Рабочая программа по конструированию из строительного материала для детей 4- 5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Лаптева Татьяна Николаевна

Благодаря конструированию быстро совершенствуется навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №84 «Золотая рыбка» комбинированного вида

Рабочая программа

по конструированию из строительного материала

для детей 4- 5 лет

(средняя группа)

 (в рамках основной образовательной программы «От рождения до школы»)

Воспитатель: Лаптева Т.Н


2018 – 2019 уч.год

Нормативные основания рабочей программы:

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 184:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);
  • Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02-501.
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01 №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);
  • Устав МБДОУ №84
  • Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 84


Пояснительная записка

Благодаря конструированию быстро совершенствуется навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Направленность программы – художественно-эстетическое развитие детей


Основные цели и задачи

Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Основная задача – формирование у детей познавательной и исследовательской деятельности, стремление к умственной деятельности, приобщение к миру технического и художественного изобретательства.

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.


Объем программы составляет 18 (академических) часов (с учетом праздников и каникул, занятия подающие на эти дни переносятся в совместную деятельность), занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 15 минут.

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с детьми младшей группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.

Формы реализации:

Система работы включает:

- НОД (занятия)

- беседы,

- наблюдения,

- игровые занятия,

- элементарные опыты,

- экскурсии и рассматривание конструкций зданий,

- проблемно-игровые ситуации,

- викторины, сочинение загадок и сказок,

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок схем и моделей построек, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства и архитектуры, обсуждение средств выразительности.

Условия реализации:

Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: в том числе центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами:

Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.

  1. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

условия для свободного выбора деятельности;

условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;

создание разных пространств для предъявления детских продуктов:

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

- конкурсы по тематике конструирования из бумаги, природного материала и др.

-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.

-детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.

Методы и приемы, используемые на НОД.

1.По источнику познания:

- вербальные,

- наглядные,

-практические методы обучения.

2. По типу обучения:

- объяснительно-иллюстративные,

- проблемно-развивающие методы обучения.

3. По уровню познавательной самостоятельности:

- репродуктивные,

-продуктивные.

4. По дидактическим целям и функциям:

- методы стимулирования,

- организации и контроля.

5. По виду деятельности педагога:

- методы изложения;

- методы организации самостоятельной учебной деятельности.

6. Методы дифференцированного обучения.

Самостоятельная деятельность детей;

Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий ежеквартально.

Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

Планируемые результаты

  • Знать, называть, использовать детали строительного материала.
  • Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.
  • Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
  • Различать части постройки по величине (большая — маленькая, длинная — короткая, высокая — низкая, узкая — широкая).

Содержательный раздел

СЕНТЯБРЬ

НОД № 1. Горка с лесенками

Программные задачи: учить строить горку с двумя лесенками, помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками, учить называть детали строительного набора, выделять из каких деталей построена лесенка. Закреплять цвет, количество.

стр. 37-38, л. В. Куцакова

НОД № 2 Дорожки

Программные задачи: учить строить длинные и короткие дорожки, используя кирпичики и пластины. Закреплять цвет, понятие узкий, широкий. Учить обыгрывать постройки. Продолжать воспитывать желание строить, развивать творческие способности детей.

стр. 38, Л. В. Куцакова

ОКТЯБРЬ

НОД № 3 Дорожки

Программные задачи: учить преобразовывать дорожки в длину по предложению воспитателя. Закреплять цвет, понятие длиннее, короче, широкая, узкая. Учить обыгрывать свою постройку, развивать творчество, желание строить.

стр. 38, Л. В. Куцакова

стр. 39, Л. В. Куцакова

НОД № 4 Дорожки

Программные задачи: продолжать учить строить длинные и короткие дорожки, используя кирпичики и пластины. Закреплять цвет, понятие узкий, широкий. Учить обыгрывать постройки. Продолжать воспитывать желание строить, развивать творческие способности детей.

стр. 39, Л. В. Куцакова

НОЯБРЬ

01.11.13г. стр. 39, Л. В. Куцакова

НОД № 5 Мебель

Программные задачи: учить преобразовывать постройку воспитателя в длину. Учить называть предметы, выделяя их основные части. Закреплять цвет, последовательность выполнения работы. Поощрять обыгрывание своих построек.

стр. 40, Л. В. Куцакова

НОД № 6 Мебель

Программные задачи: учить детей использовать детали для построек по желанию и сочетая их по цвету. Развивать фантазию, творчество, эстетический вкус.

стр. 40, Л. В. Куцакова

НОД № 7 Ворота

Программные задачи: учить изменять постройку воспитателя, преобразовывая её в высоту, при этом называя детали. Побуждать детей воспроизводить два-три вида ворот, используя разные детали строительного материала (кирпичики, кубики).

ДЕКАБРЬ

стр. 40-41, Л. В. Куцакова

НОД № 8 Ворота

Программные задачи: продолжать учить строить ворота разные по виду. Закреплять цвет, понятия высокий, низкий, столбы, перекрытия. Учить осуществлять простейший сенсорный анализ, выделяя ярко выраженные в предметах свойства и качества.

стр. 41, Л. В. Куцакова

НОД № 9 Ворота

Программные задачи: продолжать учить осуществлять простейший сенсорный анализ, выделяя ярко выраженные в предметах свойства и качества. Научить строить по элементарному образцу. Развивать представления о форме, величине, цвете.

ЯНВАРЬ

стр. 41, Л. В. Куцакова

НОД № 10 Домики

Программные задачи: развивать желание строить для кого-либо, украшая постройку, используя различное цветовое решение. Формировать навыки конструирования, развивать творчество, умение усложнять свои конструкции.

стр. 42, Л. В. Куцакова

НОД № 11 Домики

Программные задачи: учить детей замыкать пространство, используя при этом различные детали строительного материала. Продолжать учить осуществлять простейший сенсорный анализ, выделяя ярко выраженные в предметах свойства и качества. Продолжать развивать представления о форме, величине и цвете.

ФЕВРАЛЬ

стр. 42, Л. В. Куцакова

НОД № 12 Домики

Программные задачи: продолжать учить детей строить домик, теремок, при этом усложняя постройку, украшая её, соорудив дополнительные постройки. Развивать фантазию, творчество, желание строить.

стр. 42-43, Л. В. Куцакова

НОД № 13 Заборчик

Программные задачи: учить детей замыкать большие пространства по словесному указанию воспитателя. Продолжать развивать представления о цвете, величине, форме.

МАРТ

стр. 43, Л. В. Куцакова

НОД № 14 Заборчик

Программные задачи: продолжать учить детей строить по образцу воспитателя, чередуя детали по цвету. Воспитывать эстетические качества.

стр. 43, Л. В. Куцакова

НОД № 15 Заборчик

Программные задачи: продолжать учить детей замыкать большие пространства, усложняя постройку (чередование цвета, деталей постройки). Продолжать развивать представления о величине, форме.

АПРЕЛЬ

стр. 43-44, Л. В. Куцакова

НОД № 16 Заборчик

Программные задачи: продолжать учить детей замыкать большие пространства, всё более усложняя постройку (чередование цвета, деталей постройки). Продолжать развивать представления о величине, форме. Развивать желание строить по собственному замыслу, побуждать к совместным играм.

стр. 44, Л. В. Куцакова

НОД № 17 Заборчик

Программные задачи: учить строить по условиям, которые ещё больше усложняются. Побуждать детей замкнуть пространство по четырёхугольнику. Продолжать развивать представления о величине, форме. Развивать желание строить по собственному замыслу, побуждать к совместным играм.

МАЙ

стр. 44, Л. В. Куцакова

НОД № 18 По замыслу

Программные задачи: развивать желание строить для кого-либо, украшая постройку, используя различное цветовое решение. Формировать навыки конструирования, развивать творчество, умение усложнять свои конструкции. Воспитывать эстетические качества, желание строит по собственному замыслу, побуждать к совместным играм.

Диагностические задания

Сентябрь.

Занятие №1 «Горка с лесенками».

Целевые ориентиры: учить строить горку с двумя лесенками, помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками, учить называть детали строительного набора, выделять из каких деталей построена лесенка. Закреплять цвет, количество.

Октябрь.

Тема: «Дорожки».

Занятие №2

Целевые ориентиры: учить строить длинные и короткие дорожки, используя кирпичики и пластины. Закреплять цвет, понятие узкий, широкий. Учить обыгрывать постройки. Продолжать воспитывать желание строить, развивать творческие способности детей.

Занятие №3

Целевые ориентиры: учить преобразовывать дорожки в длину по предложению воспитателя. Закреплять цвет, понятие длиннее, короче, широкая, узкая. Учить обыгрывать свою постройку, развивать творчество, желание строить.

Занятие №4

Целевые ориентиры: продолжать учить строить длинные и короткие дорожки, используя кирпичики и пластины. Закреплять цвет, понятие узкий, широкий. Учить обыгрывать постройки. Продолжать воспитывать желание строить, развивать творческие способности детей.

Ноябрь.

Тема: «Мебель».

Занятие №5

Целевые ориентиры: учить преобразовывать постройку воспитателя в длину. Учить называть предметы, выделяя их основные части. Закреплять цвет, последовательность выполнения работы. Поощрять обыгрывание своих построек

Занятие №6

Целевые ориентиры: учить детей использовать детали для построек по желанию и сочетая их по цвету. Развивать фантазию, творчество, эстетический вкус.

Декабрь.

Тема: «Ворота».

Занятие №7

Целевые ориентиры: учить изменять постройку воспитателя, преобразовывая её в высоту, при этом называя детали. Побуждать детей воспроизводить два-три вида ворот, используя разные детали строительного материала (кирпичики, кубики).

Занятие №8

Целевые ориентиры: продолжать учить строить ворота разные по виду. Закреплять цвет, понятия высокий, низкий, столбы, перекрытия. Учить осуществлять простейший сенсорный анализ, выделяя ярко выраженные в предметах свойства и качества.

Январь.

Занятие №9

Целевые ориентиры: продолжать учить осуществлять простейший сенсорный анализ, выделяя ярко выраженные в предметах свойства и качества. Научить строить по элементарному образцу. Развивать представления о форме, величине, цвете.

Февраль.

Тема: «Домики».

Занятие №10

Целевые ориентиры: развивать желание строить для кого-либо, украшая постройку, используя различное цветовое решение. Формировать навыки конструирования, развивать творчество, умение усложнять свои конструкции

Занятие №11

Целевые ориентиры: учить детей замыкать пространство, используя при этом различные детали строительного материала. Продолжать учить осуществлять простейший сенсорный анализ, выделяя ярко выраженные в предметах свойства и качества. Продолжать развивать представления о форме, величине и цвете.

Март.

Занятие №12

Целевые ориентиры: продолжать учить детей строить домик, теремок, при этом усложняя постройку, украшая её, соорудив дополнительные постройки. Развивать фантазию, творчество, желание строить.

Тема: «Заборчик».

Занятие №13

Целевые ориентиры: учить детей замыкать большие пространства по словесному указанию воспитателя. Продолжать развивать представления о цвете, величине, форме.

Апрель.

Занятие №14

Целевые ориентиры: учить детей замыкать большие пространства по словесному указанию воспитателя. Продолжать развивать представления о цвете, величине, форме.

Занятие №15

Целевые ориентиры: продолжать учить детей замыкать большие пространства, усложняя постройку (чередование цвета, деталей постройки). Продолжать развивать представления о величине, форме.

Занятие №16

Целевые ориентиры: продолжать учить детей замыкать большие пространства, всё более усложняя постройку (чередование цвета, деталей постройки). Продолжать развивать представления о величине, форме. Развивать желание строить по собственному замыслу, побуждать к совместным играм.

Май.

Занятие №17

Целевые ориентиры: учить строить по условиям, которые ещё больше усложняются. Побуждать детей замкнуть пространство по четырёхугольнику. Продолжать развивать представления о величине и форме. Развивать желание строить по собственному замыслу, побуждать к совместным играм.

Занятие №18 «Конструирование по замыслу».

Целевые ориентиры: развивать желание строить для кого-либо, украшая постройку, используя различное цветовое решение. Формировать навыки конструирования, развивать творчество, умение усложнять свои конструкции. Воспитывать эстетические качества, желание строит по собственному замыслу, побуждать к совместным играм.





Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:

- конструктор – строитель (крупный);

- конструктор – строитель (средний);

-конструктор – строитель «Городок»

- конструктор – строитель «Ферма»

-блочный конструктор «Лего» (крупный)

- блочный конструктор «Лего» (средний)

-конструктор «Зоопарк»

-конструктор «Железная дорога»

- «Блоки Дьенеша»

- «Палочки Кюизинера»

- набор геометрических фигур.


Педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Список литературы:

Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Младшая группа. – М.МОСКВА-СИНТЕЗ, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД открытого занятия по конструированию из строительного материала для детей старшей группы «Мост для Буратино»

Цели: расширять представление детей о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов, умении самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, комбинировать их. Учить ...

Конспект конструирования из строительного материала для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект конструирования из строительного материала для детей младшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группы по теме «Конкурс «Юный архитектор»

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения...

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Альбом по конструированию из строительного материала для детей 4-5 лет»

АКТУАЛЬНОСТЬ:Конструировано-модельная деятельность является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического ра...

Конспект НОД по конструированию из строительного материала для детей старшей группы «Мост для Буратино»

Расширять представление детей о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов, умении самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, комбинировать их. Учить ...