Статья "Особенности работы с детьми с повышенной тревожностью"
статья

Шарипова Ольга Алексеевна

На сегодняшний день проблема тревожности является одной из тех, которая заслуживает внимания. Что заставляет детей волноваться? Попробуем разобраться в этом вопросе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sharipova_statya.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Шарипова, О.А.,

МБДОУ Детский сад №179, г. Иркутск

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

На сегодняшний день проблема тревожности является одной из тех, которая заслуживает внимания. Что заставляет детей волноваться? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Большинство специалистов считают, что тревожность развивается в результате нарушения детско-родительских отношений, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта. Зачастую родители предъявляют к ребенку завышенные требования, часто критикуют достижения и поступки, скупятся на похвалу. Ребенок боится быть «не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым нормам, не оправдать ожидания взрослого. Малыш не может понят, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что он никогда не сможет выполнить всего того, чего ждут от него папа и мама. Порой такие действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей.

В практике мы сталкиваемся и с другими случаями, когда родители уделяют много внимания ребенку, стараются для него создать оптимальные условия, но, тем не менее, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт.

Тревожные дети отличаются от своих сверстников: они чрезмерно беспокойны, причем иногда боятся не самого события, а его предчувствия. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны, а уровень самооценки занижен. Тревожные дети испытывают дискомфорт, так как они постоянно контролируют не только свои эмоции (радость, грусть и другие), но и волнуются за близких им людей. Как правило, тревожные дети не делятся своими проблемами, иногда даже скрывают их. Они испытывают страх перед публичным выступлением, новыми знакомствами, различными жизненными переменами.

Если тревожность слишком высока, то существует опасность, что она со временем перерастает в комплекс характера и ее симптомы станут привычным способом поведения. Поэтому так важно помочь ребенку снизить уровень тревожности.

Преодоление тревожности требует специальной психотерапевтической работы, ориентированной на источник тревожности. От педагогов и родителей требуется повышенное внимание к потребностям ребенка, создание обстановки. Способствующей формированию у него уверенности в своих силах.

Прежде всего, при работе с тревожными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с тревожными и застенчивыми детьми – тонкое, деликатное дело.

В общении с такими детками нужно минимизировать критику, чаще поддерживать и хвалить их даже за незначительные успехи.

Психологи рекомендуют работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях:

повышение самооценки;

обучение ребенка управлять собой в волнующих его ситуациях;

снятие мышечного напряжения.

Таким образом, в результате исследования научных психолого-педагогических работ, мы получили достоверную информационную базу, которая послужила основой для организации собственной практической деятельности.

Основываясь на полученных результатах диагностирования, с учетом уровня тревожности, выявленного у каждого ребенка, нами была составлена и апробирована программа социально-психологической  коррекционно-развивающей работы, которая состояла из цикла специально организованных занятий с использованием методов арт-терапии.

Занятия проводятся в игровой форме. На них дети учатся преодолевать неприятные для них свойства характера, например, неуверенность в себе (игры «Паровозик», «Щит и меч»), страх (рисование страхов, рассказывание о своих страхах).

Снижению уровня тревожности хорошо помогает такая игра, как «Создаем талисман», в которой дети описывают такие качества характера, помогут ему преодолеть тревогу.

Упражнения «Монотипия», «Рисование телом» позволяют расслабиться и ступить за рамки дозволенного, не контролировать продукт своей деятельности. Упражнение «Игра наоборот» позволяет ребенку нарушать правила, которые он всегда привык соблюдать.

Таким образом, ребенок получает новый опыт, пробует себя в нем. И для ребенка повышаются шансы, что в реальной ситуации он не станет так тревожиться, когда случайно сделает ошибку или решит сделать по-своему.

В итоге, проведенная работа позволяет отследить и проанализировать изменения уровня тревожности и его снижение. Кроме того, считаем необходимым подключение к подобной работе не только педагогов, но и родителей, что нами в полной мере использовалось. Чтобы добиться наиболее эффективных результатов, следует продолжать работу по этой проблеме.

Список литературы:

  1. Астапов В. И. Тревожность у детей. – М.: ПЕРСЭ, 2001.-143 с.
  2. Воронова А.А. Арт-терапия для дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.
  3. Кочубей Б., Новикова Е. Снимаем маску с тревоги// Семья и школа. – журнал. 1988. №11. С. 15 – 19.
  4. Кудрина Г. Я., Ковалева Е. Б. Психологическая защита дошкольников. – Иркутск: ИГПУ, 2002. – 50 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с тревожными детьми.

Детский  сад  посещают  дети  с  различными  психологическими  особенностями.  Одни  с  самого  начала  требуют  постоянного...

Рабочая программа психолога с тревожными детьми. Тренинг с тревожными детьми.

Как правило,  в саду тревожные дети не так заметны, как гиперактивные или агрессивные дети. Но где тревожность, там и страхи, а страхи вызывают напряжение у детей, которое рано или поздно ищет вы...

Правила работы с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми.

Шпаргалка для взрослых Или Правила работы с гиперактивными детьми 1.   Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.2.   Уменьшить рабочую нагрузку на ребёнка.3....

Консультация для педагогов «Работа с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми в ДОУ»

Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию...

Повышенная тревожность у ребенка. Психологическая помощь тревожному ребенку.

Понятие тревожности. Поведенческие признаки тревожного ребенка. Причины повышенного уровня тревожности. Работа с тревожными детьми....

Презентация по физическому развитию "Совершенствовать работу с детьми по повышению двигательной активности в течении дня посредством русских народных подвижных игр"

Игра самая любимая естественная деятельность, которая занимает важное место в жизни ребенка и является главным средством воспитания и оздоровления.        Русские на...