Проект "Опытно - экспериментальная деятельность в условиях ДОУ"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Власюк Марина Павловна

Проект "Опытно - экспериментальная деятельность в условиях ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в условиях ДОУ"

(Старшая группа)

Воспитатель: Власюк М.П

        Красноярск,2022

Актуальность

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания ими окружающего мира.

Цель проекта:

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи проекта:

 Обучающие: Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры), о грамотном использовании их человеком для удовлетворения своих потребностей.

Знакомить        детей        со        свойствами        различных        предметов,        природных материалов (бумага, , воздух, вода, почва).

Формировать        опыт        выполнения        правил        техники безопасности при проведении экспериментов.

Развивающие: Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Развивать мышление, внимание, память, речь.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Общая характеристика проекта:

Тип        проекта:        информационно - практикоориентированный.

Вид проекта: Поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитанники старшей дошкольной группы, воспитатели.

Сроки реализации:  Июнь -  Июль 2022г, среднесрочный.

Формы взаимодействия:

С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.

Цели проекта:

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.

Методы проведения:

Поисково-исследовательские        наблюдения:        случайные        наблюдения        и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;

Проведение опытов (практических);

Беседы (конструктивные).

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

Создание        технической        базы        для        детского        экспериментирования (оборудование, природные материалы);

определение целей и задач проекта.

Реализация проекта:

Теоретическая        часть:         составление        перспективного        плана, разработка конспектов.

Практическая часть:

         Познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, рисование, аппликация.

Ожидаемые результаты:

Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;

Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Реализация проекта:

Подготовительный этап:

Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

Разработка        и        проведение        диагностики        детей,        с        целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.

Определение        цели        и        задач        данного        опыта        работы,        ожидаемых результатов.

Определение основных форм работы с детьми.

Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования: · специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки); · природный материал (камешки, песок, семена и т.п.); · утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…); · прочие материалы - лупы, термометры. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Подборка практического материала, включающего:

Работу с детьми - конспекты НОД с элементами экспериментирования;

перспективный        план        по        проведению        непосредственно        опытов        и экспериментов;

картотеку опытов и экспериментов. Работа с родителями:

консультации для родителей по данной теме; памятки.

Основной этап:

Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

- непосредственно образовательная деятельность;

дополнительная образовательная деятельность детей (кружковая работа);

совместная        деятельность        взрослого        и        детей, а также ребенка со сверстником.

Непосредственно образовательная деятельность.

Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями. Совместная деятельность наиболее привлекательная форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.

Работа с родителями.

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье. Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой».

этап – заключительный: В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя.

Примерный календарно-тематический план

экспериментальной деятельности в старшей группе:

Май:

1. Сбор материалов.

2. Беседа «Знакомство с термометром»

Дидактическая игра «Свойства воздуха», Д/и « Кому нужен воздух?»

Опыты и эксперименты: «Воздух есть везде»,

Прогулка «Движение воздуха»

Практическая работа: рисование мыльными пузырями.

3. Беседа «Вода – источник жизни»

Опыты и эксперименты: «Вода бывает разная», «Вода и её свойства»

 Рисование «Круговорот воды в природе»

В ходе опытов ответить на вопросы и утвердить:

1.Вода не имеет ни цвета, запаха, вкуса, может менять

форму, а так же вкус, цвет и запах в зависимости от того что в неё добавить.

4. Откуда берётся вода?

3. Вода наш помощник.

5. Как вытолкнуть воду?

6. Способность воды отражать окружающие предметы.

7. Можно ли склеить бумагу водой?        

8. Вода может литься, а может брызгать.

Июнь:

1. Беседа: «Бумага и её свойства»

Опыты и эксперименты: Бумага (рвется, промокает, мнётся, окрашивается, не прозрачная).

Аппликация «Оригами из бумаги»

В ходе опытов ответить на вопросы и утвердить:

1.Бумага промокает и впитывает воду.

2.Бумага не прозрачная.

3.Бумага рвется.

4.Белая бумага окрашивается.

5. Плотность бумаги и изменение её свойств.

2. Беседа: «Почва и её свойства»

Опыты и эксперименты: Земля содержит воздух, впитывает воду. Из чего состоит земля (рассматривание под микроскопом)

 

Используемая литература:

Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно- методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.

Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка- Пресс, 1997 .

Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.

Приёмы работы по развитию связной речи в процессе детского экспериментирования. Из опыта работы....

Тема: «Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ».

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, которые являются актуальными на сегодняшний день и свидетельствуют о необходимости выхода экологического воспитания на ...

Презентация опыта работы «Интеграция изобразительной и экспериментальной деятельности как условие развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Презентация опыта работы «Интеграция изобразительной и экспериментальной  деятельности как условие развития творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста». Раскрыты цель, гипо...

Педагогический совет не тему «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях современного детского сада»

Цель: расшерение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности....

«Опытно – экспериментальная деятельность в условиях ДОУ»

Содержание опытно - экспериментальной в ДОУ, оснащение уголка эксперементирования....

«Организация детской экспериментальной деятельности в условиях лета»

Развитие детской познавательной деятельности...