Использование блоков Дьенеша и кругов Эйлера в развитии логического мышления у старших дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)

Кроткова Марина Борисовна

Овладев логическими операциямиребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на проблеме, на поставленной задаче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denesh_i_eller.docx_posledniy.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Использование блоков Дьенеша  и кругов Эйлера в развитии логического мышления у старших дошкольников.

 Актуальность.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. Особенно важным является формирование логического мышления дошкольников.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Детей необходимо учить не только считать, вычислять и измерять, но и рассуждать.

Развитие логического мышления выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь. 

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на проблеме, на поставленной задаче. В будущем это поможет ребенку в школе, сделав процесс учебы увлекательным, интересным и успешным.

 В процессе развития логического мышления у старшего дошкольника необходимо научить его самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

 

Блоки Дьенеша.

Первым и основным помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Для развития логического мышления детьми дошкольного возраста используются различные средства:

  • методы и приемы технологии ТРИЗ;
  • игровые проблемные ситуации;
  • игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции);
  • лото, парные картинки; мозаика; пазлы (игры на воссоздание целого из частей);
  • дидактические игры «Числовые карточки», «Засели числа в домик», «Что лишнее»; «Сложи узор», «Геометрический конструктор»,
  • строительные наборы (напольные, настольные),  конструкторы разного вида);
  • игры на развитие пространственного воображения (учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу));
  • игры на счет;
  • игры со счетными палочками ( развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение); 
  • игры с элементами моделирования и замещения;
  • «Цветные палочки Кьюизенера»;

 Современные требования ФГОС к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сочетались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Таким требованиям соответствуют обучающие логико-математические игры, специально разработанные таким образом, что они формируют не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия.

Ярким примерами таких игр являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешом и Круги Эйлера.

 Логический набор Золтана Дьенеша представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

Цветом – красные, желтые, синие;

Размером – большие и маленькие;

Толщиной – толстые и тонкие.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

Анализ литературы и практический опыт по данной проблеме показывают широкое использование блоков Дьенеша в математическом развитии детей 2-8 лет. Но практика показывает также, что возможности данного дидактического материала гораздо шире. 

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

3. Развивать у детей умение группировать предметы по одному, двум и трём признакам одновременно.

4. Блоки Дьенеша способствуют развитию  связной речи, обогащению словарного запаса, а также умения рассуждать,  высказывать и обосновывать свой выбор,  делать умозаключения.

5. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект, способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

6. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Круги Эйлера.

Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитываю простату и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

 Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи, по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей.

Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:

  • анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • установление причинно - следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

   С помощью кругов Эйлера ребенок учиться строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов,  овладевает действиями наглядного моделирования.

      Блоки Дьенеша и круги Эйлера

 Практика показывает, что наибольший развивающий эффект для формирования логического мышления старших дошкольников дает использование блоков Дьенеша  совместно с кругами  Эйлера.

Практические упражнения.

1. Игра «Разложи, не спеши»

Цель:  закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»

Ход игры: Раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие красные фигуры внутри круга, а все маленькие красные фигуры «вне» красного круг

2. Игра «Подумай и разложи»

Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается круг синего цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры синего цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает основной цвет (размер, форму, толщину) фигур.

3. Игра «Разложи по цвету»

Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие логического мышления.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь.  В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в синий – все фигуры синего цвета.

4.Игра«Маленький большой»

Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг все синие фигуры маленького размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.

5. Игра «Толстый  - тонкий»

Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», формирование операций классификации по нескольким признакам.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь.  В синий круг дети помещают все толстые фигуры синего цвета, в жёлтый  –  все тонкие фигуры жёлтого цвета, в красный – все маленькие  красные фигуры.

        6. Игра «Не большой, не маленький; не  круглый не квадратный… »

Цель:  формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга синего и жёлтого цвета.  Детям даётся задание поместить в синий круг все синие фигуры, но не круглые; в желтый круг -  все жёлтые фигуры, но не треугольники.

                                           7. Игра «Что внутри?»

Цель: формирование операций классификации по нескольким   признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга разного  цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.

                                      8. Игра «Повтори!»

Цель: формирование операций классификации по нескольким   признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: В кругу лежит одна фигура. Дети называют все признаки этой фигуры. Затем добавляют к этой фигуре ещё фигуры, по заданному одному или нескольким признакам (такой же формы; такого же цвета и толщины; и т.п.)

9. Игра «Два круга»

Цель: формирование умений разделяет фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».

Ход игры:

Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно обвести).

Расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри синего все круглые.

После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих кругов; внутри синего, но вне красного круга. Игру с двумя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

                                            10. Игра «Три круга»

Цель: формирование умений разделяет фигуры на три группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».

Ход игры:

Раскладывается три круга разного  цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все маленькие фигуры, внутри красного – все толстые, а внутри желтого – все круглые. После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры принадлежат всем трём кругам; и синему и жёлтому; находятся вне желтого и красного кругов. Игру с тремя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

       

               Вывод.

Использование в математическом развитии детей дошкольного возраста Блоков Дьенеша, а в старшем дошкольном возрасте и включение в логические игры кругов Эйлера помогает детям быстро и просто решать даже достаточно сложные или просто запутанные на первый взгляд задачи. Подобные логико – математические игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Литература:

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - М.: ТЦ "Учитель", 2007.

2. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольниковСтаршая группа 5+. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3.Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет/ Под ред. А. А. Столяра. - М.:Просвещение,1991. -80 с.

4. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет. – М.: Новая школа,1996. – 288с.

5. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.

6. Звонкин А. К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.

7. Кузнецова В. Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - Оникс-СПб, 2006.

8. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.

9.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. -244 с.

10.Математика от трех до семи: Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов / З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 176 с.

11.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Детство-Пресс, 2010. – 191 с.

12. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. - М.: АСТ, Слово, 2009.

Организуя логические игры для старших дошкольников, мы используем обручи (круги Эйлера) и Блоки Дьенеша (геометрические фигуры). Дети упражняются в нахождении объектов, обладающих сразу несколькими признаками. Дети учатся строить модели, которые отражают обобщенные схемы объектов, и таким образом учатся познавать и конструировать действительность. Это поможет им в дальнейшем самостоятельно выбирать оптимальное решение задач. При помощи кругов Эйлера можно наглядно представить детям дошкольного возраста отношения между множествами. Начинается знакомство с выполнения простых заданий, которые постепенно усложняются, что позволяет развивать у старших дошкольников, будущих школьников аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции.

Например, 1 вариант – «Игра с одним обручем». На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием. Например, внутри обруча — все красные блоки, а вне обруча — все остальные.

 2 вариант - «Игра с двумя обручами» На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Предлагаем детям расположить блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча — все красные.

 3 вариант - «Игра с тремя обручами». На полу три разноцветных (красный, синий, жёлтый) обруча так, чтобы образовалось 7 областей. После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т.д.) Предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие. В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на семь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

Цель работы: создании условий для развития познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры с использованием блоков Дьенеша.

В основе работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста – использование во всех трех блоках педагогического процесса, и особенно в блоке совместной деятельности, игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша с целью повышения уровня у детей мыслительных операций, умения рассуждать и развития интеллектуальных возможностей детей.

Цель.

Повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать, анализировать, формирование предпосылок учебной деятельности, развитие интеллектуальных возможностей детей, используя блоки Дьенеша и круги Эйлера.

 Ожидаемые результаты.

1. Повышение уровня  сформированности  мыслительных процессов и активизация способностей, которые позволяют легче усваивать новые знания (умение анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать – декодировать);

2. Развитие речевых навыков (умения рассуждать, доказывать);

3. Формирование предпосылок учебной деятельности;

4. Развитие интеллектуальных возможностей детей.

5. Пополнение предметно – развивающей среды группы развивающими играми.

6. Расширение наглядно – дидактического материала (изготовление новых схем и карточек с заданиями).

 

 

   

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1. Игра «Разложи, не спеши»

Цель:  закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»

Ход игры: Раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие красные фигуры внутри круга, а все маленькие красные фигуры «вне» красного круг

2. Игра «Подумай и разложи»

Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается круг синего цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры синего цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает основной цвет (размер, форму, толщину) фигур.

3. Игра «Разложи по цвету»

Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие логического мышления.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь.  В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в синий – все фигуры синего цвета.

4.Игра«Маленький большой»

Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг все синие фигуры маленького размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.

5. Игра «Толстый  - тонкий»

Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», формирование операций классификации по нескольким признакам.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь.  В синий круг дети помещают все толстые фигуры синего цвета, в жёлтый  –  все тонкие фигуры жёлтого цвета, в красный – все маленькие  красные фигуры.

        6. Игра «Не большой, не маленький; не  круглый не квадратный… »

Цель:  формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга синего и жёлтого цвета.  Детям даётся задание поместить в синий круг все синие фигуры, но не круглые; в желтый круг -  все жёлтые фигуры, но не треугольники.

                                           7. Игра «Что внутри?»

Цель: формирование операций классификации по нескольким   признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга разного  цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.

                                      8. Игра «Повтори!»

Цель: формирование операций классификации по нескольким   признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: В кругу лежит одна фигура. Дети называют все признаки этой фигуры. Затем добавляют к этой фигуре ещё фигуры, по заданному одному или нескольким признакам (такой же формы; такого же цвета и толщины; и т.п.)

9. Игра «Два круга»

Цель: формирование умений разделяет фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».

Ход игры:

Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно обвести).

Расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри синего все круглые.

После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих кругов; внутри синего, но вне красного круга. Игру с двумя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

                                            10. Игра «Три круга»

Цель: формирование умений разделяет фигуры на три группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».

Ход игры:

Раскладывается три круга разного  цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все маленькие фигуры, внутри красного – все толстые, а внутри желтого – все круглые. После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры принадлежат всем трём кругам; и синему и жёлтому; находятся вне желтого и красного кругов. Игру с тремя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Цель мастер класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления....

мастер класс "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

мастер - класс "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"...

Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Цель мастер класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии– круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логическог...

Консультация для педагогов «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников».(слайд 1) Круги Эйлера были изобр...

Мастер-класс для педагогов "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"

О важности развития логического мышления у дошкольников всем давно известно. Но как же сделать так, чтобы занятия были увлекательными и интересными. На нашем мастер-классе мы предлагаем  использо...