Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Удивительный воздух»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Круглякова Елена Владимировна

Конспект

Непосредственно  образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему: «Удивительный воздух»

для детей подготовительной группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-nod-udivitelnyy-vozduh.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска
«Детский сад №204 комбинированного вида»

Конспект

Непосредственно  образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему: «Удивительный воздух»

для детей подготовительной группы

                                              Выполнила:

                                           Воспитатель  Круглякова Елена Владимировна

                                                            Первая квалификационная категория

                                                 

                 

Черлак   2021

Цель: формирование знаний детей о воздухе, о некоторых правилах экологической безопасности.

Задачи:

- формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и рассуждения;

- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха;

- развивать самостоятельность, инициативу в познавательно- исследовательской деятельности.

- развивать умение включаться в коллективное исследование, действовать по схеме, выдвигать свои предположения.

- развивать мышление, память, речь. 

- расширять и активизировать словарь детей;

- воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру и окружающей среде.

       Образовательная область: познавательное развитие

       Интеграция с другими образовательными областями: социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

      Детская деятельность: познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкальная, речевая, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

        Методические приёмы: художественное слово (загадка, стихи); релаксация, эксперименты, опыты - проводимые воспитателем совместно с детьми; вопросы к детям, аудиозапись «Ищу в природе красоту», «Ласковая грусть», физкультминутка с дыхательной гимнастикой, рефлексия.

         Материалы к занятию: презентация, аудиозапись «Ищу в природе красоту», «Ласковая грусть», пакеты, различные ёмкости, стаканчики, трубочки, салфетки,  флаконы  от шампуни, схемы, атрибуты для индивидуального экспериментирования,  музыкальный инструмент, веточки деревьев, мыльные пузыри.

       Словарная работа: Воздух – невидимка, лаборатория, грудная клетка.

       Предварительная работа: опытно-экспериментальная деятельность по определению некоторых свойств воздуха; беседа о значении воздуха в жизни всего живого на земле; игры с воздушными шарами, султанчики, ленточки;  рисование воздухом «красочные кляксы», воздушными фломастерами «аэрографы», рассматривание иллюстраций и презентаций  по данной теме; чтение художественной литературы, энциклопедий.

Ход

Слайд 1.

Дети под музыку «Ищу в природе красоту» собираются в круг

Воспитатель:  

Ребята, вы знаете, на какой планете мы живем? (Земля.)

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

          А где-то снег лежит горой,

          А где-то жарко и зимой…

          Чудес нам всех не перечесть,

          Одно у них названье есть:

          Леса, и горы, и моря –

          Все называется Земля!  (И. Петросян)

Слайд 2.

Воспитатель:   - Ребята, нашей планете угрожает опасность!  Но какая, (рассуждение детей) мы должны с вами выяснить.  Вы готовы провести исследование и помочь нашей Земле?

Воспитатель:   Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

- Как вы думаете, кто этот Невидимка?    Д: - Воздух.

Слайд 3.

Воспитатель:    Ребята, а что вы знаете о воздухе?

            Он прозрачный невидимка,
                    Лёгкий и бесцветный газ.
                    Невесомою косынкой
                    Он окутывает нас.

             Он в лесу – густой, душистый,
                     Как целительный настой,
                     Пахнет свежестью смолистой,
                     Пахнет дубом и сосной.

             Летом он бывает тёплым,
                     Веет холодом зимой,
                     Когда иней красит стёкла
                      И лежит на них каймой.

               Мы его не замечаем,
                      Мы о нём не говорим.
                      Просто мы его вдыхаем –
                      Ведь воздух всем необходим.

Воспитатель:   Всему живому необходим, что? - воздух. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – это что? - воздухом. Воздух есть везде? Вот это мы и проверим.  А в человеке есть воздух?  (Дети садятся)

Воспитатель: А в человеке есть воздух? Давайте посмотрим, как мы дышим. Вдохните воздух. Куда попал? ( В нос)

Слайд 4.(Силуэт человека с органами дыхания)

       Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, которая называется трахеей, затем через бронхи попадает  в легкие.

Положите одну руку на грудь, сделаем вдох, что происходит? (Грудь поднимается, воздух поступает в лёгкие) А теперь выдох? (грудь опускается, воздух выходит из лёгких).  Дети дышат носом - вдох, выдох.

  • Вот так работают лёгкие. Наши легкие трудятся постоянно. Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез (рассуждение детей)
  • Давайте проведём эксперимент. Одновременно пальчиками одной руки закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот. Что случилось? (Нам нечем дышать. Без воздуха нет жизни. Всё бы живое погибло)

Воспитатель: Как и где можно использовать воздух? (ответы детей)
Слайд 5. На слайде дети видят парусные корабли, парашютистов, воздушный шар, фен, пылесос, колёса машин, покрытые шинами,  плавающих на речке детей с надувными крылышками и в спасательных кругах, мяч.

Воспитатель: Воздух можно услышать?

Слайд 6. Артист,  играющий на духовых инструментах,  дует в отверстие инструмента, воздух дрожит,  образуются волны, возникает звук. Звук распространяется по воздуху. Без воздуха мы не услышали бы звука.

Воспитатель: От чего загрязняется воздух?

Слайд 7.  Картинки на слайде

Слайд 8. Воспитатель: В каком городе вы хотели бы жить, в котором на картинке справа или слева? (где было бы много растений, цветов и  воздух был чистый, не шёл бы дым из труб, не загрязнял бы воздух)
Воспитатель:
 Как заботиться о своём здоровье?

Слайд 9. Загрязнённый воздух очень вреден для здоровья.

Нельзя играть возле дорог, стоянок автомобилей, мусорных свалок, надо больше гулять на свежем воздухе.

Воспитатель: Ребята, а откуда берётся чистый воздух? (Чистый воздух нам дают растения, зелёные листочки.)

Слайд 10 «Лес».

Воспитатель: Что вы видите на картине? (Лес) Почему вы решили, что это лес? (В лесу растёт много деревьев, кустарников, цветов)

- Как вы думаете, в лесу воздух чище, чем в городе? Почему? (в лесу много растений, нет машин, заводов).

Воспитатель: Правильно.  Все растения от маленькой травинки до высоких деревьев делают воздух чище, они  ловят углекислый газ и дают кислород, который необходим для человека и всех животных. Поэтому лес называют лёгкими земли.

Воспитатель:   Посмотрите, какой лес перед вами! Давайте встанем и представим себя на полянке в лесу, закройте глаза.

                  Релаксация.  Аудиозапись «Ласковая грусть».
        Вы оказались в чудесном, теплом лесу. Он не пугает вас, а наоборот, кажется приветливым и гостеприимным. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). Вы слышите пение птиц! Вслушайтесь, лес полон звуков (пауза). Теплый ветер нежно играет вашими волосами и успокаивает вас, вы чувствуете себя в этом лесу как дома. Вы хорошо отдохнули. Откройте глаза.  

        Вот вы набрались сил и энергии, мы  готовы к новым исследованиям и открытиям. 

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что воздух прозрачный невидимый. Давайте докажем, что воздух есть везде. Мы сейчас будем с вами заниматься исследованиями, как настоящие учёные и мы будем не только находить воздух, но и делать опыты, определять его свойства. Вы готовы?

 Слайд 11. Проходим в лабораторию, одеваем специальную одежду.

Перед нами поставлена задача: доказать, что воздух есть везде. 

Опыт 1.  Поймай воздух. Сейчас мы раскрытым пакетом поймаем воздух. Закрутить  пакет. Почему пакет выпуклый? Что в нем есть? ( В пакете есть воздух, но мы его не видим.) Почему? (Он невидимый) (собрать пакетики)

Вывод: в пакете был  воздух, он невидимый, прозрачный, воздух есть везде.

Опыт 2. Воздух в человеке. Есть ли в человеке воздух? Докажите. Дети дуют в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?  (Выходят пузырьки)

Вывод: пузырьки - это воздух, который вы выдохнули, в человеке есть воздух, он постоянно вдыхает и выдыхает воздух.

Опыт3. Что внутри баночки? (Ответы детей) Как почувствовать воздух?  Давайте проверим, нажмите, на баночку, из неё выходит воздух.

Вывод: Баночка из-под шампуня заполнена воздухом, и он передает запахи.

Опыт 4.Сухой из воды. Если мы бросим салфетку в таз с водой, что с ней случится?  (Намокнет.) Давайте прикрепим её ко дну стакана и опустим стакан вверх дном прямо в воду, достаньте, посмотрите, какая салфетка? (Салфетка сухая.) Почему? Вывод:  в стакане есть воздух, он не пустил туда воду и не дал намочить салфетку.

Воспитатель: А сейчас, товарищи ученые, я предлагаю вам разделиться на две группы и провести опыты самостоятельно.  На ваших столах лежат схемы для проведения опытов для изучения воздуха и его свойств. В соответствии со своей схемой вы выбираете нужное оборудование в центре экспериментирования и проделываете всю работу в своей лаборатории. (за своим столом). Понятно задание? Приступайте.

       Для детей лаборатории №1, №2 предложены схемы опытов, которые доказывают, что "утопить" предметы наполненные воздухом невозможно. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче воды  (надувной нарукавник, мяч, шарик, надувная игрушка, резиновые игрушки, пустые бутылки из под шампуней) Дети выполняют опыты под частичным руководством воспитателя.  

Воспитатель:  Итак, товарищи ученые, вы готовы сообщить всем о своем открытии?  

Воспитатель: О своем открытии расскажут ученые лаборатории №1.  (Ответы детей) Слушаем ученых лаборатории №2. (Ответы детей)

Воспитатель:  - Молодцы! Вы доказали, что воздух легче воды.

Воспитатель: Ребята, что вы можете предложить, чтобы предотвратить экологическую опасность на планете Земля и очистить наш воздух?

Дети:   (Сажать деревья, не разводить костры, др.)

Слайд12. Воспитатель: Правильно, ребята. Чтобы очистить воздух надо сажать деревья, кустарники. Поэтому я вам предлагаю посадить наши маленькие деревца, которые мы с вами спасли и вырастили. Так мы  сделаем воздух чистым.

Слайд13 Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы. Трудно было проводить исследование? Что интересного вы узнали? Для вас у меня есть подарок, эти мыльные пузыри.

 Слайд14. Предлагаю устроить воздушное «Музыкально - мыльное шоу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: Математическая сказка "Колобок"

Презентация к конспекту образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: Математическая сказка "Колобок"...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Я и моё сердце»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Я и моё сердце» (подготовительная группа)...

Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему «Беседа о подготовке зверей к зиме» для детей средней группы

МНОЮ ПРЕДСТАВЛЕН КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ "БЕСЕДА О ПОДГОТОВКЕ ЗВЕРЕЙ К ЗИМЕ". ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА....

Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему «Краски осени" для детей подготовительной к школе группы

Мною выбрана интеграция различных образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.Занятие имеет определенную структуру, выделяются тр...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Удивительное рядом» в подготовительной группе.

НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительное рядом» в рамках комплексно- тематической недели «Осенняя пора, очей очарованье!»Цель: развитие познавательной активности детей в процессе фо...