План по самообразованию воспитателя Дорониной Т.В. на тему: «Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников» 2022-2023г.
методическая разработка (средняя группа)

Доронина Татьяна Васильевна

МБДОУ « Филимоновский детский сад»

План по самообразованию  воспитателя  Дорониной Т.В.

на тему: «Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников»       2022-2023г.

Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме  «Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников»  

 Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию
математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).

 Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс,  работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями

Провести анализ эффективности проделанной работы.

Предполагаемый результат: при систематической работе способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления  к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Актуальность выбранной темы

Одной из важных задач, выделяемой ФГОС в работе дошкольного образовательного учреждения, является требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, стимулирующих познавательную активность дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены
огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности.

А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Наглядные методы:  

демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца

Словесные методы: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.

Практические методы: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделировании.

 

Реализация плана по самообразованию 2022-2023уч.г.

 

Сроки

Содержание   работы

Формы и методы работы

Изменения предметно-развивающей среды

Практический выход

с детьми

с родителями

Сентябрь 2022

-изучение требований ФГОС ДО;

-изучение методической, предметной литературы по теме

 - Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми среднего дошкольного возраста.

 

Внесение в развивающую среду группы наборы с блоками

Список литературы (см. Приложение №1);

- результаты обследования детей,

- план работы на учебный год

Октябрь

2022

Изучение опыта работы, методик и технологий, применяемых педагогами  в сети Интернет.

Использование накопленного опыта в работе с детьми;

Устный опрос и беседы, выявляющие знания и представления родителей об играх с блоками Дьенеша.

 

 

 

Ноябрь

2022

Подбор и изготовление дидактических игр логическими блоками Дьенеша

Знакомство детей с блоками, их основными свойствами

Дидактические игры:

«За грибами»

«Найди фигуру»

 

 

Консультация на тему: «Маленькие Логики».

 

Подготовка практического и наглядно-иллюстративного материала

Использование накопленного опыта в работе с детьми;

Декабрь 2022

Подбор занятий, с использованием блоков Дьенеша

 

 

Дидактические игры «Найди не такую».

«Чудесный мешочек»

Развивающие настольные игры :

«Раздели фигуры»

«Кулинары»

«Второй ряд»

 

 

Пополнение картотеки

Картотека картинок, слайдов, игр

Январь

2023

Сюжетно – ролевые игры с замещением предметов блоками Дьенеша.

Сюжетно – ролевая игра «Кухня», «Магазин», «Автобус»

 «Бусы в подарок кукле»

«Раздели фигуры»

«Чудесный мешочек»

«Кто быстрее соберёт» 

Игровой тренинг с родителями «Блоки Дьенеша Играем дома!»

 

 

Февраль

2023

Подбор игр для выкладывания из логических блоков  животных, птицу, человека, машину, цветок, дерево, насекомое.

Выкладывание в альбомах «Лепим нелепицы»

 

«Рыбалка»

«Домино»

«Поручения»

«Найди фигуру»

 

Размещение в уголке для родителей  информации о структуре логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.

Создание карточек с обозначением свойств

Картотека   карточек с обозначением свойств

Март 2023

Изучение материала по внедрению карточек –схем для игр с блоками Дьенеша

Знакомство с карточками с изображенными свойствами.

Развивающие игры

«Парные картинки»

«Все в ряд»

«Магазин»

Консультация для родителей «Как мы работаем с блоками Дьенеша 

Изготовление картотеки игр и упражнений с карточками -схемами

Пополнение картотеки

Апрель 2023

Составление  карточек, схем

Дидактические игры с карточками схемами «Найди собачку», «Опиши фигуру»,

 

«Фантазируем и зарисовываем» Изготовление картотеки рисунков для работы с блоками Дьенеша

 

 Картотека схем карточек: раздаточные – на каждого ребенка, демонстрационные – для показа.

Май 2023

Педагогическое обследование детей

Игры в игровых альбомах:

«Блоки Дьенеша для самых маленьких».

«Маленькие Логики».

Просмотр видео на собрании «Наши достижения в математике»

 

Подведение итогов работы. Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами. Анализ степени достижения поставленной цели.

Июнь - август

Индивидуальная работа по математическому развитию детей с помощью блоков Дьенеша

Литература:    

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного    образования, от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

3.«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от  3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

4. «Давайте вместе поиграем»  Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).

Электронные ресурсы

5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (Младший возраст): практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ : [метод.пособие]/авт.-сост. Е. Н. Панова. - Сер. Младший возраст – Воронеж, 2006 [Электронный ресурс]

6.Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1996. [Электронный ресурс]/http://detsad2301.ru/DswMedia/davaytepoigraem.doc

7.Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников [Электронный ресурс]/

8.Носова Е.А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Издание 2-е, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002. [Электронный ресурс]/http://gigabaza.ru/doc/79722-pall.html

9.СистемаДьенеша[Электронныйресурс]/http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/sistema_djenesha.html

10.Швайка Т.С.БлокиДьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности [Электронный ресурс]/http://igra-doschkolnik.blogspot.ru/2015/10/blog-post.html

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovanya_2022-2023_doronina.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Филимоновский детский сад»

План по самообразованию  воспитателя  Дорониной Т.В.

на тему: «Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников»       2022-2023г.

Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме  «Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников»  

 Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию
математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).

 Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс,  работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями

Провести анализ эффективности проделанной работы.

Предполагаемый результат: при систематической работе способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления  к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Актуальность выбранной темы

Одной из важных задач, выделяемой ФГОС в работе дошкольного образовательного учреждения, является требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, стимулирующих познавательную активность дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены
огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности.

А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Наглядные методы:  

демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца

Словесные методы: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.

Практические методы: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделировании.

Реализация плана по самообразованию 2022-2023уч.г.

Сроки

Содержание   работы

Формы и методы работы

Изменения предметно-развивающей среды

Практический выход

с детьми

с родителями

Сентябрь 2022

-изучение требований ФГОС ДО;

-изучение методической, предметной литературы по теме

 - Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Внесение в развивающую среду группы наборы с блоками

Список литературы (см. Приложение №1);

- результаты обследования детей,

- план работы на учебный год

Октябрь

2022

Изучение опыта работы, методик и технологий, применяемых педагогами  в сети Интернет.

Использование накопленного опыта в работе с детьми;

Устный опрос и беседы, выявляющие знания и представления родителей об играх с блоками Дьенеша.

Ноябрь

2022

Подбор и изготовление дидактических игр логическими блоками Дьенеша

Знакомство детей с блоками, их основными свойствами

Дидактические игры:

«За грибами»

«Найди фигуру»

Консультация на тему: «Маленькие Логики».

Подготовка практического и наглядно-иллюстративного материала

Использование накопленного опыта в работе с детьми;

Декабрь 2022

Подбор занятий, с использованием блоков Дьенеша

Дидактические игры «Найди не такую».

«Чудесный мешочек»

Развивающие настольные игры :

«Раздели фигуры»

«Кулинары»

«Второй ряд»

Пополнение картотеки

Картотека картинок, слайдов, игр

Январь

2023

Сюжетно – ролевые игры с замещением предметов блоками Дьенеша.

Сюжетно – ролевая игра «Кухня», «Магазин», «Автобус»

 «Бусы в подарок кукле»

«Раздели фигуры»

«Чудесный мешочек»

«Кто быстрее соберёт» 

Игровой тренинг с родителями «Блоки Дьенеша Играем дома!»

Февраль

2023

Подбор игр для выкладывания из логических блоков  животных, птицу, человека, машину, цветок, дерево, насекомое.

Выкладывание в альбомах «Лепим нелепицы»

«Рыбалка»

«Домино»

«Поручения»

«Найди фигуру»

Размещение в уголке для родителей  информации о структуре логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.

Создание карточек с обозначением свойств

Картотека   карточек с обозначением свойств

Март 2023

Изучение материала по внедрению карточек –схем для игр с блоками Дьенеша

Знакомство с карточками с изображенными свойствами.

Развивающие игры

«Парные картинки»

«Все в ряд»

«Магазин»

Консультация для родителей «Как мы работаем с блоками Дьенеша 

Изготовление картотеки игр и упражнений с карточками -схемами

Пополнение картотеки

Апрель 2023

Составление  карточек, схем

Дидактические игры с карточками схемами «Найди собачку», «Опиши фигуру»,

«Фантазируем и зарисовываем» Изготовление картотеки рисунков для работы с блоками Дьенеша

 Картотека схем карточек: раздаточные – на каждого ребенка, демонстрационные – для показа.

Май 2023

Педагогическое обследование детей

Игры в игровых альбомах:

«Блоки Дьенеша для самых маленьких».

«Маленькие Логики».

Просмотр видео на собрании «Наши достижения в математике»

Подведение итогов работы. Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами. Анализ степени достижения поставленной цели.

Июнь - август

Индивидуальная работа по математическому развитию детей с помощью блоков Дьенеша

Литература:    

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного    образования, от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

3.«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от  3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

4. «Давайте вместе поиграем»  Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).

Электронные ресурсы 

5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (Младший возраст): практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ : [метод.пособие]/авт.-сост. Е. Н. Панова. - Сер. Младший возраст – Воронеж, 2006 [Электронный ресурс]

6.Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1996. [Электронный ресурс]/http://detsad2301.ru/DswMedia/davaytepoigraem.doc

7.Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников [Электронный ресурс]/

8.Носова Е.А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Издание 2-е, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002. [Электронный ресурс]/http://gigabaza.ru/doc/79722-pall.html

9.СистемаДьенеша[Электронныйресурс]/http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/sistema_djenesha.html

10.Швайка Т.С.БлокиДьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности [Электронный ресурс]/http://igra-doschkolnik.blogspot.ru/2015/10/blog-post.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...

Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование  Среднее-специальноеСтаж  педагогической работы 5 летКвалифика...

Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников

Блоки Дьенеша как нельзя более соответствуют развитию логического развития детей дошкольного возраста, формируя способность размышлять, рассуждать, "действовать в уме"....

Использование блоков Дьениша – как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников

ull; Способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логическ...

Использование блоков Дьенеша и кругов Эйлера в развитии логического мышления у старших дошкольников.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на проблеме, на поставленной задаче....

Отчет о реализации темы самообразования Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

В процессе своей работы в детском саду заметила, как важно с самого раннего возраста развивать логическое мышление у детей. Большинство педагогических исследований Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А. Н. ...