Познавательное развитие: исследовательская и проектная деятельность в соответствии с ФГОС ДО
статья

Аннотация. Статья посвящена возможностям исследовательской и проектной деятельности в ДОУ, приведен алгоритм реализации проектной работы при освоении раздела «Познавательное развитие». В статье конкретизировано понятие «картина мира», перечислены входящие в это понятие философские вопросы.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, картина мира, проектная работа. Согласно ФГОС ДО, образование дошкольников направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья. Причем, как отмечено в Cтандарте, обучение и воспитание — это целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Среди принципов, сформулированных в документе, необходимо обратить особое внимание на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, приоритетное использование игровой, познавательной и исследовательской форм деятельности и обязательное сотрудничество с семьей.

Необходимой предпосылкой становления личности является формирование у ребенка целостной картины мира. Понятие «картина мира» включает в себя «целостную систему представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемую в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений наук» [14]. В учении Константина Дмитриевича Ушинского целостная картина мира — это «модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре, как системное представление о пространственно-временном существовании мира, бесконечности Вселенной и месте и назначении человека в нем» [12]. Современная картина мира подразумевает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, рассматривает мир в единстве и целостности. Картина мира состоит из четырех основных сюжетов:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие: исследовательская и проектная деятельность в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила: воспитатель Кателеева Галина Георгиевна

Аннотация. Статья посвящена возможностям исследовательской и проектной деятельности в ДОУ, приведен алгоритм реализации проектной работы при освоении раздела «Познавательное развитие». В статье конкретизировано понятие «картина мира», перечислены входящие в это понятие философские вопросы.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, картина мира, проектная работа. Согласно ФГОС ДО, образование дошкольников направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья. Причем, как отмечено в Cтандарте, обучение и воспитание — это целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Среди принципов, сформулированных в документе, необходимо обратить особое внимание на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, приоритетное использование игровой, познавательной и исследовательской форм деятельности и обязательное сотрудничество с семьей.

Необходимой предпосылкой становления личности является формирование у ребенка целостной картины мира. Понятие «картина мира» включает в себя «целостную систему представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемую в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений наук» [14]. В учении Константина Дмитриевича Ушинского целостная картина мира — это «модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре, как системное представление о пространственно-временном существовании мира, бесконечности Вселенной и месте и назначении человека в нем» [12]. Современная картина мира подразумевает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, рассматривает мир в единстве и целостности. Картина мира состоит из четырех основных сюжетов:

1 — «человек и космос»,

2 — «человек и природа»,

3 — «человек и человек»,

4 — «человек и нечто (непознанное)».

Все сюжеты, заложенные в философском понятии «картина мира», в том числе и идеи К.Д. Ушинского, нашли отражение в разработанном нами учебно-методическом комплексе (УМК) по формированию целостной картины мира [1–7]. В УМК вошли рабочие тетради с цветными и черно-белыми картинками для каждого возраста и методические рекомендации для педагога по разным видам деятельности в ДОУ и на разные возрастные группы.

В процессе развития ребенка происходит постоянное прибавление знаний, и их совокупность складывается в целостную картину мира, которая на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Современная картина мира включает в себя представления о развитии бытия, о взаимосвязи и взаимодействии субъективной реальности. Она показывает, что в результате усложнения структуры и уровней организации материи из неживой природы возникает живая, а из этой последней — человек с его социальными проблемами и извечными философскими вопросами, встающими перед каждой личностью и нередко остающимися без ответа:

— Как устроен мир? Познаваем ли он?

— Что такое добро, зло, красота, справедливость, истина и ложь?

— Зачем мы живем? Для чего мы родились? [8]

Детям необходимо представить все четыре сюжета. Картина мира должна восприниматься простой и очевидной, добро и зло — конкретными и осязаемыми, отношение к миру должно строиться на позитивных позициях. С самого раннего возраста дети должны почувствовать существующую преемственность поколений, осознать себя наследниками традиций предков. Передача опыта от старших к младшим в семье и в детском саду является обязательным условием гармоничной жизни каждого человека и общности людей в целом. Именно через взаимоотношения людей ребенок осознает такие понятия, как дом, семья, народ, Родина, Отечество. Семья и дом — это особая духовно-психологическая общность, где главное — атмосфера любви, самопожертвования ради близких людей, взаимопонимания.

С дошкольного возраста необходимо формировать трепетное отношение к таким важнейшим человеческим ценностям, как Родина и Отечество. Родина — это и природа, и наши земляки. Отечество тесно связано с именем, которое носит человек: имя собственное, имя отца (отчество), имя семьи (фамилия), имя народа, к которому принадлежишь (национальность), имя семьи народов, объединенных в Отечестве.

В картину мира ребенка обязательно должен быть включен многообразный мир живой и неживой природы: растения и животные, Земля и небесные светила, краски и звуки, нас окружающие. Сформированная целостная картина мира поможет ребенку легче адаптироваться в мире, в котором ему предстоит жить.

Главная идея метода, предлагаемого нами, заключается в том, что ребенок с гораздо большим увлечением выполняет ту работу, которую выбрал сам.

Одним из важнейших условий работы воспитателя в сфере познания, т. е. формирования целостной картины мира и расширения кругозора ребенка, является непрерывность образования и реализация преемственности в отборе и распределении содержания. Прежде чем начать работу над проектом, воспитателю следует четко представлять определения, которыми ему предстоит пользоваться [9]:

Исследование — вид деятельности человека, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, свойств, содержания, закономерностей поведения и развития.

Проект (от лат. projectus — брошенный вперед — замысел, идея, образ) — это работы, планы, мероприятия, направленные на создание нового продукта.

Оборудование — совокупность приспособлений, необходимых для чего-нибудь, инвентарь.

Достоверность результата — соответствие сделанных выводов действительному состоянию изучаемого объекта.

Техника безопасности — мероприятия, направленные на устранение факторов, причиняющих вред здоровью.

Тема (от греч. themа — то, что положено в основу) — суть исследования, то, о чем идет повествование.

Название — а) словесное обозначение вещи, явления; б) имя, заглавие. Синоним: наименование — это слово, которым вы называете предмет, чтобы выделить его из ряда подобных.

Цель — а) предмет, место, в которое направляют выстрел, удар; б) мишень; в) (перен.) то, к чему стремятся.

Задача — то, что требует исполнения, разрешения (команда сделать).

Метод — совокупность действий, направленных на решение определенной задачи.

Продукт — предмет — результат труда, деятельности.

Результат — конечный итог, следствие, завершающее собою какое-либо действие.

Вывод — умозаключение, итог.

Метод проектов предполагает развитие:

— познавательных навыков,

— способностей самостоятельно конструировать и использовать знания;

— умения ориентироваться в информационном пространстве и критически осмысливать полученную информацию [8].

В настоящее время метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом (продуктом), оформленным тем или иным образом. Важно, что этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни, что обязательно принесет ребенку чувство удовлетворения, столь необходимое при нацеленности воспитательного процесса на формирование ощущения «счастливого детства».

Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности ребенка, учитывая его психологические особенности, а также предоставляет ему возможность почувствовать себя взрослым, самостоятельным, достойным уважения и доверительного отношения, предоставляет возможность фантазирования, используя оригинальность замысла и творческий подход [11]. Ребенок реализует потребность экспериментировать, определяет границы своих возможностей, как физических, так и интеллектуальных, осознает себя членом команды.

В основу проектного метода заложены принципы проведения научного исследования или подготовки технического изобретения. Цель того и другого была определена величайшим философом, одним из основателей естествознания Готфридом Лейбницем (1646–1716): «Стремление к благоденствию человечества, преумножение всего, что полезно людям. Но не ради того, чтоб затем предаваться безделью, а для поддержания добродетели и расширения знаний. Всякий талант обязан внести свою лепту!» [8]

Функции в науке и технике формулируются следующим образом:

1. Познавательная — расширение знаний об окружающем мире, человеке и обществе.

2. Практическая — развитие новых технологий в производительных силах общества.

3. Образовательная — создание новых технологий обучения.

4. Мировоззренческая — систематизация знаний об окружающем мире, обществе и самом человеке [8].

Пользуясь данными понятиями, можно представить алгоритм проектной работы. Работа над проектом позволяет задумать и поставить опыты, провести опрос, создать продукт, которым смогут воспользоваться другие. Начинать следует с определения продукта проекта, т.е. необходимо выяснить у детей, что бы им хотелось создать: кормушку для птиц, огород, клумбу, спектакль, выставку работ и т.д. Инициатива должна исходить только от ребят. Определение продукта позволит сформулировать следующую задачу: практическую. К тому же следует помнить, что поставить задачу — это значит дать команду к действию, поэтому при формулировке стоит использовать неопределенную форму глагола.

Вопрос «Как сделать этот продукт?» дает возможность определиться, какую информацию и в каком количестве нужно привлечь и какими источниками воспользоваться (беседа, фильм, книга и пр.). Здесь возникает возможность формулировки познавательной задачи.

Следующая задача — образовательная. Как мы собираемся демонстрировать (презентовать) полученный в результате проектной деятельности продукт? Это может быть конкурс, выставка, фестиваль, праздник. На этих мероприятиях мы передаем полученные знания и умения другим.

Наконец, последняя задача, мировоззренческая, такова: как повлияет полученный продукт или собственно деятельность на изменение отношения к миру самих участников, их родителей и окружающих?

Когда четко сформулированы задачи, можно продумать цель проекта. Необходимо помнить, что цель сродни крохотной мишени, в которую нужно попасть охотнику. Поэтому формулировать ее следует очень четко и кратко. Кроме того, необходимо учесть, что цель, в отличие от задачи, должна быть менее конкретной, но более высокой. Далее по порядку мы отбираем методы по каждой задаче отдельно. Ожидаемые результаты также декларируем по каждой поставленной задаче.

Существует немало способов выделения этапов при реализации проектной работы. Для образности можно сопоставить ее с деятельностью земледельца [7]:

1-й этап, подготовительный, приходится на зимний период, когда земледелец готовит необходимый инвентарь, посевной материал, проверяет семена на всхожесть, продумывает, где, сколько и когда он будет сажать и сеять.

2-й этап, начальный, приходится на весну, когда сроки посевной должны быть определены с максимальным эффектом для будущего урожая, к тому же всегда следует помнить: что посеешь, то и пожнешь.

3-й этап — основной, основная доля всех работ (70–80%) приходится на лето: полив, прополка, подкормка, окучивание, борьба с сорняками, болезнями и вредителями.

4-й этап — заключительный, т.е. «сбор урожая», — приходится на осень: подведение итогов — всегда праздник, хотя и требующий немалых трудов.

На первом, подготовительном, этапе в проекте создается команда, определяются продукт проекта, формулировка темы и выбор названия. Далее происходит осмысление проблемы, определение цели и постановка задач.

Отвечая на вопрос «Зачем я собираюсь делать этот проект?», мы формулируем цель работы. Вопрос необходимо ставить несколько раз, до тех пор, пока ответ не удовлетворит всех.

Отвечая на вопрос «Что для этого следует сделать?», мы определяемся с задачами работы. Задач, как правило, бывает три-четыре:

1. Собрать информацию о том, какой продукт мы собираемся получить в результате проектной деятельности.

2. Создать продукт.

3. Презентовать продукт проекта, т.е. продемонстрировать полученный результат всем, кому это может быть интересно.

4. Способствовать изменению отношения к миру, если суть проекта допускает это.

Вопрос «Как это делать?» способствует поиску методов, которые помогут в решении задач. Соответственно, под каждую задачу должно быть не меньше двух способов ее решения.

Вопрос «Чего хотим добиться?» поможет представить ожидаемый результат, т.е. гипотезу.

Затем нужно определиться с формулировкой темы проекта. Ведь как корабль назовут, так он и поплывет! При выборе темы необходимо учитывать основные требования:

1) значимость проблемы, требующей для своего решения интегрированного знания и исследовательского поиска;

2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3) широкая самостоятельная (индивидуальная, парная или групповая) деятельность детей.

На начальном этапе производится пробная реализация работы. Это тот момент, когда есть возможность вносить коррективы или определиться с тем, чтобы все было выстроено логично и грамотно. Начинается сбор информации — это может быть беседа с воспитателем или приглашенным знающим человеком; поиск информации вместе с родителями в сети Интернет; чтение книг; просматривание видео- или художественных фильмов.

Основной этап включает основной объем работы и занимает по времени приблизительно 70–80% от общего времени реализации проекта. Здесь ведется рутинная работа, позволяющая получить статистически достоверные данные и произвести их анализ.

Следует отметить, что не все дети сразу и легко включаются в работу над проектом. Не стоит предлагать задание, которое ребенок не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

Заключительный этап — это презентация полученного результата на празднике, конкурсе перед родителями, старшими или младшими детьми детского сада и оценка всей проектной деятельности (чем овладели, а чему еще следует научиться).

Прежде чем приступить к работе, дети должны спрогнозировать конечный результат, причем одинаково ценными будут и положительный, и отрицательный результаты. Следует обязательно сопоставить ожидаемые и полученные результаты. Разница в них позволит определить дальнейшую перспективу работы. На завершающем этапе ребенок должен самостоятельно оценить, достиг ли он поставленной в проекте цели. Это и будет окончательный вывод.

Итак, выполнение проектной работы предусматривает использование совокупности разнообразных методов и средств, интегрирование знаний и умений в познавательной области. Работая по методу проектов, воспитатель должен обеспечить свободу воли каждого ребенка, тщательно следить, чтобы любое его предложение было принято к обсуждению, и в нужную минуту обязательно прийти на помощь.

Тематика проектов может быть весьма разнообразной, поэтому воспитателю необходимо иметь широкий кругозор, навыки владения ремеслами, умение ориентироваться в литературе различного характера. Воспитатель, организующий проектную деятельность, должен иметь собственный план действий, постоянно вести наблюдение за реализацией проекта и периодически подбадривать всех членов команды. Следует помнить, что работа над проектом не должна занимать много времени, но обязательно должна давать возможность ребенку самостоятельно мыслить.

Детский проект — это один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система. Он должен отталкиваться от интересов детей и носить характер деловых игр, облекаться в форму литературных проектов, географических «путешествий». Умение пользоваться методом проектов демонстрирует высокую квалификацию педагога, его прогрессивность в обучении и развитии подрастающего поколения.

Литература

1. Андреевская Е.Г. Картина мира. Рабочая тетрадь для детей 3–4 лет. — М.: Ювента, 2013.

2. Андреевская Е.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Картина мира» для детей 3–4 лет. — М.: Ювента, 2013.

3. Андреевская Е.Г. Картина мира. Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. — М.: Ювента, 2013.

4. Андреевская Е.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Картина мира» для детей 4–5 лет. — М.: Ювента, 2013.

5. Андреевская Е.Г. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. — М.: Ювента, 2015.

6. Андреевская Е.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Окружающий мир» для детей 5–6 лет. — М.: Ювента, 2015.

7. Андреевская Е.Г. Формирование целостной картины мира в процессе проектной деятельности дошкольников. Методические рекомендации для воспитателя. М.: Паганель, 2016.

8. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник. — М.: Проспект, 2006.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1997.

10. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. — М.: Академия, 2007.

11. Полат Е.С., Бухаркина П.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. — М.: Академия, 2005.

12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Перспектива, 2014.

14. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий в ДОУ для реализации детьми проектной деятельности в соответствии с ФГОС

  Реализация проектов происходит через различные виды деятельности(творчскую, экспериментальную, продуктивную)....

«Художественно – эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности в соответствии с ФГОС».

Каждый ребенок -  художник.                         Трудность в том, чтобы ...

План – программа «Художественно – эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности в соответствии с ФГОС».

laquo;Цветные чудеса».Данный проект способствовал успешному овладению детьми нетрадиционными техниками рисования.Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развити...

Опыт работы «Познавательное развитие детей через игровую деятельность в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: Раскрытие интеллектуально – познавательного потенциала ребенка через игровую деятельность.Задачи:Формировать потребности к способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении р...

Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обосно...

«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...

Технология организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

quot;Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин...