Конспект совместной образовательной деятельности в рамках реализации проекта по патриотическому воспитанию «Моя семья» Тема: «Гуси-лебеди»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Светлана Евгеньевна Кустова

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект совместной образовательной деятельности

в рамках реализации проекта по патриотическому воспитанию

«Моя семья»

 

Тема: «Гуси-лебеди»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили:

 Блинова Ирина Васильевна – воспитатель высшей категории

Кустова Светлана Евгеньевна – воспитатель первой категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2022

 

Цель: Расширение и обобщение представлений обучающихся о: семье, домашнем адресе и правилах безопасного поведения в доме.

 

Задачи:

Обучающие:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения дома.
  2. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о родственных отношениях.
  3. Закреплять умение составлять предложения с заданным предлогом, глаголом (действием) и существительным по опорным картинкам и схемам.
  4. Закреплять навык ориентировки в окружающем пространстве (вправо - влево, вверху - внизу, впереди), понимание координат пространства.
  5. Закрепить умение строить объект по образцу.
  6. Способствовать формированию у воспитанников положительной учебной мотивации.
  7. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

 

Развивающие:

  1. Развивать логическое и пространственное мышление, память и образное восприятие.
  2. Развивать слуховое, зрительное внимание.
  3. Развивать координацию речи с движением.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Развивать навык соотнесения символического изображения с конкретным словом (глаголы, предлоги).
  6. Развивать умение определять направление относительно своего тела.
  7. Развивать конструкторские способности.
  8. Развивать произвольность и самоконтроль.

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
  2. Воспитывать внимание к речи, совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
  3. Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.
  4. Воспитывать экологическую культуру, а также бережное отношение к природе и всему живому.
  5. Воспитание у обучающегося любви и привязанности к своей семье, дому.

 

 

Коррекционные:

  1. Закреплять навык образования существительных при помощи уменьшительно -ласкательных суффиксов.
  2. Развивать зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлогов.
  3. Совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь.

 

Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

 

Оборудование:

- Планшет с видеозаписью.

- Компьютер (музыкальное сопровождение).

 

Материалы к занятию:

- Декорация, обозначающая дом в деревне, половик, пёрышки.

- Муляж семейного дерева «Яблони» с портретами людей разного возраста, закрытыми «яблочками» из картона, корзинка с массажными мячиками, объёмное яблоко с картинкой «печки».

- Муляж «печки», авторское обучающее пособие «Речевой калейдоскоп», колобок.

- Муляж «избушки на курьих ножках», клубок, синяя ткань для «речки», комплект деталей крупного деревянного конструктора для мостика, «мусор» - шары и снежколепы, ведро для уборки «мусора».

- Кукла Ваня среднего размера, театральная мягкая кукла Маша, атрибуты для хозяюшки и бабы Яги.

- 2 адресные таблички: для домиков Маши и Бабы Яги.

- Дидактическая игра «Правила безопасного поведения дома».

- Раскраски адресных табличек.

 

Авторское обучающее пособие «Речевой калейдоскоп»

 

Целевая аудитория: Обучающее пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. А также для детей с РАС (расстройство аутистического спектра), моторной алалией, в качестве фразового конструктора.

Назначение обучающего пособия: Ценность данного обучающего пособия состоит в возможности его применения педагогом в процессе организации совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разным лексическим темам. Данное обучающее пособие подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Цель: Формирование навыка построения грамматически правильной фразы, через развитие пространственной ориентировки при употреблении слов пространственного значения.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обучать детей составлению предложений с заданным предлогом, глаголом (действием) и существительным по опорным картинкам и схемам;
  2. Развивать навык соотнесения символического изображения с конкретным словом (глаголы, предлоги).
  3. Закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений.
  4. Закреплять навык ориентировки в окружающем пространстве (вправо - влево, вверху - внизу, впереди), понимание координат пространства.
  5. Совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь.

Развивающие:

  1. Развивать умение определять направление относительно своего тела.
  2. Развивать зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлогов.
  3. Развивать зрительное внимание и логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
  2. Воспитывать внимание к речи, совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
  3. Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.

 

Предварительная работа:

Беседы с детьми на тему «Семья» (состав семьи, имена и отчества родителей, «Кто кому и кем приходится», «Правила безопасного поведения дома»).

Составление вместе с детьми «генеалогического древа», начиная с бабушки и дедушки. Рассматривание иллюстраций, фотографий людей разного возраста и определение их старшинства, выстраивание картинок в последовательности взросления, проговаривание названий этапов возраста.

Чтение и обсуждение проблемных ситуаций в семье, отгадывание загадок о семье, обсуждение пословиц по теме.

Чтение и обсуждение русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание иллюстраций разных художников.

 

Применяемые технологии:

- Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика с массажными мячиками, речь с движением);

- Технологии проектной деятельности (работа в группе и малых подгруппах; беседы, дискуссии о семейных ценностях, уважении к старшему поколению и заботе о младших; социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения);

- Технологии исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения; фиксация результатов: наблюдений, экспериментов, трудовой деятельности; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; − трудовые поручения, действия, решение экологической проблемы).

- Информационно-коммуникационные технологии (планшет).

- Личностно-ориентированные технологии (наблюдения, гимнастика, массаж).

- Социоигровые технологии (коллективные дела, работа в малых подгруппах; игры с правилами).

 

Виды детской деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • двигательная;
  • познавательно-исследовательская;
  • музыкальная;
  • конструктивно-модельная.

 

 

Ход совместной деятельности

 

Сбор детей в круг.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло. Давайте с ними поздороваемся.

Дети. Здравствуйте!

 

(На планшете звучит музыка)

 

Воспитатель: Ой, это видеосообщение. Ответим?

Дети. Да

 

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Машенька, я из сказки «Гуси-лебеди», моего младшего брата Ванечку унесли гуси-лебеди к Бабе – Яге. Я не знаю, что мне делать. Помогите мне, пожалуйста.

 

Воспитатель: Ребята, ну что поможем Маше?

Дети. Да.

 

 

Воспитатель: А как же мы можем помочь Маше?

Дети. Мы должны отправиться в сказку: «Гуси-лебеди» и вернуть Ванечку.

 

Воспитатель: Для того чтобы помочь Маше, нам нужно стать дружной командой. Пусть каждый вытянет руку вперед, придумает и произнесёт какими качествами нам надо обладать (какими мы должны быть), чтобы справиться со всеми трудностями. Я первая.

 

(Воспитатель протягивает руку вперед, говорит своё пожелание, затем ребёнок говорит своё пожелание и кладёт свою руку сверху на ладонь взрослого или ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.)

 

Воспитатель: Я желаю нам быть внимательными.

Дети: Я желаю нам быть…. (Здоровыми, дружными, смелыми, ловкими терпеливыми, выносливыми).

 

Воспитатель: (После всех высказываний раскачивает пирамиду добрых пожеланий со словами):

Пусть наши пожелания услышат все! И пусть они сбудутся!

 

Воспитатель: А теперь нам нужно отправиться в сказку. (Звучит волшебная музыка). Закрывайте глазки. Покружились - покружились и в сказке очутились.

 

Воспитатель: Ребята, смотрите тропинка, давайте поспешим на помощь Маше.

Воспитатель показывает детям натканный половик, и первая начинает движение по нему в сторону «домика Маши». (Ширма, стилизованная под избушку. Маша – тряпичная кукла). Все проходят к домику – ширме.

 

2. В гостях у Маши.

 

Раздается плач куклы Маши. (Озвучивает учитель-логопед)

Маша: А-А-А!

 

Воспитатель: Маша, здравствуй, мы получили твое сообщение и сразу отправились к тебе на помощь.

Маша: Здравствуйте, ребята, Гуси – лебеди унесли Ванечку к Бабе – Яге! А-А-А!

 

Воспитатель: Машенька, а где ваши родители? Почему вас одних оставили?

Маша: Родители на базар уехали, сказали, что быстро вернуться. Меня за старшую оставили! А-А-А!

 

Воспитатель: Как же гуси – лебеди могли унести Ваню, если у тебя дом закрыт? Ты что, дверь чужим открыла?

Маша: Родители сказали к дверям не подходить и никому не открывать, а я услышала стук, тихий такой. Думаю, дай быстренько посмотрю, а они шмыг в дом, хвать Ваню и вон из дома, только пёрышки остались!

 

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, если ребёнок остаётся один дома, можно ли открывать дверь чужим?

Дети: Нельзя

 

Воспитатель: Это главное правило в доме – дверь чужим не открывать!

 

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру. Перед вами картинки по правилам безопасности. Выберите, какие правила безопасности в доме должны соблюдать все дети и расскажите Маше про эти правила.

 

Дети:

 

  • Нельзя играть со спичками и зажигалками.
  • Не трогать электрические приборы и розетки.
  • Не баловаться с газовой плитой.
  • Нельзя трогать лекарства, химикаты.
  • Не открывать окна, балконы.
  • Нельзя баловаться с водой.
  • Нельзя доставать со столов горячую еду.
  • Нельзя играть с бьющимися и острыми предметами.

 

Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте, подарим Маше правила безопасного поведения в доме, чтобы больше не было беды! (Отдают Маше картинку с правилами).

 

Воспитатель: Маша, мы поможем тебе, вернуть Ванечку, а ты знаешь домашний адрес Бабы Яги?

Маша: А что такое домашний адрес?

 

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Машеньке, что такое домашний адрес?

Дети: Домашний адрес - это название города, улицы, номер дома и квартиры.

 

Воспитатель: На каждом доме есть адресная табличка. Посмотри. Машенька, на твоем доме она тоже есть. (Воспитатель указывает на табличку на домике).

 

Воспитатель: Ребята, расскажите Машеньке, зачем нужен адрес?

Дети: По адресу легко найти, кого ищешь, отправить письмо, вызвать скорую помощь, полицию, пожарных.

 

Воспитатель: Каждый человек должен знать свой адрес, правильно ребята?

Дети: Да.

 

Маша: Я не знаю адреса Бабы Яги, есть только перышки её гусей. А еще они обронили вот эту табличку.

 

Воспитатель: Вот здорово! Ребята посмотрите, на этой табличке написан домашний адрес Бабы – Яги, а как до нее добраться нам укажут перышки гусей. А ты, Машенька, жди родителей и всё им расскажи. Ребята, отправляемся в путь?

Дети: Да!

 

Воспитатель поднимает пёрышки, и они направляются в сторону яблони. (Звучит музыка.)

 

3. Яблоня. (Плоскостной силуэт дерева на зелёной кроне, которого, крепятся картинки - яблоки. Под картинками яблок, расположены портреты семьи).

 

Воспитатель: Ребята, перышки привели нас к яблоньке! Тяжело ей держать столько яблок! Давайте, аккуратно поможем снять яблочки с веток. Только давайте, сначала подготовим наши ручки.

Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками: «Яблонька»

(выдать детям по массажному мячику из корзинки).

 

Яблоки с дерева мы собирали - Поднимают руки с массажными мячика вверх.

Варенье варили, компот закатали – Перекатывать яблоко по левой ладошке, затем по правой.

В корзину сложили, друзьям подарили – Сложить массажные мячики в корзину.

 

(Дети снимают картинки яблок. Рассматривают открывшиеся портреты семьи).

 

Воспитатель: Ребята, смотрите, яблоня то непростая. Кто знает, как называется такое дерево?

Дети: Это дерево семьи!

 

Воспитатель: Правильно! Ребята, скажите, кто расположен на нижних толстых ветках?

Дети: На нижних ветках располагаются бабушки и дедушки.

 

Воспитатель: Правильно! Они самые старшие, поэтому и веточки толстые. А кто располагается на ветках над бабушкой и дедушкой?

 

Дети: На этих ветках располагаются мама и папа.

 

Воспитатель: Правильно! Они младше, поэтому и веточки потоньше. А кто располагается на ветках над папой и мамой?

Дети: Над папой и мамой располагаются девочки и мальчики,

Воспитатель: Правильно! Они самые младшие, и поэтому веточки у них самые тонкие.

 

 (Воспитатель вместе с детьми называет членов семьи на яблоньке)

 

Воспитатель: Молодцы! С давних пор люди старались сохранить память о своих родственниках и записывали всех, кто родился в этой семье в книгу, которую называли родословная, и придумали записывать свою родословную семьи в виде дерева.

 

Д/и «Кто ты мне?»

 

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, (воспитатель показывает на портрет и спрашивает всех детей поочередно).

 

  • Если я дедушка, то кто ты мне?
  • Если я бабушка?
  • Если я мама?
  • Если я папа?
  • Если я сестра?
  • Если я брат?
  • Если я дочка?(обращение к девочке)
  • Если я дочка?(обращение к мальчику)

 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Смотрите, какое я яблоко нашла, а в нём подсказка, куда нам дальше идти!

 

Воспитатель разворачивает картинку печки. Ведет детей на ковер к печке.

(Звучит музыка)

 

4. Печка.

 

Второй воспитатель стоит рядом с печкой.

 

Воспитатель: Здравствуйте, хозяюшка! Нам нужно найти Бабу-Ягу. Вы поможете нам? Вот ее адрес.

Хозяюшка (Второй воспитатель): Здравствуйте, ребята! Конечно помогу найти Бабу-Ягу, а пока приглашаю вас присесть и отдохнуть с дороги.

 

Ребята садятся вокруг столика.

 

Хозяюшка (Второй воспитатель): Я очень люблю трудиться и люблю, когда все друг другу помогают. Я считаю, что такие семьи очень дружные, крепкие, им никакие невзгоды не страшны. А вы любите трудиться? Помогаете своим близким? Расскажите, как вы помогаете дома?

 

Обучающее пособие: «Речевой калейдоскоп»

 

В центр поля, педагог помещает карточку с изображением лексической темы. На остальных частях поля, располагаются карточки с предлогами и глаголами, которые изображены в виде схем, и картинку с существительным в соответствии с опорной карточкой.

Воспитанникам выдаются карточки-схемы, на которых изображено существительное (согласно лексической темы), а также схематичное движение участника по полю, в виде цифр и стрелок, по которым ребенок должен определить, в какое поле положить свою карточку.

После того, как воспитанник определяет, куда поместить карточку и опираясь на фразовый конструктор, он составляет предложение, используя изображение на карточке-схеме, предлог, глагол и существительное. Например, «Мальчик пылесосит в комнате».

 

(Дети составляют предложения о том, как они трудятся дома)

 

Хозяюшка (Второй воспитатель): Правильно выполнили задание. Вот вам, быстрый колобок. Он укажет нам путь дальше.

 

Второй воспитатель прокатывает колобок в сторону избушки на курьих ножках и следует вместе с детьми к дому Бабы-Яги.

 

Звучит музыка.

 

5. Баба Яга.

 

(Первый воспитатель сидит за избой и качает ребенка)

Когда подкатывается колобок выходит и говорит:

 

Баба-Яга: Тише ты, колобок суматошный, дите разбудишь. Прикатился, не запылился! Вы кто такие?

 

Воспитатель: Здравствуй. Баба Яга, мы за Ванечкой пришли. Ты зачем ребенка утащила? Гусей плохому учишь, Машу напугала!

 

Баба-Яга: Мне так одиноко, мои - то дети уехали так далеко, что и на гусях не долетишь! А Ванечка такой ласковый да весёлый, я с ним играю, песенки ему пою!

 

Воспитатель: Баба-Яга, Ванечку, надо родным вернуть! Вот позовешь их в гости или сама к ним придешь, когда позовут, тогда и играй с Ванечкой, а забирать детей без разрешения родителей нельзя. Правда, ребята?

Дети: Да!

 

Баба-Яга: Ладно, вот решите мое задание, тогда я вам Ванечку верну.

Воспитатель: Ну что, ребята, выполним задание Бабы-Яги?

Дети: Да!

 

ДИ «Назови ласково.

 

Вот вы всё меня баба Яга да баба Яга, а мне хочется, чтобы вы меня ласково назвали.

 

Я не бабка, а...

Дети: - бабуля, бабушка, бабулечка, бабуленька.

 

А своего деда как вы ласково назовете?

Дети: - дедуля, дедушка, дедулечка.

 

А свою маму как вы ласково называете?

Дети: - мамуля, мамочка, мамулечка.

 

А своего папу как вы ласково называете?

Дети: - папуля, папочка, папулечка.

 

А своего брата как вы ласково назовете?

Дети: - братик, братишка

 

А свою сестру как вы ласково назовете?

Дети: - сестренка, сестричка

 

Баба-Яга: Молодцы, порадовали бабулю! Берите Ваню, да не потеряйте ребенка! Мой волшебный клубочек поможет, он вам путь домой укажет.

 

Воспитатель: Бабушка Яга, твои гуси обронили адресную табличку, на которой написан твой домашний адрес. Мы ее нашли, держи. Теперь к тебе письма и посылки будут приходить, от твоих знакомых. А гости теперь будут знать твой адрес и смогут прийти к тебе в гости и не заблудится.

 

Баба-Яга: Вот спасибо, а я-то думала, куда она запропастилась? До свидания.

 

(Баба яга прокатывает клубочек к речке)

 

Дети и воспитатель берут Ваню и идут к речке.

 

(Звучит музыка речки).

 

6. Речка.

 

Дети подходят к запруде.

 

Воспитатель: Как же мы пройдем дальше, мостик сломан, речка вся в мусоре. Как же мы перейдем через речку?

Дети: Надо помочь речке и починить мостик.

 

Воспитатель: Правильно, нам необходимо построить переправу и освободить речку от мусора, а для этого нам необходимо разделится на две команды, для этого я предлагаю вам выбрать фишку.

 

(Воспитатель предлагает на выбор фишки двух цветов).

 

Воспитатель: Ребята, которые выбрали синие фишки, попадают в команду – «Экологи». Команда «Экологов» будет убирать мусор специальными инструментами (снежколепы) в ведро. А ребята, которые выбрали красные фишки, попадают во вторую команду, которая будет называться – «Строители» эта команда будет ремонтировать мост, посмотрите, а вот и схема. А Ваню посадим на полянку (сажает куклу на ковер).

 

Первая команда разбирают «камни», строят переправу, а вторая – убирает мусор и складывает в мешок, воспитатель расправляет речку.

 

Воспитатель: А теперь самое время отдохнуть и освежиться. Вставайте около речки и повторяйте за мной.

 

Речь с движением «Речка».

 

Дети стоят вдоль речки.

 

К речке быстрой мы спустились – шагаем на месте

Наклонились и умылись - Наклоняемся к речке и имитируем умывание

Шея, плечи, руки, грудь - проводим поглаживания частей тела

Про болезни ты забудь! - Погрозить пальцем

Раз, два, три, четыре - на каждый счет притрагиваемся к щекам.

Вот как славно освежились! - Поглаживаем по голове к затылку

Через мост мы перейдём – переходим через речку по мостику

И скорей домой пойдём! - переходим через речку по мостику

 

Воспитатель поднимает Ванечку с ковра и вместе с детьми переходит речку. Идем к домику.

 

7. Возвращение домой.

 

Воспитатель: Машенька, встречай нас! Мы Ванечку домой вернули!

 

Сажаем куклу Ваню в домике.

 

Маша: Спасибо, ребята за помощь! Без вас бы я не справилась! Хочу вас отблагодарить за это. Вот вам адресные таблички, но они пустые. Заполните их и сделайте их красивыми. Всё в ваших руках.

 

Машенька отдает подарки воспитателю

 

Воспитатель: Спасибо, Машенька, нам пора возвращаться домой, а ты впредь соблюдай правила безопасности и расскажи Ванечке, как надо себя вести дома одним. До свидания!

 

Маша: Спасибо вам, до свидания, ребята.

 

Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться домой, давайте закроем глазки, покружились-покружились, в детском саду снова очутились.

 

(Звучит музыка)

 

Воспитатель. Ребята, кому мы сегодня помогли?

Дети. Мы помогли Машеньке.

 

Воспитатель: А что случилось с Машенькой?

Дети: Машенька открыла дверь, гуси-лебеди украли Ванечку и отнесли его Бабе-Яге.

 

Воспитатель: А куда мы пошли, чтобы спаси Ванечку?

Дети: (варианты детей).

 

Воспитатель: Расскажите, страшно было в дороге?

Дети: (варианты детей).

 

Воспитатель: А баба-Яга страшная?

Дети: (варианты детей).

 

Воспитатель: Кому мы еще помогли?

Дети: Мы помогли Речке.

 

Воспитатель: А как мы помогли Речке?

Дети: Мы отремонтировали мост и очистили речку.

 

Воспитатель: Вам понравилось путешествие по сказке?

Дети: (варианты детей).

 

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, отдаю вам подарок Машеньки. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им удачи, крепкого здоровья. До свидания!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx57.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности

в рамках реализации проекта по патриотическому воспитанию

«Моя семья»

Тема: «Гуси-лебеди»

Подготовили:

 Блинова Ирина Васильевна – воспитатель высшей категории

Кустова Светлана Евгеньевна – воспитатель первой категории

Санкт-Петербург

2022


Цель: Расширение и обобщение представлений обучающихся о: семье, домашнем адресе и правилах безопасного поведения в доме.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения дома.
  2. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о родственных отношениях.
  3. Закреплять умение составлять предложения с заданным предлогом, глаголом (действием) и существительным по опорным картинкам и схемам.
  4. Закреплять навык ориентировки в окружающем пространстве (вправо - влево, вверху - внизу, впереди), понимание координат пространства.
  5. Закрепить умение строить объект по образцу.
  6. Способствовать формированию у воспитанников положительной учебной мотивации.
  7. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Развивающие:

  1. Развивать логическое и пространственное мышление, память и образное восприятие.
  2. Развивать слуховое, зрительное внимание.
  3. Развивать координацию речи с движением.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Развивать навык соотнесения символического изображения с конкретным словом (глаголы, предлоги).
  6. Развивать умение определять направление относительно своего тела.
  7. Развивать конструкторские способности.
  8. Развивать произвольность и самоконтроль.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
  2. Воспитывать внимание к речи, совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
  3. Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.
  4. Воспитывать экологическую культуру, а также бережное отношение к природе и всему живому.
  5. Воспитание у обучающегося любви и привязанности к своей семье, дому.

Коррекционные:

  1. Закреплять навык образования существительных при помощи уменьшительно -ласкательных суффиксов.
  2. Развивать зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлогов.
  3. Совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь.

Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Оборудование:

- Планшет с видеозаписью.

- Компьютер (музыкальное сопровождение).

Материалы к занятию:

- Декорация, обозначающая дом в деревне, половик, пёрышки.

- Муляж семейного дерева «Яблони» с портретами людей разного возраста, закрытыми «яблочками» из картона, корзинка с массажными мячиками, объёмное яблоко с картинкой «печки».

- Муляж «печки», авторское обучающее пособие «Речевой калейдоскоп», колобок.

- Муляж «избушки на курьих ножках», клубок, синяя ткань для «речки», комплект деталей крупного деревянного конструктора для мостика, «мусор» - шары и снежколепы, ведро для уборки «мусора».

- Кукла Ваня среднего размера, театральная мягкая кукла Маша, атрибуты для хозяюшки и бабы Яги.

- 2 адресные таблички: для домиков Маши и Бабы Яги.

- Дидактическая игра «Правила безопасного поведения дома».

- Раскраски адресных табличек.

Авторское обучающее пособие «Речевой калейдоскоп»

Целевая аудитория: Обучающее пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. А также для детей с РАС (расстройство аутистического спектра), моторной алалией, в качестве фразового конструктора.

Назначение обучающего пособия: Ценность данного обучающего пособия состоит в возможности его применения педагогом в процессе организации совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разным лексическим темам. Данное обучающее пособие подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Цель: Формирование навыка построения грамматически правильной фразы, через развитие пространственной ориентировки при употреблении слов пространственного значения.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обучать детей составлению предложений с заданным предлогом, глаголом (действием) и существительным по опорным картинкам и схемам;
  2. Развивать навык соотнесения символического изображения с конкретным словом (глаголы, предлоги).
  3. Закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений.
  4. Закреплять навык ориентировки в окружающем пространстве (вправо - влево, вверху - внизу, впереди), понимание координат пространства.
  5. Совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь.

Развивающие:

  1. Развивать умение определять направление относительно своего тела.
  2. Развивать зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлогов.
  3. Развивать зрительное внимание и логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
  2. Воспитывать внимание к речи, совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
  3. Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.

Предварительная работа:

Беседы с детьми на тему «Семья» (состав семьи, имена и отчества родителей, «Кто кому и кем приходится», «Правила безопасного поведения дома»).

Составление вместе с детьми «генеалогического древа», начиная с бабушки и дедушки. Рассматривание иллюстраций, фотографий людей разного возраста и определение их старшинства, выстраивание картинок в последовательности взросления, проговаривание названий этапов возраста.

Чтение и обсуждение проблемных ситуаций в семье, отгадывание загадок о семье, обсуждение пословиц по теме.

Чтение и обсуждение русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание иллюстраций разных художников.

Применяемые технологии:

- Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика с массажными мячиками, речь с движением);

- Технологии проектной деятельности (работа в группе и малых подгруппах; беседы, дискуссии о семейных ценностях, уважении к старшему поколению и заботе о младших; социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения);

- Технологии исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения; фиксация результатов: наблюдений, экспериментов, трудовой деятельности; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; − трудовые поручения, действия, решение экологической проблемы).

- Информационно-коммуникационные технологии (планшет).

- Личностно-ориентированные технологии (наблюдения, гимнастика, массаж).

- Социоигровые технологии (коллективные дела, работа в малых подгруппах; игры с правилами).

Виды детской деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • двигательная;
  • познавательно-исследовательская;
  • музыкальная;
  • конструктивно-модельная.


Ход совместной деятельности

Сбор детей в круг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло. Давайте с ними поздороваемся.

Дети. Здравствуйте!

(На планшете звучит музыка)

Воспитатель: Ой, это видеосообщение. Ответим?

Дети. Да

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Машенька, я из сказки «Гуси-лебеди», моего младшего брата Ванечку унесли гуси-лебеди к Бабе – Яге. Я не знаю, что мне делать. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, ну что поможем Маше?

Дети. Да.

Воспитатель: А как же мы можем помочь Маше?

Дети. Мы должны отправиться в сказку: «Гуси-лебеди» и вернуть Ванечку.

Воспитатель: Для того чтобы помочь Маше, нам нужно стать дружной командой. Пусть каждый вытянет руку вперед, придумает и произнесёт какими качествами нам надо обладать (какими мы должны быть), чтобы справиться со всеми трудностями. Я первая.

(Воспитатель протягивает руку вперед, говорит своё пожелание, затем ребёнок говорит своё пожелание и кладёт свою руку сверху на ладонь взрослого или ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.)

Воспитатель: Я желаю нам быть внимательными.

Дети: Я желаю нам быть…. (Здоровыми, дружными, смелыми, ловкими терпеливыми, выносливыми).

Воспитатель: (После всех высказываний раскачивает пирамиду добрых пожеланий со словами):

Пусть наши пожелания услышат все! И пусть они сбудутся!

Воспитатель: А теперь нам нужно отправиться в сказку. (Звучит волшебная музыка). Закрывайте глазки. Покружились - покружились и в сказке очутились.

Воспитатель: Ребята, смотрите тропинка, давайте поспешим на помощь Маше.

Воспитатель показывает детям натканный половик, и первая начинает движение по нему в сторону «домика Маши». (Ширма, стилизованная под избушку. Маша – тряпичная кукла). Все проходят к домику – ширме.

2. В гостях у Маши.

Раздается плач куклы Маши. (Озвучивает учитель-логопед)

Маша: А-А-А!

Воспитатель: Маша, здравствуй, мы получили твое сообщение и сразу отправились к тебе на помощь.

Маша: Здравствуйте, ребята, Гуси – лебеди унесли Ванечку к Бабе – Яге! А-А-А!

Воспитатель: Машенька, а где ваши родители? Почему вас одних оставили?

Маша: Родители на базар уехали, сказали, что быстро вернуться. Меня за старшую оставили! А-А-А!

Воспитатель: Как же гуси – лебеди могли унести Ваню, если у тебя дом закрыт? Ты что, дверь чужим открыла?

Маша: Родители сказали к дверям не подходить и никому не открывать, а я услышала стук, тихий такой. Думаю, дай быстренько посмотрю, а они шмыг в дом, хвать Ваню и вон из дома, только пёрышки остались!

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, если ребёнок остаётся один дома, можно ли открывать дверь чужим?

Дети: Нельзя

Воспитатель: Это главное правило в доме – дверь чужим не открывать!

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру. Перед вами картинки по правилам безопасности. Выберите, какие правила безопасности в доме должны соблюдать все дети и расскажите Маше про эти правила.

 

Дети:

  • Нельзя играть со спичками и зажигалками.
  • Не трогать электрические приборы и розетки.
  • Не баловаться с газовой плитой.
  • Нельзя трогать лекарства, химикаты.
  • Не открывать окна, балконы.
  • Нельзя баловаться с водой.
  • Нельзя доставать со столов горячую еду.
  • Нельзя играть с бьющимися и острыми предметами.

Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте, подарим Маше правила безопасного поведения в доме, чтобы больше не было беды! (Отдают Маше картинку с правилами).

Воспитатель: Маша, мы поможем тебе, вернуть Ванечку, а ты знаешь домашний адрес Бабы Яги?

Маша: А что такое домашний адрес?

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Машеньке, что такое домашний адрес?

Дети: Домашний адрес - это название города, улицы, номер дома и квартиры.

Воспитатель: На каждом доме есть адресная табличка. Посмотри. Машенька, на твоем доме она тоже есть. (Воспитатель указывает на табличку на домике).

Воспитатель: Ребята, расскажите Машеньке, зачем нужен адрес?

Дети: По адресу легко найти, кого ищешь, отправить письмо, вызвать скорую помощь, полицию, пожарных.

Воспитатель: Каждый человек должен знать свой адрес, правильно ребята?

Дети: Да.

Маша: Я не знаю адреса Бабы Яги, есть только перышки её гусей. А еще они обронили вот эту табличку.

Воспитатель: Вот здорово! Ребята посмотрите, на этой табличке написан домашний адрес Бабы – Яги, а как до нее добраться нам укажут перышки гусей. А ты, Машенька, жди родителей и всё им расскажи. Ребята, отправляемся в путь?

Дети: Да!

Воспитатель поднимает пёрышки, и они направляются в сторону яблони. (Звучит музыка.)

3. Яблоня. (Плоскостной силуэт дерева на зелёной кроне, которого, крепятся картинки - яблоки. Под картинками яблок, расположены портреты семьи).

Воспитатель: Ребята, перышки привели нас к яблоньке! Тяжело ей держать столько яблок! Давайте, аккуратно поможем снять яблочки с веток. Только давайте, сначала подготовим наши ручки.

Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками: «Яблонька»

(выдать детям по массажному мячику из корзинки).

Яблоки с дерева мы собирали - Поднимают руки с массажными мячика вверх.

Варенье варили, компот закатали – Перекатывать яблоко по левой ладошке, затем по правой.

В корзину сложили, друзьям подарили – Сложить массажные мячики в корзину.

(Дети снимают картинки яблок. Рассматривают открывшиеся портреты семьи).

Воспитатель: Ребята, смотрите, яблоня то непростая. Кто знает, как называется такое дерево?

Дети: Это дерево семьи!

Воспитатель: Правильно! Ребята, скажите, кто расположен на нижних толстых ветках?

Дети: На нижних ветках располагаются бабушки и дедушки.

Воспитатель: Правильно! Они самые старшие, поэтому и веточки толстые. А кто располагается на ветках над бабушкой и дедушкой?

Дети: На этих ветках располагаются мама и папа.

Воспитатель: Правильно! Они младше, поэтому и веточки потоньше. А кто располагается на ветках над папой и мамой?

Дети: Над папой и мамой располагаются девочки и мальчики,

Воспитатель: Правильно! Они самые младшие, и поэтому веточки у них самые тонкие.

 (Воспитатель вместе с детьми называет членов семьи на яблоньке)

Воспитатель: Молодцы! С давних пор люди старались сохранить память о своих родственниках и записывали всех, кто родился в этой семье в книгу, которую называли родословная, и придумали записывать свою родословную семьи в виде дерева.

Д/и «Кто ты мне?»

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, (воспитатель показывает на портрет и спрашивает всех детей поочередно).

  • Если я дедушка, то кто ты мне?
  • Если я бабушка?
  • Если я мама?
  • Если я папа?
  • Если я сестра?
  • Если я брат?
  • Если я дочка?(обращение к девочке)
  • Если я дочка?(обращение к мальчику)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Смотрите, какое я яблоко нашла, а в нём подсказка, куда нам дальше идти!

Воспитатель разворачивает картинку печки. Ведет детей на ковер к печке.

(Звучит музыка)

4. Печка.

Второй воспитатель стоит рядом с печкой.

Воспитатель: Здравствуйте, хозяюшка! Нам нужно найти Бабу-Ягу. Вы поможете нам? Вот ее адрес.

Хозяюшка (Второй воспитатель): Здравствуйте, ребята! Конечно помогу найти Бабу-Ягу, а пока приглашаю вас присесть и отдохнуть с дороги.

Ребята садятся вокруг столика.

Хозяюшка (Второй воспитатель): Я очень люблю трудиться и люблю, когда все друг другу помогают. Я считаю, что такие семьи очень дружные, крепкие, им никакие невзгоды не страшны. А вы любите трудиться? Помогаете своим близким? Расскажите, как вы помогаете дома?

Обучающее пособие: «Речевой калейдоскоп»

В центр поля, педагог помещает карточку с изображением лексической темы. На остальных частях поля, располагаются карточки с предлогами и глаголами, которые изображены в виде схем, и картинку с существительным в соответствии с опорной карточкой.

Воспитанникам выдаются карточки-схемы, на которых изображено существительное (согласно лексической темы), а также схематичное движение участника по полю, в виде цифр и стрелок, по которым ребенок должен определить, в какое поле положить свою карточку.

После того, как воспитанник определяет, куда поместить карточку и опираясь на фразовый конструктор, он составляет предложение, используя изображение на карточке-схеме, предлог, глагол и существительное. Например, «Мальчик пылесосит в комнате».

(Дети составляют предложения о том, как они трудятся дома)

Хозяюшка (Второй воспитатель): Правильно выполнили задание. Вот вам, быстрый колобок. Он укажет нам путь дальше.

Второй воспитатель прокатывает колобок в сторону избушки на курьих ножках и следует вместе с детьми к дому Бабы-Яги.

Звучит музыка.

5. Баба Яга.

(Первый воспитатель сидит за избой и качает ребенка)

Когда подкатывается колобок выходит и говорит:

Баба-Яга: Тише ты, колобок суматошный, дите разбудишь. Прикатился, не запылился! Вы кто такие?

Воспитатель: Здравствуй. Баба Яга, мы за Ванечкой пришли. Ты зачем ребенка утащила? Гусей плохому учишь, Машу напугала!

Баба-Яга: Мне так одиноко, мои - то дети уехали так далеко, что и на гусях не долетишь! А Ванечка такой ласковый да весёлый, я с ним играю, песенки ему пою!

Воспитатель: Баба-Яга, Ванечку, надо родным вернуть! Вот позовешь их в гости или сама к ним придешь, когда позовут, тогда и играй с Ванечкой, а забирать детей без разрешения родителей нельзя. Правда, ребята?

Дети: Да!

Баба-Яга: Ладно, вот решите мое задание, тогда я вам Ванечку верну.

Воспитатель: Ну что, ребята, выполним задание Бабы-Яги?

Дети: Да!

ДИ «Назови ласково.

Вот вы всё меня баба Яга да баба Яга, а мне хочется, чтобы вы меня ласково назвали.

Я не бабка, а... 

Дети: - бабуля, бабушка, бабулечка, бабуленька.

А своего деда как вы ласково назовете?

Дети: - дедуля, дедушка, дедулечка.

А свою маму как вы ласково называете?

Дети: - мамуля, мамочка, мамулечка.

А своего папу как вы ласково называете? 

Дети: - папуля, папочка, папулечка.

А своего брата как вы ласково назовете?

Дети: - братик, братишка

А свою сестру как вы ласково назовете?

Дети: - сестренка, сестричка

Баба-Яга: Молодцы, порадовали бабулю! Берите Ваню, да не потеряйте ребенка! Мой волшебный клубочек поможет, он вам путь домой укажет.

Воспитатель: Бабушка Яга, твои гуси обронили адресную табличку, на которой написан твой домашний адрес. Мы ее нашли, держи. Теперь к тебе письма и посылки будут приходить, от твоих знакомых. А гости теперь будут знать твой адрес и смогут прийти к тебе в гости и не заблудится.

Баба-Яга: Вот спасибо, а я-то думала, куда она запропастилась? До свидания.

(Баба яга прокатывает клубочек к речке)

Дети и воспитатель берут Ваню и идут к речке.

(Звучит музыка речки).

6. Речка.

Дети подходят к запруде.

Воспитатель: Как же мы пройдем дальше, мостик сломан, речка вся в мусоре. Как же мы перейдем через речку?

Дети: Надо помочь речке и починить мостик.

Воспитатель: Правильно, нам необходимо построить переправу и освободить речку от мусора, а для этого нам необходимо разделится на две команды, для этого я предлагаю вам выбрать фишку.

(Воспитатель предлагает на выбор фишки двух цветов).

Воспитатель: Ребята, которые выбрали синие фишки, попадают в команду – «Экологи». Команда «Экологов» будет убирать мусор специальными инструментами (снежколепы) в ведро. А ребята, которые выбрали красные фишки, попадают во вторую команду, которая будет называться – «Строители» эта команда будет ремонтировать мост, посмотрите, а вот и схема. А Ваню посадим на полянку (сажает куклу на ковер).

Первая команда разбирают «камни», строят переправу, а вторая – убирает мусор и складывает в мешок, воспитатель расправляет речку.

Воспитатель: А теперь самое время отдохнуть и освежиться. Вставайте около речки и повторяйте за мной.

Речь с движением «Речка».

Дети стоят вдоль речки.

К речке быстрой мы спустились – шагаем на месте

Наклонились и умылись - Наклоняемся к речке и имитируем умывание

Шея, плечи, руки, грудь - проводим поглаживания частей тела 

Про болезни ты забудь! - Погрозить пальцем 

Раз, два, три, четыре - на каждый счет притрагиваемся к щекам.

Вот как славно освежились! - Поглаживаем по голове к затылку 

Через мост мы перейдём – переходим через речку по мостику

И скорей домой пойдём! - переходим через речку по мостику

Воспитатель поднимает Ванечку с ковра и вместе с детьми переходит речку. Идем к домику.

7. Возвращение домой.

Воспитатель: Машенька, встречай нас! Мы Ванечку домой вернули!

Сажаем куклу Ваню в домике.

Маша: Спасибо, ребята за помощь! Без вас бы я не справилась! Хочу вас отблагодарить за это. Вот вам адресные таблички, но они пустые. Заполните их и сделайте их красивыми. Всё в ваших руках.

Машенька отдает подарки воспитателю

Воспитатель: Спасибо, Машенька, нам пора возвращаться домой, а ты впредь соблюдай правила безопасности и расскажи Ванечке, как надо себя вести дома одним. До свидания!

Маша: Спасибо вам, до свидания, ребята.

Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться домой, давайте закроем глазки, покружились-покружились, в детском саду снова очутились.

(Звучит музыка)

Воспитатель. Ребята, кому мы сегодня помогли?

Дети. Мы помогли Машеньке.

Воспитатель: А что случилось с Машенькой?

Дети: Машенька открыла дверь, гуси-лебеди украли Ванечку и отнесли его Бабе-Яге.

Воспитатель: А куда мы пошли, чтобы спаси Ванечку?

Дети: (варианты детей).

Воспитатель: Расскажите, страшно было в дороге?

Дети: (варианты детей).

Воспитатель: А баба-Яга страшная?

Дети: (варианты детей).

Воспитатель: Кому мы еще помогли?

Дети: Мы помогли Речке.

Воспитатель: А как мы помогли Речке?

Дети: Мы отремонтировали мост и очистили речку.

Воспитатель: Вам понравилось путешествие по сказке?

Дети: (варианты детей).

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, отдаю вам подарок Машеньки. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им удачи, крепкого здоровья. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по патриотическому воспитанию "Наша любимая страна и город"

Цель НОД: Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.Программные задачи:• Закрепить знания о нашей стране и государственной символике (флаге).• Формировать ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по патриотическому воспитанию: "Путешествие по родине"

Цель: Систематизировать знания детей о своей Родине.Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о государственных символах России;Упражнять детей в соотношении букв и знаков (кодировка)Закрепить пон...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по патриотическому воспитанию: "Путешествие по родине"

Цель: Систематизировать знания детей о своей Родине.Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о государственных символах России;Упражнять детей в соотношении букв и знаков (кодировка)Закрепить пон...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Нравственно-патриотическое воспитание. тема: "Путешествие по Крыму"

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности  в старшей группе. Нравственно-патриотическое воспитание.тема: "Путешествие по Крыму" Программное содержание:1....

Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...

Конспект коррекционно-образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Тип: Бинарное занятиеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Инте...

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди». (на основе интеграции художественной литературы изобразительной деятельности и музыки)

КОНСПЕКТНепосредственно-образовательной деятельностидля детей старшей группына тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди».(на основе интеграции художественной литературыизобразительной деятел...