права «  Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии»;  медведь нарушил права Маши.Выбирают пиктограмму «человек в оковах», обьясняют, почему. Слайд 11.

Развитие умения связно излагать свои мысли, аргументировать ответы

3. Практическая часть

Игра «Соберите картинки»

Складывание разрезных картинок с сюжетами сказок

Дети работают парами, собирают разрезные картинки по сюжетам сказок, называют какие права раскрыты в этой сказке

Развитие пространственной ориентировки, узнавание сказок,определение прав ребенка

4. Осмысление (итог)

Ребята, глядя на наши пиктограммы (значки), давайте вспомним те права ребенка, о которых мы сегодня говорили.

А какие права вы еще самостоятельно узнали и можете их назвать?

Дети повторяют с какими правами работали на занятии,  называют еще права (на медицинскую помощь, на свободу мысли, перемещения и т.д.)Вывод: Пользуясь своими правами, нельзя нарушать и забывать о правах других людей

Осознание детьми значимости данной темы и прав в своей жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста " День прав ребенка"

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста" День прав ребенка"с использованием информационно-коммуникативных технологий...

Конспект семинара-практикума с родителями и детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Права ребенка»

Цель:1.     Дать родителям педагогические знания в области защиты прав детей, познакомить с содержанием отдельных статей основных законов: «Семейный кодекс РФ», «Конвенция ООН о пр...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "День прав ребенка"

Конспектнепосредственно   образовательной     деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«День прав ребёнка»Цель:Обобщить знания детей об их граждански...

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе через чтение сказок»

Знакомство с  литературой у  каждого ребенка начинается именно со  сказок....

Картотека игр, направленных на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правами ребенка

Предложенные дидактические игры направлены на формирование у дошкольников правовых знаний, накопления социального опыта и обучениие способам разрешения конфликтов. Игры можно использовать воспитателям...

Конвенция о правах ребенка через призму сказок

laquo;Человечество обязано даватьребенку лучшее, что оно имеет».Декларация прав ребенка...

Проект «Сказка ложь, да в ней намек» (ознакомление детей дошкольного возраста с правами ребенка через призму сказок)

Цель проекта: 1. Создание благоприятных  условий  в группах ДОУ для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения правовой компетентности родителей (законных представителе...