Конспекты занятий для подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Баркарь Наталия Григорьевна

Конспекты занятия на темы: "Правила поведения в общественном транспорте", "Краски осени"; "Золотая хохлома"; "Перелётные птицы"; "Дифференциация звуков "Ж" и "Ш"; аппликация "Осенний ковёр"; лепка " Осеннее дерево"; "Наша родина - Россия"; рисование " Осенние листья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение              детский сад № 119 Невского района

Конспект занятия по социальному развитию для детей подготовительной группы

Тема: «Правила поведения в общественном транспорте».

                                           Подготовила: Баркарь Наталия Григорьевна

Санкт-Петербург 2022

Цель:

 -        Расширять у детей представления о правилах поведения в общественном транспорте.

 -        Формировать осознанное отношение к правилам поведения в  общественном транспорте.

      - Воспитывать уважительное отношение к незнакомым взрослым и сверстникам.

      -  Побуждать детей к использованию в речи вежливых форм обращения.

Материал: в группе или в зале из стульев моделируется салон автобуса, и обозначаются три двери.

Ход занятия

Приветствие: Физкультминутка «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки

Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»

Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,

Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга

Мы живем в одном краю - кончиками, начиная с больших

пальцев.

Всех мы вас приветствуем! Переплетают пальцы замочком

и поднимают руки над головой.

 Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки. Если вы их отгадаете, то узнаете, о каких правилах поведения мы с вами сегодня поговорим.

По асфальту идёт дом,

Ребятишек много в нём.

А над крышей вожжи,

Он ходить без них не может

 (троллейбус)

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(автобус)

Воспитатель: Правильно, мы будем говорить о правилах поведения в общественном транспорте

Воспитатель: Сейчас подумайте и скажите, какие вы знаете правила поведения в общественном транспорте? (ответы детей с аргументацией):

1. Уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками.

2. Не сорить.

3. Не кричать, чтобы не мешать окружающим.

4. Не отвлекать водителя.

5. Не есть мороженое, можно кого-нибудь испачкать. Лучше ничего не есть – прикусишь  язык или уронишь на свою одежду.

6. Если в автобусе много народу и какой-то пассажир предложит сесть вам на колени – это прилично? Да, другим будет свободнее, и если вам позволят родители, можно сесть.

7. Нельзя писать на обивке сидений, резать их. Пассажирам неприятно ехать в таком транспорте, сидения будут  испорчены.

8. Мужчина, если едет с женщиной – при выходе подает ей руку. Мальчик может подать руку маме при выходе из автобуса.

Физкультминутка.

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)

И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево)

Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль)

И автобус побежал ( бегут по кругу, в руках «руль»).

Беседа: Представьте, на остановке стоят: пожилая женщина, мама с маленьким ребенком, женщина с тяжелыми сумками, школьник, мужчина, женщина. Кто в какую дверь будет входить? (разыгрывается ситуация).

                                                 Автобус

 Воспитатель: - Представьте, вы едете в автобусе и стоите не около двери, а дальше. Как вы будете выходить? (ответы детей). Необходимо сказать:  «Извините, на следующей остановке вы выходите (разыгрывается ситуация)».

- Скажите, пожалуйста, как правильно входить в автобус? (ответы детей). Необходимо встать справа или слева от двери, пропустить вперед родителей с маленькими детьми, инвалидов, пожилых людей. Дать сначала людям выйти и автобуса, а потом спокойно, никого не толкая войти в автобус.

После того, как дети войдут в автобус, предлагается еще одна ситуация: У окна свободное место, а с краю занято. Вы хотите сесть у окна….

История про Мишу. Перечислите, какие правила поведения нарушил Миша?

Миша спешил в школу.

1. Растолкал пассажиров.

2. Не дал выйти женщине с ребенком.

3. вошел в автобус в первую дверь.

4.Стал продвигаться в середину, растолкал всех.

5. Занял место, хотя рядом стоял пожилой человек.

6. Продвигался к выходу и спрашивал у каждого: «Где вы выходите?».

7. Не держался крепко за поручень. Когда автобус затормозил, он толкнул женщину, не извинился, выбежал из салона.

Дети называют….

Рефлексия: дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель бросает детям мяч и просит сказать, что понравилось, что вызвало затруднения, что узнали нового.

Прощание: дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи и все вместе говорят: «До свидания»: а) тихо, б) громче, в) громко, г) тише, д) тихо.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение              детский сад № 119 Невского района

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.

                                                              Тема «Краски осени».

                                           Подготовила: Баркарь Наталия Григорьевна

Санкт-Петербург 2022

Цель:

  • Закреплять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
  • Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

 Образовательные:

  • расширить представление детей о времени года – осень;
  • обучить правильным постановкам фраз при рассказе, работать над речевым материалом по теме «Осень», обогащать словарный запас;

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей;
  • развивать  умения воспринимать образ осени через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Интеграция областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись П.И. Чайковского «Осень» из фортепианного цикла «Времена года», аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года. Осень», запись звука улетающих птиц, мольберты, картины русских художников И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»,  картинки с изображением грибов, птиц,  зверей, шаблоны листьев, силуэт платья, работы (рисунки) детей на тему «Осень».

Предварительная работа:

  • наблюдение на прогулке за тем, как опадают листья с деревьев.
  • рассматривание альбомов и иллюстраций «Осень», «Деревья и кустарники», «Грибы: съедобные и несъедобные», «Птицы», «Звери в лесу».
  • сбор листьев разной формы и окраски.
  • беседы об осени.
  • разучивание стихов и поговорок об осени.
  • пение песен об осени и слушание музыки.
  • чтение художественных произведений («Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина).
  • рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев.
  • изготовление поделок из природного материала.
  • Изготовление шаблонов осенних листьев и их разукрашивание.

Методы и приемы, использованные на занятии:

• словесный метод

• наглядный метод

• практический метод

• игровой метод.

Ожидаемый результат:

  • Дети умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи.
  • Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

    Ход занятия:

Группа украшена бумажными разноцветными листьями, в вазах и на полу листья разных деревьев.

Звучит отрывок из концерта А. Вивальди «Времена года. Осень». На экране – клип на эту музыкальную композицию.

Под музыку входит Осень (воспитатель)

 с корзиной осенних листьев.

Осень: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня узнали? Правильно, я  - осень. Хотите отправиться со мной в осенний лес и посмотреть, как живут мои лесные друзья? А пойдем мы в лес по волшебным лесным тропинкам.

Осень:  В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.
           Интересней  приключенья нам, ребята, не найти!

Звучит музыка, дети «заходят» в лес.

Осень: Вот мы в лесу, полюбуйтесь красотой осеннего леса. Закружились листья, закружились!  И в лесу мы с вами очутились.

(дети поднимают листья и кружатся с ними,

затем присаживаются на «полянке»)

Слайд 1

Осень: Ребята, посмотрите, на это эту картину. Какое время изображено?

         Ответы детей: Осень!

Осень: Осень нас радует разноцветьем листьев, листопадом. А какого цвета листья вы видели?

 Дети: Желтые, красные, золотистые, оранжевые. (При ответе уточнять, на каком именно дереве они видели листья названного цвета).

        Осень: Молодцы ребята! А как вы узнали что на картинке время года осень? (Назвать приметы осени. Давать полные ответы.)

Ответы детей:

- листья становятся желтыми, оранжевыми, коричневыми, красными;

-на деревьях и кустах опадают листья, начинается листопад;

-небо серое, хмурое;

-часто идут дожди;

-день становится короче, а ночь длиннее;

-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;

-люди собирают урожай овощей, фруктов и зерна;

-перелетные птицы улетают на юг;

- люди надевают демисезонную одежду.

Осень: Ребята, а теперь назовите осенние месяцы и как они называются в народе?

Ответы детей:

- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

 Сентябрь – рябинник (в  это время появляется рябина).

 Октябрь – листопадник (опадают листья).

 Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Игра «Скажи наоборот»

Осень: Я начну, а вы продолжите:

Ранняя осень - поздняя

Большой листок – маленький

Светлое небо – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Сильный ветер -…и т.д.

Летом солнце яркое, а осенью…

Летом день длинный, а осенью…

Летом тучи ходят высоко, а осенью…и т.д.

                                                 Физкультминутка

                                     Мы листики осенние,

                                     На ветках мы сидим.

(дети поднимают руки вверх)

                                     Дунул ветер – полетели,

                                     Мы летели, мы летели

(движения руками из сторону в сторону)

                                                И на землю тихо сели

                                                   (дети приседают)

                                                Ветер снова набежал

                                                И листочки все поднял

                                                  (кружатся на месте)

                                               Закружились, полетели

                                                И на землю снова сели

                                               (дети садятся по местам)

Осень: 

Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки

Интересные загадки.

 «Загадки».

(после ответов детей, на экране появляется изображение зверя)

  1. Трусливый, маленький зверёк,

Хвостик беленький пушок.

Домик – кустик, да лужайка,

Ну конечно это … (Зайка)

2. Лежала между ёлками подушечка с иголками.

    Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Еж)

    3. Хозяин лесной, просыпается весной.

    А зимой, под вьюжный вой, спит в избушке снеговой. (Медведь)

    4. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.

    Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?

    Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

    5. Хитрая плутовка, рыжая головка.

    Хвост пушистый – красота! А зовут её… (Лиса).

    6.. У него рога ветвисты, а бока чуть-чуть пятнисты.

    Всех катать ему не лень, возит саночки... (Олень).

    7. Водяные мастера строят дом без топора.

    Дом из хвороста и тины. И добротные плотины. (Бобры).

Осень: Молодцы ребята! Мне очень понравилось с вами играть.

(Включается запись звука улетающих журавлей, уток)

Осень: Ребята, вы угадали, чьи это голоса?

Дети: Мы услышали голоса улетающих журавлей и уток.

Осень: А почему птицы улетают на юг?

Дети: Многим птицам  зимой не хватает корма.

Осень: Каких перелётных птиц вы знаете? А какие птицы остаются зимовать с нами?

Дети: перелетные птицы – ласточка, стриж, жаворонок, зяблик, трясогузка, дрозд; зимующие птицы – снегирь, поползень, дятел, воробей, голубь, синица, чиж, щегол.

Осень: Я предлагаю вам поиграть в игру «Перелётные и зимующие птицы».

                    Игра «Перелетные и зимующие птицы».

(Детям раздаются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц. На одном мольберте – картина, изображающая лето, на другом – зиму.

Детям предлагается вспомнить, какая у них птица – перелётная или зимующая, и по сигналу  двигаться в соответствующее место. Проверяется правильность перелёта птиц).

Осень: И в завершении нашей прогулки по лесу, я хотела бы, чтобы вы помогли мне. Ребята, я работала, трудилась, собирала урожай. И все мои платья, сарафаны поизносились. А я так люблю наряжаться. Хочу попросить вас изготовить для меня новое красивое платье.

(Заранее дети приготовили шаблоны листьев, разукрасили их в цвета осени. На мольберте – силуэт платья).

Самостоятельная работа детей.

Дети украшают платье для Осени. Они приклеивают заранее приготовленные листочки на платье. Во время самостоятельной работы детей звучит классическая музыка (П.И. Чайковский «Осень» из фортепианного цикла «Времена года»).

 Осень благодарит детей за выполненную работу,

отмечает успехи детей.

Осень: Спасибо вам ребята! Благодаря вашим стараньям вы украсили мой наряд. Я наблюдала за вами всю нашу прогулку по лесу. Какие вы молодцы, как много знаете обо мне. А как замечательно вы себя вели в нашем лесном доме!  В конце я хочу вас попросить беречь и любить природу. А я, приготовила для вас осенние дары. (Угощает детей яблоками). Я прощаюсь с вами!

 «Закружились листья, закружились,
Снова в группе  мы с вами очутились».

(дети подбрасывают листья, кружатся с ними.)

Дети садятся за стол, угощаются яблоками.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение              детский сад № 119 Невского района

              Конспект НОД по ИЗО «Золотая хохлома» в подготовительной группе

                                              Подготовила: Баркарь Наталия Григорьевна

Санкт-Петербург 2022

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; к художественному творчеству в декоративном рисовании.

Задачи:

- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

- Совершенствовать умение рисовать концом кисти; выполнять узор в определённой последовательности.

- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

Предварительная работа:

Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.

Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, образцов.

Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».

Материал и оборудование:

Демонстрационный:

- Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия.

Наглядный материал.

Иллюстрации с образцами хохломской росписи.

Раздаточный.

Краски, баночки, тонированные шаблоны посуды.

Ход:

Воспитатель: Посмотрите ребята, что это у нас на столе стоит, что то спрятано под красивой скатертью.

Дети: посуда.

Воспитатель: А какая она красивая расписная!

Наверное, к нам приходил таинственный незнакомец и оставил посуду. Интересно для чего она нам нужна? Ребята, а разве мы едим из такой посуды? (Нет). А для чего тогда?

Дети: Полюбоваться и рассмотреть.

Воспитатель: Давайте рассмотрим посуду. Из чего она сделана?

Дети: из дерева.

Воспитатель: А чем же она необычна?

Дети: Посуда расписана узорами.

Воспитатель: Посмотрите, вся посуда расписана яркими, красочными узорами. Назовите, какая здесь посуда.

Дети: Тарелки, ложки, вазы, чаши, кувшины, блюда.

Воспитатель: - И чего здесь только нет:

Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где делали такую посуду? Вам знакома такая роспись?

Отгадайте загадку.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А как вы думаете, от чего и почему, очень часто называют Хохлому золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- А сейчас внимательно рассмотрите посуду и расскажите, какие цвета используют художники в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Я хочу вам показать элементы узора в хохломской росписи : завитки, травинки, капельки, кустики, листочки и трилистники, ягодки.

Показ иллюстраций.

- А как вы думаете, какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

Воспитатель: - А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память - сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковские игрушки, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!

И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.

Мотивация деятельности.

- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон и станем художниками – мастерами, чтобы расписать вот эту посуду хохломским узором.

Детям предлагается на выбор заготовки посуды.

- Вы согласны?

Выберите любой понравившийся предмет посуды и проходите в нашу художественную мастерскую.

- Прежде чем начать украшать посуду, подскажите мне с чего начинается роспись? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).

- Чем можно украсить изделие? (Завиток, изогнутую веточку).

- Что можно изображать на завитке? (ягоды, листья, осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).

- Как вы думаете, как можно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что вы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

- Какие цвета вы хотите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете, нет таких соцветий,

Всех чудесней наша Хохлома!

Воспитатель: Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Давайте постараемся и удивим друг друга своими работами.

Идет индивидуальная работа с детьми.

Физминутка.

Хохлома да хохлома (повороты вправо и влево)

Наше чудо дивное

Мы рисуем хохлому (руки полочкой)

Красоты невиданной (руки вверх и через стороны и вниз)

Нарисуем травку (повороты)

Солнечною краской

Ягоды рябинки (руки полочкой)

Краской цвета алого (руки вверх и через стороны вниз)

Хохлома да хохлома (повороты)

Вот так чудо дивное!

Воспитатель:

- А теперь ребята, покажите свои работы и давайте полюбуемся ими.

Анализ работ.

Презентация работ детей

 - Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

Вот посмотрите!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварёшке.

Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.

 - Посмотрите, какая чудесная получилась посуда? (Яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома). Дети представляют свою работу.

 - У каждого получился свой, неповторимый узор.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! А теперь, вспомним, какой росписью мы расписывали свою посуду? Какие элементы вы запомнили? Почему хохлому называют золотой? Кому было трудно быть мастерами или наоборот легко?



Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение              детский сад № 119 Невского района

Конспект занятия в подготовительной группы

Тема: «Перелётные птицы».

                                           Подготовила: Баркарь Наталия Григорьевна

Санкт-Петербург 2022

Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные»«водоплавающие», развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.

Образовательная область:

— познавательное развитие;

— социально-коммуникативное развитие;

— речевое развитие.

Задачи:

Обучающие:

— Расширить знания детей о птицах.

— Закрепить знания о перелетных птицах.

— Закрепить обобщающие понятия.

— Обучать развернутому высказыванию.

— Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и приемы:

— Наглядные;

— Словесные;

Словарь:

Активизировать в речи детей следующие словаперелет- стаей, вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными ви-дами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.

Оборудование:

— Плакат с изображением природы, перелетных птиц.

— Мультимедийная установка;

— Презентация по теме : «Перелетные птицы»;

— Угощения для детей (конфеты «Ласточка»);

— Шапочки для детей с героями сценки.

Ход занятия.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

Сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

И деревья блистают

В разноцветном уборе.

(«Осень.» К. Бальмонт)

Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают».

Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. Воспитатель. Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы).

Загадки:

Кто эта птица? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет,

А зовется птица (Грач)

Эту птицу всякий знает :

На шесте ее дворец,

Червяков домой таскает

Да трещит весь день… (Скворец)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце.

Сверху – черное суконце,

А снизу – белое полотенце. (Ласточка)

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Перелетные птицы (грачи, ласточки, аисты, соловьи,ку-кушки, чижи; скворцы; белая трясогузка; черные стрижи).

Воспитатель: А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, кли-ном. Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке.  (Воспитатель на доске схематически изображает, как улетают птицы.)

Загадки:

Он живет на крыше дома-

Это старый наш знакомый:

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней.

Кто же это (Соловей)

Воспитатель: Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц. Туловище, голова, хвост, клюв.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению, внешнему виду, величине.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.

Воспитатель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : не-которым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Воспитатель: Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых.  Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Воспитатель: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

Игра «У кого какое тело?»

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Зна-чит, скворец какой? (Короткохвостый.)

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Воспитатель: Давайте вспомним, покажем и назовем, части тела всех птиц (лапы, шея, голова, клюв, хвост). Чем покрыто тело птиц? Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом, формой, размером крыльев.)

Конкурс «Прилетели птицы».

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-ни-будь другое, хлопайте в ладоши!

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы : голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы : голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Упражнение «Скажи наоборот» : Закончи предложения.

Аист большой, а соловей….

У аиста длинная шея, а у кукушки….

У соловья серая грудка, а у ласточки…

Аист белый, а грач…

Физминутка.

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Прогнулись над водой

Качают головой

Прямо и гордо

Умеют держаться

И очень бесшумно

На место садятся.

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, жу-равль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются на-секомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … /он до-стает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Воспитатель: Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же удалось это сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы.

Воспитатель: Какие вы знаете сказки с названием птиц?

«Гуси-лебеди»«Серая шейка»«Путешествие Нильса с дикими гусями»«Гадкий утенок»«Дикие лебеди»(Ответы детей).

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на ги-бель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

Воспитатель: Не забывайте, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять.

Все наши перелетные птицы улетели, но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение с названием перелетной птицы «Ласточка»



Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение              детский сад № 119 Невского района

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы

Тема: «Дифференциация звуков « Ж» и «Ш»»

                                           Подготовила: Баркарь Наталия Григорьевна

                                 Санкт-Петербург 2022

Цель: упражнять детей в отчетливом произнесении слов, содержащих звуки Ж-Ш

Задачи:

Образовательная:-учить находить в рифмовках и стихах слова со звуком Ж-Ш

Развивающая:-развивать память, внимание, воображение

Воспитательная:-воспитывать интерес к занятию.

Организационный момент.

Воспитатель – Добрый день, ребята! Как вы думаете, какое животное умеет шипеть? – Змея. Пошипите, как змеи. А кто умеет жужжать? – Жук, пчела, шмель. Пожужжите, как жуки. Теперь, давайте, поиграем: если я говорю “Жуки!” – вы бегите вокруг стола и жужжите; если говорю “Змеи!”,– вы приседаете за стульями и шипите. Теперь вспомните любое слово со звуком Ш или звуком Ж.

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы!

Загадываю детям загадки. (отгадки-подсказки у меня на столе)

1. Вот иголки и булавки.

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ёжик.)

Воспитатель: Почему вы думаете что это ёжик? Какой знакомый звук есть в отгадке "Ш" или "Ж"?

2. Маленькие ножки,

Боятся кошки,

Живёт в норке,

Любит корки?

(Мышка)

Воспитатель: Почему вы думаете что это мышка? какой знакомый звук есть в отгадке "Ш" или "Ж"?

3. Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда. А лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

4. Ношу на голове поля, но это вовсе не земля.

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет по утру,

Хвост как шарфик на ветру. (шляпа)

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица… (лошадка)

5. Много видов существует,

Медом он порой пирует.

И на севере живет,

Рыбку ловит, воду пьет.

Можно встретить и в лесу,

Напугает волка и лису.

Что за зверь, скажи скорее,

Называй его смелее!

Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф

Не потому, что гордый нрав

А потому что он (медведь). А как сказать ласково?

6. Легкий, круглый, но не мяч

И не прыгает он вскачь

На веревочке висит,

Зазеваюсь – улетит.

Объявление темы.

Воспитатель – Ребята, вы уже догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать? Правильно, со звуками Ш и Ж(обращаю внимание на доску, на доске буквы Ж и Ш)

- Давайте мы их произнесём.

 - Давайте вспомним какие это звуки? Обратите внимание на экран. (на экране слайд «дай характеристику звуку»)

Звук Ш – согласный, глухой,, а звук Ж – звонкий согласный.

 - Давайте с вами поиграем в игру с карточками на определение звука – звонкий или глухой.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

 - Я говорю слоги со звуком Ш, а вы меняете на звук Ж.

Ша – Жа

Шо

Шу

Ши

Ше

 - А теперь я говорю слова со звуком Ж, а вы меняете на звук Ш :

Ужи – Уши

Жар – Шар

Жила – Шила

Жаль – Шаль

Жить – Шить

Жалить – Шалить

Житье – Шитье

Лужа – Луша.

Предлагаю детям рассказать историю, но с их помощью.

- У Жени и Даши жили кот и собака (появляются игрушки). Придумайте им клички со звуками «ш» и «ж» (Пушок, Дружок). Однажды Пушок и Дружок ушли из дома и не вернулись. Женя и Даша решили их найти. Стали собираться в дорогу. Какую еду они взяли? (пирожки, ватрушки, пирожное). Какая на них могла быть одежда? (жилет, штанишки, шорты, рубашка, пиджак). А если бы это было зимой? (шарф, шапка, шуба, варежки). Вот они из дома  (вышли,  по дороге  (пошли,  к лесу (подошли, в лес (зашли). И нашли Даша и Женя Пушка и Дружка.

Вот такую историю мы рассказали все вместе.

Физминутка: "Весёлые мышки"

Весёлые мышки бегут по лужайке (бег на месте),

на мышках красивые красные майки (рывки руками),

У мышек на лапках зелёные тапки (приседания),

Торопятся в школу весёлые мышки (бег)

Боюсь, опоздают! Скорее вприпрыжку!

Вот узенькой стала лесная дорожка,

Мышата поскачут на одной ножке ножке.

Портфель уронили!

Нагнулись, подняли!

Скорее бежим!

Уф! Успели (садимся на места! Устали)

Воспитатель: Поиграем в игру «Рассели жильцов в домики»

Раздаю детям карточки с изображением предметов на звуки Ж и Ш. На доске прикреплены 2 домика с буквами Ж и Ш. Каждый ребёнок подходит со своей карточкой и «заселяет» в соответствии с нужным звуком и считаем хлопками количество слогов.

Молодцы! Почти все с заданием справились.

Детям раздаются листки с письменными заданиями.

Рефлексия.

С какими звуками мы сегодня работали? Дайте характеристику звуку Ш. Дайте характеристику звуку Ж. Напомните, чем отличаются эти звуки. Что больше всего вам понравилось на занятии? А что было самым трудным? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями.

.



Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение              детский сад № 119 Невского района

Конспект занятия по лепке в подготовительной группы

Тема: «Осеннее дерево»

                                           Подготовила: Баркарь Наталия Григорьевна

Санкт-Петербург 2022

Цель: Сформировать навыки создания образа осеннего дерева, из пластилина используя разные методы лепки  у детей подготовительной группы.

Задачи:

1) Обучающие: 

Совершенствовать технику лепки из пластилина, используя различные  метод лепки (скручивание, жгутики, налеп).

Обучаем  детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развиваем чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине.

2) Развивающие: 

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности,  удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Учим свободно использовать для создания объектов природы, усвоенные ранее умения;  продолжаем учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, характерные особенности изображаемых объектов, обрабатывать поверхность формы движениями пальцев, стеками.

Развиваем мелкую моторику, чувство цвета, пропорций и формы, способствуем  обогащению и активизации словаря детей и умению работать в парах.

3) Воспитывающие: 

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, усидчивость, внимательность, взаимопомощь.

Формировать чувство товарищества.

Планируемые результаты: Дети научились создавать образ осеннего дерева из пластилина, используя различные  метод лепки (скручивание, жгутики, налеп).

Образовательная среда:

Предметно - пространственная среда: 

Пластилин, картон, дощечки для лепки, стеки. Иллюстрация осеннего пейзажа, стихотворение И. Бунина «Листопад».

Характер общения: Воспитатель – ребенок, работа в парах.

Ход занятия:

 Предварительная подготовка: наблюдение за изменениями, происходящими в природе, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора! »

На доске размещены иллюстрации с осенними пейзажами.

Чтение стихотворения:

"Листопад" И. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой….

Воспитатель: Ребята, скажите, о чем это стихотворение?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, о каком времени года говорит автор? И почему?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а какие признаки осени вы знаете?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А на всех ли деревьях листва  одинаково окрашивается?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Молодец Даша! Меняют цвет только лиственные деревья, а хвойные деревья все остаются зелеными или нет, как вы думаете?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Лиственница меняет цвет своих иголок как лиственные деревья. А вы когда-нибудь замечали, что деревья различаются не только окраской листьев, но и имеют разную форму кроны?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вам какие деревья больше нравятся: летние или осенние?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: И правда, в осенних деревьях есть такая завораживающая красота, но она с нами ненадолго! Давайте посмотрим, как художники видят осенний лес?

Дети: Ответы детей.

Дети совместно с воспитателем рассматривают иллюстраций осенних пейзажей, обращая внимание на цвета осени.

Воспитатель: Молодцы! А может быть, вы знаете и строение дерева?

Дети: Ответы детей. (Ствол, крона, тонкие веточки, листья).

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте немного разомнемся. Встаем каждый возле своего стульчика.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Воспитатель: Вот какие большие у нас выросли деревца! Садитесь! Ребята, скажите, о чем мы сегодня разговаривали?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Да, мы говорили об осеннем лесе! А вы не  хотите сделать свой собственный осенний лес?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Вы разделитесь по парам, и каждая из пар сделает по дереву, а из этих деревьев мы и сделаем свой собственный осенний лес, который не облетит, и на который можно будет очень долго любоваться!

Дети садятся парами, воспитатель показывает способы лепки, затем дети приступают к выполнению задания. В случае затруднения воспитатель им помогает.

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Посмотрите, какие замечательные деревья у нас получились!

Дети:  Рассматривают получившиеся деревья у других пар.

Воспитатель: Как вы думаете, у какой из пар получилось самое осеннее дерево?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А теперь самое время создать наш собственный осенний лес!

Дети совместно с воспитателем оформляют выставку «Осенний лес».

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что больше всего?

Дети: Ответы детей.

Выслушав все ответы детей, завершает занятие чтением стихотворения А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…

Воспитатель: Все сегодня очень хорошо постарались, у всех деревья получились по-настоящему осенние!



Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение              детский сад № 119 Невского района

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группы

Тема: «Осенние листья».

                                           Подготовила: Баркарь Наталия Григорьевна

Санкт-Петербург 2022

Цель: Учить детей рисовать осенние листья, передавая форму и окраску. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения оттенков). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, чувства. Поддерживать творческие проявления.

Предварительная работа: наблюдение за листопадом на прогулке. Сбор и рассматривание осенних листьев. Дидактическая игра «С какого дерева лист«Найди свою пару».

Чтение и разучивание стихотворений об осени. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов об осени.

Материалы и оборудование: акварельные краски, альбомного листа, палитры, кисти, стаканчики-непроливайки, простые карандаши, осенние сухие листья, дидактические игры «С какого дерева лист«Найди свою пару», аудиозапись «Осень» А Вивальди.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится.

(Стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»)

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко – желтая листва.

Птиц не слышно.

Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

Дети: В этом стихотворении говорится об осени.

Воспитатель: а какие приметы осени вы знаете? Назовите.

Дети(перечисляют приметы осени).

Воспитатель: К нам в группу пришла посылочка необычная. Давайте-ка посмотрим, что же в ней.

(Дети открывают коробку – в ней красивые осенние листочки)

Воспитатель: а давайте, ребята, поиграем с листочками. Игра называется «С какого дерева лист. Я буду показывать вам лист, а вы называть с какого он дерева.

Теперь попробуем нарисовать осенние листья. Занимайте свои рабочие места.

(Дети садятся на рабочие места. На столах у каждого акварельные краски, кисти, непроливайки, палитры, альбомные листы.)

На магнитной доске прикреплены разноцветные осенние листья. Обратите внимание на разнообразные оттенки, которые можно увидеть на листьях.

 -  А этот лист клена, он напоминает ладошку с растопыренными пальцами. Для кленового листа осень припасла оранжево-желтую краску. Весь листок сначала раскрасила оранжевой краской, а потом смешала оранжевую и желтую.

Сначала листок рисуем простым карандашом. Наносим краску смешивая ее прямо на листочке по 2-3 цвета, так, чтобы краска сливалась одна в другую, образуя новое сочетание, новые оттенки. Будьте очень внимательны и аккуратны, чтобы на рисунке листочки были как настоящие.

Самостоятельная деятельность детей. (По ходу занятия воспитатель помогает детям выбрать верное цветосочетание, дети оценивают работы друг друга за аккуратность, за интересное цветовое решение)

Воспитатель: Молодцы! Все хорошо постарались. Давайте сейчас поиграем. Игра называется «Найди свою пару». Каждому из вас я раздам осенние листочки. Все они разного цвета, формы, но среди них найдется два одинаковых листочка. По моей команде вы будете бегать по группе, изображая осенний листопадКак только я скажу«1,2,3 – пару найди!» вы должны найти одинаковые листочки и образовать пару.

(Воспитатель под тихую осеннюю музыку А. Вивальди читает стихотворение:)

Осень начинается,

Листья осыпаются.

И веселый хоровод,

Ветер кружит и несет.

Все засыпано листвой,

Желтой, красной, золотой



Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение              детский сад № 119 Невского района

Конспект занятия в подготовительной группы

Тема: «Перелётные птицы».

                                           Подготовила: Баркарь Наталия Григорьевна

Санкт-Петербург 2022

Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные»«водоплавающие», развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.

Образовательная область:

— познавательное развитие;

— социально-коммуникативное развитие;

— речевое развитие.

Задачи:

Обучающие:

— Расширить знания детей о птицах.

— Закрепить знания о перелетных птицах.

— Закрепить обобщающие понятия.

— Обучать развернутому высказыванию.

— Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и приемы:

— Наглядные;

— Словесные;

Словарь:

Активизировать в речи детей следующие словаперелет- стаей, вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными ви-дами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.

Оборудование:

— Плакат с изображением природы, перелетных птиц.

— Мультимедийная установка;

— Презентация по теме : «Перелетные птицы»;

— Угощения для детей (конфеты «Ласточка»);

— Шапочки для детей с героями сценки.

Ход занятия.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

Сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

И деревья блистают

В разноцветном уборе.

(«Осень.» К. Бальмонт)

Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают».

Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. Воспитатель. Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы).

Загадки:

Кто эта птица? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет,

А зовется птица (Грач)

Эту птицу всякий знает :

На шесте ее дворец,

Червяков домой таскает

Да трещит весь день… (Скворец)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце.

Сверху – черное суконце,

А снизу – белое полотенце. (Ласточка)

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Перелетные птицы (грачи, ласточки, аисты, соловьи,ку-кушки, чижи; скворцы; белая трясогузка; черные стрижи).

Воспитатель: А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, кли-ном. Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке.  (Воспитатель на доске схематически изображает, как улетают птицы.)

Загадки:

Он живет на крыше дома-

Это старый наш знакомый:

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней.

Кто же это (Соловей)

Воспитатель: Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц. Туловище, голова, хвост, клюв.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению, внешнему виду, величине.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.

Воспитатель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : не-которым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Воспитатель: Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых.  Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Воспитатель: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

Игра «У кого какое тело?»

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Зна-чит, скворец какой? (Короткохвостый.)

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Воспитатель: Давайте вспомним, покажем и назовем, части тела всех птиц (лапы, шея, голова, клюв, хвост). Чем покрыто тело птиц? Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом, формой, размером крыльев.)

Конкурс «Прилетели птицы».

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-ни-будь другое, хлопайте в ладоши!

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы : голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы : голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Упражнение «Скажи наоборот» : Закончи предложения.

Аист большой, а соловей….

У аиста длинная шея, а у кукушки….

У соловья серая грудка, а у ласточки…

Аист белый, а грач…

Физминутка.

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Прогнулись над водой

Качают головой

Прямо и гордо

Умеют держаться

И очень бесшумно

На место садятся.

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, жу-равль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются на-секомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … /он до-стает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Воспитатель: Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же удалось это сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы.

Воспитатель: Какие вы знаете сказки с названием птиц?

«Гуси-лебеди»«Серая шейка»«Путешествие Нильса с дикими гусями»«Гадкий утенок»«Дикие лебеди»(Ответы детей).

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на ги-бель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

Воспитатель: Не забывайте, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять.

Все наши перелетные птицы улетели, но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение с названием перелетной птицы «Ласточка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...