Собственная методическая разработка "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста".
методическая разработка

Юрикова Людмила Ивановна

Материал предназначен для педагогов  дошкольных учрезждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

      Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обручения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

 С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминания, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образах внешних свойств предметов. Речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвете. Именно они имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие форм, величины, цвета необходимо для усвоения многих учебных предметов, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Занятия по сенсорному развитию в раннем возрасте должны планироваться не менее 2 раз в неделю. Кроме того, на протяжении всей недели организуются дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию. Умения, которые дети приобретают. Закрепляются на занятиях по формированию математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельностью, физическому развитию.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Принципом последовательности обуславливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами – величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с такими сенсорными свойствами, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен. Возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности  и др.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Учитывая специфику работы с детьми до 1 г. 6 мес. – 1 г. 8 мес., рекомендуется двух- трехразовое повторение одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие проводится 1 раз. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях.

Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают:

посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;

посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой;

снова посмотри на свой предмет;

найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;

покажи его воспитателю;

положи свой предмет рядом с образцом.

При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой инструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом:

посмотри внимательно на свою игрушку;

теперь посмотри, какие у меня игрушки;

где у меня такая же игрушка, как твоя;

положи свою игрушку вместе с такой же моей.

По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:

возьми предмет;

посмотри на мои игрушки;

положи свою игрушку вместе с такой же моей.

Особый такт дожжен проявиться при планировании занятий индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать  и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом.

Я считаю, что наибольший эффект для сенсорного воспитания даёт продуктивная деятельность. Поэтому в своей работе стараюсь чаще давать возможность детям лепить, рисовать, конструировать. В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умения предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощён в рисунке и конструкции и т.д. Необходимо научить детей обследовать предметы. Обследование – основной метод сенсорного восприятия детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста

В методических рекомендациях изложены формы использования воспитательных и развивающих возможностей сказки в работе с детьми раннего дошкольного возраста....

Опыт работы: "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста"

В данной статье представлены тезисы из опыта работы воспитателя по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста....

Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"

Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...

Методическая разработка: «Развлечение детей раннего дошкольного возраста с участием родителей»

Развлечение для детей с участием родителей«В гости к солнышку идём»....