Интерактивное путешествие «Путешествие в старорусскую школу»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Домникова Татьяна Владимировна

Интерактивное путешествие в старорусскую школу для детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

  • расширить представления детей о русской культуре;
  • обогатить, систематизировать знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне;
  • обобщить знания детей о старорусской школе;
  • формировать положительное отношение к школьному обучению у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_drevney_rusi.docx226.11 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное путешествие

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в старорусскую школу»

Картинки по запросу школы древней руси картинки

Подготовила:

Домникова Татьяна Владимировна,

воспитатель, высшая категория

Новосибирск  

Интеграция видов деятельности:  игровая, познавательная деятельность, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

Цель: обобщение знаний детей по теме Древняя Русь.

Задачи:

Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):

  • расширить представления детей о русской культуре;
  • обогатить, систематизировать знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне;
  • обобщить знания детей о старорусской школе;
  • формировать положительное отношение к школьному обучению у дошкольников;

Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т.ч. речи):

  • расширять активный словарь детей по заданной теме;
  • развивать  у детей речевую и мыслительную деятельности, умение аргументировать свои высказывания;
  • активизировать познавательную деятельность.

Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):

  • воспитывать чувство любви и уважения к русской культуре;
  • формировать навыки сотрудничества в коллективе, самостоятельности, активности;
  • вызвать у детей чувство восхищения культурным наследием нашей Родины.

Планируемый результат: предпосылки УУД (универсальные  учебные  действия): умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка.

Средства, оборудование, материалы:

наглядные (демонстрационный материал): кириллица - старославянская азбука, старославянский счет, печка, чугунок, сундук, лавки, стол, «цера», «писало», чернильница, перья, колокольчик, лучина, свеча, игра -ходилка «Путешествие по Древней Руси», три шкатулки.

музыкально-литературные: аудиозапись русских народных инструментов, русская народная музыка.

раздаточные материалы: «цера»  и «писало», гусиные  перья, чернильница, буквы-цифры.

Ход занятия:

Вводная часть.

    Под русскую народную музыку входит ведущий, в руках на подносе три шкатулочки.

Хранительница времени: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я хранительница времени. Знаете ли вы, что такое время? И какое оно бывает? Ответы детей: прошлое, настоящее и будущее.

Хранительница времени: У меня есть три шкатулки из разного времени,  сможете ли вы определить из какого времени какая шкатулка? Объясните, почему вы так думаете.

Ответы детей: В первой шкатулке лежит портрет князя Владимира  и рисунок Древнего Киева, значит эта шкатулка из прошлого.

Хранительница времени: А что такое прошлое?

Ответы детей.

Хранительница времени: А из какого времени вторая шкатулка?

Ответы детей: Во второй шкатулке лежит фото Кремля и президента, эта шкатулка из настоящего.

Хранительница времени: А что такое настоящее?

Хранительница времени:  Почему же последняя шкатулка пустая?

Ответы детей:  Потому что будущее нам неизвестно.

Хранительница времени: В настоящее время мы живем в стране….Как называется наше государство?

Ответы детей.

Хранительница времени: А вот в прошлом наша страна называлась….Возникла она очень давно, у нее древняя и интересная история. Ответы детей.

Хранительница времени: Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне?

Ответы детей.

Хранительница времени: Вам, ребята, в ближайшем будущем предстоит пойти в школу. А знаете ли вы, кто открыл первую школу на Руси?

Ответы детей: Князь Владимир Красное Солнышко.  

Хранительница времени: А вот его сына народ прозвал Ярославом Мудрым? Почему?

Ответы детей: Сын его Ярослав был прозван Мудрым за любовь к книгам и открытие новых школ.

Хранительница времени: А знаете ли вы, что первые школы создавались только для мальчиков. Девочек стали принимать в школу только 100 лет назад. А вот когда в школе начинается учебный год?  

Ответы детей: 1 сентября.

 Хранительница времени: А  сто лет назад учебный год начинался  зимой 14 декабря в день Наума-грамотника. Наум – это один из пророков. Наум Грамотник помогал ребятам в учебе. Его наказы знал каждый ученик в школе, но вот, к сожалению, до нас они не дошли и были утеряны. А могли бы вы, ребята,  мне помочь восстановить его наказы?

Ответы детей.

 Хранительница времени: Тогда я вам тоже помогу, перенесу вас в прошлое, где мы сможем найти наказы Наума грамотника, а найдем мы их в старорусской школе.  Но  вам нужно будет показать свои знания и умения. Готовы вы к путешествию?

Ответы детей.

У меня есть волшебное полотно времени, выполнив его задания, мы сможем пройти через врата времени. Ведь прошлое открывает двери только тем, кто знает историю своей Родины.

Основная часть.

Игра-  ходилка «Путешествие по Древней Руси»

Цель:     Познакомить с историей и культурой славянского народа, его бытом, обычаями, обогатить речь и словарь детей названиями предметов быта древних славян, одежды, рода занятий.

Объяснение правил игры. Первое действие выполняет ведущая (ответ детей коллективный),  далее каждый ребенок выполняет действие самостоятельно (ответ индивидуальный), если ребенок затрудняется с ответом, то помогает группа.

Хранительница времени: Молодцы, показали вы свои знания! Проходите, девицы красные, молодцы добрые, милости просим!

Ворота открываются. Дети проходят в них.

Хранительница времени: Добро пожаловать в старорусскую школу! Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты. Похожа эта школа на современную? А на что она больше похожа?

Ответы детей.

Хранительница времени: Давайте пройдем по классу и осмотрим его.

Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий (звон колокола). В школе был всего лишь один учитель- мужчина.  Ученики рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, соблюдая при этом следующие наставления: не драться, не шалить, не брать чужого. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе.

Хранительница времени: Как вы думаете, для чего на столе чугунок?

Ответы детей.

Хранительница времени: В старину, когда заканчивался раздел учения, мама варила кашу, складывала в горшочек, ученик приносил её и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после они назывались…… («однокашниками»).

Ученики в школе должны были сами мести сор, мыть полы, лавки и стол. Освещение школы с помощью лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. 

В углу рассыпан горох и лежат розги. 

Хранительница времени: Как вы думаете, ребята, для чего в школе нужен был горох и веточки?

Ответы детей.

Хранительница времени: Это угол для наказания  тех, кто не хотел учиться, невнимательно слушал учителя. Дневников раньше не было, но следы от лозы  оставались на руках, отсюда и пошло название «отметка».

Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. Можно начинать занятия.

Итак, первый урок письма (знакомство с церковнославянским алфавитом, письмо гусиными перьями и писалом).

Занимайте места, ребята. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать в былые времена. В древней  Руси не было бумаги. И дети писали на бересте. Что такое береста?  

Ответы детей.

Также использовались деревянные дощечки, покрытые воском. А хранились они в сундуках.

А еще в сундуках хранились книги учителя, потому что книги были очень ценные, одна книга стоила как стадо коров.

Из сундука достает церы и раздает детям.

Называлась такая дощечка «цера».  Для письма использовали заострённые палочки. Они назывались «писало».  Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. Дощечку для письма или бересту дети держали чаще не на столе, а на колене. И так, согнувшись, писали. Получалось, что не такое легкое это дело – писать.

 Внимание,  задание: на подготовленных дощечках – церах, используя писало, напишите название нашего государства в древности.

Дети выполняют задание.

Хранительница времени: Легко ли писать на воске? Много сил нужно приложить?

Ответы детей.

 Хранительница времени: На бересте писали гусиными перьями. С помощью чернил напишите на бересте название столицы древнерусского государства.

Дети выполняют задание.

Хранительница времени:  Понравилось вам писать перьями?

Вот вам две старинные русские загадки. Как вы думаете, в какой из них говорится о писале, которым писали на воске, в какой – о пере?

Малый конь с черного озера воду берет, белое поле поливает.

Пять волов одной сохой пашут.

Ответы детей.

Хранительница времени: Конечно, первая загадка – про гусиное перо, а во второй «пять волов» – это пять пальцев руки, которые держат писало и, прикладывая усилие, выцарапывают им буквы, будто пашут.

Хранительница времени: Обратите внимание, на доске славянская азбука. Это кириллица.  Она стала первой славянской азбукой. Назвали новую азбуку в честь Кирилла, который и был ее основателем. Каждая буква древнерусской азбуки имела своим названием определенное слово, начинающееся с этой буквы. А-аз, Б- Буки, В -Веди….А когда алфавит учили, то кричали все хором за учителем, даже была поговорка «Алфавит учат - на всю избу кричат».

Задание: У меня на картинке различные предметы, выберите из них те, которые начинаются на букву РЦЫ.

Еще у меня есть буквы: ША, ОН, КАКО, ЛЮДИ и АЗ. Соберите, пожалуйста, слово из данных букв.

Дети собирают слово ШКОЛА.

ПЕРЕМЕНКА  Игра «Покажи что назову»

Ведущий называет части тела на старорусском языке, дети  показывают.

Второй урок нравоучения (жизнь, быт, нравы Древней Руси) 

Хранительница времени: Наши предки издавна обучению грамоте предавали большое значение.   Умного, грамотного, ученого человека на Руси всегда почитали и говорили: «Голова всему начало», «И сила уму уступает». «Велика бывает польза от учения книжного».

Я начну, а вы продолжите.

  1. Голова без ума, что фонарь без свечи.
  2. Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
  3. Красна птица пером, а человек ученьем.
  4. Ученье свет, а не ученье тьма.
  5. Учиться всегда пригодиться.
  6. Век живи, век учись.
  7. Новых друзей наживай, а старых не забывай.
  8. Труд кормит, а лень портит.
  9. Умел ошибиться, умей и исправиться.
  10.  Не сиди сложа руки, так не будет скуки.
  11. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  12. Корень ученья горек, да плод сладок.
  13. Неученый что слепой - веди куда хочешь.
  14. Повторять да учить- ум точить.
  15. Аз да буки избавят вас от скуки.

Хранительница времени: Русский народ не только был работящим, но умел еще и хорошо отдохнуть.

Хороводная игра «Яблочко»
Дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, то и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.
Яблочко золотое, яблочко наливное,
По рукам катилось и остановилось,
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!

Урок счета

Хранительница времени: Следующий урок счета. В Древней Руси  не было цифр, которые вы знаете, писали буквами.

На столе лежат цифры- буквы, дети слушают задачу и показывают букву, выбрав правильный ответ.

  1. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол Иванушка отпилил. Сколько углов стало у крышки? (5)
  2. Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Решили ее взвесить и диву дались. Весила она больше 4, но меньше 6 кг. Сколько же она весила?(5)
  3. В погребе 5 мышей ели сыр. Кот схватил 1 мышь. Сколько мышей осталось доедать сыр? (0)                                                                                      
  4.  Бабушка связала внукам 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)
  5. Кузнец подковал две лошади, сколько подков он сделал? (8)

Урок  музыки

Хранительница времени: А еще в школе учили петь и играть на народных инструментах.

Игра «Узнай русский народный инструмент на слух»

Хранительница времени: Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы.

Со всеми заданиями вы справились, в награду вы получаете наказы Наума -грамотника, давайте с ними познакомимся.

Читают наказы.

Хранительница времени: В память о нашем путешествии вам в подарок раскраска «Древняя Русь». Любите нашу страну, помните историю нашего народа. Ведь где родился -там и пригодился!

А сейчас мы вернемся в детский сад и обязательно расскажем всем детям о наказах Наума грамотника и пригласим их в путешествие по Древней Руси.

  Рефлексия.

Хранительница времени: Вот и закончилось наше занятие в школу, которая была сто лет назад. Чем же, ребята, школа прошлого отличалась от современной школы?

Ответы детей.

- Что же больше всего вам понравилось в школе  в давние времена? Было ли что-то, что вас удивило. Какое задание особенно понравилось?

Ответы детей.

Хранительница времени: Мы теперь знаем, что  старорусская школа развивала аккуратность и внимательность, учила терпению и выносливости, приобщала к трудолюбию, а самое главное к послушанию и уважительному отношению к старшим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное занятие-путешествие «Знатоки природы» для подготовительной к школе группы.

«Знатоки природы» - викторина для детей подготовительной к школе группы из семи туров. Ребятам предлагается увлекательное путешествие по нашей планете, не выходя из групповой комнаты детского са...

Методическая разработка совместной интерактивной игры- путешествия взрослых и детей «Путешествие в библиотеку».

. Интерактивная игра – путешествие проводится совместно с родителями. Идея игры - путешествия проста – дети с родителями, перемещаясь по точкам и выполняя различные задания, закрепляю...

Конспект организации и проведения развивающих игр с использованием интерактивной доски в подготовительной к школе группе

В конспекте представлен материал по организации и проведении трех развивающих интерактивных игр с использованием интерактивной доски....

Проект с использованием интерактивной технологии Mimio «Скоро в школу»

Проект создан в программе mimio. Расчитан на индивидуальную и подгрупповую рботу с детьми подготовитеьного возраста....

Конспект интерактивного занятия в подготовительной к школе группе «Кот в сапогах»

В этом году мы с детками подготовительной группы проводим интерактивные занятия для младшей и средней групп, по мотивам сказок... Это интересно и для малышей и для самих "актёров".Прог...

Конспект занятия на тему: «Путешествие в старорусскую школу»

Развивать интерес и желание знать прошлое человека. Дать элементарные понятия о том, как учились дети старину и кто их обучал, почему дети начинали учиться зимой в день святого Наума....