План по самообразованию воспитателя Дорониной Т.В. на тему: «Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников» 2022-2023г.
методическая разработка (средняя группа)
МБДОУ « Филимоновский детский сад»
План по самообразованию воспитателя Дорониной Т.В.
на тему: «Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников» 2022-2023г.
Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме «Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников»
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию
математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями
Провести анализ эффективности проделанной работы.
Предполагаемый результат: при систематической работе способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.
Актуальность выбранной темы
Одной из важных задач, выделяемой ФГОС в работе дошкольного образовательного учреждения, является требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, стимулирующих познавательную активность дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены
огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности.
А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Наглядные методы:
демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца
Словесные методы: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.
Практические методы: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделировании.
Реализация плана по самообразованию 2022-2023уч.г.
Сроки | Содержание работы | Формы и методы работы | Изменения предметно-развивающей среды | Практический выход | |
с детьми | с родителями | ||||
Сентябрь 2022 | -изучение требований ФГОС ДО; -изучение методической, предметной литературы по теме | - Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми среднего дошкольного возраста. |
| Внесение в развивающую среду группы наборы с блоками | Список литературы (см. Приложение №1); - результаты обследования детей, - план работы на учебный год |
Октябрь 2022 | Изучение опыта работы, методик и технологий, применяемых педагогами в сети Интернет. | Использование накопленного опыта в работе с детьми; | Устный опрос и беседы, выявляющие знания и представления родителей об играх с блоками Дьенеша.
|
|
|
Ноябрь 2022 | Подбор и изготовление дидактических игр логическими блоками Дьенеша | Знакомство детей с блоками, их основными свойствами Дидактические игры: «За грибами» «Найди фигуру»
| Консультация на тему: «Маленькие Логики».
| Подготовка практического и наглядно-иллюстративного материала | Использование накопленного опыта в работе с детьми; |
Декабрь 2022 | Подбор занятий, с использованием блоков Дьенеша
| Дидактические игры «Найди не такую». «Чудесный мешочек» Развивающие настольные игры : «Раздели фигуры» «Кулинары» «Второй ряд»
|
| Пополнение картотеки | Картотека картинок, слайдов, игр |
Январь 2023 | Сюжетно – ролевые игры с замещением предметов блоками Дьенеша. | Сюжетно – ролевая игра «Кухня», «Магазин», «Автобус» «Бусы в подарок кукле» «Раздели фигуры» «Чудесный мешочек» «Кто быстрее соберёт» | Игровой тренинг с родителями «Блоки Дьенеша Играем дома!» |
|
|
Февраль 2023 | Подбор игр для выкладывания из логических блоков животных, птицу, человека, машину, цветок, дерево, насекомое. | Выкладывание в альбомах «Лепим нелепицы»
«Рыбалка» «Домино» «Поручения» «Найди фигуру»
| Размещение в уголке для родителей информации о структуре логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям. | Создание карточек с обозначением свойств | Картотека карточек с обозначением свойств |
Март 2023 | Изучение материала по внедрению карточек –схем для игр с блоками Дьенеша | Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Развивающие игры «Парные картинки» «Все в ряд» «Магазин» | Консультация для родителей «Как мы работаем с блоками Дьенеша | Изготовление картотеки игр и упражнений с карточками -схемами | Пополнение картотеки |
Апрель 2023 | Составление карточек, схем | Дидактические игры с карточками схемами «Найди собачку», «Опиши фигуру»,
| «Фантазируем и зарисовываем» Изготовление картотеки рисунков для работы с блоками Дьенеша |
| Картотека схем карточек: раздаточные – на каждого ребенка, демонстрационные – для показа. |
Май 2023 | Педагогическое обследование детей | Игры в игровых альбомах: «Блоки Дьенеша для самых маленьких». «Маленькие Логики». | Просмотр видео на собрании «Наши достижения в математике» |
| Подведение итогов работы. Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами. Анализ степени достижения поставленной цели. |
Июнь - август | Индивидуальная работа по математическому развитию детей с помощью блоков Дьенеша |
Литература:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
3.«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
4. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
Электронные ресурсы
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (Младший возраст): практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ : [метод.пособие]/авт.-сост. Е. Н. Панова. - Сер. Младший возраст – Воронеж, 2006 [Электронный ресурс]
6.Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1996. [Электронный ресурс]/http://detsad2301.ru/DswMedia/davaytepoigraem.doc
7.Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников [Электронный ресурс]/
8.Носова Е.А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Издание 2-е, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002. [Электронный ресурс]/http://gigabaza.ru/doc/79722-pall.html
9.СистемаДьенеша[Электронныйресурс]/http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/sistema_djenesha.html
10.Швайка Т.С.БлокиДьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности [Электронный ресурс]/http://igra-doschkolnik.blogspot.ru/2015/10/blog-post.html
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovanya_2022-2023_doronina.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Филимоновский детский сад»
План по самообразованию воспитателя Дорониной Т.В.
на тему: «Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников» 2022-2023г.
Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме «Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников»
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию
математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями
Провести анализ эффективности проделанной работы.
Предполагаемый результат: при систематической работе способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.
Актуальность выбранной темы
Одной из важных задач, выделяемой ФГОС в работе дошкольного образовательного учреждения, является требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, стимулирующих познавательную активность дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены
огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности.
А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Наглядные методы:
демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца
Словесные методы: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.
Практические методы: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделировании.
Реализация плана по самообразованию 2022-2023уч.г.
Сроки | Содержание работы | Формы и методы работы | Изменения предметно-развивающей среды | Практический выход | |
с детьми | с родителями | ||||
Сентябрь 2022 | -изучение требований ФГОС ДО; -изучение методической, предметной литературы по теме | - Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми среднего дошкольного возраста. | Внесение в развивающую среду группы наборы с блоками | Список литературы (см. Приложение №1); - результаты обследования детей, - план работы на учебный год | |
Октябрь 2022 | Изучение опыта работы, методик и технологий, применяемых педагогами в сети Интернет. | Использование накопленного опыта в работе с детьми; | Устный опрос и беседы, выявляющие знания и представления родителей об играх с блоками Дьенеша. | ||
Ноябрь 2022 | Подбор и изготовление дидактических игр логическими блоками Дьенеша | Знакомство детей с блоками, их основными свойствами Дидактические игры: «За грибами» «Найди фигуру» | Консультация на тему: «Маленькие Логики». | Подготовка практического и наглядно-иллюстративного материала | Использование накопленного опыта в работе с детьми; |
Декабрь 2022 | Подбор занятий, с использованием блоков Дьенеша | Дидактические игры «Найди не такую». «Чудесный мешочек» Развивающие настольные игры : «Раздели фигуры» «Кулинары» «Второй ряд» | Пополнение картотеки | Картотека картинок, слайдов, игр | |
Январь 2023 | Сюжетно – ролевые игры с замещением предметов блоками Дьенеша. | Сюжетно – ролевая игра «Кухня», «Магазин», «Автобус» «Бусы в подарок кукле» «Раздели фигуры» «Чудесный мешочек» «Кто быстрее соберёт» | Игровой тренинг с родителями «Блоки Дьенеша Играем дома!» | ||
Февраль 2023 | Подбор игр для выкладывания из логических блоков животных, птицу, человека, машину, цветок, дерево, насекомое. | Выкладывание в альбомах «Лепим нелепицы» «Рыбалка» «Домино» «Поручения» «Найди фигуру» | Размещение в уголке для родителей информации о структуре логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям. | Создание карточек с обозначением свойств | Картотека карточек с обозначением свойств |
Март 2023 | Изучение материала по внедрению карточек –схем для игр с блоками Дьенеша | Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Развивающие игры «Парные картинки» «Все в ряд» «Магазин» | Консультация для родителей «Как мы работаем с блоками Дьенеша | Изготовление картотеки игр и упражнений с карточками -схемами | Пополнение картотеки |
Апрель 2023 | Составление карточек, схем | Дидактические игры с карточками схемами «Найди собачку», «Опиши фигуру», | «Фантазируем и зарисовываем» Изготовление картотеки рисунков для работы с блоками Дьенеша | Картотека схем карточек: раздаточные – на каждого ребенка, демонстрационные – для показа. | |
Май 2023 | Педагогическое обследование детей | Игры в игровых альбомах: «Блоки Дьенеша для самых маленьких». «Маленькие Логики». | Просмотр видео на собрании «Наши достижения в математике» | Подведение итогов работы. Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами. Анализ степени достижения поставленной цели. | |
Июнь - август | Индивидуальная работа по математическому развитию детей с помощью блоков Дьенеша |
Литература:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
3.«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
4. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
Электронные ресурсы
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (Младший возраст): практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ : [метод.пособие]/авт.-сост. Е. Н. Панова. - Сер. Младший возраст – Воронеж, 2006 [Электронный ресурс]
6.Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1996. [Электронный ресурс]/http://detsad2301.ru/DswMedia/davaytepoigraem.doc
7.Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников [Электронный ресурс]/
8.Носова Е.А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Издание 2-е, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002. [Электронный ресурс]/http://gigabaza.ru/doc/79722-pall.html
9.СистемаДьенеша[Электронныйресурс]/http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/sistema_djenesha.html
10.Швайка Т.С.БлокиДьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности [Электронный ресурс]/http://igra-doschkolnik.blogspot.ru/2015/10/blog-post.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...
Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».
Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование Среднее-специальноеСтаж педагогической работы 5 летКвалифика...
Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников
Блоки Дьенеша как нельзя более соответствуют развитию логического развития детей дошкольного возраста, формируя способность размышлять, рассуждать, "действовать в уме"....
Использование блоков Дьениша – как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников
ull; Способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логическ...
Использование блоков Дьенеша и кругов Эйлера в развитии логического мышления у старших дошкольников.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на проблеме, на поставленной задаче....
Отчет о реализации темы самообразования Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
В процессе своей работы в детском саду заметила, как важно с самого раннего возраста развивать логическое мышление у детей. Большинство педагогических исследований Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А. Н. ...