Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в игровой и театрализованной деятельности"
статья (подготовительная группа)

Бережная Альвина Аркадьевна
«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
в игровой и театрализованной деятельности»
 
Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек без
коммуникации не может жить среди людей.
Коммуникация – это элемент общения, в ходе которого осуществляется
обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим
видом деятельности в этом возрасте является игра.
Эффективным средством развития общения детей всех возрастных групп
является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс
формирования творческой личности, способствующий развитию умений
воспринимать, оценивать чувство прекрасного в окружающем мире и
передавать свое отношение к нему, приспосабливать к той или иной
социальной обстановке, прежде всего, театрализованная деятельность – это
радость, смех, удовольствие от игры.
Театрализованная игра:
- стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
- ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные
средства( динамику, темп, интонацию и др.)
- совершенствует артикуляционный аппарат;
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная
речь.
Театрализованные игры можно условно разделить на две группы:
1 игры – драматизации;
В играх- драматизациях ребенок исполняя роль в качестве « артиста»,
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и
невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
Ролевые диалоги на основе текста;
Инсценировки произведений;
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.
2 режиссёрские игры.
В режиссёрской игре ребенок или взрослый сам не является действующим
лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного
или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией,
мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной
или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Разновидности режиссерских игр:
настольный театр игрушек;
настольный театр картинок;
теневой театр;
театр на фланелеграфе.
Знакомство с театрализованными играми начинается с раннего возраста в
процессе разнообразных игр - забав, хороводов, при прослушивании
выразительного чтения стихов и сказок.
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, но они
могут проговаривать некоторые фразы, изображать жестами действия
персонажей. Н-р, при разыгрывании сказки « Курочка Ряба» изображать плач
деда и бабы, действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр –
инсценировок, действуя вместе ввоспитателем, подражая ему, дети учатся
понимать и использовать язык жестов и мимики, совершенствуя свою речь, в
которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и
интонация.
У младших дошкольников необходимо стимулировать желание
включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев,
устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
В среднем возрасте расширение театрально-игрового опыта детей
осуществляется за счет освоения игры драматизации.
Для старших дошкольников характерны игры с « продолжением»,
предполагающие сочетание ролевой и театральной игры.
Таким образом, применение театрализованной деятельности оказывает
положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения,
развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное
повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи,
развивается связная, диалогическая речь.
Активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура
речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon berezhnaya.pdf54.67 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье кратко изложены факты, подтверждающие интегративные связи таких образовательных областей как музыка, коммуникация и социализация....

"Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность"

В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты основные понятия: коммуникативные навыки, социализация детей с ОВЗ. т...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности

laquo;Самая большая на Земле роскошь  - это роскошь человеческого общения»  А. Сент – ЭкзюпериДошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умений воспринимать, оценивать чувство прекрасного в окружающем мире и пере...

Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Основной целью семинара является повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализо...

Комплект материалов по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Базой для развития коммуникативных навыков является театрализованная деятельностьдошкольников. Эта задача остается актуальной всегда. Формируя определенные личностныекачества в дошкольном возрасте, не...