Исследовательский проект
презентация к уроку (средняя, старшая группа)

Соломатина Ирина Николаевна
Задачи: Образовательные: 1.Пополнить свою информационную базу о новом понятии «родословная» путём проведения беседы – диалога. 2.Раскрыть сущность понятия «имя», «фамилия» используя приём теоретического исследования; 3.Узнать значение своего имени, используя прием работы с толковым словарем; 4.Узнать информацию о своем имени, используя прием диалога; 5.Провести анализ по теме «Имя Всеволод» и определить место моего имени в рейтинге популярности имен в моей группе, в рамках детского сада, используя прием сопоставления; в рамках страны – поисковый метод; 6.Составить родословное древо рода Бороздиных по, имеющейся в семье информации, используя прием беседы; фотоматериалы семьи. 7.Выяснить как можно больше о роде Бороздиных, используя прием теоретического исследования печатных изданий и архивных документов, имеющихся в доступе. 8.Учиться делать выбор материала для теоретического исследования, используя приём отбора; 9.Учиться ставить гипотезы, используя прием логического рассуждения; 10.Учиться делать выводы, используя приём критического мышления. Воспитательные: 1.Прививать чувство сопричастности к своим родственникам, гордости за свой род; 2.Воспитывать интерес к теоретической исследовательской деятельности. Развивающие: 1.Развивать интерес к теоретической исследовательской деятельности. 3.Развивать логику, мышление и аналитический ум; 4.Развивать красивую, правильную речь.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ Бобровский детский сад 4 Исследовательский проект Всеволод Бороздин – это вам не пара пустяков

Слайд 2

Всё началось с того, что я услышал…. «БЕЗ ИМЕНИ РЕБЕНОК – ЧЕРТЕНОК»

Слайд 3

Выбор темы…… ? ?Зачем человеку имя и фамилия ? Есть ли тайна их происхождения ? Что обозначают эти слова ? ? ? Кому я обязан своим именем? Имя и фамилия – это серьезно или пустяк? –этот вопрос стал красной линией всего проекта ?

Слайд 4

Цель проекта Раскрыть тайну своего имени «Всеволод» и своей фамилии «Бороздин»

Слайд 5

Проблема: недостаточно знаний

Слайд 6

Гипотеза: если я узнаю тайну своего происхождения, то это будет круто: я смогу…

Слайд 7

Задачи проекта Образовательные -пополнить свою информационную базу по теме; -провести анализ информации; -провести исследовательскую работу Воспитательные -воспитывать интерес к исследовательской деятельности Развивающие Е развивать интерес, логику -развивать инт мышление, аналитический ум, речь

Слайд 8

Лингвистическое исследование «Что в имени моем….» Объект исследования слово «ИМЯ» личное название человека дают при рождении родители закрепляется в документе может иметь историю

Слайд 9

История моего имени «Всеволод» «все» Всеволод (15 век) « волод »(владеть) «Всевластный, всем владеющий»

Слайд 10

Аналитическое исследование имени и субъекта Я и мои черты :любознательный, настойчивый, старательный, но брезгливый Черты присущие имени Всеволод: настойчивый, уравновешенный старательный, хитрый, брезгливый, эгоистичный.

Слайд 11

Аналитическое исследование среди родителей русскоязычных семей имени Всеволод Исследование групп детей в пределах детского сада Старшая группа – 1 человек, детский сад – 1 человек Вывод: имя Всеволод - редкое. Статистическое исследование в пределах России Рейтинг популярности имен – 56 место Вывод – имя Всеволод- популярное.

Слайд 12

Известные люди с именем Всеволод В. БОБРОВ В.Санаев

Слайд 13

Известные люди с именем Всеволод В. Вишневский В.Гаршин

Слайд 15

Генеалогическое исследование «Родовое имя. Что оно расскажет? Род Семья Фамилия

Слайд 16

БОРОЗДИНЫ

Слайд 17

Шаг 1 «Фамилия»

Слайд 18

Шаг 2 «Кто мои предки?»

Слайд 19

Родословная ветвь Бороздиных Шаг 3 Составление генеалогического дерева по мужской линии

Слайд 20

Бороздин Всеволод – это я Воспитанник МКДОУ Бобровский детский сад 4, старшая группа.

Слайд 21

Бороздин Василий Викторович – мой папа Тренер, мастер спорта по каратэ – до, воспитал много мастеров спорта

Слайд 22

Бороздин Виктор Васильевич, мой дедушка Спортсмен, гимнаст

Слайд 23

Бороздин Василий Давыдович, мой прадедушка Уроженец Орловской области, г. Ливны. Перед войной окончил Ленинградскую военную академию. Воевал под г. Смоленском, погиб осенью 1941 г. в должности батальонного комиссара

Слайд 24

Домашний архив

Слайд 25

Бороздин Давыд Николаевич – мой прапрадедушка Уроженец Орловской области, г. Ливны. Служил в царской армии, фельдшером полковой кавалерии. Участвовал в русско – японской войне, захоронен с почестями в г.Ливны

Слайд 26

Бороздин Николай – мой далекий предок На родственнике этого поколения знания нашей семьи прерываются…..

Слайд 27

Исследование продолжается…

Слайд 28

Лингвистический аспект- 2 версии происхождения родовой фамилии Версия 1. Борозда – межа, полоска в поле, проведенная плугом. Версия 2 . Борозда – вздорный человек, буйная натура.

Слайд 30

Бороздины – дворянский род, что закреплено в «Списке дворянских родов» «Общий Гербовик дворянских родов Всероссийской империи» стр.42 Герб рода Бороздиных

Слайд 31

Славный, умный род.

Слайд 32

Продолжение работы: знакомство с родословной мамы Родословная ветвь мамы Бороздиной () И.А. Родословная ветвь папы Бороздина В.В.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Бобровский детский сад №4 общеразвивающего вида

        

           

       

                          Исследовательский проект

           Всеволод Бороздин – это вам не пара пустяков

 

       

                                                       

                                                Бороздин Всеволод, старшая группа

                                              «Руководитель» Соломатина Ирина Николаевна

                                               

                                              Бобров

                                              2022 «год»

Оглавление:                                                                                           страницы

Введение                                                                                                         3

1.Актуальность проблемы                                                                            3

2. Цель проекта                                                                                              3

3. Определение проблемы                                                                            3 4.Выдвижение гипотезы                                                                               3 5.Определение задач проекта                                                                       3 -4

Методика исследования работы

1.Лингвистическое исследование                                                                4 -6

2.Генеологическое исследование                                                                 6 – 9

Перспективы исследовательской деятельности                                          9                                                        

Литературный обзор                                                                                      10

Приложение  

Введение

Все началось с того, что я услышал пословицу «Без имени ребенок – чертенок»

Выбор темы: А ведь действительно, каждый человек имеет имя, свое собственное и, конечно же, фамилию. В голове стали рождаться вопросы

Зачем  человеку имя и фамилия?

Что обозначают эти слова?

Почему имена и фамилии бывают разные у разных людей, а бывают и одинаковые?

Есть ли тайна их происхождения?

Кому я обязан своим именем и фамилией?

Имя и фамилия – это серьезно, или  пустяк…? Так один из  вопросов стал темой моего проекта.

Я поставил перед собой цель: раскрыть тайну своего имени и своей фамилии.

Недостаточные знания позволили мне определить проблему: она заключена в этих умных словах, сказанных не мной: «Как ни одно дерево не  может вырасти крепким и красивым, не опираясь на свои величавые корни, так и ни один человек не сможет быть достойным сыном своего Отечества, не зная родословной своей семьи».

Я выдвинул гипотезу:

Если я узнаю тайну происхождения своего имени и фамилии, то смогу больше понять про себя.  А еще, смогу этой информацией поделиться   со своими друзьями. Может и им станет интересно узнать свою родословную, а я стану тем человеком, который запустит цепную реакцию в группе.

Определил задачи:

Образовательные:

1.Пополнить свою информационную базу о новом понятии «родословная» путём проведения беседы – диалога.

2.Раскрыть сущность понятия «имя», «фамилия» используя приём теоретического исследования;

3.Узнать значение своего имени, используя прием работы с толковым словарем;

4.Узнать информацию о своем имени, используя прием диалога;

5.Провести анализ по теме «Имя Всеволод» и определить место моего имени в рейтинге популярности имен в моей группе,  в рамках детского сада, используя прием сопоставления; в рамках страны – поисковый метод;

6.Составить родословное древо рода Бороздиных по, имеющейся в семье информации, используя прием беседы; фотоматериалы семьи.

7.Выяснить как можно больше о роде Бороздиных, используя прием теоретического исследования печатных изданий и архивных документов, имеющихся в доступе.

8.Учиться делать выбор материала для теоретического исследования, используя приём отбора;

9.Учиться ставить гипотезы, используя прием логического рассуждения;

10.Учиться делать выводы, используя приём критического мышления.

Воспитательные:

1.Прививать чувство  сопричастности к своим родственникам, гордости за свой род;

2.Воспитывать интерес к теоретической исследовательской деятельности.

Развивающие:

1.Развивать интерес к теоретической исследовательской деятельности.

3.Развивать логику, мышление и аналитический ум;

4.Развивать красивую, правильную речь.

Методика исследования работы

Лингвистическое  исследование  «Что в имени моем…»

Объект исследования слово «Имя»

С воспитателем Ириной Николаевной  выяснили значение слово «имя».

Мы нашли книгу, в которой объясняется значение многих слов. Называется она – толковый словарь [1. Толковый словарь русского языка].

Читаем: «Имя» - это личное название человека. Оно дается человеку при рождении». А еще мне Ирина Николаевна рассказала, что имя человека закрепляется в документе и называется он «Свидетельство о рождении».

 У меня есть такой документ.

Я также узнал, что имя дают родители: мама или папа. Интересно, кто же меня так назвал и почему?

Объект исследования - имя «Всеволод»

С этим вопросом я обратился к своей семье. Оказывается, меня так назвала моя мама и у нее есть своя история:

 «Задолго до моего рождения, мама прочитала книгу « Князь Всеволод Большое Гнездо». Ей  этот герой настолько понравился, что она решила назвать своего сына (т.е. меня) этим именем.

Что же обозначает имя «Всеволод»? Какие они Всеволоды?

Подключаю в свою исследовательскую работу сестру. Она предложила мне

узнать информацию в «Словаре личных имен» [2.«Современный словарь личных имен» с.68].

Узнаю и обобщаю информацию:

 «Всеволод – красивое, мужское, славянское имя. Возникло на Руси еще в 15 веке. Оно состоит из двух корней  и означает «всевластный»  Исследования показывают, что это имя давалось только князьям, военным вождям и правителям, означало  пожелание «владеть всем».

Аналитический аспект

Люди с именем Всеволод наделены следующими качествами: любознательность, настойчивость, уравновешенность, старательность, но также хитрость и брезгливость. Мои черты характера во многом совпадают с теми чертами, которыми наделено это имя.

Хочется узнать насколько популярно это имя у родителей?

Объект исследования – « Группы людей различной численности»

С воспитателем Ириной Николаевной анализируем имена мальчиков нашей группы: Егор, Всеволод, Назар, Илья, Иван, Марк, Максим, Юсуф, Ярослав. В списке ребят «Всеволод» (т.е. я ) - один. Получается, оно непопулярное.

 Но вот что интересно: каждого имени тоже по – одному - информации недостаточно для заключения.

Следующий шаг: анализирую список мальчиков всего детского сада. В этом мне помог мой воспитатель. В этом списке я тоже один. Значит имя «Всеволод» - редкое и непопулярное в рамках  группы и нашего детского сада. А в рамках страны?

С воспитателем Ириной Николаевной, через интернет находим «Рейтинг популярности имен мальчиков в русскоговорящих семьях» и выясняем, что это имя занимает 56 место списка, что соответствует популярному имени.

Объект исследования «Знаменитые люди России»    [3.Русский библиографический словарь.]

? Известные люди с именем «Всеволод».

Они есть: Всеволод Вишневский, журналист;

 Всеволод Гаршин, русский писатель;

Всеволод Санаев, актер;

Всеволод Бобров, известный спортсмен и тренер ;

 Всеволод Большое Гнездо, князь Владимирский.

Вывод:  я раскрыл тайну своего имени, стал про себя знать и понимать больше. Как показало исследование: на обладателя этого имени раньше возлагались большие надежды, да и сейчас оно популярно у родителей, хотя в нашем саду оно редкое, а в нашей стране популярное. А вообще, это имя – замечательное, спасибо маме за это. Ношу его с гордостью!

 Генеологическое  исследование «Родовое имя. Что оно мне расскажет?»

Я знаю, что род – это дальние и близкие родственники, родные люди, большая «Семья». У этой «Семьи» есть название, а проще « Фамилия». Она передается человеку по мужской линии. У моего папы фамилия Бороздин и у меня тоже фамилия Бороздин. С воспитателем Ириной Николаевной, мы опять обращаемся к толковому словарю   и выясняем, что слово «фамилия» обозначает «семейство», « наследственное  родовое имя», ведущее название от общего предка.  Очень интересно, что расскажет мне моя Фамилия? Кто мои предки?

Мама предложила мне составить «родословное древо нашей семьи» по линии папы. К работе мы подключили самого взрослого родственника нашей семьи по папиной линии: мою бабушку Бороздину Ф.А., ей 86 лет.  Все вместе, используя информацию бабушки, мы составили генеалогическое древо, описывающее родственные отношения в пределах нашей семьи Бороздиных по папиной линии  [4.Семейный архив.]

   «СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО БОРОЗДИНЫХ»

 Бороздин Всеволод Васильевич – это Я

Бороздин Василий Викторович, мой папа – окончил спортивную академию, тренер, мастер спорта   карате – до. Воспитал много мастеров спорта.

Бороздин, мой дядя – учился в военно - космической академии имени А.Ф. Можайского в г. Санкт - Петербурге, работал на космодроме Байконур, где отправляются в космос и сегодня космические корабли.

Бороздин Виктор Васильевич, мой дедушка – тоже известный спортсмен, гимнаст.

Бороздин Федор Васильевич, сын моего прадедушки, мой двоюродный дедушка – военный, офицер морской авиации; служил на Севере, на Камчатке.

Бороздин Василий Давыдович – мой прадедушка- был родом из Орловской области, г.Ливны, военный. Перед войной окончил Ленинградскую военную академию. Воевал под городом Смоленском и осенью 1941 г. погиб, защищая страну в звании батальонного комиссара. В музее нашего города Боброва о нем хранится информация. И на родине в г. Ливны  Орловской области в небольшой часовенке есть его фотография.

Бороздин Давыд Николаевич, мой прапрадедушка, родом из Орловской области, г.Ливны; служил в царской армии, фельдшером в полковой кавалерии. Участвовал в русско - японской  войне, захоронен с почестями в г. Ливны

Бороздин Николай – на родственнике этого поколения наши знания прерываются…

  Но мы были уже в теме и она нас захватила.

В поисках информации мы стали изучать семейные архивы, беседовали с дальними и близкими родственниками, изучали музейную информацию г. Боброва, обращались к исторической литературе, словарям, интернету, посетили районную библиотеку г. Боброва. И вот, что мы узнали о роде Бороздиных, моем роде:

Бороздины  [5.Этимологический словарь «Русские фамилии».]  – старинный род,  ведет свое начало от Юрия Лозынича, уехавшего в 1327 году из Волынской земли к тверскому князю Алексею Михайловичу.  Его сын Гавриил Юрьевич, боярин Тверского великого князя. Правнук его Иван Васильевич, имел прозвище Борозда, от которого его сыновья и внуки стали зваться Бороздиными.

Лингвистический аспект

Что означает  прозвище « Борозда»? В интернете, с воспитателем нашли два версии [6.Википедия.]

Версия 1

Борозда - межа, полоска в поле, проведенная плугом

Версия 2

Борозда – вздорный человек, буйная натура.

Если придерживаться первой версии, то мой род пошел от земледельцев, людей, работающих в поле, на земле. Это люди небольшого достатка, но честные и трудолюбивые. Славная, трудовая фамилия.

Но нам уже известно, что мои предки – как минимум бояре, люди немалого достатка. Значит надо придерживаться второй версии. А это значит, что  мой род берет начало от людей буйных, бесстрашных, быстрых.

Дальше - больше: мы узнаем, что Бороздины – это еще и дворянский род, что закреплено в особом списке.[7 «Список дворянских родов».]

Род Бороздиных  имеет свой герб. Он внесен в специальный документ

[8. «Общий гербовик дворянских родов Всероссийской империи» стр.42.] Право иметь свой герб  дано только потомственному дворянству. Герб – это эмблема рода, из которого можно узнать о происхождении, заслугах и статусе рода. Герб рода состоял из боевого щита, шлема, короны (символизирует знатность), мантии, намета (фон герба), щитодержателей, девиза.

Щит рода Бороздиных разделен на 4 равные части.

В 1и 4 частях в голубом поле два серебряных полумесяца  (голубой цвет символизирует « честность», « верность», а полумесяц – «христианский  знак» .Это поле говорит, что род Бороздиных верен христианству);

во 2 части в красном поле – сабля, обращенная острием вниз. Красный цвет символизирует – «мужество» и «храбрость», а сабля - «воинские подвиги» .Очевидно, это поле говорит о больших воинских заслугах этого рода перед Родиной;  

в 3 части щита, в золотом поле - три страусиных пера. Золотой цвет символизирует «богатство», а страусиные перья –  «образование и стремление к познанию». Очевидно, это поле говорит о знатном и образованном роде.

Щит увенчан дворянским шлемом и дворянской короной, символом «знатности» рода и тремя  страусовыми перьями. Намет на щите голубой, подложен золотом.

Вывод: Я познакомился с историей своего рода:  славный, умный род, который принес пользу Российскому государству и, надеюсь, принесет еще. Моя мама говорит: «Буду теперь хранить для внуков». Для меня и моей семьи – это бесценная информация.

Вывод по итогу работы: Эта работа первая систематизация истории нашего рода. В ходе проекта я получил знания о себе и своей семье; познакомился со многими понятиями и документами; приобрел небольшие навыки поиска и сбора информации, попробовал себя в анализе и презентации своей работы. За  время работы над проектом повысилась активность семьи в деле воспитания нас - детей.

Заключение:

Небольшие знания я добыл, проблему решил. Всем хочу сказать: «Укрепляйте свои величавые корни помыслами, поступками, хорошими делами, чтобы не стыдно было за них перед потомками».

Перспективы: Хочу  продолжить эту работу: выяснить чем замечательна родословная ветвь по линии моей мамы.

Литература

1.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

2.СуперанскаяА.В. Современный словарь личных имен

3.Половоцов А.А. Русский библиографический словарь

4. Семейный архив семьи Бороздиных

5.Федосюк. Ю. Этимологический словарь «Русские фамилии»

6.Википедия

7. Коншина Л.« Полный список дворянских родов Российской империи»

8. « Общий гербовик дворянских родов Всероссийской империи»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...