Конспект НОД по экспериментально - познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «В гости к профессору Знайкину»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Салихилаева Ирина Алексеевна

Конспект НОД по экспериментально -  познавательной деятельности

в подготовительной  к школе группе   «В гости к профессору Знайкину»

 

1. Возрастная группа – подготовительная группа.

2. Количество детей – 10

3. Форма организации – подгрупповая.

Цель. Расширить знания детей о воде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Задачи:

• Познакомить с некоторыми свойствами воды, учить делать выводы и умозаключения;

• Активизировать словарь детей;

• Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Методы и приемы, используемые в НОД (игровая ситуация, активизация словаря, художественное слово

Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Здоровьесберегающие технологии: игра «Дождик, лей веселей!»

Предварительная работа. Заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»; проведение опытов с водой; игры с водой.

Материал. Клеенка на столы, три сосуда различной формы, по два одинаковых стаканчика на каждого ребенка, молоко, ложечки, термометр, термос с кипятком, стекло.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я получила письмо от профессора Знайкина.

Читает письмо.

«Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в лабораторию, чтобы показать и рассказать вам, что - то интересное. А вот о чем мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтобы росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли, чтобы варились кисели.

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без (Воды)

Воспитатель. Ребята, прежде чем мы с вами отправимся к профессору Знайкину, давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое?

Дети. Глобус - макет нашей планеты Земля, макет земного шара.

Воспитатель. Какого цвета на глобусе больше? (Синего, голубого).

Что принято обозначать на картах и на глобусе синим цветом?

Дети. Синий цвет - вода в реках, - морях, океанах нашей планеты.

Воспитатель. Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный - голубой. А все потому, что этой краски действительно на нем намного больше, чем коричневой, зеленой, белой. А вы сегодня видели воду? Где?

А что вы можете рассказать о воде?

Дети рассказывают стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

1. Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

2. Как сосулька – замерзает

В лес туманом заползает,

3. Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких стройных елей,

Рушится потоком селей,

4. На плите у вас кипит

Паром чайника шипит

Растворяет сахар в чае

Мы ее не замечаем,

5. Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

6. Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить.

Воспитатель. И вправду, без воды жизнь представить сложно. Ну что же, ребята, отправляемся к профессору Знайкину.

Дети заходят в лабораторию, никого нет, на столе лежит записка.

Воспитатель берет записку, читает:

«Ребята, извините, что не смог вас встретить, срочно уехал на научную конференцию, но я думаю, что вы справитесь со всеми моими заданиями.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, справимся? Тогда посмотрим, какие же задания оставил нам профессор?

Задание 1. Определить имеет ли вода форму и цвет?

Опыт 1.

На столе лежат три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической, треугольной.

Воспитатель.

Ребята, давайте, наполним сосуды водой.

Какую форму приняла вода? (ответы детей).

Какой же вывод мы можем сделать (Вода принимает форму того сосуда, в котором находится).

Молодцы!

Теперь необходимо определить, какого цвета вода? ( Перед детьми стоят по два одинаковых стакана: в одном вода, в другом - молоко).

Посмотрите, перед нами два стакана. В одном мы видим (воду, а в другом (молоко)

Давайте опустим чайные ложечки в стаканы. (Опускают)

Где ложечка видна?

Дети. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком нет.

Воспитатель. Значит, что можно сказать о цвете воды? (ответы детей).

Правильно, вода прозрачная, бесцветная, поэтому и ложечка видна; а молоко имеет белый цвет, и ложечку мы не видим.

Вот мы с вами ответили и на второй вопрос.

Воспитатель.

2. Следующее задание профессора Знайкина : Определить, есть ли у воды температура?

Опыт 2.

На втором столе стоят два стакана. В одном налита холодная вода, в другом - теплая.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, в стаканчиках налита вода. Потрогайте воду пальчиком. Одинаковая ли она? Или чем – тог отличается? (ответы детей).

Воспитатель.

Значит, вода, может быть какой? (теплой, холодной и горячей - в зависимости от температуры).

А чем измеряют температуру? (при помощи термометра).

Главная часть термометра – крохотный пузырек с тоненькой трубкой. В пузырьке находится жидкость. Это спирт. Спирт очень похож на воду. Он, как и вода, жидкий, бесцветный и прозрачный. А подкрашен для того, чтобы было лучше видно его движение по трубочке. Давайте опустим термометр в стакан и попробуем измерить температуру воды. Для этого нужно дождаться, пока столбик остановит

А пока температура воды измеряется, мы немножко отдохнем.

Игра «Дождик, лей веселей!» (По стихотворению П. Синявского)

Под аудиозапись стука дождя.

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Для лесов, для полей,

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап

Кап – кап! Кап – кап! Дети стоят в кругу. У каждого в руке ленточка одного из четырех цветов.

На строки 1 – 6 все играющие встряхивают кистями рук в соответствии с размером стихотворения.

Будет, будет лето

В радугу одето.

Жаркое солнце яркого цвета,

Яркого, красивого,

Желтого и синего, На строки 7 – 11 двигаются подскоками по кругу, продолжая встряхивать кистями рук.

В это время помощник воспитателя раскладывает в разных местах площадки обручи (в соответствии с цветами ленточек) разного цвета.

Зеленого, красного

И любого разного. По сигналу ведущего играющие собираются у обруча своего цвета.

Воспитатель. Отдохнули? А теперь посмотрим на наш термометр, что он показывает? Поднялась ли температура у воды? (Смотрят на столбик термометра, определяют, поднялся ли он).

Так, что же мы можем сказать, есть у воды температура? (Да).

Воспитатель. С первыми двумя заданиями мы справились.

Можно приступать к следующему заданию 3.

Читает:

Ребята, мой друг, Незнайка, пишет мне, что хотел порисовать красками. Налил в блюдце воды. И только устроился рисовать у открытого окошка, как друзья позвали его играть в футбол. Незнайка оставил краски и блюдце с водой и убежал, а когда вернулся, то обнаружил, что воды в блюдце… нет. Может, подскажите, куда она делась? Пропала? Исчезла? (ответы детей, звучит версия - испарилась).

Воспитатель. Что значит - испарилась? (ответы детей)

Верно, превратилась в пар и улетучилась из блюдца.

А что такое пар? (ответы детей).

Правильно, пар, то есть, мельчайшие капельки воды, невидимые невооруженным глазом, всегда есть в комнате. Давайте проверим: можно ли их поймать.

Опыт 3.

На стол, на сухое блюдце выставляется банка из холодильника

.Воспитатель. Ребята, смотрите, поверхность банки запотевает, то есть покрывается мелкими капельками воды. Они становятся все тяжелее и, в конце концов, сползают на блюдце. Вот так мы с вами поймали воду, которая летала в воздухе в виде пара.

Воспитатель. Скажите, вы, наверное, не раз замечали, что ранним летним утром трава и без дождя бывает мокрой. Влага, которая днем «живет» в воздухе, оседает на землю, как только солнышко скроется. Как вы думаете, как называется эта вода? (роса)

Правильно, это роса.

Молодцы!

Но это еще не все. Профессор спрашивает, а как еще можно поймать испаряющуюся воду?

Задание 4.

Опыт 4. Воспитатель открывает термос с кипятком (на безопасном, от детей расстоянии).

Воспитатель. Что вы видите? (пар)

Как вы думаете, почему появился пар? (Воду нагрели очень сильно).

Правильно, Если очень сильный жар,

Из водички будет пар.

Воспитатель берет сухое зеркало, демонстрирует его детям, затем держит его над паром до тех пор, пока на нем не выступят капельки воды.

Показывает детям: Посмотрите, ребята, пар превращается в капельки воды!

Пар горячий – зеркало холодное, пар охлаждается и превращается в воду!

Воспитатель. И так, мы с вами узнали еще об одном состоянии воды – паре. Давайте вспомним, как появился пар, и подумаем, отчего зависит испарение воды?

Дети вспоминают, делают вывод: «Испарение воды зависит от разных условий, от температуры».

Воспитатель. Ребята, а если мороз? Хотя бы самый маленький - всего минус один градус. Как вы думаете, что произойдет с водой? (ответы детей)

Да, вода станет твердой, замерзнет, превратится в твердое вещество – лед.

Задание 5.

Воспитатель. Профессор Знайкин задает вопрос : «Что произойдет со льдом, снегом, если их «поселить» в теплое помещение? (они растают)

Воспитатель. Точно растают? Давайте проверим!

Опыт 5.

На столе две тарелочки: в одной ледяной кубик, в другой – снег. Дети наблюдают за состоянием льда и снега.

Воспитатель. Ребята, профессор в своем письме спрашивает, кто из вас любит снег есть?

А можно его есть? (ответы детей).

Почему нельзя есть снег? (ответы детей)

Конечно, снег грязный. Сейчас мы это проверим.

Опыт 6.

Ребенок наливает воду, которая осталась после таяния снега в подготовленную воронку с фильтром из салфетки.

Дети наблюдают и отвечают на вопросы.

Воспитатель.

Какая вода была в тарелочке? (Грязная)

Как она изменилась? (Стала чистой)

Какой стала салфетка? (Грязной)

Чистый снег на улице? Будем, его есть? (Нет).

Воспитатель. Итак, что же такое вода, пар, лед? (ответы детей).

Воспитатель. Правильно, это одно и то же вещество, только в разных состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Воспитатель. Ну что ж, ребята, нам пора в детский сад, а профессор Знайкин еще не вернулся. Чтобы он знал, что мы ответили на все его вопросы, мы вспомним все, что мы делали и оставим ему письмо с ответами.

1. Имеет ли вода форму, цвет, температуру;

2. Что произойдет с водой, если ее:

.вынести на мороз,

. нагреть до кипения;

3. От чего зависит испарение;

4. можно ли есть снег.

Дети отвечают. Воспитатель «записывает» ответы.

Воспитатель с детьми оставляют письмо и возвращаются в группу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_gogsti_ik_professoru_znaykinu.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментально -  познавательной деятельности

в подготовительной  к школе группе   «В гости к профессору Знайкину»

1. Возрастная группа – подготовительная группа.

2. Количество детей – 10

3. Форма организации – подгрупповая.

Цель. Расширить знания детей о воде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Задачи:

• Познакомить с некоторыми свойствами воды, учить делать выводы и умозаключения;

• Активизировать словарь детей;

• Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Методы и приемы, используемые в НОД (игровая ситуация, активизация словаря, художественное слово

Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Здоровьесберегающие технологии: игра «Дождик, лей веселей!»

Предварительная работа. Заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»; проведение опытов с водой; игры с водой.

Материал. Клеенка на столы, три сосуда различной формы, по два одинаковых стаканчика на каждого ребенка, молоко, ложечки, термометр, термос с кипятком, стекло.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я получила письмо от профессора Знайкина.

Читает письмо.

«Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в лабораторию, чтобы показать и рассказать вам, что - то интересное. А вот о чем мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтобы росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли, чтобы варились кисели.

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без (Воды)

Воспитатель. Ребята, прежде чем мы с вами отправимся к профессору Знайкину, давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое?

Дети. Глобус - макет нашей планеты Земля, макет земного шара.

Воспитатель. Какого цвета на глобусе больше? (Синего, голубого).

Что принято обозначать на картах и на глобусе синим цветом?

Дети. Синий цвет - вода в реках, - морях, океанах нашей планеты.

Воспитатель. Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный - голубой. А все потому, что этой краски действительно на нем намного больше, чем коричневой, зеленой, белой. А вы сегодня видели воду? Где?

А что вы можете рассказать о воде?

Дети рассказывают стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

1. Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

2. Как сосулька – замерзает

В лес туманом заползает,

3. Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких стройных елей,

Рушится потоком селей,

4. На плите у вас кипит

Паром чайника шипит

Растворяет сахар в чае

Мы ее не замечаем,

5. Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

6. Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить.

Воспитатель. И вправду, без воды жизнь представить сложно. Ну что же, ребята, отправляемся к профессору Знайкину.

Дети заходят в лабораторию, никого нет, на столе лежит записка.

Воспитатель берет записку, читает:

«Ребята, извините, что не смог вас встретить, срочно уехал на научную конференцию, но я думаю, что вы справитесь со всеми моими заданиями.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, справимся? Тогда посмотрим, какие же задания оставил нам профессор?

Задание 1. Определить имеет ли вода форму и цвет?

Опыт 1.

На столе лежат три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической, треугольной.

Воспитатель.

Ребята, давайте, наполним сосуды водой.

Какую форму приняла вода? (ответы детей).

Какой же вывод мы можем сделать (Вода принимает форму того сосуда, в котором находится).

Молодцы!

Теперь необходимо определить, какого цвета вода? ( Перед детьми стоят по два одинаковых стакана: в одном вода, в другом - молоко).

Посмотрите, перед нами два стакана. В одном мы видим (воду, а в другом (молоко)

Давайте опустим чайные ложечки в стаканы. (Опускают)

Где ложечка видна?

Дети. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком нет.

Воспитатель. Значит, что можно сказать о цвете воды? (ответы детей).

Правильно, вода прозрачная, бесцветная, поэтому и ложечка видна; а молоко имеет белый цвет, и ложечку мы не видим.

Вот мы с вами ответили и на второй вопрос.

Воспитатель.

2. Следующее задание профессора Знайкина : Определить, есть ли у воды температура?

Опыт 2.

На втором столе стоят два стакана. В одном налита холодная вода, в другом - теплая.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, в стаканчиках налита вода. Потрогайте воду пальчиком. Одинаковая ли она? Или чем – тог отличается? (ответы детей).

Воспитатель.

Значит, вода, может быть какой? (теплой, холодной и горячей - в зависимости от температуры).

А чем измеряют температуру? (при помощи термометра).

Главная часть термометра – крохотный пузырек с тоненькой трубкой. В пузырьке находится жидкость. Это спирт. Спирт очень похож на воду. Он, как и вода, жидкий, бесцветный и прозрачный. А подкрашен для того, чтобы было лучше видно его движение по трубочке. Давайте опустим термометр в стакан и попробуем измерить температуру воды. Для этого нужно дождаться, пока столбик остановит

А пока температура воды измеряется, мы немножко отдохнем.

Игра «Дождик, лей веселей!» (По стихотворению П. Синявского)

Под аудиозапись стука дождя.

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Для лесов, для полей,

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап

Кап – кап! Кап – кап! Дети стоят в кругу. У каждого в руке ленточка одного из четырех цветов.

На строки 1 – 6 все играющие встряхивают кистями рук в соответствии с размером стихотворения.

Будет, будет лето

В радугу одето.

Жаркое солнце яркого цвета,

Яркого, красивого,

Желтого и синего, На строки 7 – 11 двигаются подскоками по кругу, продолжая встряхивать кистями рук.

В это время помощник воспитателя раскладывает в разных местах площадки обручи (в соответствии с цветами ленточек) разного цвета.

Зеленого, красного

И любого разного. По сигналу ведущего играющие собираются у обруча своего цвета.

Воспитатель. Отдохнули? А теперь посмотрим на наш термометр, что он показывает? Поднялась ли температура у воды? (Смотрят на столбик термометра, определяют, поднялся ли он).

Так, что же мы можем сказать, есть у воды температура? (Да).

Воспитатель. С первыми двумя заданиями мы справились.

Можно приступать к следующему заданию 3.

Читает:

Ребята, мой друг, Незнайка, пишет мне, что хотел порисовать красками. Налил в блюдце воды. И только устроился рисовать у открытого окошка, как друзья позвали его играть в футбол. Незнайка оставил краски и блюдце с водой и убежал, а когда вернулся, то обнаружил, что воды в блюдце… нет. Может, подскажите, куда она делась? Пропала? Исчезла? (ответы детей, звучит версия - испарилась).

Воспитатель. Что значит - испарилась? (ответы детей)

Верно, превратилась в пар и улетучилась из блюдца.

А что такое пар? (ответы детей).

Правильно, пар, то есть, мельчайшие капельки воды, невидимые невооруженным глазом, всегда есть в комнате. Давайте проверим: можно ли их поймать.

Опыт 3.

На стол, на сухое блюдце выставляется банка из холодильника

.Воспитатель. Ребята, смотрите, поверхность банки запотевает, то есть покрывается мелкими капельками воды. Они становятся все тяжелее и, в конце концов, сползают на блюдце. Вот так мы с вами поймали воду, которая летала в воздухе в виде пара.

Воспитатель. Скажите, вы, наверное, не раз замечали, что ранним летним утром трава и без дождя бывает мокрой. Влага, которая днем «живет» в воздухе, оседает на землю, как только солнышко скроется. Как вы думаете, как называется эта вода? (роса)

Правильно, это роса.

Молодцы!

Но это еще не все. Профессор спрашивает, а как еще можно поймать испаряющуюся воду?

Задание 4.

Опыт 4. Воспитатель открывает термос с кипятком (на безопасном, от детей расстоянии).

Воспитатель. Что вы видите? (пар)

Как вы думаете, почему появился пар? (Воду нагрели очень сильно).

Правильно, Если очень сильный жар,

Из водички будет пар.

Воспитатель берет сухое зеркало, демонстрирует его детям, затем держит его над паром до тех пор, пока на нем не выступят капельки воды.

Показывает детям: Посмотрите, ребята, пар превращается в капельки воды!

Пар горячий – зеркало холодное, пар охлаждается и превращается в воду!

Воспитатель. И так, мы с вами узнали еще об одном состоянии воды – паре. Давайте вспомним, как появился пар, и подумаем, отчего зависит испарение воды?

Дети вспоминают, делают вывод: «Испарение воды зависит от разных условий, от температуры».

Воспитатель. Ребята, а если мороз? Хотя бы самый маленький - всего минус один градус. Как вы думаете, что произойдет с водой? (ответы детей)

Да, вода станет твердой, замерзнет, превратится в твердое вещество – лед.

Задание 5.

Воспитатель. Профессор Знайкин задает вопрос : «Что произойдет со льдом, снегом, если их «поселить» в теплое помещение? (они растают)

Воспитатель. Точно растают? Давайте проверим!

Опыт 5.

На столе две тарелочки: в одной ледяной кубик, в другой – снег. Дети наблюдают за состоянием льда и снега.

Воспитатель. Ребята, профессор в своем письме спрашивает, кто из вас любит снег есть?

А можно его есть? (ответы детей).

Почему нельзя есть снег? (ответы детей)

Конечно, снег грязный. Сейчас мы это проверим.

Опыт 6.

Ребенок наливает воду, которая осталась после таяния снега в подготовленную воронку с фильтром из салфетки.

Дети наблюдают и отвечают на вопросы.

Воспитатель.

Какая вода была в тарелочке? (Грязная)

Как она изменилась? (Стала чистой)

Какой стала салфетка? (Грязной)

Чистый снег на улице? Будем, его есть? (Нет).

Воспитатель. Итак, что же такое вода, пар, лед? (ответы детей).

Воспитатель. Правильно, это одно и то же вещество, только в разных состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Воспитатель. Ну что ж, ребята, нам пора в детский сад, а профессор Знайкин еще не вернулся. Чтобы он знал, что мы ответили на все его вопросы, мы вспомним все, что мы делали и оставим ему письмо с ответами.

1. Имеет ли вода форму, цвет, температуру;

2. Что произойдет с водой, если ее:

.вынести на мороз,

. нагреть до кипения;

3. От чего зависит испарение;

4. можно ли есть снег.

Дети отвечают. Воспитатель «записывает» ответы.

Воспитатель с детьми оставляют письмо и возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

Цели и задачи:         Уточнить знания детей о космосе, о разнообразии планет, учить различать планету Земля от других планет. Расширять знания о планете Земля. Уточнить...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

Занятие построено в виде экспериментально-познавательной деятельности, дети выполняют небольшие эсперименты с воздухом и водой, что способствует развитию наблюдательности, умению, анализировать и дела...

конспект открытого занятия по исследовательской деятельности в средней группе "В гости к профессору Всезнайкину

Формирование у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности через опыты и эксперименты....