Конспект совместной образовательной деятельности в рамках реализации проекта по патриотическому воспитанию «Моя семья» Тема: «Гуси-лебеди»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района
Санкт-Петербурга
Конспект совместной образовательной деятельности
в рамках реализации проекта по патриотическому воспитанию
«Моя семья»
Тема: «Гуси-лебеди»
Подготовили:
Блинова Ирина Васильевна – воспитатель высшей категории
Кустова Светлана Евгеньевна – воспитатель первой категории
Санкт-Петербург
2022
Цель: Расширение и обобщение представлений обучающихся о: семье, домашнем адресе и правилах безопасного поведения в доме.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения дома.
- Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о родственных отношениях.
- Закреплять умение составлять предложения с заданным предлогом, глаголом (действием) и существительным по опорным картинкам и схемам.
- Закреплять навык ориентировки в окружающем пространстве (вправо - влево, вверху - внизу, впереди), понимание координат пространства.
- Закрепить умение строить объект по образцу.
- Способствовать формированию у воспитанников положительной учебной мотивации.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Развивающие:
- Развивать логическое и пространственное мышление, память и образное восприятие.
- Развивать слуховое, зрительное внимание.
- Развивать координацию речи с движением.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать навык соотнесения символического изображения с конкретным словом (глаголы, предлоги).
- Развивать умение определять направление относительно своего тела.
- Развивать конструкторские способности.
- Развивать произвольность и самоконтроль.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
- Воспитывать внимание к речи, совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
- Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.
- Воспитывать экологическую культуру, а также бережное отношение к природе и всему живому.
- Воспитание у обучающегося любви и привязанности к своей семье, дому.
Коррекционные:
- Закреплять навык образования существительных при помощи уменьшительно -ласкательных суффиксов.
- Развивать зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлогов.
- Совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь.
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Оборудование:
- Планшет с видеозаписью.
- Компьютер (музыкальное сопровождение).
Материалы к занятию:
- Декорация, обозначающая дом в деревне, половик, пёрышки.
- Муляж семейного дерева «Яблони» с портретами людей разного возраста, закрытыми «яблочками» из картона, корзинка с массажными мячиками, объёмное яблоко с картинкой «печки».
- Муляж «печки», авторское обучающее пособие «Речевой калейдоскоп», колобок.
- Муляж «избушки на курьих ножках», клубок, синяя ткань для «речки», комплект деталей крупного деревянного конструктора для мостика, «мусор» - шары и снежколепы, ведро для уборки «мусора».
- Кукла Ваня среднего размера, театральная мягкая кукла Маша, атрибуты для хозяюшки и бабы Яги.
- 2 адресные таблички: для домиков Маши и Бабы Яги.
- Дидактическая игра «Правила безопасного поведения дома».
- Раскраски адресных табличек.
Авторское обучающее пособие «Речевой калейдоскоп»
Целевая аудитория: Обучающее пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. А также для детей с РАС (расстройство аутистического спектра), моторной алалией, в качестве фразового конструктора.
Назначение обучающего пособия: Ценность данного обучающего пособия состоит в возможности его применения педагогом в процессе организации совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разным лексическим темам. Данное обучающее пособие подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Цель: Формирование навыка построения грамматически правильной фразы, через развитие пространственной ориентировки при употреблении слов пространственного значения.
Задачи:
Обучающие:
- Обучать детей составлению предложений с заданным предлогом, глаголом (действием) и существительным по опорным картинкам и схемам;
- Развивать навык соотнесения символического изображения с конкретным словом (глаголы, предлоги).
- Закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений.
- Закреплять навык ориентировки в окружающем пространстве (вправо - влево, вверху - внизу, впереди), понимание координат пространства.
- Совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь.
Развивающие:
- Развивать умение определять направление относительно своего тела.
- Развивать зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлогов.
- Развивать зрительное внимание и логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
- Воспитывать внимание к речи, совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
- Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на тему «Семья» (состав семьи, имена и отчества родителей, «Кто кому и кем приходится», «Правила безопасного поведения дома»).
Составление вместе с детьми «генеалогического древа», начиная с бабушки и дедушки. Рассматривание иллюстраций, фотографий людей разного возраста и определение их старшинства, выстраивание картинок в последовательности взросления, проговаривание названий этапов возраста.
Чтение и обсуждение проблемных ситуаций в семье, отгадывание загадок о семье, обсуждение пословиц по теме.
Чтение и обсуждение русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание иллюстраций разных художников.
Применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика с массажными мячиками, речь с движением);
- Технологии проектной деятельности (работа в группе и малых подгруппах; беседы, дискуссии о семейных ценностях, уважении к старшему поколению и заботе о младших; социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения);
- Технологии исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения; фиксация результатов: наблюдений, экспериментов, трудовой деятельности; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; − трудовые поручения, действия, решение экологической проблемы).
- Информационно-коммуникационные технологии (планшет).
- Личностно-ориентированные технологии (наблюдения, гимнастика, массаж).
- Социоигровые технологии (коллективные дела, работа в малых подгруппах; игры с правилами).
Виды детской деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- двигательная;
- познавательно-исследовательская;
- музыкальная;
- конструктивно-модельная.
Ход совместной деятельности
Сбор детей в круг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло. Давайте с ними поздороваемся.
Дети. Здравствуйте!
(На планшете звучит музыка)
Воспитатель: Ой, это видеосообщение. Ответим?
Дети. Да
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Машенька, я из сказки «Гуси-лебеди», моего младшего брата Ванечку унесли гуси-лебеди к Бабе – Яге. Я не знаю, что мне делать. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, ну что поможем Маше?
Дети. Да.
Воспитатель: А как же мы можем помочь Маше?
Дети. Мы должны отправиться в сказку: «Гуси-лебеди» и вернуть Ванечку.
Воспитатель: Для того чтобы помочь Маше, нам нужно стать дружной командой. Пусть каждый вытянет руку вперед, придумает и произнесёт какими качествами нам надо обладать (какими мы должны быть), чтобы справиться со всеми трудностями. Я первая.
(Воспитатель протягивает руку вперед, говорит своё пожелание, затем ребёнок говорит своё пожелание и кладёт свою руку сверху на ладонь взрослого или ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.)
Воспитатель: Я желаю нам быть внимательными.
Дети: Я желаю нам быть…. (Здоровыми, дружными, смелыми, ловкими терпеливыми, выносливыми).
Воспитатель: (После всех высказываний раскачивает пирамиду добрых пожеланий со словами):
Пусть наши пожелания услышат все! И пусть они сбудутся!
Воспитатель: А теперь нам нужно отправиться в сказку. (Звучит волшебная музыка). Закрывайте глазки. Покружились - покружились и в сказке очутились.
Воспитатель: Ребята, смотрите тропинка, давайте поспешим на помощь Маше.
Воспитатель показывает детям натканный половик, и первая начинает движение по нему в сторону «домика Маши». (Ширма, стилизованная под избушку. Маша – тряпичная кукла). Все проходят к домику – ширме.
2. В гостях у Маши.
Раздается плач куклы Маши. (Озвучивает учитель-логопед)
Маша: А-А-А!
Воспитатель: Маша, здравствуй, мы получили твое сообщение и сразу отправились к тебе на помощь.
Маша: Здравствуйте, ребята, Гуси – лебеди унесли Ванечку к Бабе – Яге! А-А-А!
Воспитатель: Машенька, а где ваши родители? Почему вас одних оставили?
Маша: Родители на базар уехали, сказали, что быстро вернуться. Меня за старшую оставили! А-А-А!
Воспитатель: Как же гуси – лебеди могли унести Ваню, если у тебя дом закрыт? Ты что, дверь чужим открыла?
Маша: Родители сказали к дверям не подходить и никому не открывать, а я услышала стук, тихий такой. Думаю, дай быстренько посмотрю, а они шмыг в дом, хвать Ваню и вон из дома, только пёрышки остались!
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, если ребёнок остаётся один дома, можно ли открывать дверь чужим?
Дети: Нельзя
Воспитатель: Это главное правило в доме – дверь чужим не открывать!
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру. Перед вами картинки по правилам безопасности. Выберите, какие правила безопасности в доме должны соблюдать все дети и расскажите Маше про эти правила.
Дети:
- Нельзя играть со спичками и зажигалками.
- Не трогать электрические приборы и розетки.
- Не баловаться с газовой плитой.
- Нельзя трогать лекарства, химикаты.
- Не открывать окна, балконы.
- Нельзя баловаться с водой.
- Нельзя доставать со столов горячую еду.
- Нельзя играть с бьющимися и острыми предметами.
Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте, подарим Маше правила безопасного поведения в доме, чтобы больше не было беды! (Отдают Маше картинку с правилами).
Воспитатель: Маша, мы поможем тебе, вернуть Ванечку, а ты знаешь домашний адрес Бабы Яги?
Маша: А что такое домашний адрес?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Машеньке, что такое домашний адрес?
Дети: Домашний адрес - это название города, улицы, номер дома и квартиры.
Воспитатель: На каждом доме есть адресная табличка. Посмотри. Машенька, на твоем доме она тоже есть. (Воспитатель указывает на табличку на домике).
Воспитатель: Ребята, расскажите Машеньке, зачем нужен адрес?
Дети: По адресу легко найти, кого ищешь, отправить письмо, вызвать скорую помощь, полицию, пожарных.
Воспитатель: Каждый человек должен знать свой адрес, правильно ребята?
Дети: Да.
Маша: Я не знаю адреса Бабы Яги, есть только перышки её гусей. А еще они обронили вот эту табличку.
Воспитатель: Вот здорово! Ребята посмотрите, на этой табличке написан домашний адрес Бабы – Яги, а как до нее добраться нам укажут перышки гусей. А ты, Машенька, жди родителей и всё им расскажи. Ребята, отправляемся в путь?
Дети: Да!
Воспитатель поднимает пёрышки, и они направляются в сторону яблони. (Звучит музыка.)
3. Яблоня. (Плоскостной силуэт дерева на зелёной кроне, которого, крепятся картинки - яблоки. Под картинками яблок, расположены портреты семьи).
Воспитатель: Ребята, перышки привели нас к яблоньке! Тяжело ей держать столько яблок! Давайте, аккуратно поможем снять яблочки с веток. Только давайте, сначала подготовим наши ручки.
Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками: «Яблонька»
(выдать детям по массажному мячику из корзинки).
Яблоки с дерева мы собирали - Поднимают руки с массажными мячика вверх.
Варенье варили, компот закатали – Перекатывать яблоко по левой ладошке, затем по правой.
В корзину сложили, друзьям подарили – Сложить массажные мячики в корзину.
(Дети снимают картинки яблок. Рассматривают открывшиеся портреты семьи).
Воспитатель: Ребята, смотрите, яблоня то непростая. Кто знает, как называется такое дерево?
Дети: Это дерево семьи!
Воспитатель: Правильно! Ребята, скажите, кто расположен на нижних толстых ветках?
Дети: На нижних ветках располагаются бабушки и дедушки.
Воспитатель: Правильно! Они самые старшие, поэтому и веточки толстые. А кто располагается на ветках над бабушкой и дедушкой?
Дети: На этих ветках располагаются мама и папа.
Воспитатель: Правильно! Они младше, поэтому и веточки потоньше. А кто располагается на ветках над папой и мамой?
Дети: Над папой и мамой располагаются девочки и мальчики,
Воспитатель: Правильно! Они самые младшие, и поэтому веточки у них самые тонкие.
(Воспитатель вместе с детьми называет членов семьи на яблоньке)
Воспитатель: Молодцы! С давних пор люди старались сохранить память о своих родственниках и записывали всех, кто родился в этой семье в книгу, которую называли родословная, и придумали записывать свою родословную семьи в виде дерева.
Д/и «Кто ты мне?»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, (воспитатель показывает на портрет и спрашивает всех детей поочередно).
- Если я дедушка, то кто ты мне?
- Если я бабушка?
- Если я мама?
- Если я папа?
- Если я сестра?
- Если я брат?
- Если я дочка?(обращение к девочке)
- Если я дочка?(обращение к мальчику)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Смотрите, какое я яблоко нашла, а в нём подсказка, куда нам дальше идти!
Воспитатель разворачивает картинку печки. Ведет детей на ковер к печке.
(Звучит музыка)
4. Печка.
Второй воспитатель стоит рядом с печкой.
Воспитатель: Здравствуйте, хозяюшка! Нам нужно найти Бабу-Ягу. Вы поможете нам? Вот ее адрес.
Хозяюшка (Второй воспитатель): Здравствуйте, ребята! Конечно помогу найти Бабу-Ягу, а пока приглашаю вас присесть и отдохнуть с дороги.
Ребята садятся вокруг столика.
Хозяюшка (Второй воспитатель): Я очень люблю трудиться и люблю, когда все друг другу помогают. Я считаю, что такие семьи очень дружные, крепкие, им никакие невзгоды не страшны. А вы любите трудиться? Помогаете своим близким? Расскажите, как вы помогаете дома?
Обучающее пособие: «Речевой калейдоскоп»
В центр поля, педагог помещает карточку с изображением лексической темы. На остальных частях поля, располагаются карточки с предлогами и глаголами, которые изображены в виде схем, и картинку с существительным в соответствии с опорной карточкой.
Воспитанникам выдаются карточки-схемы, на которых изображено существительное (согласно лексической темы), а также схематичное движение участника по полю, в виде цифр и стрелок, по которым ребенок должен определить, в какое поле положить свою карточку.
После того, как воспитанник определяет, куда поместить карточку и опираясь на фразовый конструктор, он составляет предложение, используя изображение на карточке-схеме, предлог, глагол и существительное. Например, «Мальчик пылесосит в комнате».
(Дети составляют предложения о том, как они трудятся дома)
Хозяюшка (Второй воспитатель): Правильно выполнили задание. Вот вам, быстрый колобок. Он укажет нам путь дальше.
Второй воспитатель прокатывает колобок в сторону избушки на курьих ножках и следует вместе с детьми к дому Бабы-Яги.
Звучит музыка.
5. Баба Яга.
(Первый воспитатель сидит за избой и качает ребенка)
Когда подкатывается колобок выходит и говорит:
Баба-Яга: Тише ты, колобок суматошный, дите разбудишь. Прикатился, не запылился! Вы кто такие?
Воспитатель: Здравствуй. Баба Яга, мы за Ванечкой пришли. Ты зачем ребенка утащила? Гусей плохому учишь, Машу напугала!
Баба-Яга: Мне так одиноко, мои - то дети уехали так далеко, что и на гусях не долетишь! А Ванечка такой ласковый да весёлый, я с ним играю, песенки ему пою!
Воспитатель: Баба-Яга, Ванечку, надо родным вернуть! Вот позовешь их в гости или сама к ним придешь, когда позовут, тогда и играй с Ванечкой, а забирать детей без разрешения родителей нельзя. Правда, ребята?
Дети: Да!
Баба-Яга: Ладно, вот решите мое задание, тогда я вам Ванечку верну.
Воспитатель: Ну что, ребята, выполним задание Бабы-Яги?
Дети: Да!
ДИ «Назови ласково.
Вот вы всё меня баба Яга да баба Яга, а мне хочется, чтобы вы меня ласково назвали.
Я не бабка, а...
Дети: - бабуля, бабушка, бабулечка, бабуленька.
А своего деда как вы ласково назовете?
Дети: - дедуля, дедушка, дедулечка.
А свою маму как вы ласково называете?
Дети: - мамуля, мамочка, мамулечка.
А своего папу как вы ласково называете?
Дети: - папуля, папочка, папулечка.
А своего брата как вы ласково назовете?
Дети: - братик, братишка
А свою сестру как вы ласково назовете?
Дети: - сестренка, сестричка
Баба-Яга: Молодцы, порадовали бабулю! Берите Ваню, да не потеряйте ребенка! Мой волшебный клубочек поможет, он вам путь домой укажет.
Воспитатель: Бабушка Яга, твои гуси обронили адресную табличку, на которой написан твой домашний адрес. Мы ее нашли, держи. Теперь к тебе письма и посылки будут приходить, от твоих знакомых. А гости теперь будут знать твой адрес и смогут прийти к тебе в гости и не заблудится.
Баба-Яга: Вот спасибо, а я-то думала, куда она запропастилась? До свидания.
(Баба яга прокатывает клубочек к речке)
Дети и воспитатель берут Ваню и идут к речке.
(Звучит музыка речки).
6. Речка.
Дети подходят к запруде.
Воспитатель: Как же мы пройдем дальше, мостик сломан, речка вся в мусоре. Как же мы перейдем через речку?
Дети: Надо помочь речке и починить мостик.
Воспитатель: Правильно, нам необходимо построить переправу и освободить речку от мусора, а для этого нам необходимо разделится на две команды, для этого я предлагаю вам выбрать фишку.
(Воспитатель предлагает на выбор фишки двух цветов).
Воспитатель: Ребята, которые выбрали синие фишки, попадают в команду – «Экологи». Команда «Экологов» будет убирать мусор специальными инструментами (снежколепы) в ведро. А ребята, которые выбрали красные фишки, попадают во вторую команду, которая будет называться – «Строители» эта команда будет ремонтировать мост, посмотрите, а вот и схема. А Ваню посадим на полянку (сажает куклу на ковер).
Первая команда разбирают «камни», строят переправу, а вторая – убирает мусор и складывает в мешок, воспитатель расправляет речку.
Воспитатель: А теперь самое время отдохнуть и освежиться. Вставайте около речки и повторяйте за мной.
Речь с движением «Речка».
Дети стоят вдоль речки.
К речке быстрой мы спустились – шагаем на месте
Наклонились и умылись - Наклоняемся к речке и имитируем умывание
Шея, плечи, руки, грудь - проводим поглаживания частей тела
Про болезни ты забудь! - Погрозить пальцем
Раз, два, три, четыре - на каждый счет притрагиваемся к щекам.
Вот как славно освежились! - Поглаживаем по голове к затылку
Через мост мы перейдём – переходим через речку по мостику
И скорей домой пойдём! - переходим через речку по мостику
Воспитатель поднимает Ванечку с ковра и вместе с детьми переходит речку. Идем к домику.
7. Возвращение домой.
Воспитатель: Машенька, встречай нас! Мы Ванечку домой вернули!
Сажаем куклу Ваню в домике.
Маша: Спасибо, ребята за помощь! Без вас бы я не справилась! Хочу вас отблагодарить за это. Вот вам адресные таблички, но они пустые. Заполните их и сделайте их красивыми. Всё в ваших руках.
Машенька отдает подарки воспитателю
Воспитатель: Спасибо, Машенька, нам пора возвращаться домой, а ты впредь соблюдай правила безопасности и расскажи Ванечке, как надо себя вести дома одним. До свидания!
Маша: Спасибо вам, до свидания, ребята.
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться домой, давайте закроем глазки, покружились-покружились, в детском саду снова очутились.
(Звучит музыка)
Воспитатель. Ребята, кому мы сегодня помогли?
Дети. Мы помогли Машеньке.
Воспитатель: А что случилось с Машенькой?
Дети: Машенька открыла дверь, гуси-лебеди украли Ванечку и отнесли его Бабе-Яге.
Воспитатель: А куда мы пошли, чтобы спаси Ванечку?
Дети: (варианты детей).
Воспитатель: Расскажите, страшно было в дороге?
Дети: (варианты детей).
Воспитатель: А баба-Яга страшная?
Дети: (варианты детей).
Воспитатель: Кому мы еще помогли?
Дети: Мы помогли Речке.
Воспитатель: А как мы помогли Речке?
Дети: Мы отремонтировали мост и очистили речку.
Воспитатель: Вам понравилось путешествие по сказке?
Дети: (варианты детей).
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, отдаю вам подарок Машеньки. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им удачи, крепкого здоровья. До свидания!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 57.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района
Санкт-Петербурга
Конспект совместной образовательной деятельности
в рамках реализации проекта по патриотическому воспитанию
«Моя семья»
Тема: «Гуси-лебеди»
Подготовили:
Блинова Ирина Васильевна – воспитатель высшей категории
Кустова Светлана Евгеньевна – воспитатель первой категории
Санкт-Петербург
2022
Цель: Расширение и обобщение представлений обучающихся о: семье, домашнем адресе и правилах безопасного поведения в доме.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения дома.
- Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о родственных отношениях.
- Закреплять умение составлять предложения с заданным предлогом, глаголом (действием) и существительным по опорным картинкам и схемам.
- Закреплять навык ориентировки в окружающем пространстве (вправо - влево, вверху - внизу, впереди), понимание координат пространства.
- Закрепить умение строить объект по образцу.
- Способствовать формированию у воспитанников положительной учебной мотивации.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Развивающие:
- Развивать логическое и пространственное мышление, память и образное восприятие.
- Развивать слуховое, зрительное внимание.
- Развивать координацию речи с движением.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать навык соотнесения символического изображения с конкретным словом (глаголы, предлоги).
- Развивать умение определять направление относительно своего тела.
- Развивать конструкторские способности.
- Развивать произвольность и самоконтроль.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
- Воспитывать внимание к речи, совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
- Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.
- Воспитывать экологическую культуру, а также бережное отношение к природе и всему живому.
- Воспитание у обучающегося любви и привязанности к своей семье, дому.
Коррекционные:
- Закреплять навык образования существительных при помощи уменьшительно -ласкательных суффиксов.
- Развивать зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлогов.
- Совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь.
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Оборудование:
- Планшет с видеозаписью.
- Компьютер (музыкальное сопровождение).
Материалы к занятию:
- Декорация, обозначающая дом в деревне, половик, пёрышки.
- Муляж семейного дерева «Яблони» с портретами людей разного возраста, закрытыми «яблочками» из картона, корзинка с массажными мячиками, объёмное яблоко с картинкой «печки».
- Муляж «печки», авторское обучающее пособие «Речевой калейдоскоп», колобок.
- Муляж «избушки на курьих ножках», клубок, синяя ткань для «речки», комплект деталей крупного деревянного конструктора для мостика, «мусор» - шары и снежколепы, ведро для уборки «мусора».
- Кукла Ваня среднего размера, театральная мягкая кукла Маша, атрибуты для хозяюшки и бабы Яги.
- 2 адресные таблички: для домиков Маши и Бабы Яги.
- Дидактическая игра «Правила безопасного поведения дома».
- Раскраски адресных табличек.
Авторское обучающее пособие «Речевой калейдоскоп»
Целевая аудитория: Обучающее пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. А также для детей с РАС (расстройство аутистического спектра), моторной алалией, в качестве фразового конструктора.
Назначение обучающего пособия: Ценность данного обучающего пособия состоит в возможности его применения педагогом в процессе организации совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разным лексическим темам. Данное обучающее пособие подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Цель: Формирование навыка построения грамматически правильной фразы, через развитие пространственной ориентировки при употреблении слов пространственного значения.
Задачи:
Обучающие:
- Обучать детей составлению предложений с заданным предлогом, глаголом (действием) и существительным по опорным картинкам и схемам;
- Развивать навык соотнесения символического изображения с конкретным словом (глаголы, предлоги).
- Закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений.
- Закреплять навык ориентировки в окружающем пространстве (вправо - влево, вверху - внизу, впереди), понимание координат пространства.
- Совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь.
Развивающие:
- Развивать умение определять направление относительно своего тела.
- Развивать зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлогов.
- Развивать зрительное внимание и логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
- Воспитывать внимание к речи, совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
- Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на тему «Семья» (состав семьи, имена и отчества родителей, «Кто кому и кем приходится», «Правила безопасного поведения дома»).
Составление вместе с детьми «генеалогического древа», начиная с бабушки и дедушки. Рассматривание иллюстраций, фотографий людей разного возраста и определение их старшинства, выстраивание картинок в последовательности взросления, проговаривание названий этапов возраста.
Чтение и обсуждение проблемных ситуаций в семье, отгадывание загадок о семье, обсуждение пословиц по теме.
Чтение и обсуждение русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание иллюстраций разных художников.
Применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика с массажными мячиками, речь с движением);
- Технологии проектной деятельности (работа в группе и малых подгруппах; беседы, дискуссии о семейных ценностях, уважении к старшему поколению и заботе о младших; социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения);
- Технологии исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения; фиксация результатов: наблюдений, экспериментов, трудовой деятельности; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; − трудовые поручения, действия, решение экологической проблемы).
- Информационно-коммуникационные технологии (планшет).
- Личностно-ориентированные технологии (наблюдения, гимнастика, массаж).
- Социоигровые технологии (коллективные дела, работа в малых подгруппах; игры с правилами).
Виды детской деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- двигательная;
- познавательно-исследовательская;
- музыкальная;
- конструктивно-модельная.
Ход совместной деятельности
Сбор детей в круг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло. Давайте с ними поздороваемся.
Дети. Здравствуйте!
(На планшете звучит музыка)
Воспитатель: Ой, это видеосообщение. Ответим?
Дети. Да
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Машенька, я из сказки «Гуси-лебеди», моего младшего брата Ванечку унесли гуси-лебеди к Бабе – Яге. Я не знаю, что мне делать. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, ну что поможем Маше?
Дети. Да.
Воспитатель: А как же мы можем помочь Маше?
Дети. Мы должны отправиться в сказку: «Гуси-лебеди» и вернуть Ванечку.
Воспитатель: Для того чтобы помочь Маше, нам нужно стать дружной командой. Пусть каждый вытянет руку вперед, придумает и произнесёт какими качествами нам надо обладать (какими мы должны быть), чтобы справиться со всеми трудностями. Я первая.
(Воспитатель протягивает руку вперед, говорит своё пожелание, затем ребёнок говорит своё пожелание и кладёт свою руку сверху на ладонь взрослого или ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.)
Воспитатель: Я желаю нам быть внимательными.
Дети: Я желаю нам быть…. (Здоровыми, дружными, смелыми, ловкими терпеливыми, выносливыми).
Воспитатель: (После всех высказываний раскачивает пирамиду добрых пожеланий со словами):
Пусть наши пожелания услышат все! И пусть они сбудутся!
Воспитатель: А теперь нам нужно отправиться в сказку. (Звучит волшебная музыка). Закрывайте глазки. Покружились - покружились и в сказке очутились.
Воспитатель: Ребята, смотрите тропинка, давайте поспешим на помощь Маше.
Воспитатель показывает детям натканный половик, и первая начинает движение по нему в сторону «домика Маши». (Ширма, стилизованная под избушку. Маша – тряпичная кукла). Все проходят к домику – ширме.
2. В гостях у Маши.
Раздается плач куклы Маши. (Озвучивает учитель-логопед)
Маша: А-А-А!
Воспитатель: Маша, здравствуй, мы получили твое сообщение и сразу отправились к тебе на помощь.
Маша: Здравствуйте, ребята, Гуси – лебеди унесли Ванечку к Бабе – Яге! А-А-А!
Воспитатель: Машенька, а где ваши родители? Почему вас одних оставили?
Маша: Родители на базар уехали, сказали, что быстро вернуться. Меня за старшую оставили! А-А-А!
Воспитатель: Как же гуси – лебеди могли унести Ваню, если у тебя дом закрыт? Ты что, дверь чужим открыла?
Маша: Родители сказали к дверям не подходить и никому не открывать, а я услышала стук, тихий такой. Думаю, дай быстренько посмотрю, а они шмыг в дом, хвать Ваню и вон из дома, только пёрышки остались!
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, если ребёнок остаётся один дома, можно ли открывать дверь чужим?
Дети: Нельзя
Воспитатель: Это главное правило в доме – дверь чужим не открывать!
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру. Перед вами картинки по правилам безопасности. Выберите, какие правила безопасности в доме должны соблюдать все дети и расскажите Маше про эти правила.
Дети:
- Нельзя играть со спичками и зажигалками.
- Не трогать электрические приборы и розетки.
- Не баловаться с газовой плитой.
- Нельзя трогать лекарства, химикаты.
- Не открывать окна, балконы.
- Нельзя баловаться с водой.
- Нельзя доставать со столов горячую еду.
- Нельзя играть с бьющимися и острыми предметами.
Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте, подарим Маше правила безопасного поведения в доме, чтобы больше не было беды! (Отдают Маше картинку с правилами).
Воспитатель: Маша, мы поможем тебе, вернуть Ванечку, а ты знаешь домашний адрес Бабы Яги?
Маша: А что такое домашний адрес?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Машеньке, что такое домашний адрес?
Дети: Домашний адрес - это название города, улицы, номер дома и квартиры.
Воспитатель: На каждом доме есть адресная табличка. Посмотри. Машенька, на твоем доме она тоже есть. (Воспитатель указывает на табличку на домике).
Воспитатель: Ребята, расскажите Машеньке, зачем нужен адрес?
Дети: По адресу легко найти, кого ищешь, отправить письмо, вызвать скорую помощь, полицию, пожарных.
Воспитатель: Каждый человек должен знать свой адрес, правильно ребята?
Дети: Да.
Маша: Я не знаю адреса Бабы Яги, есть только перышки её гусей. А еще они обронили вот эту табличку.
Воспитатель: Вот здорово! Ребята посмотрите, на этой табличке написан домашний адрес Бабы – Яги, а как до нее добраться нам укажут перышки гусей. А ты, Машенька, жди родителей и всё им расскажи. Ребята, отправляемся в путь?
Дети: Да!
Воспитатель поднимает пёрышки, и они направляются в сторону яблони. (Звучит музыка.)
3. Яблоня. (Плоскостной силуэт дерева на зелёной кроне, которого, крепятся картинки - яблоки. Под картинками яблок, расположены портреты семьи).
Воспитатель: Ребята, перышки привели нас к яблоньке! Тяжело ей держать столько яблок! Давайте, аккуратно поможем снять яблочки с веток. Только давайте, сначала подготовим наши ручки.
Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками: «Яблонька»
(выдать детям по массажному мячику из корзинки).
Яблоки с дерева мы собирали - Поднимают руки с массажными мячика вверх.
Варенье варили, компот закатали – Перекатывать яблоко по левой ладошке, затем по правой.
В корзину сложили, друзьям подарили – Сложить массажные мячики в корзину.
(Дети снимают картинки яблок. Рассматривают открывшиеся портреты семьи).
Воспитатель: Ребята, смотрите, яблоня то непростая. Кто знает, как называется такое дерево?
Дети: Это дерево семьи!
Воспитатель: Правильно! Ребята, скажите, кто расположен на нижних толстых ветках?
Дети: На нижних ветках располагаются бабушки и дедушки.
Воспитатель: Правильно! Они самые старшие, поэтому и веточки толстые. А кто располагается на ветках над бабушкой и дедушкой?
Дети: На этих ветках располагаются мама и папа.
Воспитатель: Правильно! Они младше, поэтому и веточки потоньше. А кто располагается на ветках над папой и мамой?
Дети: Над папой и мамой располагаются девочки и мальчики,
Воспитатель: Правильно! Они самые младшие, и поэтому веточки у них самые тонкие.
(Воспитатель вместе с детьми называет членов семьи на яблоньке)
Воспитатель: Молодцы! С давних пор люди старались сохранить память о своих родственниках и записывали всех, кто родился в этой семье в книгу, которую называли родословная, и придумали записывать свою родословную семьи в виде дерева.
Д/и «Кто ты мне?»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, (воспитатель показывает на портрет и спрашивает всех детей поочередно).
- Если я дедушка, то кто ты мне?
- Если я бабушка?
- Если я мама?
- Если я папа?
- Если я сестра?
- Если я брат?
- Если я дочка?(обращение к девочке)
- Если я дочка?(обращение к мальчику)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Смотрите, какое я яблоко нашла, а в нём подсказка, куда нам дальше идти!
Воспитатель разворачивает картинку печки. Ведет детей на ковер к печке.
(Звучит музыка)
4. Печка.
Второй воспитатель стоит рядом с печкой.
Воспитатель: Здравствуйте, хозяюшка! Нам нужно найти Бабу-Ягу. Вы поможете нам? Вот ее адрес.
Хозяюшка (Второй воспитатель): Здравствуйте, ребята! Конечно помогу найти Бабу-Ягу, а пока приглашаю вас присесть и отдохнуть с дороги.
Ребята садятся вокруг столика.
Хозяюшка (Второй воспитатель): Я очень люблю трудиться и люблю, когда все друг другу помогают. Я считаю, что такие семьи очень дружные, крепкие, им никакие невзгоды не страшны. А вы любите трудиться? Помогаете своим близким? Расскажите, как вы помогаете дома?
Обучающее пособие: «Речевой калейдоскоп»
В центр поля, педагог помещает карточку с изображением лексической темы. На остальных частях поля, располагаются карточки с предлогами и глаголами, которые изображены в виде схем, и картинку с существительным в соответствии с опорной карточкой.
Воспитанникам выдаются карточки-схемы, на которых изображено существительное (согласно лексической темы), а также схематичное движение участника по полю, в виде цифр и стрелок, по которым ребенок должен определить, в какое поле положить свою карточку.
После того, как воспитанник определяет, куда поместить карточку и опираясь на фразовый конструктор, он составляет предложение, используя изображение на карточке-схеме, предлог, глагол и существительное. Например, «Мальчик пылесосит в комнате».
(Дети составляют предложения о том, как они трудятся дома)
Хозяюшка (Второй воспитатель): Правильно выполнили задание. Вот вам, быстрый колобок. Он укажет нам путь дальше.
Второй воспитатель прокатывает колобок в сторону избушки на курьих ножках и следует вместе с детьми к дому Бабы-Яги.
Звучит музыка.
5. Баба Яга.
(Первый воспитатель сидит за избой и качает ребенка)
Когда подкатывается колобок выходит и говорит:
Баба-Яга: Тише ты, колобок суматошный, дите разбудишь. Прикатился, не запылился! Вы кто такие?
Воспитатель: Здравствуй. Баба Яга, мы за Ванечкой пришли. Ты зачем ребенка утащила? Гусей плохому учишь, Машу напугала!
Баба-Яга: Мне так одиноко, мои - то дети уехали так далеко, что и на гусях не долетишь! А Ванечка такой ласковый да весёлый, я с ним играю, песенки ему пою!
Воспитатель: Баба-Яга, Ванечку, надо родным вернуть! Вот позовешь их в гости или сама к ним придешь, когда позовут, тогда и играй с Ванечкой, а забирать детей без разрешения родителей нельзя. Правда, ребята?
Дети: Да!
Баба-Яга: Ладно, вот решите мое задание, тогда я вам Ванечку верну.
Воспитатель: Ну что, ребята, выполним задание Бабы-Яги?
Дети: Да!
ДИ «Назови ласково.
Вот вы всё меня баба Яга да баба Яга, а мне хочется, чтобы вы меня ласково назвали.
Я не бабка, а...
Дети: - бабуля, бабушка, бабулечка, бабуленька.
А своего деда как вы ласково назовете?
Дети: - дедуля, дедушка, дедулечка.
А свою маму как вы ласково называете?
Дети: - мамуля, мамочка, мамулечка.
А своего папу как вы ласково называете?
Дети: - папуля, папочка, папулечка.
А своего брата как вы ласково назовете?
Дети: - братик, братишка
А свою сестру как вы ласково назовете?
Дети: - сестренка, сестричка
Баба-Яга: Молодцы, порадовали бабулю! Берите Ваню, да не потеряйте ребенка! Мой волшебный клубочек поможет, он вам путь домой укажет.
Воспитатель: Бабушка Яга, твои гуси обронили адресную табличку, на которой написан твой домашний адрес. Мы ее нашли, держи. Теперь к тебе письма и посылки будут приходить, от твоих знакомых. А гости теперь будут знать твой адрес и смогут прийти к тебе в гости и не заблудится.
Баба-Яга: Вот спасибо, а я-то думала, куда она запропастилась? До свидания.
(Баба яга прокатывает клубочек к речке)
Дети и воспитатель берут Ваню и идут к речке.
(Звучит музыка речки).
6. Речка.
Дети подходят к запруде.
Воспитатель: Как же мы пройдем дальше, мостик сломан, речка вся в мусоре. Как же мы перейдем через речку?
Дети: Надо помочь речке и починить мостик.
Воспитатель: Правильно, нам необходимо построить переправу и освободить речку от мусора, а для этого нам необходимо разделится на две команды, для этого я предлагаю вам выбрать фишку.
(Воспитатель предлагает на выбор фишки двух цветов).
Воспитатель: Ребята, которые выбрали синие фишки, попадают в команду – «Экологи». Команда «Экологов» будет убирать мусор специальными инструментами (снежколепы) в ведро. А ребята, которые выбрали красные фишки, попадают во вторую команду, которая будет называться – «Строители» эта команда будет ремонтировать мост, посмотрите, а вот и схема. А Ваню посадим на полянку (сажает куклу на ковер).
Первая команда разбирают «камни», строят переправу, а вторая – убирает мусор и складывает в мешок, воспитатель расправляет речку.
Воспитатель: А теперь самое время отдохнуть и освежиться. Вставайте около речки и повторяйте за мной.
Речь с движением «Речка».
Дети стоят вдоль речки.
К речке быстрой мы спустились – шагаем на месте
Наклонились и умылись - Наклоняемся к речке и имитируем умывание
Шея, плечи, руки, грудь - проводим поглаживания частей тела
Про болезни ты забудь! - Погрозить пальцем
Раз, два, три, четыре - на каждый счет притрагиваемся к щекам.
Вот как славно освежились! - Поглаживаем по голове к затылку
Через мост мы перейдём – переходим через речку по мостику
И скорей домой пойдём! - переходим через речку по мостику
Воспитатель поднимает Ванечку с ковра и вместе с детьми переходит речку. Идем к домику.
7. Возвращение домой.
Воспитатель: Машенька, встречай нас! Мы Ванечку домой вернули!
Сажаем куклу Ваню в домике.
Маша: Спасибо, ребята за помощь! Без вас бы я не справилась! Хочу вас отблагодарить за это. Вот вам адресные таблички, но они пустые. Заполните их и сделайте их красивыми. Всё в ваших руках.
Машенька отдает подарки воспитателю
Воспитатель: Спасибо, Машенька, нам пора возвращаться домой, а ты впредь соблюдай правила безопасности и расскажи Ванечке, как надо себя вести дома одним. До свидания!
Маша: Спасибо вам, до свидания, ребята.
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться домой, давайте закроем глазки, покружились-покружились, в детском саду снова очутились.
(Звучит музыка)
Воспитатель. Ребята, кому мы сегодня помогли?
Дети. Мы помогли Машеньке.
Воспитатель: А что случилось с Машенькой?
Дети: Машенька открыла дверь, гуси-лебеди украли Ванечку и отнесли его Бабе-Яге.
Воспитатель: А куда мы пошли, чтобы спаси Ванечку?
Дети: (варианты детей).
Воспитатель: Расскажите, страшно было в дороге?
Дети: (варианты детей).
Воспитатель: А баба-Яга страшная?
Дети: (варианты детей).
Воспитатель: Кому мы еще помогли?
Дети: Мы помогли Речке.
Воспитатель: А как мы помогли Речке?
Дети: Мы отремонтировали мост и очистили речку.
Воспитатель: Вам понравилось путешествие по сказке?
Дети: (варианты детей).
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, отдаю вам подарок Машеньки. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им удачи, крепкого здоровья. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по патриотическому воспитанию "Наша любимая страна и город"
Цель НОД: Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.Программные задачи:• Закрепить знания о нашей стране и государственной символике (флаге).• Формировать ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по патриотическому воспитанию: "Путешествие по родине"
Цель: Систематизировать знания детей о своей Родине.Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о государственных символах России;Упражнять детей в соотношении букв и знаков (кодировка)Закрепить пон...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по патриотическому воспитанию: "Путешествие по родине"
Цель: Систематизировать знания детей о своей Родине.Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о государственных символах России;Упражнять детей в соотношении букв и знаков (кодировка)Закрепить пон...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Нравственно-патриотическое воспитание. тема: "Путешествие по Крыму"
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Нравственно-патриотическое воспитание.тема: "Путешествие по Крыму" Программное содержание:1....
Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»
Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...
Конспект коррекционно-образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
Тип: Бинарное занятиеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Инте...
КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди». (на основе интеграции художественной литературы изобразительной деятельности и музыки)
КОНСПЕКТНепосредственно-образовательной деятельностидля детей старшей группына тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди».(на основе интеграции художественной литературыизобразительной деятел...