"Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность"
статья по коррекционной педагогике по теме

Шилина Любовь Васильевна

В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты основные понятия: коммуникативные навыки, социализация детей с ОВЗ. театрализованная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

через театрализованную деятельность

Воспитатель Шилина Л.В.

МБДОУ «Детский сад №17 «Ручеек»

г.Нижнего Новгорода

На сегодняшний день сохраняющаяся тенденция роста числа детей-инвалидов определяет особую значимость вопроса обеспечения успешной интеграции этих детей в общество. Одним из важнейших условий интеграции детей-инвалидов в общество является их своевременная реабилитация.

Большинство из детей-инвалидов получают образование в отрыве от своих сверстников и впоследствии имеют гораздо меньше шансов преуспеть в жизни. Многие обучаются на дому, что может повлечь за собой проблему коммуникации ребёнка. Коммуникативная сфера ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания. 

Общение – фактор, определяющий во многом успешное развитие, именно дефицит его, порождает отставание и отклонение в психическом развитии. Как известно, игра – это самая важная деятельность ребёнка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Поэтому включение игры в социально-педагогический (коррекционный) процесс и обеспечивает успешное развитие ребёнка с проблемами.

Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению.

Театрализовано-игровая деятельность развивает творческий потенциал, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию (по утверждению К.С. Станиславского). Всё это является необходимым как здоровым детям, так и детям с особым развитием.

Таким образом, мы видим, что степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности и от степени взаимодействия детей в творческом процессе. Включение игры в социально – педагогическую деятельность обеспечивает успешную социальную адаптацию ребёнка, развивает его коммуникативные и творческие способности. 

Таким образом, использование театрализовано-игровой деятельности в педагогическом реабилитационном процессе в настоящее время является актуальным. Так как в силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений. 

Известно, что каждая отрасль знаний имеет свои функции. Театр и игра как один из видов искусств не исключение.

Театральная игра – это деятельность, которая специально организуется взрослыми для обеспечения усвоения ребёнком накопленного социального опыта данного общества. И, таким образом, взрослый в социальном взаимодействии выступает как носитель культуры общества и самой игровой культуры. Таким образом, именно в такой игре ребёнок первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему необходимы. И поэтому театральная игра рассматривается как важнейшее средство адаптации и социализации, как одна из наиболее оптимальных для социального развития ребёнка, форм организации его деятельности и, следовательно, как средство вхождения его в микросоциум. 

Дадим определение коммуникативным способностям – это индивидуальные особенности человека, раскрывающие возможность контакта, общения и обмена информацией при практическом взаимодействии с другими членами общества.

Коммуникативные способности у каждого индивидуальны. Особенно они отличаются у детей с ограниченными возможностями. Как правило, такие дети с трудом идут на контакт, общение и взаимодействуют они с очень, очень близкими им людьми. А виноваты в этом часто бывают родители. Они редко выводят ребёнка за пределы своей квартиры, школы, где обучается ребёнок. Им бывает некогда с ним играть, а игра играет большую роль в развитии ребёнка. 

Итак, театральная игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. В ней можно выверить симпатию и антипатию детей. Игры раскрывают их органические, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересным, придают ему эмоциональную окраску.

У детей с отклонениями в развитии наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. 

Вся коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна осуществляться посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. В процессе игры нужно способствовать установлению непринуждённых, дружеских отношений. А каждого участника игры следует принимать таким, какой он есть.

Театрализовано-игровая деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности. Синтетический характер театрального искусства: взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления, до известной степени переносится в детскую театрализовано-игровую деятельность.

Исследователи, изучающие театрализовано-игровую деятельность нормально развивающихся дошкольников и детей с проблемами в развитии, указывают на важность её как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерёв, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Л.С. Фурмина, Е.А. Медведева).

Театрализовано-игровая деятельность – это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми.

Кроме того, в работе над образом ребёнок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, умению понимать другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать. Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребёнка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Всё, что развивает театрализовано-игровая деятельность и есть творческий потенциал. И когда у ребёнка он более или менее развит, тогда ребёнку легче идти на контакт, взаимодействовать с другими людьми.

Таким образом, мы видим, что степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности. Ещё важно отметить, что кроме творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей зависит от степени взаимодействия детей в творческом процессе.

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогает им преодолеть застенчивость и зажатость.

Таким образом, в процессе какой-либо совместной деятельности, особенно творческой, ребёнок будет больше взаимодействию с другими людьми, общаться, делиться впечатлениями, а отсюда следует, что и коммуникативные способности будут развиваться. 

Наше дошкольное учреждение МБДОУ «Детский сад №17 «Ручеек» Автозаводского района г.Нижнего Новгорода посещают дети с ограниченными возможностями здоровья с разной патологией: дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, дети с синдромом Дауна, дети с расстройством аутистического спектра, дети с легкой степенью умственной отсталости. На сегодняшний день в учреждении проводится большая работа не только по лечению, но и педагогической реабилитации воспитанников, цель которой – компенсация первичного дефекта и его социализация. Для проведения реабилитации и социальной адаптации детей в учреждении созданы все условия.

В своей работе мы используем театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, мы стимулируем развитие диалогической речи у детей с ОВЗ.

В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль. И, если в самом начале нашей работы, педагоги выступали в разных ролях, также как и дети, то в последующем, мы свели наше участие к минимуму. Теперь оно выглядит как чуткое, мало заметное руководство, незначительная помощь детям, поддержка в затруднительных ситуациях (например, когда ребенок не может самостоятельно передвигаться, педагог поддерживает его, давая возможность действовать наравне с другими детьми).

Участие в театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры на занятиях по изобразительной деятельности (например, аппликация по сказке «Под грибом»: диалог между героями, т.е. между педагогом и ребенком или между двумя детьми, как часть занятия) положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.

Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.

Нельзя не отметить еще и такой момент. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т.е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.

В своей работе мы стремимся использовать любые способности и возможности детей. Самостоятельно не передвигающиеся дети читают стихи, поют песни, исполняют в танцах доступные им движения. Дети с тяжелым недоразвитием речи танцуют в группе, парами или индивидуально. Дети с глубокими умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях.

Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.

Можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Список литературы:

1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г., с доп. и изм., вступающими в силу с 01.09.2013 г.) // СПС Консультант-Плюст: Режим доступа: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148903/

2. Арт-терапия и арт-педагогика в спец. Образовательном учреждении / учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. – М., 2001.

3. Бараева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 416 с.

4. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: Филонтроп, 1995.

5. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.

6. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями (книга для родителей). – М.: «Педагогика-Пресс», 1996. – 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у детей.

Актуальность использования театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у дошкольников, а так же стимулирование и реализация  творческой деятельности детей....

Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"

quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...

«Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Целью моей работы было: приобщение детей к театрализованному искусству, развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.В своей работе мною предпринята попытка, по-новому...

Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников....

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности»

Целью педагогическойдеятельности является развитие у дошкольников коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности....

Сообщение "Актуальность использования театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей"

Выступление на научно-практической конференции г.Коломна[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21057499","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...